Традиции и обычаи среди лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях




 

В отличии от иерархии преступных групп и иных асоциальных образованиях деление осужденных происходит по мастям. В мире осужденных и заключенных существует четыре основных касты: блатные (черные), мужики (серые), козлы (красные) и опущенные (голубые) [55].

Наиболее многочисленной группой являются мужики. Мужики занимают довольно обособленное положение по отношению к другим категориям (мастям) осужденных. Отличие мужиков от блатных состоит в том, что они могут и должны работать (например, на должность завхоза, автоматически переводит его в категорию красных (козлов) со всеми вытекающими отсюда последствиями). От красных же мужики отличаются тем, что они не сотрудничают с администрацией. Среди мужиков есть небольшая прослойка авторитетных мужиков, к мнению которых прислушиваются даже блатные. А вообще же, ни на какую власть в зоне (теневую, конечно) мужики не претендуют, в различные разборки не вмешиваются. Их кредо — жить тихо, побыстрее освободиться. Тем не менее, мужики, как правило, придерживаются правильных понятий, т.е. они не идут, как уже указывалось выше, на сотрудничество (во всяком случае, открытое) с администрацией.

Несколько отличается от мужиков положение, которое занимают пацаны. Если в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних статус пацанов приближен к статусу мужиков на взрослых видах режима, то пацан на взрослом режиме это не совсем то же, что мужик. Пацаны (а это осужденные молодежного возраста) на взрослом виде режима относятся к категории, приближенных к блатным. Они исповедуют воровской закон и являются кандидатами в бродяги, арестанты и т.д.

Повышение статуса, т.е. переход из одной масти в другую чрезвычайно редок и затруднен, а для некоторых категорий (обиженные, опущенные, петухи, козлы) вообще невозможен. В то же время необходимо отметить, что понижение статуса в иерархической лестнице явление для криминального сообщества в общем-то довольно обычное. Понижение происходит в основном из-за нарушения тем или иным осужденным (заключенным, членом преступной группы) каких -то норм и правил воровского или тюремного закона. Наиболее распространенным наказанием является понижение в системе криминальной иерархии («дать по ушам »), т.е. перевоз из категории блатных в категорию мужиков и т.д. Довольно часто понижение происходит путем совершения акта насильственного мужеложства. Переведенный из категории блатных в категорию мужиков с течением времени еще и может вновь занять более высокую ступень,что случается, хотя и редко. Статус обиженного (опущенного, петуха и т.д.) — вечен и определяет всю дальнейшую жизнь подвергнутого такому наказанию. Даже в том случае, если «опущение» произошло в результате беспредела, и во время правила признано, что «опущение» совершено в нарушение воровских (тюремных) законов, то и тогда подвергнутый этому наказанию не может возвратиться к своему предшествовавшему наказанию положению. Правда, допустившие беспредел лица могут быть сами подвергнуты такому же наказанию.

Среди выше названных каст можно выделить особую категорию, например, смотрящих – осужденные, которые призваны смотреть за порядком в камере, чтобы у осужденных всегда были необходимые предметы гигиены и быта, они нередко сотрудничают с сотрудниками исправительных учреждений.

Как уже отмечалось выше, тюремная субкультура чрезвычайно консервативна, существование «табели о рангах» — мастей приходится учитывать и администрации ИТУ и СИЗО, хотя, согласно Исправительно-трудового кодекса, все осужденные равны между собой. Невозможно, например, посадить блатного в камеру, где сидят обиженные. А если администрация и пойдет на это, то можно смело предсказать, чем это закончится: либо блатного опустят, либо нанесет кому-то телесные повреждения, либо ему нанесут. Поэтому практически в ста процентах случаях камеру, где ему сидеть, определяет сам осужденный или заключенный (мы не говорим здесь о тех случаях, когда администрация делает это намеренно с целью сломить неугодное ей лицо, а также о случаях блатного беспредела, когда человека опускают просто так, развлечения ради).

В тюрьме, как и на свободе, существует свой общак, который в криминальной субкультуре обозначает денежные накопления, поступающие от всех членов группы.

Для сохранности общака выделяются отдельные, пользующиеся доверием лидеров преступного мира, лица, которым предоставляются значительные полномочия, вплоть до вынесения смертных приговоров в отношении лиц, допустивших нарушения “финансовой дисциплины”. В ИТУ общаком, как правило, ведает один человек, наиболее приближенный к местному неформальному лидеру (вору в законе, а в его отсутствие положенцу или смотрящему). Сам хранитель общака в ИТУ также не может без разрешения тратить, чтобы то ни было под страхом смерти. Определить хранителя общака в ИТУ довольно сложная задача, так как он обычно очень законспирирован, внешне может выглядеть вполне законопослушным зеком, не нарушающим режим содержания (что, кстати говоря, ему и не рекомендуется делать).

При попадании новичка в исправительной учреждение он обязательно проходит процедуру прописки. Прописка на уголовном жаргоне означает процедуру принятия новичка в свои ряды. Прописка среди взрослых преступников встречается достаточно редко, в основном процедуру прописки проходят в следственных изоляторах в камерах для несовершеннолетних. Для чего проводится прописка? Основные ее функции заключаются в следующем:

· изучение новичка;

· степень его соответствия криминальной субкультуре (знание ее);

· готовность следовать нормам криминальной субкультуры;

· определение статуса (положения) новичка, уточнение вытекающих из занимаемого им положения его прав и обязанностей.

Суть прописки состоит в том, что ею проверяется «бывалость» вновь прибывшего, его выносливость, находчивость, сообразительность. Но самое главное пропиской проверяется умение новичка постоять за себя. Она проходит в форме беседы новичка с неформальным лидером, который самостоятельно решает, принять ли новичка в данное криминальное сообщество без всяких условий или предварительно подвергнуть его каким-либо испытаниям (приколам)., задаются провокационные вопросы, на которые новичок должен отвечать, в зависимости от того, как он ответит, будет понятно каким будет его положение в учреждении, к какой страте он будет отнесен.

Статус опущенных изменению не подлежит ни при каких обстоятельствах, как бы он “героически”, с точки зрения преступников, не вел себя на следствии и в суде.

Прописку также не проходят лица, занимавшие (занимающие) высокий статус в криминальных сообществах, но если это не широко известное лицо, то ему надо привести доказательства (представить свидетелей), что он действительно занимал (занимает) такой статус.

Неотъемлемым элементом в тюремной среде продолжает оставаться уголовный жаргон, он, безусловно, базируется на фонетике и грамматике общенационального языка и, как уже указывалось выше, имеет существенные диалектные и социально-групповые различия. В уголовном жаргоне можно выделить отдельные его разновидности. Основную его часть составляет воровской или тюремный жаргон. Как составные его части выделяются жаргон сутенеров и проституток, наркоманов, несовершеннолетних и т.д. Уголовный жаргон имеет некоторые различия в зависимости от местности или региона. Кроме того, большое влияние на распространенность жаргона оказывает наличие поблизости от населенных пунктов мест лишения свободы. Следует подчеркнуть, что жаргон претерпевает постоянные изменения, в него постоянно добавляются новые слова, происходит исключение некоторых словосочетаний.

Уголовный жаргон обеспечивает внутреннюю жизнь криминального сообщества, связанную с развлечениями, половой жизнью, трудовой деятельностью и т.д.

Большинство используемой лексики обозначает орудия преступной деятельности, способы ухода от преследования, поведения на суде, характера преступной деятельности, субъектов и объектов преступлений.

Также одним из распространенных явлений является нанесение татуировок. Как уже отмечалось, значительное число татуировок наносится насильно (нахалка). Данный вид татуировок наносится лицам, занимающимся половыми извращениями (гомосексуализм, орогенитальные контакты), замеченными в воровстве у своих же (крысятничество), проигравшимся в карты, не сдержавшим данное слово, занимающимся доносительством, некоторым другим категориям. Основной функцией татуировки в тюремной среде по прежнему остается так называемое клеймение, путем нанесения позорной татуировки на тело человека, при наличии той или иной татуировки человека относят к той или иной касте. Важно не только содержание татуировки, но также и ее место расположение. Татуировки могут располагаться на голове, лице, руках, груди и живое, а также сбоку торса на спине, ягодицах ногах, еще татуировку могут нанести на половых органах.

Еще одной яркой особенностью тюремных традиций и обычаев является гомосексуализм. Для ИТУ и СИЗО в большей степени характерен приобретенный и насильственный гомосексуализм. Особенно это касается контингента несовершеннолетних. Причем, среди самих осужденных (да и не только) извращением считается только пассивный гомосексуализм.

Активный гомосексуализм в ИТУ (и особенно в ВТК), как правило, преследует цель не только полового удовлетворения, но и самоутверждения среди других осужденных и как форма самозащиты от посягательств других. Как правило, по освобождению из мест лишения свободы, активные гомосексуалисты возвращаются к нормальной половой жизни.

Гораздо труднее в колониях (особенно в ВТК и колониях общего режима для взрослых) приходится пассивным гомосексуалистам. В «табели о рангах» криминальной субкультуры они занимают самую низшую ступень. Любой другой осужденный или заключенный имеет право потребовать от них полового удовлетворения, выполнения других услуг (стирка и т.д.). Отказаться обиженные, опущенные, петухи и т.д. не имеют права.

Зачастую объектами насилия в СИЗО и ИТУ становятся внешне миловидные осужденные и заключенные молодежного возраста, которых путем различных подачек и обещаний, склоняют к гомосексуализму физически и умственно более развитые осужденные или заключенные.

Таким образом, несмотря на общие принципы и традиции, существующие среди преступных групп и у осужденных, все же есть принципиальные различия. Это связано: во- первых с изоляцией от общества, во- вторых с невозможностью покинуть исправительное учреждение, в – третьих особое психологическое состояние в котором находятся осужденные. Несмотря на закрытость учреждений в них сохраняются и процветают в основном все описанные ранее элементы субкультуры, при этом они отличаются особым консерватизмом, можно сказать, что они являются более суровыми и дерзкими. Это подтверждается тем, что в исправительных учреждениях существует четко выраженная иерархическая структура, также нет возможности перейти из низкой касты в более высокую, при этом наказания за совершение проступков в исправительных учреждениях носят особо изощренный, нахальный и непристойный характер, чего, конечно же, не встретить у преступных групп. Также наблюдается отсутствие некоторых элементов криминальной субкультуры, например, у преступных групп исключены факты прописки.

 

2. 3. Рекомендации по использованию элементов криминальной субкультуры в оперативном внедрении

 

Ю.П. Дубягин, оправданно считает, что под оперативно-розыскными мероприятиями следует понимать конфиденциально (в организационном и тактическом аспектах) совершаемые, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» действия, собственно мероприятия и операции, посредством которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность. При этом оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом оперативно-розыскной деятельности, состоящим из системы взаимных действий, направленных на решение конкретных организационно-тактических задач. Данные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии следов противоправной деятельности, о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших лиц и о неопознанных трупах. С таким определением сущности оперативно-розыскных мероприятий нельзя не согласиться. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводимые оперативно-розыскные мероприятия могут носить как гласный, так и негласный, зашифрованный характер. Поэтому ряд оперативно-розыскных мероприятий осуществляется только негласно, иные, в зависимости от ситуации и обстановки, могут быть гласными или негласными. Однако преимущественно оперативно-розыскные мероприятия организуются и проводятся негласно.

Более ответственным по организации и подготовке успешного осуществления, чем другие оперативно-розыскные мероприятия, является оперативное внедрение (п. 12 ч. 1 ст. 6). Сущность словосочетания «оперативное внедрение» согласуется с общепринятым толкованием понятия термина «оперативный», т.е. непосредственно, практически осуществляющий, способный быстро, вовремя исправить или направить ход дела. «Внедрение» в специальной литературе понимается как использование чего-то в чем-то, где сущность внедрения понимается как вход в доверие, в данном случае это означает вписаться в преступную группу или криминогенную среду как соучастник организованной преступной группы и быть для них «своим человеком» с вытекающими последствиями. Наиболее удачной формулировкой понятия данного оперативно-розыскного мероприятия, по мнению Дубягина, является: «совокупность действий и собственно мероприятий, заключающихся во вводе оперативно-розыскным органом оперативника и (или) лица, оказывающего содействие оперативно-розыскному органу на конфиденциальной основе, в объект оперативного интереса (например, в преступное сообщество или его окружение) и (или) в вербовке такого лица из числа членов объекта оперативного интереса, для решения задач конкретной оперативно-тактической ситуации». Для более удачно законспирированного внедрения и обеспечения безопасности сотрудника в преступной среде применяют институт легендирования, которое подразумевается как процесс создания внутренних и внешних условий, позволяющих сформировать ложное представление о скрываемой личности, её прошлом, а также принадлежности к правоохранительным органам. Конечным результатом легендирования выступает создание легенды, сформированной с учетом особенностей существующих в преступной среде и знаний о криминальной субкультуре. Поскольку легенда служит основным средством конспирации, при ее формировании следует также учитывать возрастные, половые, психологические, этнические, этические, профессиональные, и другие особенности. При этом существует большая вероятность разоблачения, в связи этим значение имеет, конечно, значимость получаемой информации, что обуславливает необходимость самого внедрения. В разработку легенды обязательно входит составление плана ввода лица, при этом учитывается среда, в которую он будет внедрен, количество лиц, их психологические особенности, характер совершаемых ими преступлений. Исходя из этого, формируются документы прикрытия (например, справка о судимости). Анализируются варианты поведения в преступной среде или в камере, выбирается наиболее эффективный, рациональный и безопасный, также анализируются лица, к которым будет внедряться сотрудник, из их числа выбирается человек, посредством которого внедрение будет осуществлено. Например, путем случайного знакомства или же через общих знакомых. Обязательным является составление плана вывода сотрудника. При этом все события (ввод и вывод из игры) должны быть настолько естественны в жизни, чтобы не вызывать какого-либо подозрения, иначе последствия могут быть очень серьезными. Как правило, преступники очень жестоко расправляются с «подставными лицами». Внедряемое лицо должно внутренне и внешне соответствовать тем стандартам, в чью преступную группу он внедряется, начиная от внешнего вида (одежды, наличие татуировок, каких-то этнических особенностей) до внутренних особенностей личности, степени готовности к подобному мероприятию (манера поведения, общения, состояния нервной системы). В процесс легендирования также входит создание средств прикрытия, как упоминалось ранее это могут быть документы, специальная одежда, играет роль даже наличие щетины на лице. Внедряемое лицо, должно быть хорошо осведомлено об особенностях преступной среды, о тонкостях существования в исправительных учреждениях. Иными словами должно хорошо ориентироваться в традициях, нравах и обычаях, должен знать и соблюдать традиции существующие в той или иной группе.

Внедряемое лицо должно: уметь разговаривать на жаргонном языке. Знание воровского (уголовного) жаргона необходимо также для того, чтобы хорошо разбираться в преступной иерархии, так как каждая каста (масть) имеет свое собственное название. Услышав, к какой масти относится тот или иной осужденный (заключенный) можно сразу же определить его истинное положение в преступной иерархии - в результате, с достаточной долей уверенности, можно прогнозировать его поведение в местах лишения свободы.

Уголовный жаргон обеспечивает также внутреннюю жизнь криминального сообщества, связанную с развлечениями, половой жизнью, трудовой деятельностью и т.д. Знание уголовного жаргона способствует пониманию психологии конкретных групп преступников, а знание уголовного жаргона сотрудниками пенитенциарных учреждений может помочь в выявлении существующих в среде осужденных (заключенных) скрытых тенденций, предотвращению преступлений и т.д. Также знать иерархию в преступной группе совершающей преступления, и в исправительных учреждениях; необходимо понимать условные знаки, то есть обладать навыками «ручного жаргона», знать воровские и тюремные законы. Лица, внедряемые для внутрикамерной разработки, в исправительные учреждения могут проходить процедуру прописки, для того, чтобы подтвердить свой статус. Немало важным внешним элементом выступает татуировка, поскольку изображение и место расположение может свидетельствовать о принадлежности к той или иной касте. Чтобы понимать «фиолетовый язык», нужно изучать его десятилетиями, а то и научиться «говорить» на нем. Отдельными особенностями обладают татуировки, говорящие о виде деятельности, о характере совершаемых лицом преступлениями. Нанося ту или иную татуировку внедряемое лицо должно знать какие символы нужно наносить, и их расположение на теле, чтобы читая его как книгу, преступники могли распознать в нем «своего» и уже тогда открывается возможность установления психологического контакта. Однако следует помнить, что только совокупность знаний, навыков и умений способствует формированию доверительных отношений на более высоком уровне.

Способ установления психологического контакта может быть сформирован еще на стадии проектирования легенды, однако могут возникнуть ситуации, когда выбранная методика окажется не эффективной или невозможной в силу стечения обстоятельств. Тогда внедряемое лицо должно в полной мере применить всю свою эрудицию, опыт, выдержку, чтобы во- первых не провалить всю операцию, а во- вторых, чтобы не раскрыть себя.

Хочу заметить, что знать язык воровских традиций и отдельных элементов должны не только внедряемые лица, оперативный сотрудник должен опережать преступника, он должен сам читать его как открытую книгу.

Таким образом, учитывая особенности организованной преступности, общественную опасность организованных преступных групп, банд, преступных организаций и сообществ, законспирированный характер их деятельности, государство вынуждено использовать в борьбе с этими явлениями, как гласные, так и негласные средства и методы. Внедрение лица носит высоко законспирированных характер. При этом происходит его моральная подготовка, формирование легенды, создание средств прикрытия. Внедряемое лицо, должно быть хорошо осведомлено об особенностях преступной среды, о тонкостях существования в исправительных учреждениях. Иными словами должно хорошо ориентироваться в традициях, нравах и обычаях, должен знать и соблюдать традиции, существующие в той или иной группе. При этом определенными познаниями о криминальной субкультуре должны обладать все сотрудника оперативных подразделений, хотя бы для того, чтобы устанавливать психологический контакт с лицами, привлекаемых в качестве конфидентов.


Заключение

 

На сегодняшний день очевидна необходимость конструктивных изменений духовно-нравственной сфере российского общества, в которой накопилось множество негативных явлений, в том числе и рассматриваемое нами, составляющих значительную часть в причинном комплексе резкого роста преступности. Фактически сегодня можно говорить о нравственной деградации общества и общем духовном обнищании нашей страны.

Отметим, что основное направление противодействия распространению криминальной субкультуры в российском обществе заключается в нравственном возрождении российского общества, её самобытности. Как известно, систему ценностей невозможно опровергнуть, но можно вывести из моды. Можно сделать так, что прежние ориентиры станут выглядеть старомодными: так теперь не поступают, так уже не принято. В этом свете видится очевидной необходимость продуманной и последовательной работы по оздоровлению нравственной сферы нашего общества: пропаганда истинного патриотизма, блага созидательного труда, чести, долга, снижение гипертрофированного прагматизма ценностей, иными словами, реанимация норм общечеловеческой морали и ценностных ориентаций, исконно присущих российской цивилизации.

В основе формирования криминальной субкультуры, как объединяющие воровские традиции, обычаи и нравы, лежат отдельные предпосылки, обусловленные сращиванием преступных форм с легальной деятельностью. В своей сущности криминальная субкультура представляет собой укоренившиеся негативные проявления, привнесенные в современное общество под воздействием преступных групп, находящихся у власти.

Раскрытые в представленной работе элементы являются неотъемлемой частью преступного мира. Большинство из них определяют статус, служат средствами общения и передачи информации, в некоторых случаях кодирования информации.

В современной России существует несколько видов преступных групп, различающиеся степенью сплоченности, криминальной направленностью и организацией. Не смотря на общие принципы и традиции, существующие среди преступных групп и у осужденных, все же есть принципиальные различия. Это связано: во первых с изоляцией от общества, во вторых с невозможностью покинуть исправительное учреждение, в третьих особое психологическое состояние в котором находятся осужденные. В исправительных учреждениях существует четко выраженная иерархическая структура, также нет возможности перейти из низкой касты в более высокую, при этом наказания за совершение проступков в исправительных учреждениях носят особо изощренный и непристойный характер, чего, конечно же, не встретить у преступных групп.

В целях собственной безопасности и для более продуктивной работы внедряемое лицо, должно быть хорошо осведомлено об особенностях преступной среды, о тонкостях существования в исправительных учреждениях. Иными словами должно хорошо ориентироваться в традициях, нравах и обычаях, должен знать и соблюдать традиции, существующие в той или иной группе. При этом определенными познаниями о криминальной субкультуре должны обладать все сотрудника оперативных подразделений, хотя бы для того, чтобы устанавливать психологический контакт с лицами, привлекаемых в качестве конфидентов.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: