Торможение условных рефлексов




 

Функционирование условно-рефлекторного механизма базируется на двух основных нервных процессах: возбуждения и торможения. При этом по мере становления, упрочения условного рефлекса возрастает роль тормозного процесса.

 

В зависимости от природы физиологического механизма, лежащего в основе тормозного эффекта на условно-рефлекторную деятельность организма, различают безусловное (внешнее и запредельное) и условное (внутреннее) торможение условных рефлексов.

 

Внешнее торможение условного рефлекса возникает под действием другого постороннего условного или безусловного раздражителя. При этом основная причина подавления условного рефлекса не. зависит от самого тормозимого рефлекса и не требует специальной выработки. Внешнее торможение наступает при первом предъявлении соответствующего сигнала.

 

Запредельное торможение условного рефлекса развивается либо при чрезмерно большой силе стимула, либо при низком функциональном состоянии центральной нервной системы, на уровне которого обычные пороговые раздражители приобретают характер чрезмерных, сильных. Запредельное торможение имеет охранительное значение.

 

Биологический смысл безусловного внешнего торможения условных рефлексов сводится к обеспечению реакции на главный, наиболее важный для организма в данный момент времени, стимул при одновременном угнетении, подавлении реакции на второстепенный стимул, в качестве которого в этом случае выступает условный стимул.

 

Условное (внутреннее) торможение условного рефлекса носит условный характер и требует специальной выработки. Поскольку развитие тормозного эффекта связано с нейрофизиологическим механизмом образования условного рефлекса, такое торможение относится к категории внутреннего торможения, а проявление этого типа торможения связано с определенными условиями (например, повторное применение условного стимула без подкрепления), такое торможение является и условным.

 

Биологический смысл внутреннего торможения условных рефлексов состоит в том, что изменившиеся условия внешней среды (прекращение подкрепления условного стимула безусловным) требует соответствующего адаптивного приспособительного изменения в условно-рефлекторном поведении. Условный рефлекс угнетается, подавляется, поскольку перестает быть сигналом, предвещающим появление безусловного стимула.

 

Различают четыре вида внутреннего торможения: угасание, дифференцировка, условный тормоз, запаздывание.

 

Если условный раздражитель предъявляется без подкрепления безусловным, то через некоторое время после изолированного применения условного стимула реакция на него угасает. Такое торможение условного рефлекса называется угасательным (угасание). Угасание условного рефлекса — это временное торможение, угнетение рефлекторной реакции. Оно не означает уничтожение, исчезновение данной рефлекторной реакции. Спустя некоторое время новое предъявление условного стимула без подкрепления его безусловным вначале вновь приводит к проявлению условно-рефлекторной реакции.

 

Если у животного или человека с выработанным условным рефлексом на определенную частоту звукового стимула (например, звук метронома с частотой 50 в секунду) близкие по смыслу раздражители (звук метронома с частотой 45 или 55 в секунду) не подкреплять безусловным стимулом, то условно-рефлекторная реакция на последние угнетается, подавляется (первоначально условная реакция наблюдается и на эти частоты звукового раздражения). Такой вид внутреннего (условного) торможения называют дифференцировочным торможением (дифференцировка). Дифференцировочное торможение лежит в основе многих форм обучения, связанных с выработкой тонких навыков.

 

Если условный стимул, на который образован условный рефлекс, применяется в комбинации с некоторым другим стимулом и их комбинация не подкрепляется безусловным стимулом, наступает торможение условного рефлекса, вызываемого этим стимулом. Этот вид условного торможения называется условным тормозом.

 

Запаздывательное торможение наступает тогда, когда подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем осуществляется с большим опозданием (2—3 мин) по отношению к моменту предъявления условного раздражителя.

 

9 Особенности ээг у детей до года

Формирование ЭЭГ в онтогенезе - сложный процесс, имеющий свою регионарную и частотную специфичность, В период детского и подросткового возраста достоверные изменения претерпевают все ее частотные компоненты. В связи с тем, что показана функциональная гетерогенность различных ритмов и частотных поддиапазонов ЭЭГ (О.РШП5сЬе11ег,1989; Д.А.Фарбер, 1990,1995; Е №еёегшеуег,1997; А.И. Федотчев и др., 1999; С.В.Панюшкина, 2000), мы рассматривагш возрастные изменения количественных показателей ЭЭГ в узких частотных полосах.

Основной паттерн ЭЭГ (организованный или десинхронный) определяется генотипом и формируется уже в дошкольном возрасте. Дезорганизованный тип ЭЭГ с наличием альфа-ритма связан, по-видимому, с ранним повреждением развивающегося мозга в пре- и перинатальном периодах. С возрастом он в большинстве случаев трансформируется в организованный тип, причем чаще всего это случается после окончания пубертатного периода. Каждый ритмический компонент ЭЭГ в каждой зоне коры головного мозга имеет свой курс онтогенетического развития с наличием критических периодов, в которые значимо изменяются значения СП. На возрастном интервале 3-12 лет в широкой альфа-полосе частот присутствуют все ритмические компоненты, но с разным удельным весом. Доминирующая частота альфа-ритма достигает максимальных значений в возрасте 11-13 лет. Особенности частотно-топографической организации ЭЭГ отражают, по-видимому, генетически обусловленный баланс основных нейрохимических систем мозга

При первазивных расстройствах развития аномальные формы активности в ЭЭГ не занимают ведущего места в картине нарушений. При этих заболеваниях изменяется нормальный курс онтогенетического развития отдельных частотных полос ЭЭГ и общий ЭЭГ- паттерн. Последний характеризует слаженность тормозных и возбудительных процессов коры головного мозга и степень ее функциональной активности. Общая картина ЭЭГ определяется характером генетического дефекта и периодом действия мутантного гена. Для всех изученных форм заболеваний, сопровождающихся нарушением когнитивных функций, отмечено снижение СП альфа-ритма, особенно низкочастотных его составляющих.

При непроцессуальных формах, когда действие мутантного гена заканчивается пренатально (синдром Аспергера, синдром Каннера), при сохранении альфа-ритма (1, 3 и 4 типы ЭЭГ) дизонтогенетические нарушения с возрастом нивелируются, что совпадает с улучшением клинического состояния. Наличие гиперсинхронного типа с доминированием ритмической тета-активности (синдром ломкойхромосомы X) свидетельствует о значительном нарушении процессов тормозного контроля со стороны префронтальных отделов коры головного мозга и превалировании менее дифференцированных тормозных процессов со стороны структур старой коры, что сопровождается значительным нарушением когнитивных функций и выраженной гиперактивностью. Этот тип ЭЭГ трансформируется в десихронный тип к 20 годам жизни, что совпадает по времени с уменьшением гипердинамических проявлений, но не с улучшением умственной деятельности.

Наиболее значительные нарушения онтогенетического развития ЭЭГ наблюдаются при манифестации заболевания в критический период онтогенеза - 8-30 месяцев жизни (Синдром Ретта и инфантильный психоз). В этих случаях происходит полный распад высших корковых функций с утратой как рецептивной, так и экспрессивной речи, всех сформированных к этому времени умений и навыков и появлением насильственных стереотипных движений. Электроэнцефалографическим коррелятом этих острых регрессивных состояний является резкая десинхронизация ЭЭГ с преимущественным выпадением низкочастотных компонентов альфа-ритма. При этом высокочастотные составляющие альфа-ритма и медленные формы активности могут оставаться в границах «возрастной нормы». После окончания стадии регресса, когда предположительно заканчивается экспрессия гена, не происходит восстановления утраченных высших корковых функций. В ЭЭГ в это время начинают формироваться различные функциональные системы в зависимости от степени повреждения связей между неокортексом глубокими структурами мозга. При значительной степени деафферентации подкорковых структур со стороны коры головного мозга доминирующей ритмикой постепенно, по мере стабилизации состояния и уменьшения уровня возбуждения, становится тета -активность в полосе 4-6 Гц. СП этой активности отрицательно коррелирует с активацией уровня внимания и общей активностью ребенка и отражает преобладание тормозных процессов на уровне структур старой коры. При меньшей степени нарушений, когда поражение не затрагивает глубокие структуры мозга (инфантильный писхоз), может происходить восстановление затылочного альфа-ритма. Полученные данные позволяют изменить традиционные подходы к оценке отклонений ЭЭГ от нормы и

 

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/osobennosti-formirovaniya-eeg-u-detei-v-norme-i-pri-raznykh-tipakh-obshchikh-pervazivnykh-ra#ixzz2zAKqPTWF

 

 

10 первые Ур новорожденных

Основные безусловные рефлексы грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), и надсегментарные позотонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга).

Условные рефлексы новорождённого начинают формироваться к концу первого месяца жизни, безусловные рефлексы угасают к 5 месяцам жизни, на их месте формируются навыки правильного двигательного стереотипа. Далее подробнее про сами рефлексы.

1) Поисковый рефлекс — при поглаживании в области угла губ вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя, если надавить на середину губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы и разгибание головы. Поисковый рефлекс был описан впервые ещё в 1667 году, проявляется у всех грудных детей до 3-4 месяцев.
Поисковый рефлекс является очень важным физиологическим рефлексом, его наличие исключает у новорождённого исключает патологии продолговатого мозга и верхних шейных сегментов головного мозга.

2) Сосательный рефлекс — имеется у всех здоровых новорождённых. Его отсутствие может говорить о нарушениях черепно-мозговых нервов.

3) Хватательный рефлекс — оценивается в ответ на раздражение ладони происходит сгибание пальцев и захватывание предмета. В норме он выражен у всех новорождённых. Хватательный рефлекс может быть снижен при вялых парезах руки и сегментарной спинальной недостаточности.

4) Рефлекс Моро — относится к числу самых известных рефлексов у новорождённых.
Вызывается ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера и первые дни жизни. У детей с внутричерепной травмой рефлек может отсутствовать, так его отсутствие может говорить о патологиях в сегментах шейного утолщения спинного мозга.

5) Рефлекс Галанта — проявляется если провести рукой по паравертебральной зоне, новорождённый описывает дугу в сторону раздражителя. Рефлекс в норме выражен у всех, угасает сам к 4-5 месяцам. Отсутствие рефлекса говорит о патологиях спинного мозга.

6) Рефлекс опоры — рефлексу придается очень большое значение при неврологическом обследовании ребёнка. Рефлекс проявляется: новорождённого берут под подмышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, в то же время поставленный к опоре он разгибает ноги и плотно всей стопой опирается. Его не полноценность может указывать на пирамидальную неполноценность.

7) Рефлекс ползания Бауэра
Новорождённого укладывают на живот и если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 — 4-й день жизни. Рефлекс в норме до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Рефлекс слабовыраженный или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6— 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.


8) Рефле́кс Баби́нского (патологический стопный разгибательный рефлекс) — патологический рефлекс проявляющийся в разгибании пальца стопы при штриховом раздражении кожи наружного края подошвы. У новорождённых и детей не является признаком патологии. Это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте. Не угасание рефлекса свидетельствует о поражении системы центрального двигательного нейрона. Является самым часто проверяемым пирамидным знаком в неврологической практике. Возникает при целом ряде заболеваний.

 

 

11 ур от 1-3 лет

Несмотря на морфологическую и функциональную незрелость нейронов коры головного мозга у новорожденных уже на второй неделе начинают вырабатываться первые условные рефлексы, связанные с пищеварением и дыханием (на внутренние — интерорецептивные раздражители). Они проявляются в пробуждении ко времени кормления, увеличении количества лейкоцитов в крови. Но выработка их происходит медленно, требует большого количества повторений.

С 2 — 3 месяцев начинают вырабатываться условные рефлексы на экстерорецептивные (внешние) раздражители: сосательный рефлекс на вид и прикосновение к материнской груди, положение тела; оборонительный при виде намыленной руки при купании или при виде человека в белом халате, если они неоднократно сопровождались болезненными для ребенка ощущениями. Условные рефлексы детей первых месяцев жизни характеризуются неустойчивостью, что связано со слабостью корковых нейронов и их быстрой утомляемостью. Сроки формирования условных рефлексов связаны с морфологическим созреванием анализаторов и с тренировкой их функций. Значение тренировки остается важным на протяжении всего периода роста и школьного обучения и даже у взрослых людей (совершенствование профессиональных и спортивных навыков).

С возрастом увеличивается скорость образования условных рефлексов и их прочность. Условные рефлексы у детейдошкольного возраста (от 1 года до 7 лег) связаны с изменением отношения ребенка к окружающему его предметному миру и к окружающим людям. В первые три года жизни наибольшее значение в качестве безусловного раздражителя имеет пищевое подкрепление. Условно-рефлекторная деятельность ребенка в последующие годы претерпевает изменения в двух направлениях: 1) становится более многообразной и 2) в качестве безусловного подкрепления основную роль играют ориентировочный, подражательный и игровой рефлексы, словесное поощрение и словесное наказание. Для детей до 3 лет характерна большая прочность выработанных условных связей, для переделки прежде выработанных условных рефлексов требуется около 50 сочетаний условного сигнала с новым подкреплением. Нейроны головного мозга обладают большой функциональной подвижностью, тем не менее, могут закреплять повторяющуюся систему условных раздражений и стойко ее удерживать. В этот же период времени у детей вырабатывается большое количество динамических стереотипов.

Динамический стереотип – последовательная цепь условно-рефлекторных реакций, которые происходят в строго определенном порядке. Динамический стереотип выражается в том, что на систему различных условных сигналов через определенное время вырабатывается постоянная и прочная система ответных реакций. В этой цепной системе условных рефлексов каждый предыдущий рефлекс является условным сигналом для последующего условного рефлекса. В естественных условиях жизни человека образование динамического стереотипа лежит в основе различных навыков (трудовых, бытовых, двигательных), привычек, режима питания, отдыха и труда, определенной системы поведения. Такие формы поведения человека обеспечивают его деятельность с наименьшими затратами энергии и меньшим напряжением нервной системы, так как действия человека становятся автоматическими.

Выработка динамических стереотипов требует от ребенка значительных усилий, но, если они выработаны, поддержание их не представляет трудностей для нервной системы. Наиболее прочные стереотипы вырабатываются у детей до 5 лет. Отечественные педагоги К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко определили, что формы поведения, воспитанные в первые три года жизни и до пяти лет во многом определяют все дальнейшее поведение человека.

Стереотип можно переделать, поэтому его называют динамическим, но выработка стереотипов осуществляется значительно легче, чем переделка, что связано малой силой и подвижностью нервных процессов. В раннем детстве дети болезненно реагируют на нарушение стереотипа (капризничают, плачут, долго не засыпают, если их положить на новом месте).

В связи с трудностью изменения стереотипа нужно с ранних лет выбирать правильные приемы обучения и воспитания детей.

В период второго детства (7 —10 лет) условные рефлексы образуются легче и быстрее, чем в дошкольном возрасте, и отличаютсябольшей устойчивостью. Клетки коры головного мозга становятся более выносливыми, а нервные процессы более сильными, однако все еще преобладают процессы возбуждения.Нерациональная учебная нагрузка, нарушения режима дня могут вызвать у детей младшего школьного возраста нарушение условно- рефлекторной деятельности, что следует знать учителям начальных классов и родителям.

В подростковом возрасте (11 — 14 лет) возникает ряд неблагоприятных моментов в условно-рефлекторной деятельности в связи с периодом полового созревания. В организме подростков наблюдаются гормональные сдвиги, повышается возбудимость ЦНС, снижается корковый контроль над деятельностью подкорковых структур. В результате преобладания процессов возбуждения вновь появляется выраженная генерализация нервных процессов. Это приводит к тому,что реакции у подростков сопровождаются дополнительными движениями, подобно тому, как это было в раннем детстве. В этот период снижается скорость образования и устойчивость условных рефлексов, наблюдается общее нарушение корковой деятельности, которые проявляются негативизмом и аффективным состоянием: подростки часто противоречат, упрямятся, делают все наоборот, быстро приходят в состояние раздражения.

В юношеском возрасте (15 — 17 лег) происходит окончательное созревание всех физиологических систем, восстанавливается гормональный баланс, снижается возбудимость ЦНС, повышается роль коры головного мозга в регуляции всех систем и психической деятельности. Образование условных рефлексов происходит достаточно легко и быстро, они становятся тонко специализированными, многообразными и совершенными, обладают большой прочностью, устойчивы к внешним раздражителям. Двигательные рефлексы не сопровождаются сопутствующими движениями, они строго локализованы. На скорость образования условных рефлексов характер подкрепления не оказывает влияния, что имело место в младшем школьном возрасте. Нервные клетки у старшеклассников обладают большой выносливостью, нервные процессы сильные и уравновешенные.

Учитель, воспитатель, зная особенности образования условных рефлексов в разные возрастные периоды, может выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения и создать оптимальные условия для полноценного гармоничного развития детей. Педагогам необходимо знать, что чрезмерная учебная нагрузка, грубые нарушения режима дня, психотравмирующие воздействия (конфликты в семье, с друзьями, несправедливые обвинения, постоянный командный тон в общении и т. п.) могут вызвать нарушения высшей нервной деятельности детей — неврозы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: