А. Блок. Становление личности и начало поэтического творчества.




А.А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»

- А.А. Блок родился в Петербурге в 1880 году (16 ноября по старому стилю), умер в 1921 (7 августа). Отец его (Александр Львович Блок) был профессором-юристом, мать (Алек-сандра Андреевна), дочь знаменитого профессора Андрея Николаевича Бекетова, в семье которого вырос будущий поэт. Бекетовы не только любили литературу, но почти все сами писали и занимались переводами (особенно известной переводчицей была бабушка поэта – Елизавета Григорьевна Бекетова). Три дочери её (Екатерина, Александра и Мария) тоже переводили с французского, английского, испанского, польского. Семья деда жила в селе Шахматове Клинского уезда Московской губернии. Юного Сашу окружала высокоинтел-лигентная дворянская среда, которой была близка литература, музыка, театр. Окончив гимназию, будущий поэт поступил сначала на юридический факультет, затем перешёл на филологический, который и окончил в 1906 году.

“Первым вдохновителем моим был Жуковский”, - писал Блок. Будущего поэта обожали в семье, и он сам очень любил свою мать. “Серьёзное писание началось, когда мне было около 18 лет. Года 3-4 я показывал свои писания только матери и тётке. Всё были лири-ческие стихи, и ко времени выхода первой моей книги “Стихи о Прекрасной Даме” их накопилось до 800…” - пишет Блок в “Автобиографии” (1915).

Впервые попав в Шахматово в младенчестве, Блок из года в год проводил там лето. В ию-не 1898 г., приехав с поручением из Шахматова в Боблово, “на белой моей лошади и в бе-лом кителе со стэком”, Блок впервые, если не считать нескольких встреч в раннем детст-ве, увидел Любовь Дмитриевну Менделееву, дочь Д.И. Менделеева.

17-летняя девушка “носила розовые платья, а великолепные золотистые волосы заплетала в косу. Нежный бело-розовый цвет лица, чёрные брови, детские голубые глаза и строгий, неприступный вид…” - такова была будущая жена поэта, “прототип” и прообраз лиричес-кой героини “первого тома”.

А. Блок влюбился, с увлечением играл в любительских спектаклях с Любовью Дмитриев-ной, их встречи, летние блуждания Блока на белом коне по имени Мальчик в окрестнос-тях Шахматова и Боблова, “разрывы”, случайные встречи, примирения, ожидания поэтом на улице, когда он ждал её после курсов (их посещала Любовь Дмитриевна, мечтавшая стать актрисой) – всё это позволило Блоку войти с ней в церковь 17 августа 1903 г. Миха-ила Архангела с. Тараканово,расположенной между Шахматовом и Бобловом. В этих событиях “биографический подтекст” ранней лирики Блока.

Но это лишь часть контекста ранней лирики Блока. Летом 1900 г., в Шахматове, для него начинается увлечение историей философии. Философия Платона с её идеей “двоемирия” (противопоставления небесного мира “идей” и земного мира их искаженных, вторичных, “пленённых материей” подобий), с её возвышенной концепцией любви – сыграла огромную роль в формировании творческой философии Блока эпохи “первого тома”.

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 – 1900) – философ, поэт, публицист, литературный критик. Его философские труды, его пророчества, его своеобразная поэзия оказали огромное влияние на поэзию русского символизма и расцвет русской идеалистической философии в начале ХХ века.

В.С. Соловьёв предрекал близкое Пришествие Души Мира, Софии – Премудрости Божией, Царицы Небесной. Она могла прийти и неузнанной, “заключённой, пленённой и тоскующей” в образе земной девушки. Её Пришествие (или Преображение) должно стать кану-ном преображения всего сущего. Блок увлекается философией двоемирия В.С. Соловьёва. “Смысл любви” есть трактат у Соловьёва. С любви начинается долгий и трудный путь поэта, путь абсолютно единый со взлётами и падениями.

Земное, “пленённое, тоскующее), ждущее Преображения и долженствующее преобразить земной мир воплощение “Души мира”, соловьёвской “Софии” - Блок прозревал в образе Любови Дмитриевны Менделеевой. И это не было гиперболой юношеской любви. Это было глубоким и тайным “ведением”, это было “стихией, рождающей стихи”.

Блок не был одинок в своём восприятии идей и пророчеств В.С. Соловьёва. А. Белый, Д.С. Мережковский увлекаются наследием Соловьёва. В мистических стихах центральное место занимал образ Вечной Женственности, Подруги Радужных ворот, Владычицы мира в сложной форме воплощавшей идеальные представления Соловьёва о конечной гармонии, неземном счастье, высшем блаженстве и любви.

Младший брат философа М.С. Соловьёв, его жена и двоюродная сестра матери Блока были первыми “внесемейными” читателями стихов Блока, первыми, кто понял масштаб дарования 20-летнего поэта.

В сентябре 1901 г. А. Белый знакомится с ранними стихами Блока: “Впечатление было ошеломляющее… …Было ясно сознание: этот огромный художник – наш, совсем наш… Я понимал: будучи первым поэтом, он был не поэтом для нас, а теургом, соединяющим эстетику с жизненной мистикой, и поднимался вопрос о том, как нам жить, как нам быть, когда явно в мире звучат призывы, подобные блоковским. …а. А. Блок, по времени пер-вый из русских, приподнял поэзию В. Соловьёва и осознал всю огромность религиозного смысла её. Он довёл соловьёвство до идеологии максимализма, почти до секты…”.

1901 – 1903 гг для Блока – время поэтического становления и вхождения в литературный мир. Восторженными поклонниками его ранней лирики становятся Сергей Михайлович Соловьёв и Андрей Белый. В марте 1902 г. Блок знакомится с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковскими. Это признанные мэтры “новой литературы”.

Стихи о “Прекрасной Даме” вышли в свет осенью 1904 года, тиражом 1 200 экземпляров. Из 800 с лишним стихотворений, написанных в 1899 – 1904 годах, автор включил в книгу – 93.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: