Образовательные технологии в деятельности учителя математики малокомплектной школы.




Петрова Ольга Георгиевна учитель математики.

 

Работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, труднее и сложнее, чем в обычной школе. Учебный процесс в нашей школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки проводятся в классах-комплектах, т.е. один учитель работает одновременно с двумя классами в одном помещении. Мне приходится работать в сложнейших условиях: учебные занятия провожу одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности, по учебным программам разных классов. Главная проблема при таком обучении, я считаю, состоит в том, как организовать совместную деятельность детей разного возраста, распределив работу между ними, обеспечить успешное решение образовательных задач. Поэтому ведущей педагогической технологией является для меня технология разновозрастного обучения.

Для уроков в малочисленном классе свойственны камерность, меньшая заорганизованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины. Однако, мотивация учения, познавательные интересы наших школьников развиты значительно слабее, чем у городских. Объясняется это многими причинами:

-ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки собственных реальных успехов в учебной деятельности;

- ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;

- ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения;

- психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно спросят;

- однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

Передо мной, как перед педагогом, встает организационная и методическая задача: учитывая достоинства малочисленных классов, найти способы решения вышеуказанных проблем через организацию совместной деятельности и общения учащихся разных классов на учебных занятиях, во внеклассной работе. Средством реализации поставленных задач в обучении математике является для меня изучение и использование современных образовательных технологий.

Особенность ФГОС - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

1. Личностно-ориентированная технология обучения.

Использование этой технологии помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей. При отборе материала учитываю его развивающие возможности. Учебная деятельность школьников при выполнении любой работы неодинакова по эффективности, она зависит от образованности (запас знаний, общая эрудиция) и личностных качеств (любознательность, воля, память) обучающегося. Процесс выработки умений и навыков представляет собой процедуру освоения учащимися тех или иных знаний. Он протекает с различной скоростью. Скорость усвоения материала по любой теме выражается через познавательную активность ученика, его отношение к процессу познания и результату.

2. Технология критического мышления

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Основные методические приемы развития критического мышления: «Кластер», таблица, интеллектуальная разминка, эссе, метод контрольных вопросов, «Да – нет», «Взаимоопрос», приём «Перепутанные логические цепочки», приём «Корзина идей».

3. Технология уровневой дифференциации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня как у учителя появляется возможность помогать слабым, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

4. Проблемное обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей

5. Игровые технологии.

Я считаю, что использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

6. Тестовые технологии.

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся.

7. Зачетная система.

Данная система помогает учащимся подготовиться к обучению в образовательных учреждениях СПО и ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

8. Групповая технология

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке.

8. Информационно-коммуникационные технологии.

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики.

Проектная технология

Важную роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для творческого развития детей. Проект для меня – это реальная возможность объединить в одном творческом мероприятии всех участников образовательного процесса: учителя, обучающихся, родителей. Организуются детские презентации, например «Методы решения уравнений» - продукт их проектной деятельности. Творческие продукты, созданные в результате совместной коллективной деятельности: задачники, составленные из заданий, придуманных детьми, презентации, статьи, написанные для стенда – радуют всех участников образовательного процесса и свидетельствуют о реализации педагогики сотрудничества, гуманизации отношений между педагогом, учащимися и их родителями.

С целью совершенствования информационно – коммуникативной компетентности обучающихся по математике применяю метод учебных проектов. Проектная деятельность дает возможность каждому ученику показать свой творческий потенциал и совершенствовать его с каждым разом. Поэтому у меня нет неуспевающих по предмету, так как все заняты делом. В своей педагогической деятельности активно применяю такие формы ИКТ, как презентация, запись проектных работ обучающихся на диски, участие в конференциях.

10. Здоровьесберегающие технологии.

При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ). В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон». Постоянно веду профилактическую работу по предупреждению близорукости, искривлению осанки. По вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования ЗОЖ в классе оформлен уголок «Здоровье», материалы постоянно обновляются.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: