Педагогические приемы родительского воспитания ребенка




Педагогические приемы родительского воспитания ребенка и подростка

 

Источник: www.gohappy.ru

Психология подростка Реан

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ

Психологический смысл приемов воспитательных воздействий состоит, прежде всего, в том, что родители, стремясь к решению поставленных задач, должен исходить из понимания, что ребенок не только объект, но и субъект воздействия, активный участник многоплановых отношений. Такой подход требует учета, во-первых, психологических особенностей развития детей разных возрастов, их индивидуальных качеств, во-вторых, особенностей детских коллективов, в которые включен ребенок, характера и содержания коллективной деятельности и, в-третьих, конкретных условий воспитательного процесс

 

Педагогические приемы родительского воспитания ребенка

Родители часто используют не совсем правильные приемы, чтобы побудить (или заставить) детей выполнять свои требования. Вот главные из них:

· обвинение: «Почему ты мне ничего не рассказываешь про друзей? ты такой скрытный»

· осуждение: «Нормальный человек не носит сережку в носу»

· сравнение: «А вот у тети Маши девочка закончила год на все пятерки, вот молодец»

· угрозы: «Если ты не будешь звонить мне каждые 30 минут, я тебе устрою веселую жизнь»

· обзывания: «Бестолочь, болван» и т.д.

· команды: «А ну сейчас же иди к бабушке и помоги ей - чего расселся?»

· нотации и морали: «Надо делать так..., не надо делать так..., а то будет так...»

· предостережения: «Давай аккуратно, осторожно, внимательно» (даже если ребенок идет за хлебом в магазин возле дома)

· сарказм: «Куда это ты вырядился такой нарядный, расфуфыренный? неужели встречаться с девушкой»

· пророчества: «ничего хорошего не выйдет из этого, вспомнишь мои слова»

 

 

От всех этих приемов ребенок переживает отрицательные эмоции. Какая личность может вырасти в такой семье? Скорее всего, вырастет «дерганый», нервный, осторожный, неуверенный человек. Значит, используя описанные выше приемы, вы вряд ли сделаете ребенка счастливым, уверенным и устойчивым к трудностям жизни.

 

Психологические приемы позитивного взаимодействия с ребенком. Многие взрослые ими уже пользуются, но чаще всего неосознанно. Осознав эти приемы, взрослый скорее выстроит хорошее общение с ребенком. Среди перечисленных ниже приемов нет универсальных, которые действовали бы всегда, в зависимости от ситуации для каждого ребенка необходим свой индивидуальный прием. Но важно то, что все они создают самоуважение, учат считаться с человеком, чувствовать и откликаться. Вот некоторые психологические приемы, помогающие родителям наладить общение с детьми:

 

Не ругайтесь, когда вы недовольны ребенком. Вместо этого:

1. Опишите, что вы видите, что нужно исправить:

 

Неправильно: «Опять включил воду в ванной и не следишь за ней! Хочешь, чтобы нас затопило? Какой ты безответственный!»

Правильно (опишите): «Вода в ванной уже до краев, скоро начнет литься через край!»

Неправильно: «Ты не выводишь собаку целый день. Ты не заслуживаешь собаку, я отдам ее»

Правильно (опишите): «Я вижу, Джек крутится у двери»

Неправильно: «Сколько раз мне нужно говорить, чтобы выключал свет в туалете, когда выходишь оттуда»

Правильно (опишите): «В туалете снова остался зажженным свет»

Важно! Когда детей ругают, им трудно понять, что от них требуют взрослые. Детям легче понять что-то, когда родители описывают нежелательные действия, не задевая самолюбия ребенка.

 

2. Информируйте о последствиях тех или иных нежелательных действий:

Неправильно: « Кто пил молоко и оставил бутылку на столе?»

Правильно (информируйте): «Дети, молоко скисает, когда его не убирают в холодильник»

 

Неправильно: « Посмотри на огрызки яблок на твоей кровати. Ведешь себя, как свинья. Противно»

Правильно (информируйте): « Огрызки яблок выбрасывают в мусор, а если их кладут на кровать, то пачкают белье, да и в комнате становится неуютно»

Неправильно: « Тебе никогда не приходило в голову помочь в домашней работе. Привык жить на всем готовом!»

Правильно (информируйте): « Хорошо бы, чтобы ты помог мне накрыть стол для обеда, я бы не так устала в домашней работе и обедали бы быстрее»

Важно! Когда дети знают, какие могут быть последствия, им легче управлять своими действиями.

 

3. Побудите к действию, одним словом вместо длинных разглагольствований:

Неправильно (много текста): «Опять отправляешься, не прихватив с собой завтрак. Ты бы голову забыла, если бы она не была к тебе приделана»

Правильно (одно слово): «Твой завтрак!»

 

Неправильно (много текста): «Ты обещал ухаживать за кошкой до того, как ее взяли. Уже третий день ты ее не кормишь и не убираешь ее ящик, все надеешься на меня. Это бессовестно»

Правильно (одно слово): «Кошка голодна»

 

Неправильно (много текста): «Сколько раз тебе говорила, чтобы ты снимала школьное платье, как только придешь со школы. Трудно это понять, что ли? Или тебе приятнее в школу ходить в грязном платье? Неряха какая-то.

Правильно (одно слово): «Лена, платье!»

Следует понимать: лучше не создавать стрессовую атмосферу в общении, а вместо этого дать понять мальчику или девочке, что их поведение не даст им ничего позитивного. Можно спокойно объяснить, что в результате такого своего поведения, которое совсем не нравится родителям, малыш не получит любимую игрушку. При этом важно отметить, что ситуацию легко исправить, если прислушаться к словам взрослых.

Психологические особенности воспитания детей дошкольного возраста в том, что родители должны помочь ребенку выработать правильное поведение. Задача перед каждым взрослым: научить определить правильные и неправильные поступки.

Во время общения нельзя проявлять агрессию, нужно спокойно объяснить, чего именно вы ожидаете. Ребенок всегда должн знать причину наказания, а также его следствие. В своих действиях родители должны быть последовательными и исполнительными, если что-то пообещали, обязательно нужно это выполнить.

Родители должны быть принципиальными, не нужно в процессе наказания проявлять мягкость и слабохарактерность. Так мама или папа никогда не станут авторитетом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: