Общая артикуляционная гимнастика




Гурлова Ю.С.

Особенности развития речи ребенка с 3 до 4 лет

С 3 лет в развитии речи ребенка происходит резкий скачок: почти все трехлетние дети умеют говорить достаточно хорошо, хоть и не полностью внятно. В этом возрасте ребенок должен уметь составлять простые предложения и понятно излагать свои мысли, делиться впечатлениями и переживаниями

Как правильно развивать речь ребенка в 3–4 года?

С 3 до 4 лет речевым развитием ребенка родители могут заниматься самостоятельно, не обращаясь к логопеду. При наличии сильных дефектов речи в этом возрасте можно посетить стоматолога, который может определить наличие таких факторов, нарушающих правильное произношение, как неправильный прикус или короткая уздечка. Что касается обычных недостатков детской речи, их можно исправлять без профессиональной помощи. Когда ребенок произносит какое-либо слово неправильно, взрослым необходимо ненавязчиво исправлять его. Делать это удобнее всего с помощью вопросительных фраз: лучше не говорить малышу прямо, как должно произноситься слово, а просто переспросить его, употребив это слово правильно. Также родителям и близким необходимо следить за собственной речью. Не следует употреблять слова-«паразиты», а также использовать много уменьшительно-ласкательных форм. Лучше изначально произносить слова правильно, чтобы ребенок запоминал и повторял их так, как они и должны звучать. Для полноценного развития речи ребенку 3–4 лет обязательно нужно читать как можно больше сказок и стихотворений. При этом важно обсуждать с малышом прочитанное: задавать ему вопросы про сюжет и героев произведения, тем самым провоцируя на пересказ. В этом возрасте дети очень хорошо запоминают стихи и песни, а их разучивание поможет не только улучшить произношение ребенка, но и будет хорошим упражнением для развития памяти. А еще можно выполнять несложные артикуляционные упражнения для развития органов артикуляции. Кроме того, необходимо прививать ребенку любовь к творчеству и рукоделию. Развитие речи детей 3 лет находится в прямой зависимости от мелкой моторики, поэтому если ребенок играет с мелкими предметами, его речь будет совершенствоваться активнее. С малышом можно заниматься лепкой из глины или пластина, плести бусы, учить его завязывать шнурки или делать аппликации.

 

Общая артикуляционная гимнастика

(проводить перед зеркалом спокойно, медленно, четко)

Каждое упражнение делать 1 – 2 раза с отдыхом.

1. Открыть медленно, широко рот, подержать открытым, закрыть.

2. Губы вытянуть вперед «хоботок», как при звуке [у], затем широко открыть рот, как при [a] (движение губ и рта, как при [уа]).

3. Губы в улыбке, видны два ряда зубов.

4. Губы вытянуть вперед «хоботком», затем перевести губы в улыбку как при [и], видны верхние и нижние зубы (движение, как при [уи]).

5. Растянуть губы в улыбку, видны два ряда зубов, открыть медленно, широко рот, подержать открытым, затем закрыть.

6. Надуть щеки, затем втянуть.

7. Растянуть губы в улыбку, открыть рот широко, видны верхние и нижние зубы. Поднять язык на верхнюю губу, затем опустить на нижнюю («ловкий язычок»), затем язык высунуть и двигать «маятником» вправо и влево; облизать верхнюю, затем нижнюю губу («слизать мёд»).

8. Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот и кончиком языка касаться во рту нижних резцов, верхних резцов, нёба, затем провести два раза кончиком языка по нёбу от верхних резцов по средней лени твердого нёбо.

9. Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот: а) высунуть язык лопатой (распластанный); б) «Язык жалом» - язык узкий.

 

"Разные вопросы"

Цель: усвоение грамматических основ русского языка.

Для этой игры Вам понадобится мяч или мягкая игрушка. Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом:

Где растут листья? (На ветке).

Где растут ветки? (На дереве).

Где растут деревья? (В лесу).

Задание можно усложнить. Вы, сидя на полу, перекатываете мяч по полу ногами. При этом нельзя помогать себе руками

"Чудесный мешочек"

Цель: развитие внимания, памяти, навыков классификации предметов, освоение правильного употребления родовых местоимений.

Берём любой, красиво оформленный мешочек, тем самым мы изначально заинтересуем ребёнка. Кладём в него самые разные предметы, но не более четырёх. Теперь можно звать малыша. "Посмотри, какой красивый мешочек! Давай заглянем, что в нём лежит?". Достаём предметы по одному, кратко описывая. "Смотри. Это мяч, он круглый и синий. А вот кукла. У неё нарядное платье и жёлтый бант. Ой! А это сладкое, вишнёвое варенье.".

После просмотра всех вещей, сложите их обратно. А теперь предложите ребёнку отгадать по Вашему описанию, какой предмет вы хотите достать из мешочка. "Она в нарядном платье и с жёлтым бантом. Он круглый и синий. Оно сладкое и вишнёвое."

После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите малыша забрать только игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и варенье, обратите на это внимание ребенка. Необходимо объяснить, что с игрушками мы играем, а варенье это еда и играть с ним нельзя

"Прятки-догадки"

Цель: развитие внимания, пространственной ориентировки, закрепление предлогов В, НА, ПОД.

Предложите Вашему малышу поиграть в "прятки-догадки". "Я расскажу тебе историю про одного мальчика (девочку), а ты постарайся выполнить всё, о чём я буду говорить".

"Жил-был мальчик (девочка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал мальчик думал и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет её мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела - там его нет. А может быть он под стулом? И там нет. А, вот он где - под столом!"

Далее вы рассказываете, как мальчик залез на стул, притаился в шкафу и т.д

"Угадай-ка"

Цель: развитие речи и логического мышления, навыков классификации предметов, расширение словарного запаса.

Спрячьте игрушку или картинку с изображением котёнка. "Угадай, кто к нам пришёл в гости? Его мама - кошка, а папа - кот." Так же обыгрываем других гостей домашних или диких животных.

После того, как все гости соберутся, нужно уточнить, что в гости к нам пришли домашние (дикие) животные

"Путаница"

Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".

Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.

 

Знает это ребёнок любой –

У апельсина цвет... голубой.

 

Корова мычит,

Поросёнок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака... мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две... курицы.

 

Известно каждому ребенку –

Корова - мама жеребёнка

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: