Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков




Биологические изменения в процессе полового созревания, равно как и социальные перемены, связанные с переходом из начальной школы в средние и старшие классы, - все это требует громадных усилий для психологического приспособления у подростков. Ученые считают, что вероятность возникновения у подростков депрессии повышают следующие факторы:

-Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышать риск развития депрессии, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах).

-Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей (могут вызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам).

-Супружеские разводы или развод и экономические затруднения в семье (вызывают стресс и депрессию)самых надежных предсказателей депрессии у взрослых).

-Низкая школьная успеваемость (ведет к развитию депрессии и нарушениям поведения у мальчиков, но не сказывается столь негативно на девочках).

Для подростков ролевые переходы являются естественной частью процесса их развития (окончание школы, планирование работы или карьеры, романтические отношения). Эти изменения воспринимаются как традиционные, и с ними обычно успешно справляются. Проблемы обычно возникают, если родители не могут принять изменений, сопутствующих переходу (например, желание подростка больше времени проводить с друзьями и меньше – с семьей), или когда подросток не может сам справиться с изменениями. Однако ролевые переходы также могут быть навязаны подростку в результате непредвиденных обстоятельств, как, например, болезнь родителя. Способность подростка справляться с непредвиденными обстоятельствами зависит от предшествующего психологического развития и социальной поддержки в настоящий момент.

Ученые считают, что необходимость изменения исполняемых ролей возникает в результате нескольких причин:

1.ухудшения социальной активности в результате депрессии,

2.психологической и социальной незрелости,

3.проблемы между подростком и родителями,

4.изменений, вызванных неожиданным событием.

Э. Эриксон описал изменения и основные задачи, связанные со стадиями развития подростка и взрослого человека. Естественные для подростка переходы таковы:

1.переход в период полового созревания,

2.сдвиг от групповых отношений к парным,

3.начало сексуальных отношений и проявление желаний,

4.отделение от родителей и семьи для достижения независимости,

5.стремление найти работу, чтобы обеспечивать себя финансами,

6.принятие на себя ответственности за свое будущее, планирование карьеры.

Проблемы, возникающие во время этих переходов, связаны с понижением самооценки, неспособностью оправдать ожидания свои и семьи, растущим давлением и ответственностью, давлением ровесников, направленным поведением, соответствующее группе, неспособностью уйти от зависимости от семьи из-за недостаточной уверенности в себе или нежелания семьи отделяться. Подростки, впадающие в депрессию в последние годы учебы в средней школе, обычно обеспокоены растущим давлением и ответственностью за принятие решений о своем будущем.

 

В своем труде по психогенным расстройствам у детей и подростков А.Дюрсен высказывает мнение, что в подростковом возрасте возможно развитие достаточно глубоких депрессивных расстройств, которые подчас мало, чем отличаются от таковых у взрослых. Причиной их развития автор называл, прежде всего, неправильное поведение родителей.

Значимые для жизни подростка отношения обычно включают отношения с членами семьи, учителями, лучшими друзьями и лицами, а которым подросток испытывает романтическую привязанность. На качество этих отношений может значительно повлиять депрессия, в то время, как и сами эти отношения, точнее, возникшие в них проблемы, могут привести к депрессии. Например, подросток с депрессией часто сталкивается с межличностными проблемами в отношениях с родителями, братьями или сестрами и друзьями даже после того, как их подавленное настроение было успешно устранение. Конфликты с семьей и друзьями могут также повлиять на развитие депрессивного эпизода.

Ролевые споры в семье могут возникать, когда родители ожидают, что подросток будет полностью раскрывать им свои чувства и в подробностях рассказывать о своей жизни, в то время как подросток чувствует потребность отделиться от родителей и раскрывает чувства друзьям, а не в семье. Один из особенно частых межличностных споров, который возникает между подростком и родителями, это конфликт между консервативным родителем и подростком, который старается вести себя сообразно взглядам своего поколения. Межличностные ролевые споры становиться проблемой, если депрессивный эпизод подростка связан с подобным конфликтом. Типом спора, который, вероятнее всего, приведет к депрессивному эпизоду, является тот, в котором подросток чувствует свою беспомощность в разрешении конфликта, и спор в отношениях предполагает повторяться, способствуя развитию у подростка этого чувства. Так как подросток чувствует себя непонятым и теряет надежду на взаимное общение, его самооценка падает, что отражается на социальном отстранении.

Следует обратить внимание на подростка в системе школьного обучения, на школьную успеваемость, на взаимоотношения с учителями и сверстниками, т.к. депрессивное состояние у подростков накладывает отпечаток и на эту систему взаимоотношений. С другой стороны, отношения с учителями и сверстниками могут спровоцировать появление данных состояний. Нередко депрессивные состояния у подростков дисфонически окрашены, что может порождать конфликты с учителями и детьми, грубые нарушения дисциплины. Попытки административного воздействия при нарушениях поведения и неуспеваемости только усугубляет состояние депрессивного ребенка, создавая непреодолимые трудности в обучении.

Депрессии у подростков часто сопровождаются потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям. Подростки с депрессивными расстройствами часто прогуливают школу.

Некоторыми авторами выявлены половые различия, связанные со школьными проблемами и депрессии у детей. Д.А. Коул, исследуя выборку подростков, обнаружил, что, хотя учителя оценивают девочек как более академически компетентных, чем мальчики, самооценка у девочек не выше, чем самооценка у мальчиков. По сравнению с учительской оценкой девочки были склонны недооценивать свою академическую компетентность, в то время как мальчики имели тенденцию переоценивать ее. Тенденция недооценивать академическую компетентность была значимо связана с самоотчетом по депрессивному опроснику. Д.А.Коул связал свои находки с результатами другого исследования, показавшими, что мальчики стремились связывать академические неудачи с недостатком усилий, а девочки – с недостатком способностей.

Многие исследования показали, что депрессия у подростков ассоциируется с их неудачами в различных типах межперсональных отношений. Депрессия у подростков связана с затруднением в установлении дружеских отношений по мнению некоторых авторов, которые объясняли это следующим образом: или социальное поведение депрессивных подростков негативно влияло на социальное поведение их друзей, или негативный эффект депрессии повлиял на просоциальное поведение, необходимое для развития или установления дружеских отношений. Иная точка зрения была предложена Коулом, который предложил, что социальная компетентность прямо влияет на депрессивные симптомы. В своем исследовании он обнаружил, что депрессия у мальчиков лучше прогнозируется через ощущения низкой уверенности в себе. У девочек трудности в отношениях со сверстниками могут сыграть определенную роль в развитии депрессивной симптоматики.

Взаимоотношения между стрессовыми ситуациями, реакцией нашего организма на жизненные трудности и депрессивным расстройством выглядят довольно сложно. В некоторых исследованиях было показано, что депрессивная молодежь переживала негативные события за год до возникновения депрессивного эпизода. Сильное эмоциональное напряжение может быть вызвано и позитивными событиями, такими, как получение новой хорошей работы или получение премии. Довольно многие из числа тех, кто переживает депрессию, указывают на предшествовавшее заболеванию событие или напряженную ситуацию, которые, возможно, и спровоцировали возникновение болезни. И все же далеко не ясно, вызывают ли депрессию тяжелые события сами по себе. Ведь всем в жизни рано или поздно приходится сталкиваться с болезненными переменами и поворотами судьбы. И у большинства депрессивного расстройства все же не возникает. В то же время оно порой развивается и тогда, когда все в жизни идет нормально, а в некоторых случаях даже вслед за явно положительными переменами: после ухода из неблагоприятной обстановки в более доброжелательную.

Депрессия может развиваться и в результате лишающих нас возможности управлять своими чувствами тяжелых случайных происшествий. Таким кризисным событием может быть пережитое стихийное бедствие, террористический акт или автоавария по вине водителя другой машины.

И чем тяжелей, переживается такое событие, тем больше вероятность того, что оно приводит к депрессии. Неудивительно поэтому, что смерть члена семьи скорее отразиться на нас и даст начало депрессии, чем ссора с другом.

Психотравмирующие события могут сказываться и на процессе выздоровления при депрессивном расстройстве. Чем труднее складывается у подростка жизнь, тем дольше он будет выздоравливать. Если депрессия началась на почве развода родителей, то тормозить выздоровление могут последующие события в цепи бракоразводного процесса родителей. С другой стороны, скорейшему выздоровлению будут способствовать события, которые делают развод менее болезненным для подростков.

Итак, по мнению большинства ученых (Коул Д.А., Антропов Ю.Ф., Подольский А.И.), депрессия как психоэмоциональное состояние возникает у подростков, в большинстве случаев, вследствие, экзогенных факторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: