Как оформить читательский дневник?




МБУК

Ростовская-на-Дону городская ЦБС

Центральная городская детская

Библиотека имени В. И. Ленина

Дневник

чтения

Памятка для родителей

Г.


Зачем нужен читательский дневник?

 

Ведение читательского дневника – нецель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.

Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях – кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась, о чём заставила задуматься. Дневник поможет обращать внимание, как на авторов книг, так и на художников-иллюстраторов – Вы сможете легче ориентироваться в «книжном море».

 

Как оформить читательский дневник?

 

Конечно, ведение такого Дневника – дело творческое и индивидуальное. Но есть и некоторые общие рекомендации.

За основу – нужно взять тетрадь в клеточку, в ней должно быть 48 листов (желательно с крепкой – твёрдой обложкой).

ü У этой тетради должно быть название: «Читательский дневник» «Дневник читателя» «Читаю с удовольствием»…. Титульный лист (обложку) дневника нужно красиво оформить (например, рисунками к книгам, можно по своему усмотрению).

ü На следующей странице напишите об авторе, который ведёт дневник (т.е. о себе): Ф.И.О. немного о себе, приклеить своё фото (можно, где ребёнок читаете, ребёнок с книгами….).

ü Начиная с 1 страницы можно продумать общее оформление (рамки, шрифты заголовков, логотип…), отзывы пишут синей пастой, а заголовки и подчёркивания можно цветной (но не ядовито-яркой).

В начале дневника можно записать или вклеить Список книг для чтения и различные Памятки-подсказки («Учись читать правильно», «Как рассказывать о книге?»...).

Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, а при необходимости вы сможете обратиться к книге. Время отвмени нужно обязательно просматривать дневник– тогда знания содержания и впечатления о книге закрепятся в памяти.

Содержание читательского дневника (можно оставить 1 стр. или 2 стр.), в котором будут перечислены все книжки, которые прочитал ребенок. Где его расположить подумайте сами в начале или в конце, а может оно будет в середине.

Можно сделать странички «Мой график скорости чтения за 1 минуту» (1 раз в неделю, 1 раз в месяц) и так каждый класс.

Можно продумать странички для тех особенных книг, которые понравились «Моя золотая коллекция» «Рекомендую прочитать» «Прочитайте, не пожалеете!»… Помещать мини обложки, названия книг.

Каждая страница (или разворот) – это отчёт о прочитанной книге.

Первые Дневники, которые ведутся вместе с родителями (как правило, это в дошкольном возрасте) будут самыми простыми. Все записи в них делает взрослый человек, конечно совместно с ребенком (ребенок отвечает устно, взрослый фиксирует в Дневнике). А «иллюстративный материал» – ребенок, или вместе: взрослый + ребенок (это зависит от сложности выполнения: просто детский рисунок, аппликация по произведению, творческое задание в виде кроссворда, головоломки и т.д.).

Ребята 2 класса читательский дневник оформляют следующим образом:

1. Название произведения.

2. Автор произведения (Можно вклеить портрет писателя (можно найти в Интернете или сделать ксерокопию) и написать Ф.И.О. годы жизни автора (биографию писать не надо).

3. Главные герои. Перечисление главных героев произведения с краткой характеристикой каждого из них.

4. Краткое содержание (очень краткое, буквально 2-4 предложения, описание того, о чем было прочитано что понравилось в произведении или, может быть, что не понравилось).

5. Нарисовать рисунок к прочитанной книге (Картинка из произведения (обложка книги, иллюстрация к любому сюжету из произведения). Как сделать? Сам нарисовал ребёнок, взрослый помог нарисовать. Не умеете рисовать? Копируйте – раскрасьте. НО лучше детские работы.

6. В качестве вывода можно подобрать пословицу к данному произведению.

7. Дата чтения указываем внизу в левом углу (если произведение большое или ребёнок пока плоховато читает, тогда пишите дату начала и окончания чтения).

Каждой книге посвящаем отдельный разворот в читательском дневнике.

Ребята 3-4 класса читательский дневник оформляют также как и раньше. Немного изменяется только четвертый пункт. Он усложняется, поскольку дети уже учатся пересказывать прочитанное и отвечать на вопросы к тексту более осмысленно, анализируя прочитанное. Поэтому:

4. Составляем отзыв:

- необходимо перечислить основных героев книги,

- дать им краткую характеристику,

- изложить сюжет (например, где и когда происходят события, о чём произведение),

- затем описать, что вам больше понравилось,

- в конце отзыва должно быть место для личного мнения ребёнка о произведении, отношения к прочитанному.Если вы хотите рекомендовать книгу ребятам, то напишите почему.

Если ребёнку не трудно он может написать мини-отзыв: Я прочитал…… (указываем книгу, автора, жанр). Это произведение о…. Мне понравилось или нет (почему?).

При ведении Дневника чтения в начальной школе, с целью больше заинтересовать чтением, можно предлагать выполнить дополнительные творческие задания – их можно найти в интернете, или в детских литературно-художественных и познавательных журналах.

Начиная с 5-го класса, ребята уже не просто ведут Дневник полностью самостоятельно, но и интересные задания могут создавать сами: кроме рисунков-иллюстраций (или комиксов) на основе прочитанного им можно также предложить:

- придумать загадки или ребусы о героях;

- составить кроссворд по прочитанному;

- написать и «послать» в Дневнике письмо героям или автору книги;

- узнать и записать интересные факты из биографии писателя.

Формат заполнения основных сведений о прочитанном каждый выбирает самостоятельно – как удобно:

- можно отвечать на вопросы (т.е. заполнять по пунктам);

- можно писать связным текстом (но это скорее уже в старших классах, когда ребенок овладеет умением написания сочинения);

- можно в таблице:

 

 

 

Для привлечения ребенка к чтению и ведению Дневника чтения можно придумывать и разные интересные дополнения. Например, «Музей чувств». На развороте страниц в произвольном порядке можно разместить мини-обложки книг – разноцветные шаблоны открытой книжки. Каждый цвет будет символизировать какое-либо чувство, эмоцию. На этих шаблонах читатель пишет основные сведения о прочитанных книгах (автор, название) в соответствии со своими ощущениями во время прочтения данного произведения. Конечно, этой странице должна предшествовать памятка чувств:

 

Красный Лучшая книга (произведение), т.е. очень понравившаяся.
Оранжевый Книга произвела впечатление.
Желтый Книга, вызывающая светлые чувства и воспоминания.
Зеленый Книга о природе, или Вспоминаю лето.
Голубой Очень нежная книга.
Синий Книга о серьезных людях (чувствах). О смысле жизни.
Фиолетовый Сказочная, фантастическая книга.
Белый Самая добрая книга.
Серый Тяжелые впечатления, или Не в моем вкусе.

 

В таблице приведены приблизительные примеры. Они могут быть и другими, как решит сам читатель.

В любом случае, при ведение Дневника чтения главное:

ü Читать не для кого-то, а для себя и задумываться над прочитанным;

ü Дневник вести с удовольствием;

ü Не бояться проявить творчество и фантазию.

 

 

 

 

Читайте! Творите! Придумывайте!

Дружите с книгой!

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: