Единицы измерения объема




М1М ч 2. стр. 38

Тема: Емкость. Измерение с помощью литра.

Цель: Познакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра.

Ход урока:

Название этапа Содержание этапа Оформление доски
1. Организационный момент Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Дети: Да! Учитель: Тогда вперед!  
2. Актуализация знаний Учитель: Ребята, я предлагаю вам выполнить одно, очень интересное задание. Посмотрите внимательно на доску скажите, что вы видите на экране? Дети: На экране записаны величины. Учитель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, на какие две группы можно разделить все эти величины? Дети: Эти величины можно разделить на единицы измерения веса и на единицы измерения длины. Учитель: Да, всё верно. А теперь когда мы разобрались с этим заданием, я хочу чтобы вы его выполнили у доски. Я знаю, что вы у меня самые внимательные, поэтому приготовила для вас задание, которое называется «Помню, не помню». Сейчас я выдам каждому листок, на котором будет пустая табличка, в этой табличке вы будете рисовать геометрические фигуры, которые я вам покажу на доске, только не просто нарисовать, а нарисовать по памяти. Дети: Выполняют задание Работа с интерактивной доской.     Работа с презентацией: Задание «Помню, не помню»  
3. Подведение к теме урока Учитель: Посмотрите, ребята, перед вами кастрюля и банка. Определите, куда больше вместится воды? (По вместимости банка и кастрюля одинаковые) Дети: В кастрюлю поместится больше воды, чем в банку. Дети: А я считаю, что в банку больше поместится воды, а не в кастрюлю. Дети: По-моему мнению, они одинаковые по вместимости. Учитель: Мнения разделились, так кто же прав? Как нам узнать сколько вмещает в себя воды банка и кастрюля? Дети: Надо измерить вместимость кастрюли и банки. Учитель: Хорошо, как нам это сделать? Дети: Можно заполнить емкости наливая воду по литровой банке Учитель: Да, дети, вы правы, я сейчас буду наливать воду сначала в банку потом в кастрюлю, а вы считайте сколько литровых банок вылила в большую банку, а потом сколько в кастрюлю Дети: Один, два, три Дети: Один, два, три Учитель: Какой можно сделать вывод? Дети: Что емкости одинаковые по вместимости. Учитель: Верно У доски стоят емкости: кастрюля на 3литра и трехлитровая банка
4. Физкультминутка Физкультминутка. А часы идут, идут Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)  
5. Работа над новой темой Учитель: Хорошо мы отдохнули, но нам пора двигаться дальше. Скажите пожалуйста, что такое емкость? Дети: Это предмет,где храниться вещество Дети: А я считаю, что емкость это вместимость жидкости Учитель: Вы оба правы. Может, кто – то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? Дети: Литр Учитель: А значит какая тема нашего урока? Дети: Мера емкости – литр Учитель: Все верно. Сокращенно литры записывают «л».Где вы встречали эту единицу измерения? Дети: В магазине, дома, на заправке Учитель: Найдите и покажите ёмкости вместимостью 1 литр. Показ различных сосудов Дети: Бутылка Учитель: Молодцы, вы справились с этим заданием. Учитель: Ребята, а теперь давайте откроем учебник на стр.38. Давайте, прочитаем что тут написано. Дети: Вместимость сосудов можно измерять в литрах. При числах записывают: 1 л, 3л. Учитель: Отлично, теперь предлагаю обратить внимание на задачку №3, о чём в ней говориться? Дети: О молоке. Дети: О том, что в банке 3 литра, а в бидоне – 4 литра больше Учитель: Верно,Запишите в тетради: Задача №3. И запишем краткую запись задачи.Как мы решим задачу? Дети: 3+4=7 (л) Учитель: Верно, запишите ответ и приступим к другому заданию. Видеофильм   Показ различных сосудов вместимостью 1 литр: мензурка, бутылка, кружка, коробка.
6. Закрепление пройденного материала Учитель: Откройте задание 5 на странице 38. Предлагаю вам по очереди выходить к доске и решать данные выражения с пояснениями. Дети: Выполняют задание Учитель: Сейчас я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число накарточке обозначает объём, то вы хлопаете в ладоши. Будьте внимательны! 4 см, 8кг, 5л, З см, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л.  
7. Рефлексия Учитель: Узнали новое слово ________________.   Научились __________________________ Что на уроке вам понравилось? Что показалось трудным? Что вы расскажите дома своим родителям?  

 

 

Вопрос№2

В 1 классе учащиеся сравнивают емкость или вместимость различных сосудов. Вначале сравнение проводится на глаз (сосуды значительно отличаются по своей емкости). Например, предлагается сравнить, куда войдет воды больше: в банку или в кастрюлю. Перед учащимися ставятся пол-литровая банка и кастрюля емкостью 2-3 л, измеряется, сколько банок воды входит в кастрюлю.

Тема "Литр" изучается в концентре "Десяток". Выявляя имеющийся у учащихся опыт, учитель предъявляет и стандартные банки вместимостью 1 л, 2 л, 3 л. Многие ребята знают вместимость этих банок, некоторые же не имеют о ней никакого представления. Учитель выясняет также, знают ли учащиеся, какими мерами измеряют объем молока, бензина, растительного масла, вообще жидкости. Затем он показывает детям литровую кружку, бутылку, банку, наливает воду в кружку, а затем поочередно переливает воду из нее в бутылку и банку. Так учащиеся подводятся к выводу, что в банку вмещается столько же воды, сколько в кружку, и столько же, сколько в бутылку, т.е. равное, одинаковое количество воды – 1 л. Чтобы этот вывод был понятен учащимся, необходимо, чтобы каждый ученик проделал эту несложную работу сам. Важно, чтобы дети запомнили это новое слово, научились правильно его произносить и записывать при числах. Учащиеся должны уметь отыскивать среди других сосудов сосуд емкостью 1 л. Далее учащиеся учатся измерять вместимость сосудов и отмеривать заданное количество литров. Они определяют, наполняя водой, емкость банок, небольших бидонов, кастрюль, ведер. Важно развивать глазомер учащихся, т. е. умение определять емкость сосудов на глаз. Учащиеся должны запомнить емкость стандартных, наиболее часто встречающихся в быту сосудов: банки емкостью 0,5 л, 1 л, 2 л, 3 л, 5 л, бидоны емкостью 1 л, 2 л, 3 л, 5 л, 10 л, 20 л, 40 л, ведра емкостью 8л, 10л, 12 л.

 

Приведем примеры ситуаций, которые можно использовать на уроке по теме "Литр" (разработка Истоминой Н.Б.).

Ситуация 1. Предлагаются два сосуда с водой. Один узкий, другой широкий. Уровень воды в обоих сосудах одинаков. Кроме того, на столе стоят два стаканчика различной емкости (обозначим их 1 и 2). Учитель предлагает выяснить с помощью мерки 1, в каком сосуде больше. Учащиеся практически убеждаются, что в широком сосуде таких мерок 7, а в узком 5. 7 > 5. Делается вывод. Затем используется мерка 2. В широком сосуде их 4, а в узком 2. 4 > 2. Делается вывод. Затем учитель предлагает измерить количество воды в широком сосуде меркой 2, а в узкой меркой 1. Обсуждение результатов приводит к выводу, что для сравнения количества воды в сосудах необходимо пользоваться единой меркой.

Полезно и здесь провести сопоставление: точно так же, как длину отрезка мы измеряли сантиметром, массу – килограммом, емкость мы будем измерять литром. 1 л – единица измерения емкости.

Ситуация 2. Два сосуда: один широкий, другой узкий. В одном и другом налита вода. Уровень воды в узком сосуде выше, чем в широком сосуде. Учитель задает вопрос: В каком сосуде воды больше? Ответы противоречивы. Нужно решить проблемы – как убедиться, в каком же сосуде воды больше? После того как было разобрана первая ситуация, учащиеся сами предложат использовать для этой цели третий сосуд, который будет выполнять функцию мерки. Данное задание будет более занимательным, если в одном и другом сосудах налито воды одинаковое количество. Учитель подводит итог: сравнение емкостей не всегда можно провести на глаз, точнее делать это измерением.

После того как введена единица измерения емкости, решаются различные практические задачи. Например: "В одном сосуде 5 л, а в другом 3 л. Как сделать, чтобы в сосудах было поровну?" (Из первого сосуда отлить 2 л воды, тогда в каждом сосуде будет по 3 л, или из первого сосуда перелить во второй 1 л воды). Задача решается практически. "В одном сосуде 3 л воды, а в другом на 2 л больше. Что можно сделать, чтобы во втором сосуде воды было больше только на 1 л?" Задача решается практически, но требует от ученика проведения рассуждений, которые должны предопределить, предугадать практический результат. Полезно рассмотреть различные способы решения данной задачи:

 

1) Учащиеся могут предложить долить в первый сосуд 1 л воды. Если такой способ предложен, он проверяется практически. Проверку, которая связана с умением непосредственно измерять емкость с помощью единицы измерения, может выполнить любой ученик.

2) Можно из второго сосуда отлить 1 л, тогда во втором сосуде будет не на 2 л больше, а на 1 л.

3) Возможны и такие предложения: долить в первый сосуд 2 л воды, а во второй 1 л.Собственно все задания связаны с практической проверкой предполагаемого результата, но они даны в виде задачи, а поэтому вызывают больший интерес, чем простое измерение количества воды с помощью банки в 1 л.

Кроме литровой банки детям можно показать кубик «тысячи» из арифметического ящика, ведь объем 1 л соответствует 1 куб.дм

 

Дети часто не верят, что в литровую банку и этот кубик помещается одинаковое количество воды или сыпучих продуктов. Можно склеить 1 куб. дм из плотной бумаги и быстро вылить в него воду или пересыпать сыпучие продукты объемом 1 л.

 

 

М4М2 стр.113 Аргинская 4 класс 1 часть стр.6,22-23,41,59

 

 

 

Аргинская 4 класс 1 часть стр.6,22-23,41,59

 

 

 

Аргинская 4 класс 2 часть стр.3,11

 

Вопрос№3

Учитель: Ребята, сегодня я предлагаю вам познакомиться с новой величиной, которая называется «Объём». Скажите, пожалуйста, как вы понимаете термин «Объем»?
Дети:
Объем – это величина геометрического тела.
Учитель:
Хорошо, но более точное определение объема вы сможете увидеть на доске. Пожалуйста, перепишите это понятие к себе в тетрадочку.

 
 



Учитель:
А как вы считаете, объём можно найти у любой геометрической фигуры или нет?
Дети:
Нет
Учитель:
Верно, объём можно найти только у объёмных геометрических тел или предметов. Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке?
Дети:
Узнаем как находить объем и его единицу измерения
Учитель:
Правильно, в этом нам с вами поможет учебник. Откройте ваш учебник на странице 32. Посмотрите внимательно на задание №118., что вы можете рассказать, про первый рисунок?


Дети:
На первом рисунке изображена мерка, мерка нужна для того, чтобы измерять отрезки. Эта величина называется длинна.
Учитель: Замечательно, проделайте данную работу со всеми рисунками. Итак, давайте проверим правильно ли вы сделали описание. Кто хочет ответить?
Дети:
На втором рисунке изображена мерка, она называется квадратный сантиметр, она измеряет большой квадрат. Эта величина называется площадь.
Учитель:
Хорошо, кто еще хочет ответить?
Дети:
На третьем рисунке изображена мерка, она измеряет большой куб.
Учитель:
А как она называется, кто-нибудь знает?
Дети:
Хорошо
Учитель:
Предлагаю найти ответ в разговоре Миши и Маши.

Учитель: А теперь вы знаете как называется эта мерка?
Дети:
Да, кубический сантиметр
Учитель:
Задача вычисления объёма геометрических тел, идущая от практических потребностей, была одним из стимулов развития геометрии. Математика Древнего Востока располагала рядом правил для вычисления объёма тел, с которыми чаще всего приходилось встречаться на практике. Величина части пространства, занимаемого геометрическим телом, называется объемом этого тела. Объём одна из основных величин, связанных с геометрическими телами.
Учитель: Вспомните, как мы находили новую единицу объема
Дети: Мы находили с помощью формулы

 

V=a*b*c


Вопрос№4

Понятие объёма определяется так же, как понятие площади. Но при рассмотрение понятия площадь, мы рассматривали многоугольные фигуры, а при рассмотрении понятия объём мы будем рассматривать многогранные фигуры.

Объёмом фигуры называется неотрицательная величина, определённая для каждой фигуры так, что:

· равные фигуры имеют один и тот же объём;

· если фигура составлена из конечного числа фигур, то её объём равен сумме их объёмов.

 

Единицы измерения объема

 

М1М ч2, стр. 38M1Д ч3, стр. 4

 

М1П ч3, стр. 10-11

М2А ч1, стр.102-103


Вопрос№5

Тема: Объем прямоугольного параллелепипеда.

 

Цели: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению формулы нахождения объема прямоугольного параллелепипеда.

 

Ход работы:

Наименование этапов Содержание этапа Оформление доски
1. Организационный момент Учитель: Прозвенел звонок. Начинается урок. А теперь все повертитесь и друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне друзья и садитесь по местам  
2. Актуализация знаний. Устный счет. 1.Решение цепочки примеров (работа в группах. 1 группа- 60 * 6 = …-120 = …: 80 =… *30 = 2 группа - 40 * 10 =…: 50 = …* 125 =…- 160 = 3 группа - 125*2 =…: 10 =…* 40 = … - 300 = 4 группа -490: 70 = …*20 = …+ 210 =…: 5 = 2. Сравни, не вычисляя. 5013*4….8*5013 467*(7+3)…467*10 1349*(5*4)…1349*9 156*9….9*150 3.Одна группа туристов села в 6 автобусов по 40 человек в каждый, а другая – в4 автобуса по 30 человек. Что обозначают выражения 40*6 30*4 40*6+30+-*4 40*6-30*4 4.Реши задачу. В прошлом году завод изготовил 1400 машин, что на 300 машин меньше, чем в этом году. Поставьте вопрос и решите задачу.  
3.Физкультминутка Вы, наверное, устали? ну, тогда все дружно встали. Мальчики потопали, девочки похлопали. Вместе дружно повернулись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем.    
4. Изучение нового материала Учитель: Что можно определить используя каждую формулу? С какой проблемой вы встретились? Как вы думаете,для чего она нам нужна? Ну вот сейчас мы и проведем исследование. Вопрос измерения объёма твердых тел давно интересовал человечество. Используя тот факт, что жидкости в обычных условиях сжимать нельзя, можно измерять объёмы твердых тел, помещая их в жидкость. – Скажите, а знаете ли вы имя известного ученого, который первым определил объём тела неправильной формы? АРХИМЕД Чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда, надо найти, сколько кубиков с объемом 1 куб. единица входит в этот прямоугольный параллелепипед. Разобьем прямоугольный параллелепипед на слои и вычислим объём каждого слоя Для вычисления объема всей фигуры объем каждого слоя умножаем на количество слоев. Итак, чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда, надо его длину умножить на ширину и на высоту. Формула объема прямоугольного параллелепипеда имеет вид: V = abc, Если ребро куба равно 4 см, то объем куба равен 4 · 4 · 4 = 43 (см3), то есть 64 см3. А в общем случае, если ребро куба равно а, то объем V куба равен a 3. Значит, формула объема куба имеет вид V = a 3.   S=a*b S=a*h:2 P=(a+b)*2 V=a*l*h  
5. Первичное усвоение полученных знаний Самостоятельная работа в группах. 1 группа. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если известно, что длина -16 дм, ширина- 5 дм, высота-4 ди.   2 группа. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если известно, что длина -20 см, ширина- 15 см, высота-4 см.   3 группа. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если известно, что длина -30 м, ширина- 10 м, высота-5м.   4 группа. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если известно, что длина -15 м, ширина- 7 м, высота-10 м. · Длина бассейна 25 м, ширина 12 м, глубина 3м. Какой объём воды вмещает бассейн «Чайка»? · Высота кабинета 3 м, ширина 6 м и длина 8 м. Сколько кубических метров воздуха находится в кабинете?    
6. Рефлексия - Сегодня на уроке я узнал……. - Сегодня на уроке я научился …….. - Мне было интересно ……… - Я испытывал затруднения …………    


Вопрос№6

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке хочу познакомить вас с историей возникновения различных мер емкости сосудов и объема.

Учитель: Первым письменным упоминанием о мерах, применявшихся на Руси, является Устав князя Владимира, относящийся к 996 году. Устав предписывал: "из весов и мерила блюсти без пакости, ни умалити, ни умножити". Первые эталоны на Руси хранились в церквах, в храмах. Надзор поручали представителям духовенства и особым лицам - "весцам". Весовщики должны были "крест целовать" - давать клятвенное обещание в том, что будут взвешивать товары без обмана.

В Древней Руси, как и во многих других странах, меры объема имели две области применения: для сыпучих тел и для жидкостей. Для мер жидкости чаще всего употреблялись бочка, ведро, корчага. Наибольшее распространение получило ведро, практически очень удобная мера, сохранившаяся до XX века.

 

Учитель: Скажите, пожалуйста, меры объёма имели какие области?

 

Дети: Для сыпучих тел и для жидкостей.

 

Учитель: Правильно. По приближенным подсчетам:

Ведро вмещало около 24 фунтов воды (9,8кг).

Более крупные меры для меда, вина и т.п.:

Одна бочка содержала 10 ведер.

Корчага — 1 1/2 — 1 3/4 ведра (вмещавшего 30 фунтов чистой воды).

Наряду с системными мерами существовали и бытовые меры. Основной мерой являлось ведро. Деление на более мелкие меры проводилось по двоичному принципу: ведро делили на 2 полуведра или на 4 четверти ведра, или на 8 полу четвертей, а также на кружки и чарки.

Бочка, как мера жидкостей применялась в основном в процессе торговли с иностранцами, которым запрещалось вести розничную торговлю вином на малые меры.

Бытовые меры объема жидкостей были весьма разнообразны и широко использовались даже в конце XVII в.: «смоленская бочка», «бочка-селедовка». В житейском обиходе и в торговле употребляли разнообразные хозяйственные сосуды: котлы, жбаны, корчаги, братины, ендовы. Значение таких бытовых мер в разных местах было различно: например, емкость «котлов» колебалась от полуведра до 20 ведер.


Учитель: Ребята, скажите какие меры существовали на Руси?


Дети: Системные и бытовые


Учитель: Хорошо, что относилось к бытовым мерам?

 

Дети: Основной мерой было ведро, но также существовали бочки, котлы,братины.


Учитель: Верно.

В Западной Европе бытовали свои собственные меры объемов. К ним относятся баррель, бушель, галлон, драхма, кварта, пинта, унция. Рассмотрим, что означала каждая мера объема.

Баррель – мера вместимости и объема, применяемая в США, Англии и ряде стран, использующих английскую систему мер. В США различают Баррель сухой, равный 115,628 дм3, и Баррель нефтяной, равный 158,988 дм3. Английский Баррель (мера вместимости для сыпучих веществ) равен 163,65 дм3.

Бушель – мера объема жидкостей и сыпучих веществ в Англии и США. 1 Бушель (брит.) = 36,3687 л; 1 Бушель (США) = 35,2393 л.

Галлон – единица объема (емкости, вместимости) в системе английских мер, применяется в Англии, США и др. странах главным образом для измерений объема жидких и сыпучих тел. Английский и американский Галлон отличаются друг от друга по своим размерам. Английский Галлон = 4,54609 дм3. Американский Галлон для жидкости = 3,78543 дм3 и для сыпучих тел = 4,405 дм3.

Кварта – единица объема (емкости, вместимости), применяемая в США, Великобритании и др. странах. 1 Кварта = 1/4 галлона или 2 пинтам. Американская Кварта для жидкостей = 0,9463 дм3, для сыпучих веществ = 1,1012 дм3. Английская имперская Кварта= 1,1365 дм3. Прежняя русская мера жидкостей – кружка – также иногда называлась Кварта; в Польше Кварта = 1 л.

Пинта – единица объема (вместимости) жидкостей и сыпучих веществ, применяемая в странах, использующих английские меры. В Великобритании 1 Пинта = 1/8 галлона = 0,568261 дм3. В США различают жидкую Пинту, равную 1/8 американского галлона = 0,473179 дм3, и сухую Пинту, равную 1/64 американского бушеля = 0,550614 дм3. Пинта применялась также в др. странах до введения в них метрической системы мер, напр. во Франции 1 Пинта = 0,931389 дм3, в Нидерландах 1 Пинта = 0,6063 дм3.

 

Учитель: Дети, а какие меры были в Западной Европе?


Дети: баррель, бушель, галлон, драхма, кварта, пинта, унция.

 

Учитель: Т.е. мы видим, что каждое государство (а их было множество) имело свою систему мер, что становилось «тормозом» для торговли (включая таможенные сборы), развития ремесел и промышленности и т.п. В этой обстановке и стали рождаться идеи разработки единой, межгосударственной системы мер.

В настоящее время СИ принята в качестве основной системы единиц большинством стран мира и почти всегда используется в области техники, даже в тех странах, в которых в повседневной жизни используются традиционные единицы. Метрические единицы широко используются по всему миру, как в научных целях, так и в повседневной жизни.

В СИ основная единица измерения объема – кубический метр. Применяются также производные от неё: кубический сантиметр, литр (кубический* дециметр) и т.д.

 

Учитель: Ребята,сегодня мы познакомились с мерами,которые использовались людьми давно до нашего времени. Узнали о том,что существует и много других мер,которые также использовались людьми,только в других странах.Я надеюсь, что вам было интересно и познавательно!!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: