СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ С. 4
2 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ С.5
3 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ТЕМЫ. ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ И
ЗАДАЧ С.7
4 СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО С. 10
5 СТРУКТУРА ПАСПОРТА ПРОЕКТА С. 11
6 ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА С. 15 7 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ С.19
6 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАЩИТЕ
ПРОЕКТА С.24
7 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ С.25
ПРИЛОЖЕНИЯ С. 26
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413(с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г,) условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможностьвыполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
1.2 Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Он должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
1.3 Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
|
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
2 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ
2.1 Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
Планирование действий по разрешению проблемы, иными словами,- выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.
Исследовательская работа обучающихся - обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы - поиск информации.
Результатом работы над проектом является продукт.
Представление продукта заказчику - презентация проекта продукта и защита самого проекта.
2.2 Виды проектов:
2.2.1 Информационный проект. Предполагает сбор и анализ информации (о каком-то объекте или явлении), обобщение фактов, написание реферата и создание на основе полученной информации конкретного продукта (сайт, брошюра и др.)
2.2.2 Конструкторский проект. Основная задача конструктора-проектировщика не изучение уже существующего, а попытка создать то, “чего ещё нет в природе”.
|
2.2.3 Инженерный проект. Основное отличие инженерного проекта от конструкторского в том, что его целью является оптимизация уже существующего изделия и/или адаптация изделия к новым условиям, а не создание принципиально нового изделия.
Продукт: 3D модель, стенд описывающий изделие, действующая модель оптимизированного изделия, чертеж.
2.2.4 Инновационный проект. Цель инновационного проекта — создание новых или изменение существующих систем (технологической, информационной, социальной, экономической, организационной) и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.
2.2.5 Социальный проект. Социальный проект – программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения.
Необходимо учитывать: важность данной социальной проблемы для города, поселка, села, микрорайона школы; масштабность данной проблемы (какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы); возможность практической реализации проблемы участниками проекта.
Этапы работы над социальным проектом:
- изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
- определение цели и задач социального проекта;
- определение необходимых ресурсов и составление бюджета;
- формирование общественного мнения;
- поиск деловых партнеров;
- проведение плановых мероприятий;
- анализ результатов работы.
Продукт: Документ – отчет о проделанной работе.
|
2.2.6 Прикладной проект. Цель – создание продукта, который может реально применяться на практике.
2.2.7 Творческий проект. Выбор объекта, на основе которого будет создан продукт à Процесс реализации проекта à Продукт: спектакль, иллюстрации к книге, фильм, литературное кафе.
3 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ТЕМЫ.
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
3.1 Тематика учебных проектов разрабатывается преподавателями колледжа, рассматривается на заседании цикловой методической комиссии преподавателей общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе.
Тема учебного проекта может быть предложена самим студентом при условии обоснования им ее целесообразности.
Выбрав тему, студент должен уяснить, в чем заключается сущность предлагаемой идеи, новизна и актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость.
Тему любого проекта можно подкорректировать в процессе написания так, чтобы она в наибольшей мере соответствовала полученному студентом содержанию.
3.2 Тема учебного проекта должна отражать проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
3.3 Требования к выбору темы:
3.3.1 Тема должна быть не только интересна в данный момент, но и востребована в будущем.
3.3.2 Тема должна быть актуальна, т.е. соответствовать запросам общества, отражать проблемы современной науки и практики.
Например:
Тенденции изменения демографической ситуации в Заполярье.
Проблемы парковки в Мурманске (на примере Первомайского округа).
3.3.3 Тема должна быть конкретной.
Например:
Моя родословная. Отражение истории страны и Оренбуржья в творчестве скульпторов Гавриила и Надежды Петиных.
Счастье (так нельзя формулировать тему проекта ).
3.3.4 Тема должна быть реализуемой в имеющихся условиях. По данной теме можно найти достаточное количество информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента.
3.3.5 Тема может иметь два названия: творческое и теоретическое.
Например: Болезни из ранца. Как уменьшить риски для здоровья школьников?
3.3.6 Формулировка темы может содержать «спорный момент».
Например:
Мобильный телефон – средство общения или… уничтожения?
3.4 Постановка цели исследовательской работы
Цель проекта формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов (отглагольных существительных) «выяснит», «выявить», «сформировать», «разработать», «обосновать», «провести» и т.д.
Например: «Установить взаимосвязь между циклическими колебаниями солнечной активности и жизнедеятельностью организмов»
Цель конкретизируется и развивается в задачах. Задачи проекта – это конкретные шаги, которые необходимо совершить для достижения цели.
Например:
Тема проекта: Рациональное питание как важнейший фактор формирования здоровья студентов
Цель проекта: разработка рекомендаций по правильному питанию, которое поможет поддержать умственную и физическую активность студентов
Задачи проекта:
- путем анкетирования получить данные о характере питания студентов;
- оценить уровень правильного питания среди обучающихся;
- разработать рекомендации для студентов по рациональному питанию во время сессии
4 СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО
По результатам работы над проектом формируется портфолио.
Портфолио – папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
Обязательные материалы:
- титульный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ А)
- паспорт проекта
- аннотация (оформляется внутри паспорта)
- реферат по теме проекта
- компьютерная презентация
- текст выступления на защите проекта
- продукт (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
Дополнительные материалы:
- планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;
- промежуточные отчеты группы;
- результаты исследований и анализа;
- записи всех идей, гипотез и решений;
- краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;
- эскизы, чертежи, наброски продукта;
- другие рабочие материалы и черновики.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники творческой группы.
5 СТРУКТУРА ПАСПОРТА ПРОЕКТА
Паспорт проекта является визитной карточкой проекта. Это документ, в котором дается краткое описание содержания проекта, фиксируются его ключевые цели, задачи, сведения о заказчике и участниках проекта, планируемые результаты.
Паспорт проекта оформляется в соответствии с установленными требованиями.
Образец
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Рациональное питание как важнейший фактор формирования здоровья студентов»
2. Руководитель творческой группы: Брюшинина Елизавета (из числа студентов, участвующих в проекте, при наличии)
3. Руководитель проекта: Громова Е.С., преподаватель ГАПОУ МО «МТКС»
4. Учебный предмет: биология
5. ФИО студентов, работающих над проектом:
- Вильховецкая Алена, группа БД-151
- Саликова Дарья, группа БД-151
- Брюшинина Елизавета, группа БД-151
6. Вид проекта: информационный
7. Заказчик проекта: ЦМК преподавателей общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (м.б. администрация колледжа или другой организации)
8. Цель проекта: разработка рекомендаций по правильному питанию, которое поможет поддержать умственную и физическую активность студентов
9. Задачи проекта:
- путем анкетирования получить данные о характере питания студентов;
- оценить уровень правильного питания среди обучающихся;
- разработать рекомендации для студентов по рациональному питанию во время сессии.
10. Необходимое оборудование: компьютер, проектор
11. Продукт проекта: мультимедийная презентация; брошюра.
12. Этапы работы над проектом:
- Первый этап: изучение рационального питания и полезных продуктов для студентов по литературным и интернет-источникам, написание реферата (февраль - март 2016)
- Второй этап: проведение анкетирования и анализ результатов (март-апрель 2016)
- Третий этап: работа над мультимедийной презентацией, рекомендациями и брошюрой (апрель 2016)
- Четвёртый этап: публичная защита проекта с демонстрацией презентации (апрель, май 2016)
13. Распределение ролей в творческой группе:
- Брюшинина Елизавета: изучение источников информации, сбор и систематизация теоретических материалов, подготовка реферата, паспорта проекта, создание буклетов, публичная защита проекта;
- Саликова Дарья и Вильховецкая Алёна: сбор и систематизация теоретических материалов, подготовка мультимедийной презентации.
14. Аннотация
6 СОСТАВЛЕНИЕ АННОТАЦИИ
6.1 Аннотация (от латинского слова annotatio — заметка) — краткая характеристика статьи, книги, проекта и т.д. с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации — ответ на вопрос, о чем говорится в статье, проекте, то есть дать общее представление о работе.
6.2 Структура аннотации:
- Автор, название, выходные данные (библиографическое описание)
- Тема статьи (проекта)
Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:
Статья (книга, монография, проект и т.п.) посвящена... (теме, вопросу, проблеме).
- Проблематика
Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте.
Используются следующие выражения:
В статье (проекте) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;
— «— дается анализ (характеристика, описание);
— «— приводятся результаты;
— «— излагается теория (история, методика, проблема);
— «— исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т.д.
- Адресат
Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:
Статья (проект) предназначена для специалистов в области...;
— «— представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т.п.
Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В аннотации не должно содержаться избыточной информации.
Образец аннотации проекта
Брюшинина Е.А., Вильховецкая А.А. Рациональное питание как важнейший фактор формирования здоровья студентов: Учебный проект студентов первого курса МТКС.- Мурманск: ГАПОУ МО «МТКС», 2016.
В проекте рассмотрены основные принципы рационального питания, проанализированы результаты анкетирования студентов I курса Мурманского технологического колледжа сервиса относительно их пищевых привычек. Авторы проекта разработали и представили в виде брошюры и мультимедийной презентации рекомендации по правильному питанию студентов во время сессии. Работа представляет интерес для широкого круга обучающихся профессиональных образовательных организаций.
7 ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
7.1 Реферат (от лат. докладывать, сообщать) – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы и других источников информации по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.
Реферат обязательно должен содержать отношение автора к информации и её оценку. Его отличает самостоятельность, недопустимость плагиата.
Реферат – это исследовательская часть проекта.
7.2 В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
- вводный – выбор темы, работа над планом и введением;
- основной – работа над содержанием и заключением реферата;
- заключительный – оформление реферата;
- защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и т.д.)
7.3 Структура реферата включает в себя следующие элементы:
- титульный лист
- содержание (оглавление)
- введение
- основная часть (главы и параграфы) - это работа по плану
- заключение
- список источников информации
- приложения
7.4 Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения источников информации. План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы. Но как построить грамотно план реферата? Конкретного рецепта здесь не существует, большую роль играет то, как предполагается расставить акценты, как сформулирована тема и цель работы. При описании, например, исторического события можно остановиться на стандартной схеме: причины события, этапы и ход события, итоги и значения исторического события.
При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы (часть не может равняться целому). Психологи рекомендуют использовать в названии не более 8 слов.
7.5 Работа над введением
Введение – одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1/10 часть работы.
Примерное содержание «Введения»:
- Раскрыть ответы на вопросы: Почему выбрана именно эта тема? Почему эта тема актуальна? Важность и практическая значимость темы. Что именно я хочу этой работой сказать?
- Сформулировать проблему и пути ее решения, т.е. указать цель работы и вытекающие из цели задачи.
- Ответить на вопрос: кто этой темой занимался и когда?
- Сделать вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.
7.6 Написание основной части
Выделяется ряд вопросов (задач), которые последовательно освещаются. Проводится анализ:
- источников (зрительных - картин, памятников, репродукций, предметов быта, фото, карт и т.д.; литературных – художественной литературы, публицистики и т.д.; научных – публикации, исследования, хроники, мемуары, переписка, документы и т.д.).
- собранного материала – согласие или несогласие с точкой зрения авторов работы.
В каждой главе, параграфе делается свой вывод. Графы и параграфы должны быть соединены логическими связками.
7.7 Работа над заключением
Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:
- основные выводы в сжатой форме;
- методы, которыми пользовались, работая над темой реферата (анализ первоисточников, эксперимент, анкетирование, наблюдение и др.).
- оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.
Объем заключения – 1/10 работы.
7.8 Следует стремиться к тому, чтобы изложение материала в реферате было ясным, простым, точным, выразительным. При этом необходимо соблюдать общепринятые правила научного стиля:
- не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
- при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
- при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.
7.9 Объем реферата устанавливается автором работы.
7.10 Оформление титульного листа, ссылок, списка источников информации, приложений и других материалов осуществляется в соответствии с ТРЕБОВАНИЯМИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ. Методические рекомендации для студентов и преподавателей Мурманского технологического колледжа сервиса размещены на официальном сайте www.mtcs-murmansk.ru и в библиотеке колледжа.
8 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
8.1Мультимедийная презентация выполняется студентами на заключительном этапе работы над проектом и используется на защите и представлении продукта проекта в качестве наглядного материала. Она предназначена для того, чтобы сделать выступление более ярким и убедительным.
8.2 Для того чтобы презентация достигла поставленных целей, она должна отвечать определенным требованиям: общедидактическим, эргономическим и методическим, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия информации, ее понимание и принятие. Так, наглядные средства должны:
- вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью
(даже формулировка названия презентации играет большую роль в восприятии последующей информации). Можно использовать проблемные вопросы, метафоры, яркие символы, графические или анимационные заставки и пр.;
- наглядные средства должны быть доступными, то есть соответствовать возрастным, профессиональным и другим особенностям аудитории;
- содержательными с позиций современной науки, обеспечивать последовательность и прочность усвоения информации;
- иллюстративными, когда используются разного вида материалы (но здесь надо очень осторожно использовать образность наглядного материала, так как чрезмерное увлечение представления информации может увести аудиторию от основной идеи автора);
- дозированными, с оптимальным использованием наглядности
- эргономичными, целесообразными, комфортными для восприятия и работы с физиологической и психологической сторон. Эргономические требования всегда ориентируют разработчиков наглядных пособий на уже отработанные приемы представления информации. Например, на темном фоне необходимо всегда располагать белый или очень светлый по тону шрифт текста; на слайдах презентации текст должен быть в виде ключевых слов или лаконичных фраз; музыка обычно используется в качестве фонового звука, она должна быть спокойной, мелодичной, с ненавязчивым мотивом.
8.3 Рекомендации по дизайну презентации
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
Рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.
8.3.1 Стиль, фон
- соблюдайте единый стиль оформления. Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;
- избегайте стилей, которые будут отвлекать внимание от самой презентации;
- вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки);
- для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый);
- на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста и не более 2 типов шрифта;
- для фона и текста используйте контрастные цвета.
8.3.2 Содержание информации
- используйте короткие слова и предложения;
- минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных;
- заголовки должны привлекать внимание аудитории.
8.3.5 Расположение информации на слайде
- предпочтительно горизонтальное расположение информации;
- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана:
- если на слайде располагается изображение, надпись должна располагаться под ним.
-
8.3.6 Текстовая информация
- размер шрифта: 24– 50 пунктов (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст – 28);
- цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза; для выделения главных слов можно использовать другой подходящий цвет;
- тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
- для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
- курсив, подчеркивание, жирный шрифт, изменение цвета шрифта, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста;
- в презентации рекомендуется использовать не более 2 различных шрифтов, подходящих по стилю к презентации;
- нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных);
- нельзя заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Запомни!