Рессорным подвешиванием тележка тепловозов
ТЭМ2 и М62 (в базовом исполнении).
Конструкцию тележки такого типа составляют:
рама тележки;
шкворневой узел;
три колесно-моторных блока (КМБ) с опорно-осевым подвешиванием ТЭД;
сбалансированное рессорное подвешивание;
боковые опоры рамы тепловоза на раму тележки;
исполнительное тормозное и песочное оборудование.
Рама тележки.
Представляет собой сварную балочную с включением литых элементов конструкцию. Две боковины рамы по краям соединены концевыми балками (скреплениями), а в середине – поперечными балками. В свою очередь поперечные балки соединены продольной шкворневой балкой.
Боковины рамы, имеющие коробчатую форму, сварены из листов конструкционной стали толщиной 20 мм. С торцов и снизу к ним приварены буксовые кронштейны (челюсти), отлитые из стали.
К рабочим поверхностям кронштейнов – боковым (лицевым) и внутренним (лобовым) – для предохранения их от износа приварены сменные наличники из термообработанной стали. Буксовые кронштейны связаны в пары подбуксовыми струнками (стяжками), позволяющими равномерно нагружать кронштейны при передаче продольных усилий от КМБ на раму тележки. Расположенные по концам струнок охватывающие выступы имеют уклон 1:12 плоскостей прилегания к «каблукам» (головкам) буксовых кронштейнов. Этими выступами струнки тщательно подгоняют к кронштейнам. Каждая струнка крепится двумя болтами диаметром 28 мм. Во избежание деформации (прогиба) струнок между нижней частью «каблуков» кронштейнов и стрункой ставят металлические прокладки толщиной 8 – 10 мм.
Поперечные балки, изготовленные из стальных листов, соединённых сваркой и заклёпками, имеют коробчатое сечение. Снизу к балкам приварены и дополнительно закреплены контрольными болтами стальные литые кронштейны для подвески ТЭД. Сверху к балкам и боковинам рамы приварены настильные (усиливающие) листы. На уширенные части листов с левой и правой сторон рамы тележки установлены боковые опоры рамы тепловоза.
|
Концевые балки изготовлены из швеллера и прикреплены к буксовым кронштейнам крайних КП: со стороны автосцепки – призонными болтами, со стороны топливного бака – сваркой. Балки удерживают концевые части боковин рамы на заданном друг от друга расстоянии, придавая раме поперечную жёсткость.
К боковинам рамы прикреплены подвески, приварены угольники и кронштейны для монтажа ТРП и ТЦ. Песочные трубы закреплены при помощи скоб, приваренных к концевым балкам.
Буксовые узлы КМБ.
Назначение:
Буксами называют узлы ходовой части, передающими вертикальные и горизонтальные (силы тяги и торможения, поперечные от набегания рельс), силы между рамой тележки и колесными парами. Кроме того буксы ограничивают продольное и поперечное перемещение колесной пары относительно рамы тележки
Роликовая букса состоит:
Из стального литого корпуса, который двумя поводками соединен с рамой тележки. Соединение валиков поводков с корпусом буксы и рамой тележки посредством клиновых соединений.
Литой корпус буксы имеет два опорных кронштейна, (крыла) для установки пружин и восприятию вертикальной нагрузки.
В корпусе между задней и передней крышкой размещены блоки из 2х роликовых подшипников с дистанционными кольцами между ними. Для повышения службы подшипников устанавливают в один буксовый узел с разницей радиальных зазоров не более 0,03мм. Потолок корпуса буксы выполнен в виде свода переменного сечения увеличенной толщины в верхней части.
|
На подступичную часть оси до упора в галтель надевают лабиринтное кольцо, предварительно нагревая его до t 120 - 150ºС. Это кольцо вместе с задней крышкой образует 4х камерное лабиринтное уплотнение.
Внутреннее кольцо подшипников насаживается на шейку оси вместе с дистанционным кольцом на шейку оси вместе с дистанционным кольцом. Фиксируется стопорным кольцом, горячей посадки t 100 - 120ºС, оно предотвращает сползание роликоподшипников с шейки оси. В передней крышке монтируют осевой упор через упорный шарикоподшипник, одно кольцо которого установлено на торцевой проточке оси а другое на упоре. Для предотвращения раскрытия обоймы упорного подшипника, он постоянно через упор прижимается к торцу оси колесной пары при помощи пружин, в крышке удерживается стопорным кольцом. Между упором и крышкой установлен амортизатор, представляющим собой резиновые элементы с двумя привулканизированными пластинами толщиной в 2мм. В буксах средних колесных пар амортизатор не ставится и тем самым обеспечивается свободный осевой разбег ± 14мм, этих колесных пар в буксах.
На передней крышке буксы приварены кронштейны для крепления фрикционного гасителя колебаний. На крышках букс крайних колесных пар наносят «КР», средних «СР».
Смазка буксового узла единая консистентная. При сборке в буксу закладывают смазку Буксол. В лабиринтное уплотнение задней крышки в подшипник и в осевой упор передней крышки в количестве 2,5кг. Дозаправка смазки в процессе эксплуатации производится запрессовкой через отверстие с конической пробкой, расположенной в нижней части буксы.
|
Буксовые поводки.
Назначение: передают тяговые и тормозные усилия от КП (буксовых узлов) к раме тележки и позволяют КП совершать относительно рамы тележки вертикальные и горизонтальные перемещения за счёт упругости своих резиновых шарниров.
Конструкция: каждый из поводков состоит из корпуса (двутаврового сечения) с двумя головками, валиков с посаженными на них резино-металлическими втулками и торцовыми амортизаторами.
Головки корпуса отличаются друг от друга шириной и имеют сквозные цилиндрические расточки. В широкую (рамную) головку корпуса запрессован длинный валик, имеющий на стержне две резино-металлические втулки, между которыми помещены разделяющие их полукольца. Короткий валик имеет одну резино-металлическую втулку и смонтирован в узкой (буксовой) головке корпуса поводка. Хвостовики валиков выполнены трапециевидными (клиновыми) для сопряжения с соответствующими пазами на приливах корпуса буксового узла и кронштейнах рамы тележки. Крепление хвостовиков в пазах осуществляется болтами М20х80 мм. Головки болтов фиксированы проволочным стопорением. На хвостовики валиков установлены с натягом торцовые амортизаторы, состоящие каждый из резиновой шайбы с привулканизированными к ней металлическими накладками. Амортизаторы крепятся на валиках при помощи разрезных шайб (либо полуколец). Разрезная шайба (полукольца) вставляется в выточку валика и прихватывается электросваркой к накладке амортизатора. С головками корпуса поводка амортизаторы соединены штифтами, поэтому при отклонении поводка в вертикальной плоскости резиновые шайбы амортизаторов работают на скручивание.
Отличие между верхним и нижним поводками одного буксового узла состоит в направлении клиновых поверхностей хвостовиков валиков: у верхнего оно встречное, у нижнего – попутное. При установке поводков по месту между валиками и дном клинового паза контролируют зазор, величина которого должна быть 3 – 7 мм.
Буксы тепловоза ТЭМ-2.
Буксы предназначены для передачи подрессорного веса тепловоза на оси колесных пар. Вместе с тем они воспринимают от колесных пар и передают на раму тележки тяговые и тормозные усилия при движении тепловоза.
Роликовая букса состоит:
Из стального литого корпуса, внутри которого находятся два подшипника с короткими цилиндрическими роликами, внутренний и внешний. Внешний подшипник отличается от внутреннего наличием упорного кольца. На шейке оси на определенном расстоянии друг от друга для предотвращения смещения подшипников на шейке оси установлены дистанционные кольца, а также установлено стопорное кольцо для предотвращения смещения внутренней обоймы роликового подшипника. На подступичную часть шейки оси установлено с натягом лабиринтное кольцо, образующее с задней крышкой лабиринтное уплотнение. К заднему торцу корпуса буксы прикреплена задняя крышка с уплотнением, предохраняющим от вытекания смазки из буксы.