Для специальности 080507 «Менеджмент организации»




Министерство образования и науки Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Инженерно-экономический институт

 

 

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

Методические указания

 

для специальности 080507 «Менеджмент организации»

 

Подготовлены на основе рабочей программы «Итоговая аттестация студентов», утвержденной 18.12.2012 Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

 

 

Санкт-Петербург 2014


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения …………………………………………………….. 3

1.1. Квалификационные требования к выпускникам

по специальности 080507 «Менеджмент организации» …………….……... 3

1.2. Содержание и порядок проведения итоговой аттестации …………….. 4

2. Выполнение и защита выпускной квалификационной

работы (дипломного проекта) ………………………………………........... 8

2.1. Общие положения …………………………………………...………….8

2.2. Выбор и утверждение темы дипломного проекта ……………………..9

2.3. Руководство дипломным проектированием ……………………….... 11

2.4. Структура и содержание дипломного проекта …………………….… 12

2.5. Оформление дипломного проекта ……………………………….…….…16

2.6. Предварительная защита и подготовка к заседанию

государственной аттестационной комиссии ……………………………….. 22

2.7. Защита дипломного проекта …………………………………………… 24

Литература …………………………………………………………………...…….28 Приложения ……………………………………………………..…………………29


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Настоящая Программа составлена на основе Положения об итоговой Государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ. Утверждено постановлением Госкомвуза России от 25.05.1994, № 3, а также с учетом требований, содержащихся в ГОСВПО (2002) по специальности 080507

«Менеджмент организации».

 

 

1.1 Квалификационные требования к выпускникам

по специальности 080507 «Менеджмент организации»

 

Менеджер – это специалист, основным назначением деятельности которого является обеспечение устойчивого и эффективного развития организации и ее подразделений в условиях рыночной экономики.

Для успешного выполнения своих обязанностей менеджер должен: ЗНАТЬ:

основы гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и инженерных дисциплин необходимых для решения будущих профессиональных, социальных, научных, и педагогических задач;

действующие законы, стандарты, положения и инструкции по вопросам управления государством, обществом, экономикой и организацией, а также бюджет, налоговую систему, таможенные правила;

постановления правительства, методические и нормативные акты по своей профессиональной деятельности;

экономические характеристики и показатели развития производства в России, внешнеэкономическую деятельность страны;

экономическую теорию, макро- и микроэкономику; основы менеджмента и маркетинга;

финансы, денежное обращение, кредит; социологию и психологию управления;

статистику и методы экономико-математического моделирования; методы инжиниринга и реинжиниринга оргструктур и бизнес-

процессов;

зарубежный опыт управления, сравнительный менеджмент. УМЕТЬ:

анализировать рыночную ситуацию, обеспечивать конкурентоспо- собность организации;

использовать современные информационные технологии для разработки эффективных управленческих решений и контроля их исполнения;

разрабатывать стратегию сохранения и развития организации; создавать систему коммуникаций в организации;

рассчитывать показатели результатов работы организации и проводить их анализ;

организовывать проведение переговоров и совещаний;

оценивать и находить варианты распределения ресурсов, в том числе расстановки и ротации персонала, распределения полномочий в системе управления;

повышать свою квалификацию.

Соответствие квалификации выпускников кафедры «Экономика и менеджмент в энергетике» перечисленным требованиям должно быть подтверждено в процессе итоговой государственной аттестации, проводимой на основании Законов Российской Федерации «Об образовании» (1995г.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996г.), постановления правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ (2001), Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям и специальностям (в том числе по специальности 080507 «Менеджмент организации»).

 

 

1.2. Содержание и порядок проведения итоговой аттестации

 

 

Содержание и порядок проведения аттестации определяется

«Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации», утвержденным постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25.05.94 №3.

Итоговая государственная аттестация выпускника по специальности

080507 состоит из аттестационных испытаний следующих видов: итоговый междисциплинарный экзамен;

защита дипломного проекта (выпускной квалификационной работы);

Испытания, включенные в состав итоговой государственной аттестации, не могут быть заменены оценкой уровня подготовки на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.

Программы итоговых междисциплинарных экзаменов по специальности 080507, а также критерии оценки дипломных проектов (работ) обсуждаются с участием председателей государственных аттестационных комиссий и утверждаются советом факультета.

Итоговая государственная аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией (ГАК), организуемой в вузе по специальности 080507 «Менеджмент организации».

Основными функциями государственной аттестационной комиссии являются:

комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствие его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта;

решение вопроса о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдача выпускнику соответствующего диплома о высшем образовании;

разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки выпускников на основании результатов работы комиссии.

Государственная аттестационная комиссия руководствуется в своей деятельности «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников вузов РФ» и научно-методической документацией, разрабатываемой в институте на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507, в части государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников, предусмотренных учебными планами и рабочими программами по всем дисциплинам специальности.

ГАК состоит из экзаменационных комиссий по приему итогового междисциплинарного экзамена и по защите дипломных проектов.

Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, организующий и контролирующий деятельность обеих экзаменационных комиссий, обеспечивающий единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председатель ГАК может возглавлять одну из экзаменационных комиссий (как правило, комиссию по защите дипломных проектов) и принимать участие в работе другой на правах ее члена. В последнем случае председатель другой экзаменационной комиссии, которым, как правило, назначается заведующий выпускающей кафедры, является заместителем председателя ГАК.

Председатель ГАК утверждается Министерством образования РФ.

Экзаменационные комиссии (по предмету итогового междисциплинарного экзамена и по защите дипломных проектов) формируются из научно-педагогического персонала института и авторитетных специалистов, приглашаемых из сторонних организаций и учреждений, а также ведущих преподавателей и научных сотрудников других вузов. Состав ГАК, включая ее председателя и секретаря, утверждается приказом.

Конкретные формы, сроки и условия проведения государственной аттестации определяются учебным планом специальности «Менеджмент организации» и своевременно доводятся руководством кафедры до сведения студентов. Выпускники обеспечиваются программами (вопросами) экзаменов, создаются необходимые условия для подготовки, для желающих проводятся консультации.

К итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 и защите дипломного проекта допускаются студенты, завершившие все итоговые испытания, предусмотренные учебным планом (экзамены, зачеты, курсовые работы, рефераты, домашние задания, контрольные работы, отчеты по производственной и преддипломной практикам).

В случае изменения перечня испытаний, учитываемых к моменту итоговой государственной аттестации, выпускникам засчитываются испытания в соответствии с перечнем, действовавшим в год их окончания полного курса обучения, предусмотренного учебными планами по специальности.

Сдача междисциплинарного экзамена и защита дипломных проектов (за исключением работ по закрытой тематике) проводятся на открытых заседаниях экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

Результаты каждого вида итоговой государственной оценки объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

По результатам итоговой государственной аттестации выпускников экзаменационная комиссия по защите дипломных проектов принимает решение о присвоении им квалификации дипломированного специалиста и выдаче диплома государственного образца о высшем образовании.

Решения аттестационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя комиссии является решающим.

2. ВЫПОЛНЕНИЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ(ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА)

 

 

Общие положения

 

 

В соответствии с требованиями «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов Российской Федерации» (1994) каждый студент по завершении профессиональной образовательной программы выполняет выпускную квалификационную работу в форме дипломного проекта. Дипломный проект рассматривается как конечный результат профессиональной подготовки по специальности и выполняется на последнем году обучения. Он должен представлять собой самостоятельно выполненное и законченное исследование по избранной проблеме, иметь теоретическое и практическое значение.

В дипломном проекте по специальности «Менеджмент организации» проявляются уровень фундаментальной и специальной подготовки студента, полученные навыки по самостоятельному решению актуальных практических задач в конкретной области экономики, организации и планирования производства. С этой целью в дипломном проекте требуется показать знание действующих законодательных, нормативных, методических и инструктивных материалов, важнейших литературных источников, экономико-математических методов и компьютерной техники, а также умение отбирать, анализировать и использовать необходимую информацию. Объект дипломного проекта выбирается по месту прохождения преддипломной практики. Общий уровень подготовки студента оценивается в процессе защиты дипломного проекта перед государственной аттестационной комиссией.

Основные требования к дипломному проекту:

§ целевая направленность результатов проектных предложений на повышение эффективности деятельности компаний;

§ соответствие предлагаемых проектных решений целям и тенденциям развития организации;

§ предметность, действенность и конкретность выводов и предложений;соответствие уровня разработки темы проекта современному уровню научных разработок, методических положений и рекомендаций, представленных в специальной литературе, а также практическому состоянию изучаемой проблемы.

 

 

2.2. Выбор и утверждение темы дипломного проекта

 

 

В соответствии с нормами Высшей школы студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы дипломного проекта.

Прежде чем сформулировать тему дипломного проекта, студенту совместно с руководителем от кафедры необходимо окончательно уточнить цель, объект, предмет, проблему исследования.

Объект исследования. Объектом исследования может выступать хозяйствующий субъект (учреждение, предприятие, хозяйственное общество, холдинг) или крупное его подразделение, на базе которого проводится исследование и для которого студентом-дипломником разрабатываются мероприятия и рекомендации для последующего внедрения их на практике.

Предмет исследования. В качестве предмета исследования может выступать процесс, сфера, вид управленческой деятельности, методологические и методические проблемы системы управления, которые подлежат исследованию с целью совершенствования, либо создания вновь в рамках выбранного объекта.

Проблема. Это рассогласование между желаемым (планируемым) и фактическим состоянием объекта исследования, связанное с отклонением параметров любого из его элементов под взаимным влиянием факторов внешней и внутренней среды, обуславливающих особенности процессов его функционирования.

Цель дипломного проекта. Основной целью дипломного проекта выступает разработка и обоснование комплекса конкретных организационно- технических мероприятий, направленных на минимизацию влияния выявленной проблемы и тем самым на повышение результативности деятельности объекта исследования. В связи с чем формулировка темы должна содержать признак воздействия на эту проблему, т.е. начинаться со слов: организация, совершенствование, разработка, формирование и т.п.,показывающих, что речь в проекте пойдет об изменении существующего порядка функционирования рассматриваемого объекта в сторону повышения эффективности деятельности его управляющей и исполнительной подсистем после внедрения проекта.

Примерная тематика дипломных проектов, отвечающая перечисленным требованиям, приведена в Прил. 1.

При выборе темы студент должен учитывать свои научные и практические интересы, сформировавшиеся за время учебы в институте, и потребности предприятия, организации, учреждения, являющегося местом практики, в разработке нужной ему темы. Главное внимание при этом должно быть направлено на вопросы развития предпринимательства, организационно- правовых форм предприятий, маркетинговых методов обоснования и принятия стратегических и тактических решений, комплексной оценки ресурсов, соотношения затрат и результатов производства, процессов организации и планирования деятельности предприятий, научно-технической подготовки производства и формирования производственного и управленческого аппарата предприятия, рыночной практики хозяйствования, ценовой, инвестиционной и инновационной политики предприятий, конкурентоспособности продукции, финансовой устойчивости и выживания предприятий.

Во всех случаях тема дипломного проекта должна быть актуальной, соответствовать современному уровню экономической теории и хозяйственной практики, основному профилю специальности выпускника, достаточно конкретной и иметь прикладное значение. Вся работа по выбору темы, ее утверждению и выдаче студенту задания должна быть закончена в двухнедельный срок до начала заключительного 10 семестра. Выбранные темы дипломных проектов студентов согласовываются с руководителями от кафедры.

Окончательное решение о теме дипломного проекта студента и научном руководителе принимает заведующий выпускающей кафедры, далее темы утверждаются на заседании кафедры и закрепляются приказом по институту.

2.3. Руководство дипломным проектированием

 

 

Для руководства процессом подготовки дипломного проекта каждому студенту назначается руководитель из профессорско-преподавательского состава кафедры.

Научный руководитель:

формулирует тему дипломного проекта;

выдает задание студенту на дипломный проект;

составляет совместно со студентом календарный план подготовки дипломного проекта и контролирует его выполнение;

консультирует студента, оказывает ему помощь на всех этапах дипломного проектирования;

готовит для ГАК письменный отзыв по итогам выполнения дипломного проекта.

Выпускающая кафедра и непосредственно научный руководитель несут ответственность за соответствие тематики дипломного проекта профилю направления подготовки (специальности) и организацию его выполнения.

После утверждения темы руководитель от кафедры выдает студенту задание (Прил. 2). Задание, в двух экземплярах, подписанное научным руководителем и студентом (с формулировкой «Задание принял к исполнению»), утверждает заведующий выпускающей кафедрой. Один экземпляр остается на кафедре, другой – у студента.

Руководитель проверяет ход выполнения дипломного проекта по отдельным этапам, консультирует студента по всем возникающим проблемам и вопросам, проверяет качество проделанной работы и по ее завершению представляет письменный отзыв (Прил. 3) и рекомендует проект к предварительной защите перед комиссией выпускающей кафедры. Кафедральная комиссия определяет степень готовности дипломного проекта и выносит решение о рекомендации его к защите перед Государственной аттестационной комиссией.

За нарушение графика написания и сдачи дипломного проекта студент может быть отстранен от дипломного проектирования и представлен на отчисление на основании служебной записки руководителя дипломного проекта на имя заведующего выпускающей кафедры.

Окончательные итоги написания дипломных проектов и их предзащиты рассматриваются на заседании кафедры.

Общее руководство всей деятельностью кафедры, связанной с написанием, закрепленными за кафедрой выпускниками дипломных проектов и допуском их к защите, осуществляется заведующим кафедрой.

 

 

2.4. Структура и содержание дипломного проекта

 

 

Результаты выпускной работы (дипломный проект) должны быть сведены в рукопись (пояснительную записку) и другую документацию, предусмотренную заданием по теме (чертежи, схемы, технологические карты, сетевые графики и т.п.), эти материалы включают в рукопись в качестве приложений.

Рукопись выпускник готовит самостоятельно на заключительном этапе после утверждения задания. Основу рукописи должны составлять результаты, полученные при существенном личном участии автора. Научный руководитель помогает готовить рукопись, однако решение о внесении исправлений в рукопись остается за автором. Автор выпускной квалификационной работы лично отвечает за все сведения, содержащиеся в рукописи, за достоверность приведенных данных, за оформление рукописи и материалов, представленных в приложении.

Дипломный проект, представляемый к защите, включает пояснительную записку и демонстрационный материал. Пояснительная записка является основным документом, в котором излагаются исчерпывающие сведения о выполненной работе. Дипломный проект является заключительной работой студента и должен дать ГАК полное представление о профессиональном потенциале выпускника, его соответствии профилю специальности и присваиваемому уровню квалификации.

Студент готовит выпускную квалификационную работу самостоятельно под руководством научного руководителя, при необходимости назначают консультантов, курирующих определенные разделы или оказывающие помощь учебно-методического или организационного характера.

Материал, отбираемый для включения в пояснительную записку, должен быть авторски отработан, систематизирован и надлежащим образом оформлен.


Не следует без особой надобности включать в пояснительную записку общеизвестные сведения, положения, данные, не относящиеся непосредственно к теме проекта, а также сведения, напрямую заимствованные из литературных источников (особенно учебной литературы). При необходимости использовать такие сведения для аргументации своих предложений, расчетов и т.п. достаточно сделать ссылку на соответствующие источники.

Общими требованиями к пояснительной записке являются:

логическая последовательность и преемственность изложения материала;

убедительность аргументации выбранных методов анализа, расчетов и предложений;

краткость и четкость формулировок;

конкретность изложения результатов работы;

доказательность выводов и обоснованность рекомендаций. Последовательность структуры пояснительной записки:

титульный лист (Прил. 4);

задание на дипломный проект (Прил. 2);

форма заказа от производства на тему дипломного проекта (Прил. 5), если таковая имеется;

справка о результатах внедрения (Прил. 6), если таковая имеется аннотация (Прил. 7);

содержание;

перечень сокращений, символов и специальных терминов с их определениями (в необходимых случаях);

основную часть (введение, главы, заключение); список использованной литературы;

приложения.

Основная часть дипломного проекта, как правило, должна состоять из следующих частей:

введение;

глава 1 - расчетно-налитическая;

глава 2 – теоретическая;

глава 3 - практическая, (каждая глава может включать по 3-4 подраздела - параграфа);

заключение.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, характеризуется ее научное и практическое значение для развития современного производства. Формулируются цели и задачи работы, обозначаются объект, предмет, методы и новизна исследования, источники исходной информации. Подтверждением практической значимости выбранной темы может служить ссылка на целевой характер дипломного проекта, который выполняется по заказу конкретного предприятия. В этом случае в приложение к расчетно-пояснительной записке необходимо включить подтверждающий документ (Прил. 5).

Обоснование актуальности и практической значимости выбранной темы требует ссылки на отечественный и зарубежный опыт решения аналогичных задач. Важно показать неоднозначность (вариантность) методического и практического решения возникающих в этой связи вопросов. Примерный объем введения 3 - 5 страниц текста.

Первая глава является расчетно-аналитической и должна включать в себя анализ собранной в ходе преддипломной практики информации о деятельности базового предприятия в конкретной области экономики, организации и планирования производства, проведение необходимых расчетов, обобщение полученных результатов и получение обоснованных выводов относительно проблем («узких мест»), существующих на данном предприятии. После формулировки проблем, ликвидации (сокращению) которых и должен быть, в конечном счете, посвящен дипломный проект, уточняется рассматриваемая в дальнейшем область деятельности предприятия и производится выбор и обоснование методов исследования, в том числе применения вычислительной техники.

Примерная структура описания объекта исследования, предприятия на базе которого ведется вся последующая разработка, приведена в Прил. 8. Данная структура является рекомендательной и может быть откорректирована с учетом отраслевой специфики конкретного предприятия.

Если в качестве объекта исследования и последующей рационализации в работе выбрана какая-либо организационная подсистема предприятия, общего описание дополняется соответствующими характеристиками этой подсистемы.

Завершается глава аналитическим резюме, в котором обобщаются результаты анализа и обосновываются целесообразность и основные направления устранения выявленных недостатков. Примерный объем главы - 20-25 страниц текста (включая необходимые расчеты, графики, таблицы).

Вторая глава – теоретическая. Выполняется на основе изучения имеющейся отечественной и зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, законодательных и нормативных материалов. Основное внимание в главе должно быть уделено критическому обзору существующих точек зрения по предмету исследования и обоснованной аргументации собственной позиции и взглядов автора работы на решение проблемы. Теоретические положения, сформулированные в главе, должны стать исходной базой для выполнения последующей главы работы. Примерный объем главы 15-20 страниц текста.

Третья глава является прикладной и должна содержать обоснование конкретных практических рекомендаций по выбору реальных способов оздоровления экономики предприятия, стабилизации финансового положения, использования имеющихся резервов с описанием соответствующих организационно-технических мероприятий. В случае необходимости может быть предложена и обоснована формализованная математическая интерпретация исследуемых организационных, производственных и управленческих зависимостей и процессов. Проектные решения, представленные в данной главе, должны содержать:

описание существа предлагаемых решений, включая содержание и структуру новшеств, методические рекомендации по осуществлению управленческих процедур;

технологию внедрения предлагаемых мероприятий;

экономическо е обоснование проекта, доказывающее его преимущества перед существующими аналогами и экономическую целесообразность затрат на его внедрение;

п р авово е о б есп ечен и е проекта, содержащее ссылки на соответствующую нормативную базу, подкрепляющую законность разработанных предложений;

ко мпьютер н о е (и н фо р мац и о н н о -тех н о ло ги ческ о е) о б есп ечен и е проекта, в рамках которого описываются и обосновываются использованные в работе программные средства и даются предложения по внедрению современных информационных технологий (более подробно вопросы обоснования и обеспечения дипломного проекта раскрыты в [15]).

Примерный объем главы 25-30 страниц текста.

В заключении резюмируются основные результаты выполненной работы, формулируются важнейшие выводы и предложения по их практическому использованию. Примерный объем заключения - 5-7 страниц текста.

Список использованной литературы включает все источники информации, изученные и проработанные студентом в процессе выполнения дипломного проекта.

В приложениях помещаются, по необходимости, иллюстративные материалы, имеющие вспомогательное значение (таблицы, схемы, диаграммы и т.п.), а также материалы, использованные при проведении исследований с помощью вычислительной техники (алгоритмы, программы расчетов и решения конкретных задач и т.д.).

 

 

2.5. Оформление дипломного проекта

 

 

Оформление дипломного проекта должно осуществляться в соответствии с ГОСТ 2.105-95 [5], ГОСТ 7.32-2001 [7] и ГОСТ Р 7.05-2008 [8].

Пояснительная записка должна быть отпечатана на компьютере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210*297 мм) через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman № 14. Текст должен быть выровнен по ширине страницы. Допускается применение отдельных листов формата A3 (297*420мм) для иллюстраций, таблиц, распечаток.

Текст оформляется с соблюдением следующих размеров полей страниц: левого поля - 30 мм, правого — 10мм, верхнего и нижнего полей — 20мм. Страницы текста рамкой не очерчиваются.

Вписывать в текст отдельные слова, формулы, условные знаки (от руки чертежным шрифтом), а также выполнять схемы и рисунки допускается только

черными чернилами или черной тушью. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления текста, должны быть исправлены на компьютере или от руки черными чернилами.

При первом упоминании в тексте иностранных фирм, малоизвестных фамилий или географических названий их пишут как в русской транскрипции, так и на языке оригинала (в скобках), при последующих только в русской.

Если в пояснительной записке применяются не общепринятые (узкоспециальные) сокращения, символы и термины, их перечень следует включать в пояснительную записку лишь в тех случаях, когда их общее количество более 20 и каждое из них повторяется в тексте не менее 3-5 раз.

Сокращения, символы и термины располагаются в перечне столбцом, в котором слева приводят сокращение (символ, специальный термин), а справа - его детальную расшифровку. Если такой перечень не включается в пояснительную записку, расшифровку сокращений, символов, терминов следует давать при первом упоминании в тексте: либо непосредственно в тексте (в скобках), либо в подстрочном примечании.

Логика изложения материала должна четко увязывать содержание отдельных глав между собой и отдельных подразделов внутри глав. Изложение должно вестись в безличной форме, а при изложении своей точки зрения, позиции по отдельным вопросам изложение ведется от первого лица во множественном числе (например «полагаем», «по нашему мнению», «наш анализ» и т.п.).

Каждый раздел (глава) пояснительной записки нумеруется арабскими цифрами в пределах всей пояснительной записки. После номера раздела (главы) ставится точка. Слово «Раздел» или «Глава» не пишется.

Подразделы (параграфы) следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждого раздела (главы). Номер подраздела должен состоять из номера раздела (главы) и номера подраздела (параграфа), разделенных точкой. В конце номера подраздела также ставится точка, например: «3.2.» - второй параграф третьей главы. Знак параграфа перед номером подраздела не ставится.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта должен состоять из номера раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта, разделенных точками. В конце номера пункта также ставится точка.

Разделы и подразделы должны иметь содержательные заголовки. Заголовки разделов печатаются прописными буквами, заголовки подразделов - строчными (кроме первой прописной). Если заголовок состоит из двух или более предложений (хотя этого желательно избегать), их разделяют точкой. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовках не допускается.

Номер соответствующего раздела или подраздела ставится в начале заголовка, номер пункта - в начале первой строки абзаца, которым начинается соответствующий пункт. Цифра, указывающая номер пункта, не должна выступать за границу абзаца.

Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть равно трем межстрочным интервалам (одна пустая строка). Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 интервала.

Расположение материалов в пояснительной записке: титульный лист (Прил. 4);

задание на дипломный проект (Прил. 2);

форма заказа от производства на тему дипломного проекта (Прил. 5), если таковая имеется;

справка о результатах внедрения (Прил.6), если таковая имеется; аннотация (Прил. 7);

содержание;

перечень сокращений, символов и специальных терминов с их определениями (в необходимых случаях);

главы и заключение;

список использованной литературы; приложения.

Нумерация страниц пояснительной записки должна быть сквозной,

номера страниц проставляются арабскими цифрами внизу страницы по центру без точки.

Первой страницей является титульный лист (номер не проставляется); далее страницы нумеруются следующим образом: страница 2 – задание на дипломное проектирование (не нумеруется); затем следуют отзыв руководителя и рецензия (не считаются и не нумеруются); справки и формы (считаются, но не нумеруются); аннотация и содержание - нумеруются; далее – сквозная нумерация, включая приложения.

Если в пояснительной записке содержатся рисунки и таблицы, которые располагаются на отдельных страницах, их необходимо включать в общую нумерацию. Если рисунок или таблица расположены на листе формата больше А4, их следует учитывать как одну страницу. Номер страницы в этих случаях допускается не проставлять.

В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов (глав), подразделов (параграфов) и приложений, указываются номера страниц, на которых они помещены. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в пояснительной записке.

Все иллюстративные материалы, дополняющие текст записки (рисунки, схемы, диаграммы, графики), должны быть аккуратно оформлены с соблюдением требований действующих стандартов.

Иллюстрации обозначаются словом «Рис.» и нумеруются арабскими цифрами номера раздела и порядковой нумерацией через точку в пределах раздела (например, «Рис. 2.8»). Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рис.» под ней не пишут.

Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте или на следующей за их упоминанием странице. Размещать их следует так, что



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: