Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)




Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина реализуется в рамках вариативной части.

Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин:

«История литературоведческой науки», «Литература народов Востока и Запада», «Диалог литератур в поликультурном пространстве РФ и стран СНГ», «История русского языка в контексте мировой культуры», «Межкультурный диалог в мировой литературе», «Мифопоэтический анализ текста».

Изучение дисциплины «Русская литература в контексте искусства и культуры» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре.

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетные единицы (з.е.), 108 академических часов.

Объем дисциплины Всего часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины    
Учебных часов на контактную работу с преподавателем:    
лекций    
практических    
лабораторных   -
контроль самостоятельной работы (КСР)    
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СРС)    
Учебных часов на контроль:    
зачет    

 

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

 

Заочная (очно-заочная) форма

№ п/п Наименование раздела /темы дисциплины Общая трудоёмкость всего (в часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах)
Контактная работа с преподавателем СРС
Лек Сем/Пр Лаб КСР
  Русская литература в контексте искусства и культуры            
  Литература в контексте искусства и культуры: специфика и пути изучения. Русское литературоведение 20 в. в контексте культуры: Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, С.С. Аверинцев.            
  Литература и культура Древней Руси: система жанров в искусстве и литературе.            
  Литература и культура 18 в.            
  Романтизм в русской литературе, искусстве, культуре. Поэзия пушкинской эпохи.            
  Творчество А.С. Пушкина в контексте искусства и культуры.            
  Литературный процесс 30-40-х гг. 19 в.: эстетические, философские, социокультурные контексты.            
  Литературный процесс 1850-1875 гг. XIX века в контексте развития искусства и культуры.            
  А.Н. Островский и русский театр.            
  Творчество А.А. Фета в контексте идеологических и эстетических дискуссий середины 19 века.            
  Литературный процесс 1870-90-х гг. XIX века и пути развития русской культуры.            
  Творчество Ф.М. Достоевского и его влияние на мировую культуру и художественное сознание.            
  Н.С. Лесков и тенденции развития русской культуры.            
  Л.Н. Толстой в контекстах мировой философии и культуры.            
  Творчество А.П. Чехова и мировая художественная культура.            
  Литература и культура рубежа XIX-XX вв.            
  Основные тенденции в русской литературе второй половины ХХ в.            
  Литература и культура постсоветской эпохи. Модернизм и постмодернизм в литературе и культуре 20-21 вв.            

 

 

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Лекционный курс

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание
  Русская литература в контексте искусства и культуры
1. Литература в контексте искусства и культуры: специфика и пути изучения. Русское литературоведение 20 в. о культурологических контекстах литературы. Литературный процесс в культурно-исторических контекстах X- XX вв.: общественно-историческое, культурное, идеологическое своеобразие каждой эпохи; основные закономерности литературного процесса в России и Европе; общие тенденции и специфические черты в ходе мирового литературного и художественно-эстетического развития; культурологическая значимость важнейших достижений отечественной литературоведческой науки; концепции Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева.
2. Литература и культура 18 в. Русская литература XVIII века Литература Петровской поры. Барокко в литературе Петровского времени. Развитие театрального искусства: «школьная драма», репертуар театра на Красной площади. Классицизм – ведущее направление второй трети XYIII века. Социально – политические, философские, эстетические предпосылки становления направления. Просветительство. Рационализм, нормативность, иерархичность как основные признаки классицизма. Своеобразие классицизма в России. Развитие драматургии. «Комическая опера». Сентиментализм – направление конца 18 века. Предпосылки, основные черты направления. Творчество Н.М. Карамзина. «Письма русского путешественника». Журнальная деятельность Карамзина. «Московский журнал». Альманахи «Аглая», «Аониды», «Бедная Лиза», «Марфа – посадница».
3. Литературный процесс 30-40-х гг. 19в.: эстетические, философские, социокультурные контексты. Литература 1830-х - 40-х годов. Общая характеристика. Социально-политическая обстановка эпохи. Идеалы культуры и просвещения с точки зрения официальной идеологии, смысл уваровской формулы «самодержавие - православие - народность». Столичные кружки и салоны 1830-1840-х годов и их роль в духовном становлении русской интеллигенции. Кружок Н.В. Станкевича как исток формирования идеологии русского западничества, философский характер кружка, русские гегельянцы. Эстетика западников, ориентация на европейские культурные образцы. Натуральная школа, круг идей и эстетика, европейские и русские истоки ее поэтики. Смысл формулы Белинского: «Гоголь - отец натуральной школы». Сборник «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» - манифесты нового литературного направления. Роль журнала «Современник» в отстаивании и пропаганде новой эстетики. Кружок славянофилов, их полемика с западниками и официальным правительственным курсом. Взгляды А.С. Хомякова, М.П. Погодина, С.П. Шевырева. Славянофильская концепция русской и европейской истории, эстетические воззрения и пристрастия. Журнал «Москвитянин», его антизападническая направленность и роль в распространении славянофильской системы ценностей.
4. Литературный процесс 1870-90-х гг. XIX века и пути развития русской культуры. Развитие критического реализма, его основные течения и их взаимосвязи. Судьба жанра романа в 1870-е годы, его разновидности. Развитие малых жанров. Взаимодействие жанров в литературе 1870-х годов. Проблема изображения жизни народа в литературе 1870-х годов. Народническое движение, причины его возникновения, противоречия. Идеологи народнического движения (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, П.Н. Ткачев). Народническая литература, ее связь с народническим движением. «Социологические» тенденции в народнической литературе, принципы изучения и изображения жизни народа (документальность, кропотливость, публицистичность, роль автора-повествователя, внимание к народной речи, жанровые формы, роль художественно-публицистического очерка, принципы циклизации очерков). Писатели охранительного направления. «Вторая волна» антинигилистического романа. Роль «Русского вестника» в судьбах антинигилистической литературы. Вс. Крестовский («Кровавый пуф»), Н.С. Лесков («На ножах»), Б. Маркевич («Марина из Алого Рога»). Антинигилистические тенденции в романе Достоевского «Бесы». Поэтика антинигилистического романа, ценности, противопоставляемые нигилизму (семья, полезный труд, любовь, вера, человеческое достоинство). Концепция человека в антинигилистическом романе. Идейные и эстетические течения в критике: народническая, революционно-демократическая, славянофильская и охранительная (Н. Михайловский, П. Ткачев, Н.Шелгунов, Н. Щедрин, И. Аксаков, М. Катков, А. Суворин).

 

Курс практических (семинарский) занятий

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание
  Русская литература в контексте искусства и культуры
1. Литература и культура Древней Руси: система жанров в искусстве и литературе. Древнерусская литература -Литература Древней Руси. Возникновение, общая характеристика, своеобразие, периодизация. -Древнейшее летописание. «Повесть временных лет», время и причины написания. Стиль монументального историзма в летописи. Литературный этикет в летописи. -Торжественное и учительное красноречие. -Агиография. Жития Бориса и Глеба. Абстрагированность в житиях. -«Слово о полку Игореве». История открытия, авторство. Споры вокруг памятника, своеобразие поэтики. - Повести о нашествии монголо-татар на Русь. - «Хождение Афанасия Никитина за три моря»,своеобразие памятника. - «Повесть о Петре и Февронии» литература XVI века. Публицистика XVI века Переписка Ивана грозного с Курбским. - Литература XVII века. «Житие протопопа Аввакума», его идейно-художественное своеобразие. -Переводной рыцарский роман и авантюрная повесть. «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве». -Демократическая сатира и смеховая литература. «Калязинская челобитная», «Повесть о Фоме и Ереме», «Служба кабаку», «Азбука о голом и небогатом человеке».
2. Литература и культура 18 в. - Своеобразие классицизма в России. - В.К. Тредиаковский. «Езда в остров Любви» как выражение новых взглядов на литературу. Реформа стихосложения в «Новом и кратком способе…». Поэзия Тредиаковского: пейзажная лирика, оды, идиллия, басни. Героическая поэма «Телемахида». - М.В. Ломоносов. Продолжение стихотворной реформы в «Письме о правилах российского стихотворства». Основные темы, образы од Ломоносова. Поэма «Пётр Великий». Теория «Трёх штилей». -А.П. Сумароков. Одическое творчество Сумарокова. Отношение к ломоносовской реформе стихосложения и ломоносовскому творчеству. «Эпистола о стихотворстве» как программа русского классицизма. Трагедийное творчество А.П. Сумарокова. «Хорев» - конфликт, характеры, идейное содержание. «Гамлет» как пример обращения к наследию Шекспира. «Димитрий Самозванец»: своеобразие творческой манеры, комедийное творчество Сумарокова. Тресотиниус «Рогоносец по воображению». Басни, эпиграммы, сатиры. - Н. Карамзин и русский сентиментализм. «Бедная Лиза». - Культурологические контексты поэзии Г. Державина. - Творчество А. Радищева и русское просветительство. «Путешествие из Петербурга в Москву». - Демократизация литературы в 60-70-е годы 18 века. Развитие журналистики. Журнальная деятельность Н.И. Новикова. -Развитие прозаических жанров. Романы Ф. Эмина. Предпосылки сентиментальной прозы («Письма Эрнеста и Доравры»). Темы, герои сказок М. Чулкова. -Развитие драматургии. Политическая трагедия в творчестве Я.Б. Княжнина.
3. Романтизм в русской литературе, искусстве, культуре. Поэзия пушкинской эпохи. -Общая характеристика литературы и культуры первой трети 19 века. Связь литературной жизни с событиями войны 1812 года, движения декабризма и его поражением в 1825 году. Периодизация. Литературные объединения начала века. Деятельность «Беседы» и «Арзамаса». Характеристика романтизма как литературного направления. Особенности русского романтизма и традиции. Путь субъективного познания действительности. Элегический романтизм. -Литературное творчество В.А. Жуковского и эстетика романтизма. -Литературное творчество декабристов. Поэзия, проза в культурологических контекстах эпохи. Альманах «Полярная звезда». Гражданская лирика К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера. Баллады П.А. Катенина. - Поэты пушкинского круга.
4. Творчество А.С. Пушкина в контексте искусства и культуры. Жизненный путь А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. -Романтическая поэма, ее жанровые особенности, ее место в творчестве А.С. Пушкина. -История создания романа «Евгений Онегин». Жанровое своеобразие произведения. Сюжетно-композиционные особенности. Образы главных героев. Калейдоскопичность в изображении разных сторон и национальной жизни, и душевной жизни отдельных людей. 8-ая и 9-ая статья из цикла «Сочинения Александра Пушкина» В. Белинского. -Пушкинская проза. Цикл «Повестей Белкина» - предощущение литературы нового качества. Философское, социальное, литературное содержание цикла. «Капитанская дочка» - стремление к осмыслению объективных законов исторического развития.
5. Литературный процесс 1850-1875-х гг. XIX века в контексте развития искусства и культуры. Своеобразие литературы 1850-1860-х годов. Общая характеристика. Изменение общественной и литературной атмосферы в России после европейской революционной волны 1848 года и начала «мрачного семилетия» николаевского царствования. Смерть Белинского и кризис в рядах русских западников, отказ от идеологии социального критицизма и обличительного пафоса в художественном творчестве, интерес к вечным ценностям бытия в противовес исторической и политической злободневности. Формирование «эстетической критики» А.В. Дружинина, В.П. Боткина и П.В. Анненкова. Спор Дружинина с литературной программой Белинского и его последователей. Идеал нравственной правды, психологической глубины и художественного изящества литературного произведения в критических статьях Анненкова. Творчество И.С. Тургенева и Л.Н. толстого как писателей пушкинской (не гоголевской) линии. Доктрина «чистого искусства», ее европейские и русские культурные истоки и художественное преломление в поэзии А.А. Фета, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Л.А. Мея, Н.Ф. Щербины. Вопрос о принадлежности к поэтам «чистого искусства» Ф.И. Тютчева, А.. Толстого.
6. А.Н. Островский и русский театр. Творчество А.Н. Островского. Происхождение А.Н. Островского, связь писателя с купеческо-мещанской культурой Замоскворечья. Первые драматические опыты. Своеобразие поэтики драмы Островского: этнографизм, повествовательность, самоценность диалога и «речевое действие», элементы проповеднического дидактизма, «романный» психологизм, колоритность и народность языка.
7. Творчество А.А. Фета в контексте идеологических и эстетических дискуссий середины 19 века. Творчество А.А. Фета. Дуализм личности и судьбы. Фет как поэт и помещик-прагматик. Основные темы лирики поэта. Понятие суггестивной лирики. Импрессионистический характер поэзии Фета. Образы европейского искусства и античности в поэзии Фета. Антологическая лирика. Фет как поэт-новатор. Влияние философии А.Шопенгауэра на творчество и мировоззрение Фета. Критика о его поэзии.
8. Творчество Ф.М. Достоевского и его влияние на мировую культуру и художественное сознание. Творчество Ф.М. Достоевского. Повести конца 1840-х годов: «Двойник», «Белые ночи» и др. Тема «двойничества», особенности ее развития и трактовки у Достоевского. Образ Петербурга в восприятии и изображении писателя. Сентиментально-романтические традиции, ирония и сарказм в произведениях 1840-х годов. 1860-е годы в жизни и творчестве Достоевского. Общественно-политическая позиция, публицистическая и редакторская работа в журналах «Время», «Эпоха», «Почвенничество». Осмысление и изображение заграничных впечатлений. «Зимние заметки о летних впечатлениях». Появление апокалипсической образности. «Записки из подполья». Полемика с идеями Чернышевского. Глубокий трагизм «подпольного человека». Традиции мемуарных и эпистолярных жанров в творчестве Достоевского, их идейно-эстетическая функция. «Бесы» как роман-хроника, политический роман-памфлет, философский роман. «Нечаевщина» и творческая история произведения. Общая антинигилистическая направленность романа. Христианско-нравственная авторская позиция Достоевского. Продолжение темы исторических судеб России и Запада. «Подросток» и традиции «романа воспитания» в нем. Роль замысла «Жития великого грешника» («Атеизм») в творчестве Достоевского последнего десятилетия. «Реализм в высшем смысле» - основное творческое открытие Достоевского. Основные черты поэтики (полифонизм, динамизм, особенности организации образов-персонажей, значение образов автора и повествователя, исповедальный пафос, своеобразие художественного времени-пространства, поэтика пограничных ситуаций, минуты, мгновения в произведениях и др.). Значение творчества Достоевского для русской и мировой культуры, литературоведение о его творчестве.
9. Н.С. Лесков и тенденции развития русской культуры. Творчество Н.С. Лескова. Самобытный характер творчества писателя, основные вехи творческой биографии. Антинигилистические романы Лескова «Некуда», «На ножах». Их сходство с другими антинигилистическими романами и отличие от них. Символический смысл названия, образы Лизы Бахаревой, Райнера, Ванскок, Розанова. Лесков в 1870-1890-е годы. Эволюция мировоззрения, характер творчества. Лесков и Толстой. Разрыв с журналами «Русский вестник», «Гражданин». Правдоискатели и народные праведники в изображении Лескова. Проблема положительного героя в творчестве писателя. «Очарованные» души и художники. Талант и творческое начало в народной жизни в изображении Лескова («Очарованный странник», «Однодум», «Несмертельный голован», «Человек на часах», «Запечатленный ангел». «Левша», «Тупейный художник», «Чертовы куклы». «Островитяне» и др.). Мастерство Лескова-художника. Излюбленные приемы повествования, жанровое новаторство. Лесковский «сказ», «ложная этическая оценка» (определение Д.С. Лихачева). Анекдот и автобиографическое начало в поэтике Лескова. Фольклорные и древнерусские традиции в поэтике писателя. Обостренный интерес писателя к изобразительному искусству.
10. Л.Н. Толстой в контекстах мировой философии и культуры. Творчество Л.Н. Толстого. Основные этапы творческой биографии писателя. Кавказская тема в ранних произведениях Толстого: «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный». Традиции натуральной школы. Функция традиций мемуаристики в произведениях писателя раннего периода. «Севастопольские рассказы» - правдивое изображение войны и дневник севастопольского офицера. Реализм произведений, цикличность. Идейно-тематическое единство и проблематика. Особенности выражения авторской позиции в цикле. Тематика и проблематика произведений: «Три смерти», «Два гусара», «Альберт». Отражение европейских впечатлений в рассказе «Люцерн». Значение романа «Семейное счастье» для развития идейно-тематического своеобразия и своеобразия формы толстовских романов. творческие и идейные поиски толстого. Работа в качестве мирового посредника. Яснополянская школа. Педагогические идеи и статьи Толстого. Мастерство Толстого-романиста. Психологизм и его характер. Роль вставных литературных форм. Искусство внутреннего монолога, художественная деталь. портрет, пейзаж. Принцип контрастного чередования картин войны и мира. 1870-е годы как кризисные в мировоззрении и творчестве Толстого. Основные направления духовных, творческих исканий. «Анна Каренина», замысел романа и его реализация, особенности жанра, социальное, философское, психологическое в произведении, смысл и назначение эпиграфа. Отражение в романе толстовского понимания пореформенного состояния общества. Художественное своеобразие романа. Итоги исканий Толстого. Переход на новые мировоззренческие и религиозные позиции. основной характер творчества писателя в 1880-1890-е годы. Особенности религиозно-этической и эстетической позиции Толстого, участие в общественной жизни. Мастерство Толстого-публициста, публицистические, философские, эстетические, религиозно-этические статьи, трактаты, книги писателя («В чем моя вера?», «О жизни», «Что такое искусство?», «Исповедь» и др.). «Народные рассказы». Феномен появления жанра в творчестве писателя. темы, источники сюжетов, фольклорные и древнерусские эстетические принципы в переосмыслении Толстого. Основные достижения Толстого-художника. Всемирное значение толстого как художника и мыслителя, влияние произведений писателя на последующее развитие русской и мировой литературы. Литературоведение о творчестве писателя.
11. Творчество А.П. Чехова и мировая художественная культура. Творчество А.П. Чехова. Эстетика Чехова и ее новаторский характер. «Новая русская форма» и ее влияние на мировую литературу. Многообразие философско-психологической проблематики «Скучной истории», тема переоценки жизненных ценностей и поисков «общей идеи» в повести. Принцип «равнораспределенности в конфликтах» и уравнивания позиций идеологических и психологических оппонентов как особенность художественного объективизма Чехова («Враги», «Именины», «Гусев» и др.). Проблема «настоящей правды» и путей ее достижения в повести «Дуэль», сюжеты и темы русской классической литературы в повести. Социальные и философские аспекты повести «Палата № 6», тема безумия в повести. Конфликт обыденного и идеального в повести «Черный монах». роль фантастического начала в повести. Тема социального и экзистенциального одиночества человека у Чехова («Тоска», «Моя жизнь» и др.). Проблема «незавершенности» и «открытых финалов» чеховских рассказов. Психологическая, символическая, «импрессионистическая», «случайная» деталь у Чехова. Музыкальность и поэтичность чеховского стиля. Драматургия Чехова и мировой театр. Водевили Чехова. Драматическое новаторство пьесы «Иванов». Новаторство Чехова-драматурга, понятие «новой драмы». «Чайка», оппозиция жизнь-искусство в пьесе и тема столкновения поколений в ней, история постановки пьесы. Тема обмана жизни и суеты повседневности в пьесе «Дядя Ваня». «Три сестры», оппозиция смысла и бессмыслицы существования как основной философский конфликт пьесы, тема будущего, элементы поэтики «абсурда». Идейно-художественное своеобразие комедии «Вишневый сад». Проблема жанрового своеобразия чеховских пьес, «Чайка» и «Вишневый сад» как лирические комедии. Традиционное и нетрадиционное в поэтике чеховской драмы. Звуковые и шумовые эффекты. Психологизация ремарки. Символическая образность, символика цвета. «Бессобытийность» пьес Чехова, «подводное течение» в них, своеобразие монологов и диалогов, прием «разговора глухих». Драматургия Чехова в контексте западноевропейской драмы его времени. Мировое литературоведение о творчестве Чехова.
12. Литература и культура рубежа XIX-XX вв. Литература рубежа веков. Духовная жизнь России, и ее социальные противоречия. Традиции и новаторство. Подъем культуры на рубеже веков. -Основные литературные направления. Критический реализм. Зарождение социалистического реализма. Пролетарская культура. Модернизм. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Эстетические программы. Основные направления. Литература и философия. Влияние идей марксизма. Философские воззрения Фридриха Ницше. Владимир Соловьев. Кризис «передвижничества», «русские импрессионисты» (К.А.Коровин). Новые тенденции в музыкальной и театральной культуре (А.Г.Рубинштейн, А.Н.Скрябин). Принципы «художественного универсализма» и «синтеза искусств», их эффективность в попытках создания нового «большого стиля». Пути преодоления провинциализма русской культуры. Всемирные культурные истоки ренессансного подъема русской культуры на рубеже веков. - Проза Бунина: традиционное и новаторское. Философское многообразие новеллистики Бунина. Темы, образы, поэтика. Авторское отношение к изображаемому. Эволюция творчества писателя. -Александр Куприн. «Эротологическая трилогия» писателя. «Поединок» как новаторское реалистическое произведение о русской армии. -Творчество Николая Гумилева и мировая культура. Основные сборники. Романтические тенденции. Поэтика акмеизма. - Поэзия Осипа Мандельштама. Сборник «Камень». Поэтика акмеизма. Темы, мотивы, образы. Эволюция творчества. Критика. - Велемир Хлебников и мифология слова. -Феномен культуры пореволюционной русской эмиграции (1910 – 1930 годы). Культурно-исторические предпосылки возникновения «второй» русской культуры в конце XIX - начале XX века. «Русские сезоны» С.П. Дягилева, их значение для имплантации русской культуры в мировую. Роль русской диаспоры в европейских контактах национальной культуры и в политической борьбе. Религиозные альтернативы русского зарубежья. Инверсионный характер взаимоотношений культур метрополии и диаспоры.
13. Основные тенденции в русской литературе второй половины ХХ в. Своеобразие русской литературы ХХ века. Социокультурная ситуация и литература. -Неоклассическая проза. Стилевые течения. Художественно-публицистическая проза. «Неопочвенники» и «демократы». «Жестокий реализм». Философские проблемы. Религиозная тема. Миф в реалистической прозе. -Темы творчества В. Распутина, В.П. Астафьева, А.И. Солженицына, Ю. Бондарева, В. Пьецуха, Ч. Айтматова, В. Маканина, С. Залыгина, Г. Бакланова, В. Аксенова, А. Битова, А. Варламова, Д. Гранина, С. Довлатова, А. Кима, В. Крупина, В. Белова, В. Личутина, -Условно-метафорическая проза. Социальная и философская ветви. Типы условности. Сказка, миф, фантасмагория. Антиутопия и ее виды. Философские вопросы в условно-метафорической прозе. -Темы творчества Ф. Искандера, В. Рыбакова, Л. Петрушевской, В. Пелевина, А. Слаповского, П. Алешковского, Т. Толстой, Л. Улицкой, В. Нарбиковой, Н. Садур

 

 

Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: