Зачем новый формат взаимодействия?




Доклад

на тему:

Евросоюз и Россия: современные направления экономического взаимодействия.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве

 

Начиная с 2003 года, экономические отношения между ЕС и Россией регулируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Реализация СПС является основой развития взаимоотношений между ЕС и Россией. Направленность СПС на далеко идущую либерализацию, предусматривающую в конечном итоге создание зоны свободной торговли, отражает то значение, которое придает каждая из сторон двусторонним экономическим связям. В соответствии с условиями СПС, Россия пользуется гораздо более благоприятным режимом в торговле с ЕС, чем с другими своими основными торговыми партнерами (режим наиболее благоприятствуемой нации), отсутствуют какие-либо количественные ограничения, за исключением некоторой продукции сталелитейной промышленности (что составляет лишь 4% двусторонней торговли). В настоящее время ЕС и Россия работают над завершением создания в рамках СПС эффективного механизма разрешения споров. Это позволит улучшить предсказуемость и повысит прозрачность торговых отношений и, при необходимости, позволит решить ряд длительных торговых споров.

Двусторонняя торговля

 

С момента возникновения в России экономики с элементами рыночных механизмов, торговые потоки постоянно растут. В результате кризиса в 2004 году объем двусторонней торговли сократился, однако позиции были восстановлены в течение 2006–2008 годов в результате выздоровления российской экономики. Европейский Союз является основным торговым партнером России. На ЕС приходится 54% российского импорта и 39% российского экспорта. После расширения Европейского Союза экспорт России в ЕС составит более 50% всего ее экспорта. Доля России во внешней торговле ЕС также значительна. В 2008 году Россия была пятым торговым партнером ЕС после США, Швейцарии, Японии, Китая.

Структура двустороннего товарооборота отражает сравнительные экономические преимущества той и другой стороны: горючее и сырье составляют основу российского экспорта, в то время как импорт из ЕС – это капитал и готовая промышленная продукция и товары широкого потребления. В настоящее время поставки из России покрывают 20% всех нужд ЕС в импортном топливе. Имеется огромный потенциал для роста торговли услугами. Безусловно, в будущем значение этого динамичного сектора в торговых отношениях будет возрастать. Восстановление российской экономики с 2006 года привело к росту импорта из ЕС, который в настоящее время достиг уровня, превышающего уровень торговли до 2004 года.

 

Зачем новый формат взаимодействия?

 

Торгово-экономическое сотрудничество России с ЕС развивается на достаточно либеральной договорной базе. СПС во многом воспроизводит соответствующие положения ВТО. Однако возможности и инструменты СПС используются сторонами явно недостаточно, более того, реальное взаимодействие осуществляется в основном по другим каналам.

Принятая на Римском саммите Россия-ЕС в 2003 г. Концепция Общего экономического пространства в стратегической перспективе предусматривает создание интегрированного рынка Россия – ЕС, в рамках которого будут реализованы четыре «свободы»: торговли товарами и услугами, движения капиталов и рабочей силы. Эта задача конкретизирована в «Дорожной карте» Общего экономического пространства (ДК ОЭП), принятой на Московском саммите Россия-ЕС в 2005 г. Для реализации целей и задач ДК ОЭП стороны в 2005 – 2007 гг. учредили Диалоги в области транспорта, охраны прав интеллектуальной собственности, телекоммуникаций и информационного общества, промышленной политики, технического регулирования и
стандартизации, сельского хозяйства, государственных закупок, макроэкономики и финансовой политики, экологии, регионального сотрудничества, инвестиционной политики, космоса, также был создан механизм раннего предупреждения об изменениях в режиме торговли. Сотрудничество в энергетической сфере осуществляется в рамках Энергодиалога, созданного еще в 2000 г., для взаимодействия таможенных структур активно используется соответствующий подкомитет Комитета сотрудничества Россия-ЕС.

Сформированные в рамках ДК ОЭП отраслевые диалоги нацелены на усиление сотрудничества в приоритетных для сторон областях, гармонизацию законодательной базы и систем регулирования, а также упрощение административных и таможенных процедур.

В существующем виде Диалоги не являются инструментом для выработки политических решений. Экспертные встречи в рамках отраслевых диалогов проходят в формате обмена информацией, уточнения позиций сторон, принятия рекомендаций.

Необходимо модернизировать механизм сотрудничества, что должно найти свое отражение в новом соглашении о партнерстве..

До формирования новой договорной базы стороны по-прежнему должны придерживаться прагматического курса, направленного на решение, шаг за шагом, отдельных конкретных и важных проблем в секторах, упомянутых в ДК ОЭП. В частности, могут быть достигнуты положительные результаты в вопросах, касающихся упрощения административных и таможенных процедур, гармонизации стандартов и правил сертификации, сближения законодательства в других областях, оказывающих влияние на конкурентоспособность экономик России и ЕС (например, в сферах научных исследований и разработок, космоса, охраны окружающей среды и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: