МБУК
Ростовская-на-Дону городская ЦБС
Центральная городская детская
Библиотека имени В. И. Ленина
Дневник
чтения
Памятка для родителей
Г.
Зачем нужен читательский дневник?
Ведение читательского дневника – нецель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.
Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях – кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась, о чём заставила задуматься. Дневник поможет обращать внимание, как на авторов книг, так и на художников-иллюстраторов – Вы сможете легче ориентироваться в «книжном море».
Как оформить читательский дневник?
Конечно, ведение такого Дневника – дело творческое и индивидуальное. Но есть и некоторые общие рекомендации.
За основу – нужно взять тетрадь в клеточку, в ней должно быть 48 листов (желательно с крепкой – твёрдой обложкой).
ü У этой тетради должно быть название: «Читательский дневник» «Дневник читателя» «Читаю с удовольствием»…. Титульный лист (обложку) дневника нужно красиво оформить (например, рисунками к книгам, можно по своему усмотрению).
ü На следующей странице напишите об авторе, который ведёт дневник (т.е. о себе): Ф.И.О. немного о себе, приклеить своё фото (можно, где ребёнок читаете, ребёнок с книгами….).
ü Начиная с 1 страницы можно продумать общее оформление (рамки, шрифты заголовков, логотип…), отзывы пишут синей пастой, а заголовки и подчёркивания можно цветной (но не ядовито-яркой).
В начале дневника можно записать или вклеить Список книг для чтения и различные Памятки-подсказки («Учись читать правильно», «Как рассказывать о книге?»...).
Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, а при необходимости вы сможете обратиться к книге. Время отвмени нужно обязательно просматривать дневник– тогда знания содержания и впечатления о книге закрепятся в памяти.
Содержание читательского дневника (можно оставить 1 стр. или 2 стр.), в котором будут перечислены все книжки, которые прочитал ребенок. Где его расположить подумайте сами в начале или в конце, а может оно будет в середине.
Можно сделать странички «Мой график скорости чтения за 1 минуту» (1 раз в неделю, 1 раз в месяц) и так каждый класс.
Можно продумать странички для тех особенных книг, которые понравились «Моя золотая коллекция» «Рекомендую прочитать» «Прочитайте, не пожалеете!»… Помещать мини обложки, названия книг.
Каждая страница (или разворот) – это отчёт о прочитанной книге.
Первые Дневники, которые ведутся вместе с родителями (как правило, это в дошкольном возрасте) будут самыми простыми. Все записи в них делает взрослый человек, конечно совместно с ребенком (ребенок отвечает устно, взрослый фиксирует в Дневнике). А «иллюстративный материал» – ребенок, или вместе: взрослый + ребенок (это зависит от сложности выполнения: просто детский рисунок, аппликация по произведению, творческое задание в виде кроссворда, головоломки и т.д.).
Ребята 2 класса читательский дневник оформляют следующим образом:
1. Название произведения.
2. Автор произведения (Можно вклеить портрет писателя (можно найти в Интернете или сделать ксерокопию) и написать Ф.И.О. годы жизни автора (биографию писать не надо).
3. Главные герои. Перечисление главных героев произведения с краткой характеристикой каждого из них.
4. Краткое содержание (очень краткое, буквально 2-4 предложения, описание того, о чем было прочитано что понравилось в произведении или, может быть, что не понравилось).
5. Нарисовать рисунок к прочитанной книге (Картинка из произведения (обложка книги, иллюстрация к любому сюжету из произведения). Как сделать? Сам нарисовал ребёнок, взрослый помог нарисовать. Не умеете рисовать? Копируйте – раскрасьте. НО лучше детские работы.
6. В качестве вывода можно подобрать пословицу к данному произведению.
7. Дата чтения указываем внизу в левом углу (если произведение большое или ребёнок пока плоховато читает, тогда пишите дату начала и окончания чтения).
Каждой книге посвящаем отдельный разворот в читательском дневнике.
Ребята 3-4 класса читательский дневник оформляют также как и раньше. Немного изменяется только четвертый пункт. Он усложняется, поскольку дети уже учатся пересказывать прочитанное и отвечать на вопросы к тексту более осмысленно, анализируя прочитанное. Поэтому:
4. Составляем отзыв:
- необходимо перечислить основных героев книги,
- дать им краткую характеристику,
- изложить сюжет (например, где и когда происходят события, о чём произведение),
- затем описать, что вам больше понравилось,
- в конце отзыва должно быть место для личного мнения ребёнка о произведении, отношения к прочитанному.Если вы хотите рекомендовать книгу ребятам, то напишите почему.
Если ребёнку не трудно он может написать мини-отзыв: Я прочитал…… (указываем книгу, автора, жанр). Это произведение о…. Мне понравилось или нет (почему?).
При ведении Дневника чтения в начальной школе, с целью больше заинтересовать чтением, можно предлагать выполнить дополнительные творческие задания – их можно найти в интернете, или в детских литературно-художественных и познавательных журналах.
Начиная с 5-го класса, ребята уже не просто ведут Дневник полностью самостоятельно, но и интересные задания могут создавать сами: кроме рисунков-иллюстраций (или комиксов) на основе прочитанного им можно также предложить:
- придумать загадки или ребусы о героях;
- составить кроссворд по прочитанному;
- написать и «послать» в Дневнике письмо героям или автору книги;
- узнать и записать интересные факты из биографии писателя.
Формат заполнения основных сведений о прочитанном каждый выбирает самостоятельно – как удобно:
- можно отвечать на вопросы (т.е. заполнять по пунктам);
- можно писать связным текстом (но это скорее уже в старших классах, когда ребенок овладеет умением написания сочинения);
- можно в таблице:
Для привлечения ребенка к чтению и ведению Дневника чтения можно придумывать и разные интересные дополнения. Например, «Музей чувств». На развороте страниц в произвольном порядке можно разместить мини-обложки книг – разноцветные шаблоны открытой книжки. Каждый цвет будет символизировать какое-либо чувство, эмоцию. На этих шаблонах читатель пишет основные сведения о прочитанных книгах (автор, название) в соответствии со своими ощущениями во время прочтения данного произведения. Конечно, этой странице должна предшествовать памятка чувств:
Красный | Лучшая книга (произведение), т.е. очень понравившаяся. |
Оранжевый | Книга произвела впечатление. |
Желтый | Книга, вызывающая светлые чувства и воспоминания. |
Зеленый | Книга о природе, или Вспоминаю лето. |
Голубой | Очень нежная книга. |
Синий | Книга о серьезных людях (чувствах). О смысле жизни. |
Фиолетовый | Сказочная, фантастическая книга. |
Белый | Самая добрая книга. |
Серый | Тяжелые впечатления, или Не в моем вкусе. |
В таблице приведены приблизительные примеры. Они могут быть и другими, как решит сам читатель.
В любом случае, при ведение Дневника чтения главное:
ü Читать не для кого-то, а для себя и задумываться над прочитанным;
ü Дневник вести с удовольствием;
ü Не бояться проявить творчество и фантазию.
Читайте! Творите! Придумывайте!
Дружите с книгой!