«Погодные условия и безопасность человека», 5 класс
Класс: 5.
Тема: Погодные условия и безопасность человека.
Продолжение учебного занятия: 30 мин.
Цели и задачи учебного занятия:
-Обучающая: расширить существующие знания учащихся об погодных условиях, научить безопасному поведению при грозе, гололеде, метели.
-Развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно, применять полученные знания. в повседневной жизни
-Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью при различных погодных условиях.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер.
Дидактические материалы:
Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности».
Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности».
Мультимедийная презентация «Погодные условия».
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.
I этап учебного занятия: организационный момент |
Цель | Задачи | Длительность |
Мотивация обучающихся на восприятие материала | Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. | 3 минуты. |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Приветствие, опрос учащихся по пройденной ранее теме «Безопасное поведение в бытовых ситуациях» 1.Назовите основные меры безопасности при пользовании различными электроприборами 2. Какие правила следует соблюдать в повседневной жизни, чтобы избежать травм. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. |
|
II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока |
Цель | Задачи | Длительность |
Определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока. | Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока. | 3 минуты. |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, сегодня мы с вами поговорим о иных ЧС, но какого характера –попытайтесь определить сами послушав этот отрывок из песни Фрагмент песни «У природы нет плохой погоды» Как вы думаете о ЧС какого характера мы будем с вами говорить?? Правильно о ЧС природного характера, а именно сегодня с вами разберем Погодные условия и безопасность человека в этих погодных условиях Слайд1-тема урока | Слушают учителя. . |
III этап учебного занятия: изучение нового материала |
Цель | Задачи | Длительность |
формирование знаний учащихся об особенностях погодных условий, обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения во время грозы, гололеде, метели | Научить предвидеть и объяснять причины опасностей. Воспитать серьезное отношение к великому богатству каждого – жизни и здоровью. | 27 минут. |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
. Слова учителя: в песне пелось о погоде, как вы думаете Что под ней следует понимать? Слайд2-погода Какие основные показатели определяют состояние погоды? Слайд 3-показатели погоды Слайд4-метеостанции Для предсказания погоды на земле существуют наземные метеостанции. Во всем мире их около 20 тысяч. Они собирают данные о температуре воздуха, давлении, влажности, направлении и силе ветра. Эти данные обобщаются, и на их основе создается прогноз погоды, который вы слышите по радио и телевидению. Чтобы избежать неприятных последствий, в повседневной жизни необходимо руководствоваться показаниями синоптиков. | Слушают учителя. Дети пытаются ответить на поставленные вопросы |
|
Кроме того, в природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека. Сегодня мы поговорим о трех погодных явлениях это гроза, гололед, метель | Слушают учителя. . |
Слайд 5-Гроза-бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Слайд6-признаки приближения грозы Слайд-7-чем опасна гроза | Дети слушают учителя. |
Слайд-8 Гололед-это слой плотного льда, который образуется на земной поверхности и на предметах при намерзании капель переохлажденного дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до-3 | Дети слушают учителя |
Слайд-9 Снежный занос-это природное, связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра 15м/с Метель-это перенос снега со снегопадом | Дети пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос учителя. |
Учащиеся делятся на 3 группы Слова учителя:ребята, после прослушанной информации о погодных явления, я предлагаю каждой группе сформулировать правила безопасного поведения. 1-я группа –правила безопасного поведения при грозе 2-я группа правила безопасного поведения при гололеде 3-я группа- правила безопасного поведения при метели | Дети пытаются сформулировать правила безопасного поведения. |
|
(После составления правил, заслушивается один ученик из группы.) Сопоставляются со слайдами которые приготовил учитель Слайд-10-правила поведения при грозе Слайд-11-правила поведения при гололеде Слайд-12 –правила поведения при метели Правильно.. | Дети озвучивают правила безопасного поведения при грозе, гололеде, метели. |
IV этап учебного занятия: Этап закрепления и обобщения знаний |
Цель | Задачи | Длительность |
Закрепить полученные знания | Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | 5 минут |
Деятельность учителя |
Слова учителя: Ребята, ну а теперь давайте на практике отработаем наши сформулированные правила, каждой группе предлагается решить по одной ситуационной задаче и озвучить правильное решение Слайд-13-текст ситуационных задач | Дети решают ситуационные задачи, в группах, озвучивают их решения. |
V этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов |
Цель | Задачи | Длительность |
Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места. | Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу на будущее, поставить задачи на следующий урок. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | 2 минуты. |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Слова учителя: Для безопасного поведения при различных погодных условиях, человек должен быть подготовлен к вероятным экстремальным ситуациям, уметь предвидеть и предотвратить их, знать источники и зоны повышенной опасности Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможных экстремальных ситуаций, предусмотреть соответствующие правила поведения и обеспечения своей безопасности. Знание особенностей погодных условий, умение строить свое поведение в соответствии с обстоятельствами должны стать достоянием каждого из вас. Закончим урок Правилами, сформулированными Яцеком Палкевичем: предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать. | Слушают учителя. |
Ну, а теперь домашнее задание:Найдите в художественной литературе описание грозы, метели, гололеда. | Дети записывают домашнее задание в тетрадь и прощаются с учителем. |