Организация стоматологического кабинета (клиники). Санитарно-гигиенические нормативы.




 

Одна из основных задач любого стоматологического учреждения заключается в

проведении плановой профилактической работы (санации полости рта), организации комплексной программы профилактики и лечения стоматологических заболеваний. Исходя из этого организуется оснащение стоматологических кабинетов оборудованием, инструментарием, материалами, медикаментами.

Ортопедическая клиника может быть самостоятельной или являть собой функциональное подразделение стоматологической поликлиники.

 

Медицинский персонал клиники.

Старшим медицинским персоналом в клинике являются врачи ортопеды-стоматологи.

В помощь им введен средний медицинский персонал: зубные техники и ассистенты стоматолога или медицинские сестры.

Зубные техники осуществляют технологию ортопедических аппаратов. Штат зубных техников формируется из расчета два техника на одного врача.

На три врача полагается одна ставка медицинской сестры, которая проводит стерилизацию инструментов, следит за предстерилизационной подготовкой и дезинфекцией, а при отсутствии в штате ассистентов стоматолога, по возможности, их подменяет.

Число ассистентов стоматолога должно соответствовать количеству врачей. Они осуществляют второстепенные и вспомогательные процедуры, сопровождающие врачебные манипуляции. Сюда относятся работа с пылесосом, слюноотсосом, воздухо-водометным пистолетом, коффердамом, ватными роликами, замешивание фиксирующих, оттискных материалов, дезинфекция оттисков и др.

Младший медицинский персонал клиники включает медрегистраторов, санитарок, уборщиц.

Для организации, планирования и контроля за качеством оказываемой стоматологической помощи из числа квалифицированных врачей-стоматологов назначается заведующий отделением или старший врач.

 

Состав ортопедической клиники:

- лечебные кабинеты;

- зуботехническая лаборатория;

- ординаторская (административно-бытовое помещение для врачей);

- регистратуру и зал ожидания для больных;

- вспомогательные помещения (например, для механической обработки и стерилизации инструментов, душевую и т.д.).

Правильная организация деятельности ортопедической клиники включает четкую работу регистратуры, высокую исполнительскую, технологическую и организационную дисциплину персонала, рациональное использование среднего медперсонала и технических средств.

За последние годы условия труда в стоматологических поликлиниках изменились вследствие заметного развития медицинской промышленности. Постоянно внедряются новые методы диагностики, лечения, оборудование, инструментарий, медикаменты, технологии.

Врачи- стоматологи могут работать стоя и сидя (при положении пациента лежа, полулежа, сидя). По гигиеническим и эргономическим требованиям работать сидя рекомендуется не более 60% рабочего времени, а остальное время- стоя.

Рабочее место врача ортопеда-стоматолога.

Рабочее место стоматолога - условное понятие, предполагающее наличие специального помещения (или его части) со специфическим оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для решения профессиональных задач.

В состав комплекта оборудования рабочего места стоматолога, как правило, входят:

- стоматологическая установка;

- кресло для пациента;

- стулья для врача и ассистента;

- стол для стоматолога;

- шкаф для размещения лекарственных препаратов, предназначенный для оказания неотложной помощи.

Основное предназначение мебели стоматологического кабинета – хранение расходных материалов и инструментов.

С настоящее время стандартные наборы мебели для оснащения кабинетов производят в модульной комплектации, как правило, их прочных и легких металлополимерных материалов соответствующих цветов.

Модули по внешнему виду напоминают тумбочки одного размера. Каждый модуль оборудован разным количеством ящиков, где в определенном порядке размещены те или иные инструменты и материалы

Как правило, каждый ящик предназначен для конкретных врачебных манипуляций и процедур, например, для получения оттисков и др. При этом в нем размещены различные оттискные материалы, комплекты оттискных ложек, адгезивы для них, приспособления для замешивания материала и т.д.

Наличие колесиков у модуля позволяет ассистенту врача или медицинской сестре перемещать его по кабинету в зависимости от выполняемых врачом манипуляций.

После приема пациента медицинская сестра или ассистент врача пополняет запас расходного материала и инструментов, а в перерывах между приемами больных проводят обработку (облучение) кабинета ультрафиолетовой бактерицидной лампой (стационарной или переносной).

 

Санитарно-гигиенические требования к организации стоматологических отделений и кабинетов.

Стоматологические поликлиники, отделения, кабинеты организуются и функционируют в строгом соответствии с «Санитарными правилами устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала».

Эти структуры размещаются в отдельных зданиях и лишь в исключительных случаях, если в составе нет рентгенологического и физиотерапевтического отделений (кабинетов), они могут открываться в жилых домах. Открытие частных отделений и кабинетов разрешается в помещениях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

В поликлинике (отделении, кабинете) должно быть централизованное горячее и холодное водоснабжение и канализация, рядом со зданием – расположены закрывающиеся контейнеры для сбора сухого мусора и материалов после их дезинфекции. При обязательном централизованном обеспечении электроэнергией необходимо иметь источник для аварийного энергоснабжения.

 

 

Неблагоприятные факторы труда врачей-стоматологов:

- высокий риск заражения различными инфекционными заболеваниями;

- неудовлетворительное состояние рабочих помещений (дефицит площади, нерациональное освещение, дискомфортный микроклимат);

- напряжение зрения;

- вынужденная рабочая поза (длительное напряжение мышц в течение шестичасового рабочего дня приводит к «винтообразному» искривлению позвоночника в грудном и поясничном отделах с появлением признаков сколиоза и плечелопаточного периартрита);

- вредное влияние шума и вибрации;

- токсико-аллергическое воздействие ряда материалов;

- запыленность воздушной среды кабинета.

 

Для уменьшения воздействия этих факторов на здоровье врача необходимо соблюдение ряда санитарно-гигигенических и инженерно-технических требований к помещению (кабинету) и к оснащению его оборудованием и аппаратурой:

- максимальное количество стоматологических кресел (установок) не превышает трех в одном кабинете, при условии наличия площади на одно кресло 14м и 10м на каждое дополнительное;

- в помещениях высота потолков не менее 3м;

- максимальная глубина кабинета при одностороннем освещении не превышает 6м. При этом нормированный уровень общей (естественной и искусственной) освещенности должен быть не менее 5000 люкс;

- уровень освещенности, создаваемый местным источником, не должен превышать уровень общего освещения более чес в 10 раз, чтобы не вызывать утомительной для врача световой реадаптации при переводе глаз с различно освещенных поверхностей. Это достигается рациональным размещением систем освещения;

- для окраски стен и пола применяются нейтральные пастельные тона с коэффициентом отражения не ниже 40%, что не мешает правильному цветоразличению оттенков окраски слизистой оболочки полости рта, кожных покровов, зубов, пломбировочных и облицовочных материалов;

- стены и потолки кабинетов должны быть гладкими, не иметь отверстий и щелей, окрашены масляными или водоэмульсионными красками;

- не рекомендуется при отделке стен и потолков стоматологических кабинетов использовать пористые и легковоспламеняющиеся материалы (потолки Армстронг, стеновые пластиковые и деревянные панели);

- в стоматологических кабинетах не допускается использование жалюзи, украшений и карнизов, живых и искусственных цветов и других предметов, способствующих скоплению воздушной пыли и затрудняющих санитарную уборку;

- полы настилают линолеумом с обязательной сваркой швов. Уборку стоматологических кабинетов проводят не реже 2 раз в смену с применением дезинфицирующих средств;

- кабинеты оборудуют централизованными системами водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции.

В качестве нагревательных приборов в системе центрального водяного отопления применяют радиаторы с гладкой поверхностью, допускающей легкую очистку. Во всех помещениях, за исключением угловых, радиаторы размещают только под окнами. Непременным условием служит наличие общеобменной приточно-вытяжной вентиляции с кратностью воздухообмена 3 раза в час по вытяжке и 2 раза в час по притоку. Независимо от этого во всех помещениях оборудуются легкооткрывающиеся форточки, а в ряде помещений – вытяжные шкафы, и производится кондиционирование воздуха.

Наиболее оптимальный вариант дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации стоматологического инструментария и материалов – это организация централизованного стерилизационного отделения. Для этого необходимо выделить не менее четырех сообщающихся между собой помещений: для дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации и хранения стерильного материала. Перекрест грязного и стерильного потоков недопустим.

Если дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация стоматологического инструментария проводится в лечебных кабинетах, оборудование и материалы для этих целей устанавливают в удалении от рабочей зоны кабинета. Для хранения стерильного инструментария в течение рабочей смены в каждом кабинете накрывают стол, желательно иметь «Ультравиол» или «Панмед», а для дополнительной стерилизации во время работы – гласперленовый стерилизатор. Для бесперебойной работы стоматологического отделения (кабинета) и качественного проведения дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации необходимо иметь достаточное количество инструментария, по крайней мере, не менее 10 наборов на каждого врача в смену. Во всех кабинетах, независимо от профиля, должен быть необходимый перечень инструментов и медикаментов для оказания первой помощи и профилактики ВИЧ-инфицирования.

Рассмотренные требования к оснащению стоматологического кабинета соответствуют новым четырехуровневым стандартам стоматологического приема, разработанным и принятым Российской стоматологической ассоциацией (СтАР).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: