08.09.11.
Развитие систем налогообложения.
Налоговая система появилась с возникновением государства.
I этап. Древний мир и средние века. Первый этап имел случайный характер, сборы существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме.
По мере укрепления товарно-денежных отношений сборы постепенно принимали денежную форму.
II этап. В Европе до XVII века развитые системы налогообложения отсутствовали. К концу века налоги стали основным источником доходной части бюджета. Этот этап развития налогообложения связан с появлением систем, включающих прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с имущества или дохода налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в цену товара или услуг. Плательщиками являются потребители.
Основоположником теории налогообложения является шотландский экономист Адам Смит, который в 1776 году издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Идеи Адама Смита оказали огромное влияние на финансовую и хозяйственную деятельность многих государств.
III этап. Системой налогообложения связано научно-теоретическими взглядами на природу налогов. После Первой Мировой Войны были проведены научно-обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы. А после Второй Мировой Войны налоги использовались, как средство государственного регулирования экономики.
IV этап. Это современный этап развития налогообложения, он характеризуется теоретическим обоснованием всех проблем налогообложения.
В 80-е годы ХХ века получила признание концепция А.Лаффера, согласно которой налоговые поступления это продукт двух факторов:
1. Налоговая ставка (% ставка);
2. Налоговая база (то, что облагается налогом).
Период возрождения и формирования налоговой системы России – это 90-е годы ХХ века. Налоги заменили существующую систему планового распределения прибыли предприятий, и государство стало влиять на развитие процессов в обществе по средствам налогообложения.
Однако до настоящего времени не существует идеальных налоговых систем. Для поиска этих систем используют различные налоговые теории.
Налоговая теория – это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Существуют общие и частные теории налогов.
Общие теории налогов.
1. Теория обмена и атомистическая – возмездный характер налогообложения, т.е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по охране, поддержания порядка, т.е. это договор между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги.
2. Теория наслаждения – это налог одновременно и жертва и наслаждение. Жорж Сисмонди писал, при помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении, при помощи налогов, каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждение (хорошие дороги, народное просвещение, национальная защита и т.д.)
3. Теория налога как страховой премии – налоги рассматриваются, как платежи на случай возникновения какого-либо риска, т.е. налогоплательщик, выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.
4. Классическая теория (создал Адам Смит). Налоги – один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства, при этом другая роль, например, регулирование экономики налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.
5. Кейнсианская теория – налоги являются главным рычагом регулирования экономики, при этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов.
6. Теория монетаризма (Фридман) – согласно этой теории, налоги воздействуют на обращение, и через них изымается излишнее количество денег, а не сбережений. Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.
7. Теория экономики предложения – в связи с этой теорией снижение налогового гнёта приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.
Частные теории налогов.
1. Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения;
1)раннее Средневековье – косвенные налоги играют неглавную роль;
2)конец средних веков – необходимость только косвенных налогов;
3)конец XIX в. – необходимость и косвенных и прямых налогов. Должно преобладать прямое налогообложение.
2. Теория единого налога;
Считается, если источник налога должен облагаться только 1-м видом налога.
3. Теория пропорционального налогообложения;
Приверженцы пропорционального налогообложения являлись обеспеченным слоем населения, чем больше объём налогообложения, тем меньше налог;
4. Теория прогрессивного налогообложения;
Приверженцы пропорционального налогообложения являлись малообеспеченным слоем населения;
5. Теория переложения налогов с высокооплачиваемых на низкооплачиваемых налогоплательщиков.
Производство, объём, распределение. Предложение возникает только в процессе обмена, и поэтому распределение налогового времени зависит от эластичности спроса и предложения, и от форм налогообложения. Налоги зависят от разных слоёв населения.
15.09.11.
Налоги и бюджетный процесс.
Налогообложение – это прямое изъятие государством определённой части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета (Централизованных финансовых ресурсов).
По образному выражению политического деятеля Северной Америки Франклина: «Платить налоги и умереть должен каждый». Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей.
Налоги и займы – это два определяющих источника процветания любой страны. Основная доходная часть бюджета – это налоги. К неналоговым источникам доходов российского бюджета относятся:
а)реализация государственных запасов;
б)от внешнеэкономической деятельности;
в)от продажи принадлежащего государству имущества.
В бюджетном процессе приоритет принадлежит расходам, именно они определяют доходную часть. Налоговая система РФ была создана в 1991 году, с этого года по налогам и сборам регулируется налоговым кодексом и принятым, в соответствии с ним Федеральных Законов.
Налоги и сборы, а также порядок их уплаты, устанавливаются в форме закона. Они не могу т быть установлены под законными актами, указами, постановлениями или распоряжениями органов исполнительной власти.
Налоговое законодательство состоит из:
а)актов федерального налогового законодательства;
б)налогового законодательства субъектов РФ;
в)налоговых нормативно-правовых актов местного самоуправления.
Налог является обязательным платежом и поддерживается государственным принуждением, иначе налог превратился бы в добровольное пожертвование. Налог – это не санкция за совершение правонарушения и не носит характер наказания, этим он отличается от конфискации имущества и штрафа.
Налог – это обязательный безвозмездный платёж юридических и физических лиц, установленный законодательным органом власти, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания.
Функции налогов.
Налоги используются всеми рыночными государствами, как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного воздействия на производителей товаров, работ, услуг. Посредствам налогов государство решает экономические, социальные и другие проблемы.
Основные функции налогообложения:
1. Фискальная функция (основная). Она формирует доходы, которые аккумулируются в бюджете. Эти средства расходуются на:
а)социальные услуги;
б)хозяйственные нужды;
в)поддержку внешней политики и безопасности;
г)административно-управленческие расходы;
д)платежи по государственному долгу.
2. Социальная функция – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов.
3. Регулирующая функция – посредствам налоговых механизмов решается налоговая политика государства. Налогами облагаются ресурсы, направленные на потребление и освобождаются ресурсы, направленные на накопление производственных фондов. Повышение ставок, таможенные пошлины, горные услуги, приостановка вывоза капитала из страны.
4. Контрольная функция – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления налогов в бюджет, сопоставлять величину налогов с потребностями финансовых ресурсов
22.09.11.
Принципы налогообложения:
Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.
Экономические принципы впервые были сформулированы Адамом Смитом, следовательно, первый принцип – это экономический.
1. Экономический принцип:
а) Принцип справедливости, каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям;
б) Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность налогоплательщика и государственного бюджета, чтобы происходил рост поступлений в бюджет, ставка налогов должна быть более 50%.
в) Принцип учёта интересов налогоплательщика
1)Принцип определённости. Каждый налогоплательщик должен знать сумму налога, способ оплаты, время платежа.
2)Принцип удобства.
3)Простота исчисления и уплаты налогов.
г) Принцип экономичности. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать затраты на его обслуживание, причём в несколько раз.
2. Юридический принципы – это общие и специальные принципы налогового права, к ним относятся следующие принципы:
а) Принцип нейтральности (равного налогового бремени);
б) Установление налогов законами;
в) Приоритет налогового закона над неналоговым;
г) Отрицание обратной силы налогового закона;
д) Наличие в законе существенных элементов налогов;
е) Сочетание интересов государства и субъектов налоговых отношений.
3. Организационные принципы налогообложения – это положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие её структурных элементов. Эти положения отражают единство налоговой системы, подвижность налогообложения.
4. Множество налогов.
Налоговая система.
Согласно российскому законодательству налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.
Налоговая система включает:
1.Налоговые органы;
2.Налоговое законодательство (Налоговые Кодексы и Федеральные Законы);
3.Налоговую полицию;
4.Налоги;
5.Пошлины;
6.Сборы;
7.Другие платежи;
8.Распределение налогов по уровню бюджета.
Структура налогов.
Все налоги рассматривают по источникам поступления:
а)Налоги юридических лиц;
б)Налоги физических лиц.
По уровню зачисления в бюджет:
а)Федеральные;
б)Региональные;
в)Местные.
Виды налогов.
Налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются с имущества или дохода налогоплательщика.
Косвенные налоги включаются в цену товара или услуг. Плательщиками являются потребители.
Федеральные налоги – это налоги и сборы, которые установлены настоящим кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации
Региональные налоги – это налоги, которые установлены настоящим налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.
Местные налоги – это налоги, установленные налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговые органы в РФ: таможенные органы, финансовые органы, управление федеральной налоговой службой, налоговая инспекция, органы внутренних дел.