«ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ»
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в динамике развития отрасли общественного питания в целом по Российской Федерации с 2017 года наблюдается как количественный прирост объектов общественного питания, так и рост валового оборота в денежном выражении.
Так, в 2018 году количество объектов общественного питания по сравнению с 2017 годом увеличилось на 1,5 процента (с 180 329 ед. до 182 954 ед.), в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилось на 1,3 процента (с 182 952 ед. до 185 396 ед.)
Еще более высокие темпы роста за рассматриваемый период демонстрирует объем выручки.
Так, в 2018 году валовый оборот в денежном выражении по сравнению с 2017 годом увеличился на 6,4 %, в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличился на 8,7%.
Исключение составляют 9 месяцев 2020 года, зафиксировавшие снижение оборота отрасли около 20%, в силу ограничений принятых для нераспространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
На настоящее время по данным информационных ресурсов налоговых органов общее количество контрольно-кассовой техники нового поколения, зарегистрированной на территории Рязанской области, составляет около 29,5 тысяч единиц.
Общее количество пользователей, применяющих онлайн-кассы, составляет более 16 тыс. налогоплательщиков. Из них 10, 5 тыс. (или 67%) организации и 5,3 тыс. (или 33%) индивидуальных предпринимателей. Количество онлайн-касс, установленных на территории Рязанской области в настоящее время, почти в 3 раза превысило дореформенный уровень.
Из них согласно проведённому налоговыми органами мониторингу на территории Рязанской области осуществляют деятельность около 1200 объектов общественного питания.
|
Из общего количества онлайн-касс, количество ККТ, зарегистрированной организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги общественного питания на территории Рязанской области, превышает 1,5 тыс. единиц.
При этом из общего количества организаций, оказывающих услуги общественного питания на территории Рязанской области, 218 организаций имеют лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Всего с начала проведения реформы по переходу на новый порядок применения ККТ, предусматривающий передачу сведений о всех произведённых расчётах в режиме онлайн через оператора фискальных данных в налоговые органы, в налоговые органы с онлайн-касс, установленных на территории Рязанской области поступили сведения о расчётах на сумму почти 1083,8 млрд руб.
При этом с онлайн-касс, установленных на предприятиях общественного питания на территории региона, поступили сведения о расчётах на сумму 17,1 млрд руб.
Для примера, с онлайн-касс организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, поступили сведения о расчётах на сумму 237,3 млрд руб., с онлайн-касс используемых в сфере аптечного бизнеса – на сумму 31,7 млрд рублей.
Кроме того, в налоговые органы области неоднократно поступали сведения, что в некоторых кафе и барах г. Рязани и Рязанской области при осуществлении расчётов не выдают кассовые чеки либо вместо кассовых чеков посетителям выдаются документы, не содержащие QR-кода.
Указанный факт свидетельствует, о том, что владельцы таких заведений уклоняются от применения контрольно-кассовой техники, используют схемы сокрытия выручки и занижения налоговой базы.
|
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» контрольно-кассовая техника, включённая в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчётов.
Указанная норма распространяется в настоящее время, в том числе и на всех налогоплательщиков, оказывающих услуги в сфере общественного питания.
Во всех без исключения объектах общепита (кафе, ресторанах, барах, столовых, киосках и т.д.) должны применяться онлайн-кассы, как при наличных, так и безналичных способах расчёта.
Особенности оказания услуг в указанной сфере и сложившаяся ментальность потребителей допустили формирование рисков осуществления расчётов без применения контрольно-кассовой техники либо с передачей данных с нарушением порядка применения контрольно-кассовой техники.
Прирост валового оборота в суммовом выражении по предыдущим годам, прирост количества объектов общественного питания и наличие перечисленных рисков, обязывают налоговые органы принять профилактические меры по устранению негативных последствий для экономики, имеющихся в сфере услуг общественного питания, связанные с неполнотой отражения выручки.
ФНС России с целью обеление сферы общественного питания посредством комплекса мероприятий, направленных на определение причин, способствующих сокрытию выручки в сфере оказания услуг общественного питания приступила к реализации отраслевого проекта «Общественное питание».
|
Проект призван выработать механизмы и предложения, которые позволят вывести предприятия общественного питания из теневого сектора. Мероприятия также направлены на побуждение к повсеместному применению ККТ, увеличение налоговых поступлений, проведение контрольных мероприятий в отношении недобросовестных налогоплательщиков. В конечном итоге реализация проекта будет способствовать созданию благоприятной конкурентной среды ведения бизнеса для добросовестных участников рынка.
На первом этапе реализации отраслевого проекта «Общественное питание» Федеральная налоговая служба предполагает провести информационную кампанию по доведению до всех организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере общественного питания, информации об обязательных требованиях законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
В адрес каждого из хозяйствующих субъектов общепита будет направлено соответствующее уведомление о необходимости соблюдения положений Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Затем, планируется проведение контрольно-аналитических мероприятий на основе автоматизированной системы контроля и информационных ресурсов, имеющихся в распоряжении налоговых органов с целью выявления хозяйствующих субъектов общественного питания. Имеющих наибольшее количество степеней риска нарушения законодательства о применении ККТ и налогового законодательства.
Осуществленный в 2017-2019 годах переход на новый порядок применения ККТ, внедрение онлайн-касс, позволяющих в режиме реального времени передавать сведения о всех расчётах в налоговые органы, развитие программных комплексов (автоматизированных систем контроля) приводит к повышению прозрачности бизнеса, к цифровизации налогового администрирования, увеличению выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники, и как следствие повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создания равных, конкурентных условий ведения бизнеса.
Сегодня в налоговых органах используется автоматизированная система контроля - АСК ККТ, которая является аналитическим инструментом, ориентированным на контроль за применением контрольно-кассовой техники и позволяющая в режиме реального время отслеживать все проводимые расчёты.
Сотрудники налоговых органов в онлайн-режиме видят на виртуальной карте Рязанской области конкретное место расчёта, сумму расчёта, наименование реализуемого товара, фамилию лица, осуществившего расчёт.
Применение системы АСК ККТ, позволяет выявлять нарушения законодательства о применении ККТ и проводить проверки только в отношении потенциальных нарушителей закона Федерального закона №54-ФЗ.
Например, до введения ограничений на проведение проверок, принятых для нераспространения коронавирусной инфекции (COVID-19), налоговыми органами области с использованием информации, поступающей из внешних источников, в ходе предварительного исследования были отобраны объекты общественного питания с наибольшей долей риска совершения нарушения законодательства о применении ККТ.
После чего, с использованием автоматизированной системы контроля (АСК ККТ) проведён дальнейший детальный анализ результатов отбора.
По результатам анализа в отношении объектов общественного питания, с наибольшей долей риска выявления нарушения требований законодательства о применении ККТ, были проведены соответствующие контрольные мероприятия.
В ходе данных мероприятий было выявлено 104 случая нарушения законодательства о применении ККТ в виде неприменения ККТ, либо применение ККТ с нарушением установленных законодательством РФ о применении ККТ порядка и условий её применения. Также выявлен 1 случай осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Результативность контрольных мероприятий составила 100%. Во всех случаях возбуждены дела об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов в отношении виновных лиц вынесены постановления о привлечении к административной ответственности.
В отношении лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, материалы для рассмотрения направлены в судебные органы.
Таким образом, в условиях функционирования нового порядка применения ККТ минимизируется возможность применения незаконных схем уклонения от уплаты налогов, изменяется организация налогового контроля, происходит автоматизация налоговых процедур, сводятся к минимуму проверки добросовестного бизнеса.
За нарушение норм законодательства о применении ККТ КоАП РФ предусмотрены следующие виды наказания.
В соответствии с ч.2 ст.14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчёта, осуществлённого без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трёх четвертых до одного размера суммы расчёта, осуществлённого с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Согласно ч.3 ст. 14.5 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 указанной статьи, в случае, если сумма расчётов, осуществлённых без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -
влечёт в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Часть 4 ст. 14.5 КоАП РФ за применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий её перерегистрации, порядка и условий её применения предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трёх тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
За ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю кассового чека или бланка строгой отчётности в электронной форме ч.6 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
С учётом увеличенных размеров штрафных санкций за нарушение законодательства о применении ККТ в новых условиях автоматизированной системы контроля уклонение от применения ККТ становится очевидным для налоговых органов. Как говорится, себе дороже.
С целью обеления сферы общественного питания, побуждения субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги общественного питания, к повсеместному применению ими в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, увеличению выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники, и как следствие повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создания равных, конкурентных условий ведения бизнеса Федеральной налоговой службой организовано проведение информационной кампании по реализации отраслевого проекта «Общественное питание».
ИФНС России по Рязанской области предлагает
• выработать механизмы и способы, направленных на вывод предприятий общественного питания из теневого сектора, а также проведение контрольных мероприятий, в отношении недобросовестных участников рынка,
• обмен информацией о налогоплательщиках сферы услуг общественного питания,
• обмен информацией о поступивших жалобах и обращениях граждан о нарушениях при оказании услуг общественного питания,
• создать благоприятные условия для добросовестных налогоплательщиков (применяющих контрольно-кассовую технику) в части получения положительных результатов при осуществлении органами исполнительной власти разрешительных функций, в том числе связанных с заключение и продлением срока действия договоров, выдачей лицензий и разрешений, предоставлением в аренду недвижимого имущества, а также при рассмотрении вопроса о предоставлении иных форм финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержки.