Введение
1 Теоретические аспекты анализа реализации продукции и финансовых результатов
2 Экономическая характеристика ОАО «Планета»
Анализ реализации продукции ОАО «Планета»
3.1 Анализ динамики и выполнения плана реализации продукции
3. 2 Определение точки безубыточности, зоны безопасности, критического уровня постоянных затрат
Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Планета»
4.1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли
4.2 Анализ финансовых результатов от реализации продукции, внереализационных финансовых результатов
4. 3 Анализ рентабельности предприятия
5 Учет реализации продукции и финансовых результатов ОАО «Планета»
6 Пути увеличения реализации продукции, суммы прибыли и рентабельности ОАО «Планета»
Выводы и предложения
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Переход экономики России на рыночные отношения и связанные с этим процессы формирования многоукладного хозяйства на основе разных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования предприятий. Эти изменения затронули все стороны деятельности предприятий.
Предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность.
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
|
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития экономики в условиях перехода к рыночным отношениям, но и тонко понимать проявления общих, специфичных и частных экономических законов в практике своего предприятия, своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности производства. Он должен владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.
Еще одним аргументом в пользу выбора данной темы явилось то, что мне, как будущему бухгалтеру, необходимо качественно владеть методиками экономико-финансового анализа показателей прибыли и рентабельности, с тем, чтобы в дальнейшем на основе полученных результатов и прогнозов эффективно распределять ресурсы организации и производить планирование.
Одной из основных задач промышленных организаций является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции и её реализации, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов. По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка. В дипломной работе проводится анализ, рассматриваются проблемы и пути совершенствования реализации продукции на ОАО «Планета».
|
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе анализа реализации продукции и финансовых результатов деятельности ОАО «Планета» выявить резервы повышения деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью сформулируем следующие задачи:
- проведение анализа реализации продукции на предприятии;
- проведение анализа финансовых результатов;
- проведение анализа рентабельности предприятия;
- изучение учета реализации продукции;
- изучение учета финансовых результатов;
- выявление путей увеличения реализации продукции и разработка мероприятий по их освоению;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.
Объект исследования - открытое акционерное общество “Планета”, которое является специализированным предприятием по производству полупроводниковых изделий электронной техники.
|
При написании работы использованы следующие методы анализа: монографический, сравнения, относительных величин, цепных подстановок, графический.
Источники информации для анализа:
- форма № 2 " Отчет о прибылях и убытках" (приложение 1);
- форма № 1 "Бухгалтерский баланс" (приложение 2);
- форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" (приложение 3);
- форма № 1-П "Отчет по продукции";
- ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация";
- таблицы бизнес-плана (приложение4, 5, 6).
1 Теоретические аспекты анализа реализации продукции и финансовых результатов
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются размером полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Если говорить о состоянии изученности данной проблемы, то можно отметить, что в экономической литературе нет системного анализа прибыли и ее связей с различными сторонами российской экономики; исследуются лишь частные вопросы этой большой проблемы. Особенно слабо раскрыты те из них, которые связаны с распределением и использованием прибыли на отдельных предприятиях.
На мой взгляд, попытка исследовать широкий круг вопросов, определяющих многогранную роль прибыли и рентабельности в рыночной экономике, удачно предпринята в книге В.Ф. Юрова «Прибыль в рыночной экономике». Отдельные аспекты этой темы удачно раскрыты в статьях: Гиляровской Л. Т. «Анализ факторов формирования финансовых результатов как инструмент оценки доходности рентабельности деятельности предприятия», «Факторный анализ показателей рентабельности активов коммерческих организаций», Графовой Г.Р. «Анализ финансовых результатов деятельности предприятий», Новодворского В.Д., Шпака А.В. «Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая» и др. В дальнейшем будут представлены мнения этих и других авторов.
Итак, разные авторы дают различные определения прибыли.
Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции (17, с.66).
Прибыль - превращенная форма прибавочной стоимости, выступающая как излишек выручки от продажи товаров над затратами капитала. (12, с. 49) Наиболее точное определение прибыли на мой взгляд, следующее: прибыль, как конечный финансовый результат деятельности фирмы, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукциис учетом убытков от различных хозяйственных операций (8, с. 54).
Что касается видов прибыли, структуры валовой прибыли, факторов, определяющих размер прибыли, то здесь авторы придерживаются единой классификации. Они рассматривают следующие показатели прибыли: балансовая прибыль (в некоторых источниках – валовая прибыль, объем общей прибыли), расчетная прибыль, чистая прибыль (в некоторых источниках – прибыль-нетто), прибыль брутто.
Теперь приступим к рассмотрению проблем, имеющихся в области определения и анализа прибыли предприятия. Так, Гиляровская Л.Т. приводит следующие проблемные и вместе с тем парадоксальные ситуации, связанные с прибылью:
- продукция отгружена, товары проданы, услуги оказаны, однако оплата не поступила и прибыли нет;
- продукция отгружена, товары проданы, услуги оказаны, однако оплата не поступила, тем не менее в балансе отражается прибыль;
- предприятие совершило крупные приобретения ценностей на сумму, превышающие величину прибыли;
- банкротом объявляется предприятие, показавшее в отчете прибыль;
- предприятие располагает значительными денежными ресурсами, а по балансу имеет убыток – весьма распространенный в настоящее время вариант;
- имущественная масса предприятия увеличилась, а прибыль – нет;
- предприятие несет реальные убытки, но в учете показывает номинальную учетную прибыль;
- прибыль, показанная в балансе или отчете о прибылях и убытках, не равна налогооблагаемой прибыли и т.д. (7, с. 59).
Г.В. Савицкая в «Анализе хозяйственной деятельности предприятия» обращает внимание на инфляционный фактор. Речь идёт о том, что при изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения её суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потреблённые ресурсы за анализируемый период (24, с. 556).
Чугришин Н. в статье «Современный поход к оценке результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий» рассматривает ряд проблем, связанных с прибылью. По его мнению, ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности вместе с тем не означает его уникальности и универсальности. Он обращают внимание на следующие проблемы:
1 Особое внимание, по мнению автора, следует уделять рассмотрению фактов получения «незаработанной» прибыли, т.е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путём изменения, например, структуры выпускаемой продукции. Вместо производства низкорентабельной, не имеющей большого спроса продукции предприятия увеличивают производство более выгодной для них высокорентабельной продукции.
По моему мнению, предприятия в некоторых случаях, конечно, могут и должны изменять структуру выпускаемой продукции в пользу высокорентабельных товаров для увеличения прибыли, однако постоянно прибегать к этому методу нерационально. Необходимо стремиться к эффективной хозяйственной деятельности, к тому, чтобы вся продукция стала высокорентабельной. Это не способ достижения максимальной прибыли предприятия.
2 В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.
Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда – дальнейший рост цен, инфляции, а следовательно эмиссии денег. Таким образом, абсолютное увеличение прибыли не всегда свидетельствует о повышении эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.
По изложенным выше причинам необходимо проводить реальную оценку уровня прибыльности организации. Для этого используют методы комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Эти методы могут быть на вооружении налоговых органов, кредитных и финансовых учреждений, органов контроля, арбитража и др., т.е. звеньев, которые взаимодействуют с данным хозяйствующим субъектом.
Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего валовую прибыль анализируют по составным элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Затем анализируются укрупненные факторы изменения прибыли от выпуска товарной продукции. Важным в этой системе будет анализ технико-экономических факторов снижения (увеличения) затрат на денежную единицу товарной продукции. Анализируется изменение состава и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на приобретенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Сопоставляется также уровень материальных затрат и затрат на оплату труда. Определяется также изменение прибыли вследствие нарушения хозяйственной дисциплины. Наряду с этим проводится анализ изменения прибыли в остатках готовой продукции от прочей реализации и внереализационных операций. (28, с. 27).
Кроме абсолютного размера прибыли в литературе рассматривается показатель рентабельности.
Рентабельность исчисляют по-разному. В период, предшествовавший перестройке России, широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств). Учитывая, что данный показатель в прежних условиях был плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей сумой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних. Однако, как показало время, поставленная цель не была достигнута. Тем не менее, показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности. Этот показатель общей прибыльности трансформировался в показатель рентабельности активов (рентабельности капитала; рентабельности капитала и его частей).
При использовании показателя рентабельности также могут возникнуть определенные проблемы. Так, В.Ф. Юров в книге «Прибыль в рыночной экономике» обращает внимание на проблему соотношения рентабельности и эффективности производства. По его мнению, она является самой сложной и дискуссионной. Она возникла в рыночном хозяйстве и связана с прибылью, которая стала считаться эффективным регулятором экономической жизни. Т.е. речь идет о несовершенстве прибыли как показателя эффективности производства, что связано с ее денежной формой, которая, как известно, при определенных условиях может отклоняться и даже отрываться от своей стоимостной основы, о чем уже говорилось выше. В связи с изложенным, В.Ф. Юров делает вывод, что рентабельность нельзя признать в качестве универсального показателя эффективности производства, как на отдельных предприятиях, так и в масштабе всей экономики (30, с. 72).
По-моему, отказаться от использования показателей рентабельности было бы неправильно, поскольку они служат инструментами сравнительного анализа и просты в применении.
Важное значение имеет анализ реализации продукции и поэтому многие авторы занимаются вопросами его изучения.
Шеремет А.Д. говорит о важности реализации продукции и выделяет факторы, которые влияют на процесс реализации. По его мнению, в условиях рыночной экономики это один из важнейших этапов работы всего предприятия и каждого работника.
Сбыт продукции оказывает влияние на ход производства. Для создания четкой, ритмичной работы предприятия следует уделять внимание равномерному распределению объемов производства по кварталам и месяцам с тем, чтобы продукция ритмично поступала в товаропроизводящую сеть. В конечном итоге результативность хозяйственной деятельности предприятия определяется выполнением договоров по номенклатуре и срокам поставок.
Шеремет выделяет следующие факторы, которые влияют на процесс реализации:
- установленные сроки поставки продукции;
- увеличение выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования производственных мощностей и основных фондов;
- производительность труда;
- ввод в действие новых мощностей и оборудования;
- обеспечение равномерной загрузки производственных подразделений;
- повышение серийности производства;
- количество рабочих дней в каждом квартале;
- сезонность и сменность работы;
- сезонность реализации продукции;
- снятие с производства устаревших, нерентабельных изделий, не находящих потребителей (29, с.77).
Патров В.В. раскрывает решение проблемы повышения надёжности, стабильности и доходности производства. По его мнению, решение этой проблемы диктует необходимость создания действенного структурного подразделения предприятия по реализации продукции. Данное подразделение может быть представлено товаропроизводящей сетью, в состав которой входят магазины оптовой и розничной торговли, сеть фирменных магазинов и товарных баз. Патров В.В. рассматривает реализацию продукции как процесс, состоящий из определенных периодов. Первый период фактически сводится к заключению договоров на поставку продукции. Второй включает составление плана реализации продукции и остатков незавершенной продукции на складе отдела сбыта предприятия. В третьем периоде реализации происходит отгрузка продукции потребителям. Важное значение этот период имеет при оценке выполнения обязательств по реализации продукции с учетом соблюдения предприятием условий подписанных договоров-поставок. Процесс реализации заканчивается четвертым периодом, который характеризуется поступлением денег на расчетный счет предприятия-поставщика (19, с. 26).
Экономическая характеристика ОАО «Планета»
ОАО “Планета” (в прошлом завод имени Ленинского Комсомола) было основано в 1958 году как государственное предприятие. Организация предприятия была вызвана растущими потребностями российской оборонной электронной техники. Разработанные и освоенные на предприятии электронные компоненты работали в системах спутниковой связи, системах наведения и раннего оповещения, а также в составе космической аппаратуры, например той, что участвовала в съемках кометы Галлея, планеты Венеры и обратной стороны Луны. В 70-х и 80-х годах на предприятии было развернуто массовое производство полупроводниковых компонентов для телевизионной промышленности, промышленности, выпускающей аудио- и видеомагнитофоны, радиоприемники и другую бытовую аппаратуру. В рамках плановой экономики завод был обеспечен заказами на многие годы вперед. Однако на самом предприятии не было сформировано внутренних источников саморазвития. Направления развития определялись внешними источниками, а именно Министерством Электронной промышленности.
ОАО “Планета” было учреждено решением КУГИ Новгородской области путем преобразования ГП ПО “Планета”.
ОАО “Планета” имеет более 10000 м2 производственных площадей с необходимым оборудованием и численностью персонала 211 человек и в настоящее время является специализированным предприятием по производству полупроводниковых изделий электронной техники. Сфера применения этих изделий от специальной аппаратуры, телевизионной техники, автомобилей до детских игрушек, световой рекламы, информационных систем.
Система качества с 1994 г. сертифицирована на соответствие Международным стандартам ИСО-9000, имеет лицензию Российского Агенства по Системам Управления на разработку и производство специальной техники.
ОАО “Планета” является единственным предприятием России, выпускающем основную массу электронных компонентов в корпусах для поверхностного монтажа - будущее радиоэлектроники России.
Основной вид деятельности: производство электронных компонентов и информационных систем.
Среди конкурентов в России известны такие фирмы как «Мега-Милас» г. Санкт-Петербург. Они предлагают «бегущие» строки довольно широкой номенклатуры. НИИГП «Плазма» г. Рязань рекламирует изделие «экран на суперярких светодиодах». Программное обеспечение такого экрана позволяет осуществлять отображение информации от видеомагнитофона, СД-плеера и др. Ассоциация «Часовая группа» г. Москва производит уличные часы-термометр различных размеров. Среди фирм, продающих импортное табло на светоизлучающих диодах, известна фирма «Зенон» г. Москва, которая предлагает очень широкую номенклатуру изделий производства Тайваня.
Основные показатели деятельности ОАО «Планета» представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные показатели деятельности ОАО «Планета»
Показатель | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | Отклонение | |
02 / 01 | 03 / 01 | ||||
Выручка (нетто) от продажи продукции, тыс. руб. | -4075 | ||||
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. | -2337 | ||||
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. | -11936 | -10554 | -36735 | -24799 | |
Численность работников, чел | -19 | -31 | |||
Основные производственные фонды, тыс. руб. | -17793 | ||||
Фондоотдача | 1, 85 | 1, 39 | 0, 96 | -0,46 | -0,89 |
Рентабельность всего капитала, % | -19,7 | -21,9 | -59,1 | -2, 2 | -39,4 |
По данным, приведенным в таблице, можно сделать вывод о том, что в целом деятельность предприятия является крайне неэффективной, убыточной. Превышение себестоимости проданной продукции над выручкой от её продажи говорит о том, что предприятие имеет слишком высокие затраты (как постоянные, так и переменные), что не позволяет ОАО «Планета» получать прибыль от реализации продукции. Увеличение цен на продукцию приведет предприятие не к увеличению выручки от реализации, а лишь к потере части своих покупателей. Чистый убыток деятельности предприятия в 2003 году превышает этот показатель 2001 года на 24799 тыс. руб., т.е. убыток возрос приблизительно в три раза. На предприятии наблюдается ежегодное снижение численности работников, что связано с автоматизацией части выполняемых операций.
В 2003 году на предприятии при росте валовой продукции происходит снижение стоимости ОПФ, следовательно наблюдается устойчивая тенденция к росту фондоёмкости, а значит снижению фондоотдачи, т.е. на один рубль фондов производится всё меньше продукции. Наблюдается устойчивое снижение эффективности ОПФ.
Общая рентабельность финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Планета» снизилась на 39,4 %, что было вызвано повышением себестоимости продукции, т.к. величина чистого убытка при этом практически не изменилась.
Анализ реализации продукции
3.1 Анализ динамики и выполнения плана реализации продукции
ОАО «Планета» занимается производством следующих видов продукции: интегральные микросхемы (ИМС); светоизлучающие диоды (СИД); полупроводниковые приборы (ППП).
Для того, чтобы провести анализ реализации продукции ОАО «Планета», необходимо рассмотреть структуру, объем и динамику производства продукции. Используем для этого таблицу 2.
Таблица 2 - Динамика производства продукции ОАО «Планета»
Вид продукции | 2001г | 2002 г. | 2003 г. | ∆2002/2001 | ∆2003/2001 | ||
+, - | % | +, - | % | ||||
ИМС, тыс. шт. | -7100 | 71,3 | -8249 | 66,6 | |||
ППП, тыс. шт. | -3286 | 75,3 | -6928 | 47,9 | |||
СИД, тыс. шт. | +4062 | 170,5 | +4806 | 184, 0 |
В общем объеме производимой продукции ОАО «Планета» наибольший удельный вес занимают ИМС. С 2001 г. по 2003 г. на предприятии произошло значительное снижение производства ИМС и ППП и увеличился выпуск СИД, что связано с повышением спроса и возможностью большего объема реализации этой продукции.
В основном, ОАО «Планета» занимается массовыми выпусками продукции невысокого качества по ценам, которые доступны её потребителям. Чтобы повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке, предприятию необходимо повышать удельный вес продукции высшего качества в общем объеме выпускаемой продукции, её удельный вес составляет всего лишь 23 %.
ОАО «Планета» имеет высокий удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме реализации продукции (48 %), т.к. основные её потребители находятся за пределами РФ
Таблица 3 - Основные потребители ОАО «Планета»
Фирма | Объемы поставок, тыс. $ | Удельный вес, % | ||
2002 г. | 2003 г. | 2002 г. | 2003 г. | |
Semtech, Турция | 23,7 | 31, 0 | ||
Nelosa, Швейцария | 9,9 | 5,7 | ||
Lic Fung, Гонконг | - | 13,7 | - | |
Trillion Chip, Тайвань | - | 6,4 | - | |
Esarena, Индия | 2,8 | 11,5 | ||
RF Elektronik, Турция | - | - | 14,4 | |
Inter, Турция | - | - | 11,5 | |
Рубеж, Саратов | 6,9 | 4,6 | ||
Авар, Псков | 12,2 | 6,9 | ||
Полидекс, Москва | 24,4 | 8,7 |
Основным потребителем ОАО «Планета» является фирма «Semtech», Турция. Удельный вес поставок этой фирме в 2002 году составил 23,7 %, а в 2003 году – целых 31 %. В 2003 году большой объем продукции был поставлен фирме «Elektronik» (14,4 %), «Esarena» (11,5 %), «Inter» (11,5 %). Среди российских потребителей постоянные деловые отношения у ОАО «Планета» сложились с московским предприятием «Полидекс», саратовской фирмой «Рубеж», псковским предприятием «Авар». Важное значение имеют оценка степени выполнения плана и динамики реализации продукции, т.к. темпы роста объема реализации продукции непосредственно влияют на величину прибыли предприятия. Анализ начнём с изучения динамики реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста (таблица 4).
Таблица 4 - Динамика реализации продукции ОАО «Планета»
Год | Объем реализации, тыс. руб. | Темпы роста, % | |
базисные | цепные | ||
100,0 | 100,0 | ||
91,2 | 91,2 | ||
117,4 | 128,8 |
За три года объем реализации на ОАО «Планета» увеличился на 17,4 %. Значительно возрос объем реализации в 2003 г. по сравнению с 2001 г. Темп роста составил 128,8 %, темп прироста реализации продукции составил 8,38 %.
Повышение объема реализации в 2003 году связано с тем, что произошло значительное увеличение объема производства продукции. Но в связи с тем, что ОАО «Планета» не заключило предварительных договоров на продажу произведенной продукции, предприятию пришлось снизить цены на продукцию и поэтому выручка от реализации продукции в 2003 году не превысила себестоимость этой продукции.