Динамика показателей прибыли




Где В – валюта баланса.

Норматив для данного коэффициента - Ка³0.5;

-коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств:

Кдпз = Сдк / (Ис+Сдк); (1.3.10.)

-коэффициент краткосрочной задолженности:

Ккз = Скк / (Скк + Сдк); (1.3.11.)

-коэффициент кредиторской задолженности и прочих пассивов в общей

сумме обязательств предприятия.

 

Последним этапом анализа финансового состояния предприятия является анализ ликвидности баланса. Для анализа ликвидности баланса производится группировка статей актива и пассива баланса по степени ликвидности:

А1) наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги);

А2) быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность сроком погашения в течении двенадцати месяцев и прочие оборотные активы;

А3) медленно реализуемые активы – запасы (стр.210) раздела II актива за исключением “Расходов будущих периодов ”, а также статьи из раздела I актива баланса “ Долгосрочные финансовые вложения” (уменьшенные на величину вложений в уставные фонды других предприятий);

А4) труднореализуемые активы – статьи раздела I актива баланса “Основные средства и иные внеоборотные активы”, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.

Поскольку из итога раздела I вычитается только часть суммы, отраженной по статье “Долгосрочные финансовые вложения”, в составе трудно реализуемых активов учитываются вложения в уставные фонды других предприятий, а также дебиторы сроком погашения более двенадцати месяцев после отчетной даты.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1) наиболее срочные обязательства – кредиторская задолженность (строка 620 и строка 670 раздела VI пассива баланса), а также ссуды, не погашенные в срок, из формы № 5;

П2) краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и заемные средства;

П3) долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заемные средства;

П4) постоянные пассивы – статьи раздела IV пассива баланса.

Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы уменьшается на сумму иммобилизации оборотных средств по статьям раздела III актива и величины НДС и “Расходы будущих периодов” раздела II актива и увеличивается на сумму строк 630 - 660.

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Сопоставление итогов первой группы по активу и пассиву (сроки до трех месяцев) отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Сравнение итогов второй группы по активу и пассиву (сроки от трех до шести месяцев) показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем. Сопоставление итогов по активу и пассиву для третьей и четвертой групп отражает соотношение платежей и поступлений в относительно отдаленном будущем.

Дополнительно рассчитываются ряд коэффициентов.

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал):

Кал = А1/(П1+П2). (1.3.12.)

Норматив для данного коэффициента – Кал ³ 0,2 – 0,5. Данный коэффициент характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса.

Коэффициент критической ликвидности (Ккл):

Ккл = (А1+А2)/(П1+П2). (1.3.13.)

Коэффициент критической ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами и характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности.

Нижняя нормальная граница коэффициента – Ккл ³ 1.

Последний коэффициент – коэффициент текущей ликвидности (Ктл), или коэффициент покрытия:

Ктл = (А1+А2+А3)/(П1+П2). (1.3.14.)

Коэффициент покрытия показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств. Уровень коэффициента покрытия зависит от отрасли производства, длительности производственного цикла, структуры запасов и затрат и ряда других факторов. Нормальным для него считается ограничение Ктл³2. Коэффициент текущей ликвидности характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств.

Проведенный по данной методике анализ позволяет определить степень устойчивости предприятия по отношению к внешней среде в ближайшей и отдаленной перспективе. Это позволит правильно выбрать стратегию фирмы и критерий оптимизации прибылеобразующих факторов.

 

1.4. Обоснование планово-управленческих решений на основе анализа взаимодействия прибылеобразующих факторов

 

Для принятия правильных решений в области цен и объемов производства необходимо дополнительно провести анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов. В рамках данного анализа находится оптимальное соотношение этих факторов при определенных заданных условиях внешней и внутренней среды. При этом оптимизация проводится по одному из существующих критериев:

- максимум прибыли;

- максимум рентабельности;

- максимум выручки.

Математическая природа взаимодействия прибылеобразующих факторов определяется формулой (Р):

P = Nед*(Ц-Сед), (1.4.1.)

где Nед-объемы реализации в единицах продукции;

Ц- цена единицы продукции;

Сед – себестоимость единицы продукции.

При этом:

Сед = Спер + Спост / Nед, (1.4.2.)

где Спер – переменные затраты на единицу продукции;

Спост – сумма постоянных затрат по предприятию.

Кроме того, учитывается влияние на объемы продаж цены и качества продукции. Исходными условиями определяющими порядок оптимизации являются:

- тип конкуренции на товар;

- производственная мощность предприятия;

- себестоимость продукции.

При ценовой конкуренции необходимые данные подставляются непосредственно в формулу оптимизации по тому или иному критерию. В результате получают оптимальные данные по цене и объемам производства.

При конкуренции по качеству или при смешанной конкуренции расчет ведется под конкретные проекты улучшения качества. При этом учитывается увеличение себестоимости продукции за счет затрат на улучшение качества. Далее оптимизация ведется по тем же формулам, что и при ценовой конкуренции. В результате выявляется эффективность того или иного проекта (сравнивается прибыль, рентабельность и выручка по каждому проекту).

В обоих случаях, если в результате расчетов получится, что необходимый объем продаж превышает производственную мощность предприятия, то необходимо изыскать организационно-технические возможности повышения объемов производства до необходимого уровня (интенсификация производства). Если это невозможно, то просчитываются конкретные проекты развития производства (экстенсивного развития). Далее с учетом изменившихся затрат на единицу продукции проводится оптимизация прибылеобразующих факторов. В результате определяется целесообразность проведения данных мероприятий с учетом срока окупаемости, стратегии фирмы на рынке, а также с учетом изменившихся показателей прибыли, рентабельности и выручки.

Анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов проводится на основе многопараметрической формулы прибыли:

I=[b*(Кр*d-Кн*r)-(1-r)*(1+f)] / (Кр-1), (1.4.3.)

где b-коэффициент изменения объема производства и реализации товарной

продукции;

Кр - коэффициент рентабельности производства товарной продукции в

базисном периоде;

d – коэффициент изменения цены реализации товарной продукции;

Кн – коэффициент изменения переменных затрат базисного периода в

анализируемом периоде;

r – коэффициент переменных затрат в базисном периоде;

f – коэффициент изменения постоянных затрат в анализируемом периоде.

При этом:

r=Спер/Сб, (1.4.4.)

где Сб – себестоимость единицы продукции в базисном периоде.

f=DСпос/Спос, (1.4.5.)

где DCпос- прирост условно постоянных затрат в анализируемом периоде;

Спос – условно постоянные затраты в абсолютном выражении на выпуск

товарной продукции базисного периода.

На основе данной формулы выводятся формулы оптимизации прибылеобразующих факторов по тому или иному критерию.

1. Критерий максимума прибыли:

dоп = [1+Кэц+Кэд*(Д-1) – а*(1-Uф)] / 2Кэц + Кн*r /2Кp, (1.4.6.)

где dоп – оптимальный индекс цены;

Кэц – коэффициент эластичности спроса от цены;

Кэд – коэффициент эластичности спроса от доходов потребителей;

Uф – доля рынка предприятия;

а- планируемое изменение поставки на рынок продукции всеми

конкурентами;

bоп = [1+Кэц*(1- dоп) + Кэд*(Д – 1) – (1-Uф)*a] / Uф, (1.4.7.)

где bоп – оптимальный индекс объемов производства.

2. Критерий максимума выручки:

dоп = [1+ Кэц + Кэд*(Д-1) – (1-Uф)*а] /2Кэц. (1.4.8.)

bоп = [1+Кэц*(1 – dоп + Кэд*(Д – 1) – (1 – Uф)*а] /Uф. (1.4.9.)

B = b*d, (1.4.10.)

где B – индекс выручки предприятия.

3. Критерий максимума рентабельности производства:

bоп = [(1 – r)*(1+f)/Кн*r]*[Ö1+[Кн*r*(1+Кэц+Кэд*(Д–1)–(1–Uф)*а)]/(1 – - r)*(1+f)*Uф - 1]. (1.4.11.)

dоп = [1+Кэц+Кэд*(Д – 1) – (1 – Uф)*а – Uф*bоп] / Кэц. (1.4.12.)

Ра = Кр*bоп*dоп / [bоп*Кн*r + (1 – r)*(1+f)], (1.4.13.)

где Ра – индекс рентабельности производства.

На основе данных формул расчитываются оптимальные, по тому или иному критерию, объемы производства и цена продукции.

Критерий оптимизации прибылеобразующих факторов определяется в зависимости от текущей ситуации. Например, критерий максимума прибыли может быть применен в том случае, когда предприятие работает в относительно стабильных экономических условиях и имеет тенденцию роста.

Критерий максимума выручки может быть применен в условиях, когда предприятие испытывает острый недостаток денежных средств.

Наконец критерий максимума рентабельности может быть применен для предприятия, работающего в условиях инфляции.

Проведенная по данной методике оптимизация планово-управленческих решений позволит с высокой степенью точности рассчитать оптимальное по тому или иному критерию, соотношение производимой продукции и цены ее реализации.

 

2. Анализ финансовой деятельности предприятия ОАО “Машук”, г. Ессентуки

 

Анализируемое предприятие ОАО “Машук” было создано 21 декабря 1992 года. Юридический адрес предприятия – г. Ессентуки улица Предгорная 10.

Данное предприятие является филиалом ОАО “Ставропольское”. После экономического кризиса 1993 года предприятие начало испытывать острый недостаток оборотных средств. Результатом данных процессов стала потеря предприятием финансовой устойчивости. В 1996 году предприятие находилось на грани банкротства.

В данный момент ОАО “Машук”, в основном, работает под заказ головного предприятия. Таким образом, основная часть производимой предприятием продукции реализуется через ОАО “Ставропольское”. Тем не менее, определенная часть продукции реализуется самостоятельно через оптовых покупателей.

В 1997 году, после выхода из кризисного состояния, предприятие функционировало на минимальных производственных мощностях, необходимых для поддержания предприятия в рабочем состоянии. С начала 1998 года на предприятии начинается наращивание объемов производства.

В результате произошедших на предприятии изменений, к концу 1998 года предприятие имело следующие финансово-производственные показатели:

- имущество предприятия оценено в размере 79115 тыс. рублей;

- годовой оборот по реализованной продукции 1716 тыс. рублей;

- количество работающих – 170 человек;

- производственная мощность – 1200 тонн.

На основе данных бухгалтерской и статистической отчетности предприятия проведем анализ финансовой деятельности предприятия и сделаем соответствующие выводы и рекомендации.

 

2.1. Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия ОАО “Машук”

 

На основе отчета о прибылях и убытках предприятия ОАО “Машук” за 1998 год (см. прил. 2), составляются таблицы 2.1.1. и 2.1.2.

Таблица 2.1.1.

Динамика показателей прибыли

Тыс. руб.

Показатели год год 1998 в % к 1997
1. Выручка (нетто) от реализации продукции   1715.8  
2. Себестоимость (производственная) реализации продукции   1701.6  
3. Валовый (маржинальный) доход   14.2 11.5
4. Расходы периода (коммерческие, управленческие) - - -
5. Прибыль (убыток) от реализации   14.2 11.5
6. Сальдо операционных результатов   6.5  
7. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности   19.7 15.6
8. Сальдо внереализационных результатов -   -
9. Прибыль (убыток) отчетного периода   60.7 47.7
10. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации   39.4  
11. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода -790 -426  

 

На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы. За прошедший год значительно увеличились масштабы деятельности предприятия: выручка от реализации увеличилась, составив 1046% от выручки 1997 года. При этом, производственная себестоимость реализации товаров увеличилась, составив 4151% от себестоимости реализованной продукции в 1997 году. В результате этого резко уменьшилась разница между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции и, как следствие, уменьшилась прибыль от реализации продукции и составила 11,5% по отношению к прошлому году.

Произошедшие на предприятии изменения показателей прибыли объясняются, в частности, тем, что в результате инфляционных процессов в российской экономике увеличилась стоимость закупаемого сырья и материалов и соответственно – себестоимость изготовления продукции. При этом, спрос на продукцию не увеличился. В результате предприятие лишилось возможности увеличивать цену продукции пропорционально росту себестоимости, так как это привело бы к резкому снижению спроса на продукцию предприятия. Следствием данных процессов явилось снижение рентабельности продаж и даже прибыли в абсолютных величинах на фоне роста объемов произведенной продукции. Таким образом, прибыль в отчетном периоде составила 60699 рублей или 47.7% от прибыли 1997 года.

Таблица 2.1.2.

Структура прибыли

Показатели год год Отклонение (+, -)
Прибыль (убыток) отчетного периода – всего, в %     -
В том числе:      
а) прибыль (убыток) от реализации     -73
б) от финансовых операций - - -
в) от прочей реализации     +6
г) от финансово хозяйственной деятельности     -67
д) от внереализационных операций -   +67
е) чистая прибыль     -1
ж) нераспределенная прибыль     +85

 

Анализ структуры прибыли показывает уменьшение доли прибыли от реализации в общей прибыли отчетного периода с 96% до 23% (отклонение -73%), а также увеличение прибыли от внереализационных операций с 0% до 67%. Данные изменения в структуре прибыли произошли за счет появления прибыли от внереализационных операций в размере 41006 рублей. Эта прибыль появилась, в первую очередь, за счет списания кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, а также за счет поступления ранее списанных долгов, пений и штрафов.

Таким образом, на предприятии в анализируемом периоде на фоне роста объемов производства, произошло резкое увеличение себестоимости продукции при незначительном росте цены на продукцию. В результате произошло как снижение рентабельности продаж, так и снижение прибыли от реализации до 60699 рублей.

Для того чтобы определить степень влияния различных факторов на произошедшие изменения в финансовых результатах предприятия проводится факторный анализ прибыли от реализации. Для проведения факторного анализа используются следующие данные статистической отчетности предприятия:

- средняя цена одного килограмма мяса в 1998 году- р1=16,3 рубля, в 1997 году- рo=14.8 рубля;

- средняя себестоимость килограмма мяса в 1998 году- s1=16.1 рубля, в 1997 году- so=3.7 рубля;

- количество реализованной продукции в 1998 году- q1=105263 килограмма, в 1997 году- q0=11061 килограмма.

Общее изменение прибыли от реализации составило (формула 1.1.1.):

DР = 14248 –123320 = - 109072 рубля.

Коэффициент роста объема реализации продукции (формула 1.1.4.):

Крр=105263*3.7 /40926=1044562

Определим степень влияния на изменение прибыли различных факторов:

1. Влияние изменения отпускных цен на продукцию (формула 1.1.2.):

DР1= 1715801 – 14.8*105263 = 157909 рубля.

2. Влияние фактора увеличения объема реализации продукции в оценке по базовой себестоимости (формула 1.1.3.):

DР2 = 123320*105263*3,7 / 40926 – 123320 = 1044562 рубля.

3. Влияние увеличения себестоимости изготовления 1 кг продукции (формула1.1.7.):

DР5=105263*3,7 – 1701553 = - 1311543 рубля.

Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции и расчет влияния изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции не производится, так как на данном предприятии выпускается один вид продукции. Значит DР3=0 и DР4=0.

Делаем проверку:

DР = 157909 + 1044562 – 1311543= - 109072 рублей.

Таким образом, за счет увеличения цены на продукцию и объемов реализации в натуральных величинах, прибыль от реализации должна была бы увеличиться на 157909 и 1044562 рубля соответственно. Однако, влияние фактора увеличения себестоимости единицы продукции оказалось так велико, что результат прибыли от реализации в 1998 году уменьшился на 109072 рубля и составил 60699 рублей (47,7% по отношению к 1997 году).

Далее проводится факторный анализ рентабельности производства. Предварительно определяем изменение рентабельности за анализируемый период:

DR = 1715801/1701553 – 164246/40926 = 1.008 – 4.0132 = - 3.0052

Для расчета влияния различных факторов на изменение рентабельности производства используются следующие фактические данные за 1997–1998 годы:

- амортизационные отчисления, отнесенные на себестоимость реализованной продукции (1997год-10232 руб., 1998 год-146334 руб.);

- затраты на оплату труда, приходящиеся на себестоимость реализованной продукции (1997год-9822 руб., 1998 год-122512 руб.);

- материальные затраты, отнесенные на себестоимость реализованной продукции (1997 год- 20372 рубля, 1998 год- 1432708 рубля).

На основе этих данных рассчитываем влияние различных факторов на изменение рентабельности производства (формулы 1.1.10.)

1. Влияние фактора изменения материалоемкости:

Rм = 1 / (1432708 / 1715801 + 9822 / 40926 + 10232 / 40926) = 0.7507

Выделяем влияние фактора изменения материалоемкости продукции.

DRм = 0.7507 – 4.0132 = - 3.2625 = - 326.25%

2. Влияние фактора изменения амортизационной емкости продукции:

Rа = 1 / (1432708 / 1715801 + 146334 / 1715801 + 9822 / 40926) = 0.8591

Выделяем влияние фактора изменения амортизационной емкости.

DRа = 0.8591 – 0.7507=0.1084 = 10.84%

3. Влияние фактора изменения трудоемкости:

Ru = 1.008 – 0.8591 = 0.1489 = 14.89%

Делаем проверку:

DR = - 3.2625 + 0.1084 + 0.1489 = - 3.0052

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы. Влияние факторов изменения амортизационной емкости и трудоемкости способствовало увеличению рентабельности на 10.84% и 14.89% соответственно. Тем не менее, за счет влияния фактора увеличения материалоемкости рентабельность производства в 1998 году снизилась на 300.52% и составила 100.8%.

 

2.2. Анализ себестоимости производимой продукции на предприятии ОАО “Машук”

 

Для анализа себестоимости, на основе данных отчета о прибылях и

убытках (форма N 2) из приложения 2, составлена таблица 2.2.1. На основе ее данных выявляется изменение затрат на рубль товарной продукции в 1998 году.

Таблица 2.2.1.

Показатели себестоимости

Показатели За 1997 год в среднегодовых ценах 1997 года За 1998 год в ценах фактически действовавших
Фактическая стоимость выпущенной Продукции, руб.    
Фактический выпуск товарной продукции, руб.    
Затраты на рубль товарной продукции, коп. 24.91  
Изменение затрат на рубль товарной продукции в 1998 году в % к 1997 году. X +74.09
       

 

Как видно, затраты на рубль товарной продукции увеличились с 24.91 коп. до 99 копеек (изменение 74.09 копеек). Данное изменение произошло за счет влияния следующих факторов.

1. Фактор роста себестоимости продукции:

Зс=16.1*11061 / 164246=1.08=108 %.

Выделяем влияние фактора роста себестоимости:

DЗс=108 – 24.91=83.09 копеек.

2. Фактор роста оптовых цен:

DЗц=99 – 108= - 3 копейки.

Делаем проверку:

DЗ=83.09 – 3=80.09 копеек.

Таким образом, под действием фактора роста себестоимости единицы продукции, затраты на 1 рубль товарной продукции должны были достигнуть 108 копеек. Однако, под влиянием фактора роста цен, влияние первого фактора было снивелировано. В результате затраты на 1 рубль товарной продукции в 1998 году составили 99 копеек.

Для дальнейшего анализа себестоимости необходимо выявить уровень постоянных затрат по методу высшей и низшей точки. Это необходимо для того, чтобы выявить уровень постоянных и переменных затрат за два периода. Для анализа будет взят период: с сентября по декабрь 1998 года. Для полноты анализа этот период будет разбит на восемь промежутков по две недели каждый (см. табл. 2.2.2.). Выбор данного периода для анализа связан с тем, что в августе 1998 года, в связи с ростом инфляции, резко увеличились цены на материалы и, соответственно с этим изменилась себестоимость продукции. В соответствии с этими изменениями, изменился и уровень постоянных и переменных затрат.

На основе данных из таблицы 2.2.2. рассчитываем уровень постоянных и переменных затрат для периода с сентября по декабрь 1998 года.

Таблица 2.2.2.

Объемы продаж и себестоимость реализованной продукции за сентябрь-декабрь 1998 года

Момент наблюдения Объемы производства (тн.) Себестоимость (тыс. руб.)
  4.9  
  5.1  
     
  5.3  
  5.5  
  5.8  
  5.7  
     
Итого: 43.3  

 

Рассчитываем уровень постоянных и переменных затрат на период с сентября по декабрь 1998 года.

1. Определяем разность в уровнях производства и затрат между минимальными и максимальными значениями:

6 – 4.9=1.1 тн.;

150 – 134=16 тыс. руб.

2. Определяем ставку переменных расходов на одну тонну:

16/1.1=14.5 тыс. руб.

3. Определяем общую величину переменных расходов:

- для максимального объема производства 14.5*4.9=71;

- для минимального объема производства14.5*6=87.

4. Определяем общую величину постоянных расходов:

150 – 87=63 тыс. руб.;

134 – 71=63 тыс. руб.

5. Составляем уравнение затрат:

Z = 63+14.5*Х.

Рассчитываем коэффициент реагирования затрат по формуле 1.2.2.:

DNед=6/4.9=1.22 – изменение объемов производства;

DZ=150/134=1.12 – изменение уровня затрат;

Крз=1.12/1.22=0.92.

Так как Крз=0.94, то можно сделать вывод, что затраты дегрессивные, а значит с ростом производства будут снижаться затраты на единицу продукции.

В рамках анализа себестоимости проводим анализ себестоимости по элементам затрат. Данные по элементам затрат представленным в таблице 2.2.3.

 

 

Таблица 2.2.3.

Себестоимость реализованной продукции по элементам затрат за 1998 год

Элементы затрат на производство Сумма тыс. руб. Удельный вес затрат в %
1. Корма, добавки, посадочный материал    
2. Подстилка, материалы, медикоменты    
3. Водоснабжение, э/энергия, отопление   8.5
Итого материальных затрат:   84.5
4. Заработная плата с начислениями    
5. Амортизация основных фондов   8.5
Итого затрат на производство:    

 

Таким образом, производство можно охарактеризовать как материалоемкое (удельный вес материальных затрат – 84.5%). При этом, основную часть материальных затрат составляют корма, добавки и посадочный материал (удельный вес в итоге затрат на производство- 68%).

На основе этих данных можно сделать вывод о том, что искать пути снижения себестоимости необходимо в области материальных затрат и, в первую очередь, в области затрат на корма, добавки и посадочный материал. Для этого необходимо изыскать организационно технические средства экономии данных материалов.

Другой способ экономии затрат на корма, добавки и посадочный материал - поиск более выгодных поставщиков. В этом направлении у предприятия существуют широкие возможности, так оно функционирует в сельскохозяйственном регионе.

Проведем анализ безубыточности ОАО “ Машук”. Безубыточность ОАО “Машук” обеспечивается в результате достижения такого объема производства при котором в условиях сложившихся цен величина постоянных и переменных затрат равна величине реализации.

Точку безубыточности рассчитываем по формуле:

То = Ип: (Ц - Ц’)

где: Ип - сумма постоянных издержек;

Ц - цена единицы продукции;

Ц’- издержки переменные на единицу продукции.

 

Исходя из уравнения затрат

Ип - 63 тыс. руб.

Ц’- 14,5 руб.

Средняя цена реализации равна 27 руб.

 

То = 63/(27-14,5) = 5,04

Следовательно для сложившихся цен, уже производство 5,04 тон продукции является безубыточным.

На рисунке 2.2.1. изображен график безубыточности.

 
 


Cебестоимость Р Зона прибыли

136 То Цо

 

 
 


Ц’

63 Зона Цп

убытков

 
 


0 1 2 3 4 5 6 7

 

Рисунок 2.2.1. График безубыточности.

Общий объем затрат рассчитан по уравнению:

Z = 63 + 14,5 х 5,04 = 63 + 73,08 = 136,08 тыс. руб.

Реализация Р = 27 х 5,04 = 136,08 тыс. руб.

С помощью этого метода можно оперативно разработать варианты соотношения: Реализация - издержки - прибыль при конкретной цене.

Таблица2.2.4.

Расчет точки безубыточности при различных вариантах цены.

Показатели (тыс. руб) В1 Ц=100 В2 Ц+10% В3 Ц-10%
Издержки постоянные      
Издержки переменные   60,9 91,4
Валовые издержки   124,9 154,4
Цена ед. продукции   29,7 24,5
Реализация   124,9 154,4
Прибыль - -  
Объем продаж (т)   4,2 6,3

 

При увеличении цены реализации на 10% безубыточный объем производства будет достигнут уже на производстве 4,1 т продукции - В2.

В3 демонстрирует необходимый объем производства при вынужденном снижении цен на реализованную продукцию до 25 руб. Объем производства = 6,3 тонн.

Рассмотрим варианты безубыточности.

 

 


154

136

125

 
 


63

 

 

0 1 2 3 4 5 6 7

 

Рисунок 2.2.2 Варианты графика безубыточности при изменении цены.

График демонстрирует перемещение точки безубыточности. При В2 точка смещается влево (Т1), при В3 точка смещается вправо (Т2)

Методом можно пользоваться для прогнозирования необходимой суммы прибыли. При изменяющемся уровне прибыли (10тыс. руб), объем производства должен быть равен: (цена постоянна 27 руб)

То = (63+10)/ (27-14,5) = 5,84 тонн.

Представим варианты заданной прибыли.

 

 

Таблица 2.2.5.

Расчет различных вариантов прибыли.

Показатели (тыс. руб) В1 В2 В3
Издержки постоянные      
Издержки переменные   96,3 82,7
Валовые издержки   159,3 145,7
Цена ед. продукции      
Реализация      
Объем продаж (т) 5,8 6,64 5,7
Прибыль      

 

В2 - прибыль увеличена до 20 тыс. руб, что ведет увеличение объема до 6,64 тонн.

В3 - вариант в котором увеличение прибыли может быть получено за счет роста цены на 10%.

 

 

2.3. Анализ финансового состояния предприятия ОАО “Машук”

На основе бухгалтерского баланса предприятия за 1998 год производится аналитическая группировка статей актива и пассива баланса в таблицах 2.3.1. и 2.3.2. и проводится горизонтальный и вертикальный анализ изменений в балансе за 1998 год. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы. За анализируемый период практически не изменилась структура имущества предприятия и структура источников формирования имущества. Валюта баланса увеличилась на 858 тыс. рублей и составила 101% по отношению к началу анализируемого периода. Заемный капитал вырос на 865 тыс. рублей (126% по отношению к началу периода). На 865 тыс. рублей увеличилась кредиторская задолженность (129% по отношению к началу периода). Среди источников формирования имущества отсутствуют долгосрочные пассивы.

 

 

В активе баланса произошло увеличение оборотных средств на 1335 тыс. Рублей (455% по отношению к началу года), в результате доля оборотного капитала составила 2.2% валюты баланса.

Других значительных изменений в структуре баланса не произошло.

Таблица 2.3.1.

Аналитическая группировка статей актива баланса

Тыс. руб.

Группировка статей актива баланса     Строка баланса На начало 1998 года На конец 1998 года Горизонтальный анализ (гр.2-гр.1) Абсолют- ные отклоне-ния (гр.2/гр.1*100) Вертикальный анализ
            На начало года На конец 1998 года
А Б            
1. Имущество предприятия (валюта баланса)              
1.1. Иммобилизо ваннные активы 190+390     -477 99.4 99.5 97.8
1.2. Оборотный капитал           0.5 2.2
1.2.1 Запасы           0.1 1.19
1.2.2 Дебиторская задолжен-ность 230+240         0.39  
1.2.3 Денежные средства и краткосроч-ные пассивы 250+260         0.01   0.01  

 

 

Таблица 2.3.2.

Аналитическая группировка статей пассива баланса

Тыс. руб.

Группировка статей актива баланса Строка баланса На начало года На конец года Горизон- тальный анализ (гр.2-гр.1)   Абсо- лютные откло- нения (гр.2/гр.1*100) Вертикальный анализ
            На начало года На конец года
А Б            
1. Источники формирова- ния имущества (валюта баланса)              
1.1. Собствен- ный капитал 490+640+650     -7 0.99    
1.2. Заемный капитал 690-640-650            
1.2.1 Долгосроч- ные пассивы   - - - - - -
1.2.2. Краткосроч- ные пассивы           0.2 0.1
1.2.3. Кредитор- ская задол- женность           3.8 4.9
 

Предварительный анализ статей актива и пассива баланса показывает, что 97.8% имущества предприятия вложены в основной капитал, из них 95% сформированы за счет кредиторской задолженности.

Проведем анализ финансовой устойчивости предприятия.

По формуле 1.3.6. определяем сумму краткосрочных кредитов, привлекаемых для формирования запасов и затрат:

Сккпр = 942 - 74915+73270+4134=3431 тыс. руб.

Эта сумма превышает наиболее ликвидную часть запасов и затрат (см. формулу 1.3.7.):

Z1+Z2=10771+3768=14539 рублей.

Тогда:

Z1+Z2<Cккпр.

В то же время:

Сккпр<Скк, так как 3431497<4199788.

Значит устойчивость финансового состояния можно признать предкризисной.

Так как у предприятия отсутствуют долгосрочные кредиты, то коэффициенты краткосрочной и долгосрочной задолженности равны Скк=1 и Сдк=0 соответственно (см. формулы 1.3.10. и 1.3.11.).

Коэффициент автономии, в соответствии с формулой 1.3.9., равен:

Ка=74915/79115=0.95

Так как доля собственных источников в итоге баланса составляет 95%, то можно сделать вывод о том, что предприятие останется довольно независимым от внешних источников даже при текущей нехватке денежных средств, для расчетов по кредитам.

Активы и пассивы предприятия, сгруппированные по степени ликвидности, представлены в таблице 2.3.3. Как видно из представленных данных, существует платежный недостаток по срочным и среднесрочным обязательствам, причем за 1998 год платежный недостаток по наиболее срочным обязательствам увеличился на 865 тыс. рублей.

 

 

Таблица 2.3.3.

Группировка статей актива и пассива баланса по степени ликвидности и срочности обязательств

Тыс.руб.

Актив На начало года На конец года   Пассивы На начало года На конец года Платежный излишек или недостаток  
            На начало года На конец 1998 года
               
1. Наиболее ликвидные активы     1. Наибо


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: