Налоги и бюджетный процесс.




08.09.11.

Развитие систем налогообложения.

Налоговая система появилась с возникновением государства.

I этап. Древний мир и средние века. Первый этап имел случайный характер, сборы существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме.

По мере укрепления товарно-денежных отношений сборы постепенно принимали денежную форму.

II этап. В Европе до XVII века развитые системы налогообложения отсутствовали. К концу века налоги стали основным источником доходной части бюджета. Этот этап развития налогообложения связан с появлением систем, включающих прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с имущества или дохода налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в цену товара или услуг. Плательщиками являются потребители.

Основоположником теории налогообложения является шотландский экономист Адам Смит, который в 1776 году издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Идеи Адама Смита оказали огромное влияние на финансовую и хозяйственную деятельность многих государств.

III этап. Системой налогообложения связано научно-теоретическими взглядами на природу налогов. После Первой Мировой Войны были проведены научно-обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы. А после Второй Мировой Войны налоги использовались, как средство государственного регулирования экономики.

IV этап. Это современный этап развития налогообложения, он характеризуется теоретическим обоснованием всех проблем налогообложения.

В 80-е годы ХХ века получила признание концепция А.Лаффера, согласно которой налоговые поступления это продукт двух факторов:

1. Налоговая ставка (% ставка);

2. Налоговая база (то, что облагается налогом).

Период возрождения и формирования налоговой системы России – это 90-е годы ХХ века. Налоги заменили существующую систему планового распределения прибыли предприятий, и государство стало влиять на развитие процессов в обществе по средствам налогообложения.

Однако до настоящего времени не существует идеальных налоговых систем. Для поиска этих систем используют различные налоговые теории.

Налоговая теория – это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Существуют общие и частные теории налогов.

Общие теории налогов.

1. Теория обмена и атомистическая – возмездный характер налогообложения, т.е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по охране, поддержания порядка, т.е. это договор между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги.

2. Теория наслаждения – это налог одновременно и жертва и наслаждение. Жорж Сисмонди писал, при помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении, при помощи налогов, каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждение (хорошие дороги, народное просвещение, национальная защита и т.д.)

3. Теория налога как страховой премии – налоги рассматриваются, как платежи на случай возникновения какого-либо риска, т.е. налогоплательщик, выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.

4. Классическая теория (создал Адам Смит). Налоги – один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства, при этом другая роль, например, регулирование экономики налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

5. Кейнсианская теория – налоги являются главным рычагом регулирования экономики, при этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов.

6. Теория монетаризма (Фридман) – согласно этой теории, налоги воздействуют на обращение, и через них изымается излишнее количество денег, а не сбережений. Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

7. Теория экономики предложения – в связи с этой теорией снижение налогового гнёта приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

Частные теории налогов.

1. Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения;

1)раннее Средневековье – косвенные налоги играют неглавную роль;

2)конец средних веков – необходимость только косвенных налогов;

3)конец XIX в. – необходимость и косвенных и прямых налогов. Должно преобладать прямое налогообложение.

2. Теория единого налога;

Считается, если источник налога должен облагаться только 1-м видом налога.

3. Теория пропорционального налогообложения;

Приверженцы пропорционального налогообложения являлись обеспеченным слоем населения, чем больше объём налогообложения, тем меньше налог;

4. Теория прогрессивного налогообложения;

Приверженцы пропорционального налогообложения являлись малообеспеченным слоем населения;

5. Теория переложения налогов с высокооплачиваемых на низкооплачиваемых налогоплательщиков.

Производство, объём, распределение. Предложение возникает только в процессе обмена, и поэтому распределение налогового времени зависит от эластичности спроса и предложения, и от форм налогообложения. Налоги зависят от разных слоёв населения.

15.09.11.

Налоги и бюджетный процесс.

Налогообложение – это прямое изъятие государством определённой части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета (Централизованных финансовых ресурсов).

По образному выражению политического деятеля Северной Америки Франклина: «Платить налоги и умереть должен каждый». Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей.

Налоги и займы – это два определяющих источника процветания любой страны. Основная доходная часть бюджета – это налоги. К неналоговым источникам доходов российского бюджета относятся:

а)реализация государственных запасов;

б)от внешнеэкономической деятельности;

в)от продажи принадлежащего государству имущества.

В бюджетном процессе приоритет принадлежит расходам, именно они определяют доходную часть. Налоговая система РФ была создана в 1991 году, с этого года по налогам и сборам регулируется налоговым кодексом и принятым, в соответствии с ним Федеральных Законов.

Налоги и сборы, а также порядок их уплаты, устанавливаются в форме закона. Они не могу т быть установлены под законными актами, указами, постановлениями или распоряжениями органов исполнительной власти.

Налоговое законодательство состоит из:

а)актов федерального налогового законодательства;

б)налогового законодательства субъектов РФ;

в)налоговых нормативно-правовых актов местного самоуправления.

Налог является обязательным платежом и поддерживается государственным принуждением, иначе налог превратился бы в добровольное пожертвование. Налог – это не санкция за совершение правонарушения и не носит характер наказания, этим он отличается от конфискации имущества и штрафа.

Налог – это обязательный безвозмездный платёж юридических и физических лиц, установленный законодательным органом власти, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания.

Функции налогов.

Налоги используются всеми рыночными государствами, как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного воздействия на производителей товаров, работ, услуг. Посредствам налогов государство решает экономические, социальные и другие проблемы.

Основные функции налогообложения:

1. Фискальная функция (основная). Она формирует доходы, которые аккумулируются в бюджете. Эти средства расходуются на:

а)социальные услуги;

б)хозяйственные нужды;

в)поддержку внешней политики и безопасности;

г)административно-управленческие расходы;

д)платежи по государственному долгу.

2. Социальная функция – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов.

3. Регулирующая функция – посредствам налоговых механизмов решается налоговая политика государства. Налогами облагаются ресурсы, направленные на потребление и освобождаются ресурсы, направленные на накопление производственных фондов. Повышение ставок, таможенные пошлины, горные услуги, приостановка вывоза капитала из страны.

4. Контрольная функция – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления налогов в бюджет, сопоставлять величину налогов с потребностями финансовых ресурсов

22.09.11.

Принципы налогообложения:

Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.

Экономические принципы впервые были сформулированы Адамом Смитом, следовательно, первый принцип – это экономический.

1. Экономический принцип:

а) Принцип справедливости, каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям;

б) Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность налогоплательщика и государственного бюджета, чтобы происходил рост поступлений в бюджет, ставка налогов должна быть более 50%.

в) Принцип учёта интересов налогоплательщика

1)Принцип определённости. Каждый налогоплательщик должен знать сумму налога, способ оплаты, время платежа.

2)Принцип удобства.

3)Простота исчисления и уплаты налогов.

г) Принцип экономичности. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать затраты на его обслуживание, причём в несколько раз.

2. Юридический принципы – это общие и специальные принципы налогового права, к ним относятся следующие принципы:

а) Принцип нейтральности (равного налогового бремени);

б) Установление налогов законами;

в) Приоритет налогового закона над неналоговым;

г) Отрицание обратной силы налогового закона;

д) Наличие в законе существенных элементов налогов;

е) Сочетание интересов государства и субъектов налоговых отношений.

3. Организационные принципы налогообложения – это положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие её структурных элементов. Эти положения отражают единство налоговой системы, подвижность налогообложения.

4. Множество налогов.

Налоговая система.

Согласно российскому законодательству налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

Налоговая система включает:

1.Налоговые органы;

2.Налоговое законодательство (Налоговые Кодексы и Федеральные Законы);

3.Налоговую полицию;

4.Налоги;

5.Пошлины;

6.Сборы;

7.Другие платежи;

8.Распределение налогов по уровню бюджета.

Структура налогов.

Все налоги рассматривают по источникам поступления:

а)Налоги юридических лиц;

б)Налоги физических лиц.

По уровню зачисления в бюджет:

а)Федеральные;

б)Региональные;

в)Местные.

Виды налогов.

Налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с имущества или дохода налогоплательщика.

Косвенные налоги включаются в цену товара или услуг. Плательщиками являются потребители.

Федеральные налоги – это налоги и сборы, которые установлены настоящим кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации

Региональные налоги – это налоги, которые установлены настоящим налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги – это налоги, установленные налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налоговые органы в РФ: таможенные органы, финансовые органы, управление федеральной налоговой службой, налоговая инспекция, органы внутренних дел.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: