Внеурочное мероприятие
Классный час
«УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Класс
Учитель начальных классов
Тарасова Наталья Александровна
с. Турочак 2013 г.
Классный час в 4 классе.
Тема: Урок толерантности.
Цель: формирование толерантности.
Задачи:
- ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием;
- развивать коммуникативные умения детей;
- развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас;
- формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности.
Организационный момент. (слайд 1)
- Добрый день! А что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день был по–доброму прожит,
Он умножит счастливые дни…
- Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и вам.
- Садитесь.
2. Сообщение темы и цели.
- Послушайте стихотворение и скажите, о чём пойдёт речь на нашем классном часе.
(Читает ученик)
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный,
Бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
(Мы будем говорить о толерантности.) (слайд 2)
Работа с определением.
Что такое толерантность? (Ответы детей)
А вот так звучит определение слова «толерантность» в словаре. (слайд 3)
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, КАКИМИ БЫОТЛИЧНЫМИ ОТ НАС ОНИ НЕ БЫЛИ.
А как вы понимаете, что значит быть толерантным? (Быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению.)
|
4. Китайская притча «Ладная семья»
- Послушайте притчу и скажите, зачем нужно быть толерантными.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: (слайд 4)
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
(Дети отвечают)
Какие качества необходимы толерантному человеку? (Ответы детей)
Игра «Волшебная лавка».
|
-Если эти качества вам нужны, купите их у меня в волшебной лавке. Выберите то, которого вам не хватает. Моя лавка необычна тем, что взамен вы даёте не деньги, а те человеческие качества, которые вам больше не нужны.
Продаются: терпение, чувство юмора, сопереживание, доброжелательность, чуткость, доверие,…
- Зачем вам это качество?
- В каких ситуациях вы будете его использовать (хотите быть…)?
- Покупайте…Что, какое качество отдадите взамен?
Игра «Разделяем радость».
Поучимся быть толерантными. Когда вы услышите имя вашего одноклассника, повернитесь к нему и улыбнитесь, а он в ответ должен помахать вам рукой.
Мы так рады за Натусю –
У неё «пятёрка» с плюсом!
А Илья – то та-ра-ра-
Песни нам поёт с утра.
Мы так рады за Алину –
Нам представила картину!
За Данилов тоже рады-
Будет чистота в тетради.
Мы так рады за Алёну –
Умная она с пелёнок!
Мы так рады за Виталю –
Он мечтает об Италии.
Мы так рады за Диану –
Съела всю она сметану!
Саша с Мишей молодцы –
Вырастили огурцы!
Мы так рады за Володю –
Он поедет летом к морю!
Рады мы за весь наш класс–
Каждый- личность ведь у нас!
Итог. Составление правил толерантного человека.
Для того, чтобы воспитать себя толерантным, необходимо самим относиться к окружающим людям толерантно. Давайте подумаем и попробуем вместе составить свод правил толерантного человека.
1. Не обижать окружающих.
2. Выслушивать мнения других и считаться с ними.
3. Уметь прощать обиды и просить прощения.
4. Уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов.
5. Нельзя унижать достоинство человека.
6. Не стоит заставлять человека с помощью силы делать то, что хочется вам.
|
(слайд 5)
Как вы думаете, могут ли эти правила пригодиться в нашем классе? Давайте повесим их в классном уголке и постараемся их придерживаться, чтобы всегда оставаться толерантными. (слайд 6)
Разговор о толерантности мы продолжим на других классных часах.
Самоанализ.
Классный час о толерантности – первый из нескольких, запланированных по данной теме. Сегодня мы постарались дать понятие толерантности, показать необходимость данного качества для современного человека и составили свод правил толерантного человека.
Толерантность – одно из важнейших качеств для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. И именно толерантность выступает здесь одним из наиболее значимых человеческих качеств.