Постреволюционный период развития политико-властных отношений в россии (август 1996 – декабрь 1999)




Партийноестроительствов период 1996–1999 годов

Как уже отмечалось, на парламентских выборах 1995 г. наиболее раз-дробленными оказались два фрагмента политического спектра — правый илевоцентристский, в результате чего оба фрагмента не получили предста-вительства в списочной части Государственной Думы. При подготовке кновым парламентским выборам в обоих фрагментах начались объедини-тельные процессы.На правом фланге первоначально (в конце 1996 г.) была создана Коали-ция либеральных и правоцентристских партий и движений, в которую, по-мимо участников избирательного блока 1995 г. «Демократический выборРоссии — Объединенные демократы», вошли также движение «Общее дело»,партия «Демократическая Россия» и Всероссийский союз Народных домов(возглавляемый бывшим руководителем Администрации Президента РФСергеем Филатовым). Эта коалиция была рыхлым и малоэффективным об- разованием, и к концу 1997 г. она фактически прекратила существование.В конце 1998 г., после образования правительства Евгения Примакова и убий-ства лидера «Демократической России» Галины Старовойтовой возниклановая, более широкая коалиция, получившая название «Правое дело».В коалицию вошли партии «Демократический выбор России», Крестьян-ская партия России, Республиканская партия РФ, Партия экономической сво-боды, Российская партия социальной демократии, движения «Вперед, Рос-сия!», «Общее дело», «Россия молодая» (возглавлявшееся бывшим вице-премьером Правительства РФ Борисом Немцовым) и др.Однако перед началом избирательной кампании и в самом ее началеконфигурация на правом фланге стала меняться. Были предприняты попыт-ки еще больше расширить коалицию, включив в нее движения «Новая сила»(возглавлявшееся бывшим председателем Правительства РФ Сергеем Ки- риенко) и «Наш дом — Россия» (потерявшее силу после отставки в 1998 г.ее лидера Виктора Черномырдина с поста председателя Правительства РФ),а также формируемый в это время губернаторский блок «Голос России» (воз-главляемый губернатором Самарской области Константином Титовым).

В конечном счете коалиция пополнилась сподвижниками Сергея Кириенко иКонстантина Титова, но к ней не примкнули другие губернаторы, образовав-шие блок «Голос России», и из коалиции вышло движение «Вперед, Россия»,которое предпочло союз с движением «Наш дом — Россия». В такой конфигу- рации коалиция превратилась в избирательный блок «Союз правых сил».На левоцентристском поле первоначально возникло несколько центровкристаллизации. Первой попыткой объединения левоцентристов стало со-здание в конце 1996 г. Российского движения за новый социализм, в которыйпервоначально вошли Союз реалистов, Конструктивно-экологическое движе-ние «Кедр», Социалистическая партия трудящихся и Социалистический союзмолодежи России. Позднее к движению присоединилась Партия самоуправ-ления трудящихся и Российская объединенная промышленная партия.К 1997 г. в качестве главного лидера левоцентристов стал рассматри-ваться мэр Москвы Юрий Лужков. Его высокая популярность и серьезныеполитические амбиции позволяли расценивать его как одного из главных пре-тендентов на пост Президента РФ на приближающихся выборах (посколькуБорис Ельцин не имел права баллотироваться на третий срок). Поэтому акту-альной стала задача создания «партии Лужкова».В 1998 г. бывший директор Федеральной пограничной службы генералАндрей Николаев, ставший депутатом Государственной Думы на дополни-тельных выборах, создал движение «Союз народовластия и труда». Сразуже после создания движения Николаев начал формировать на его базе Коа-лицию левоцентристских социалистических сил России, нацеленнуюнаподдержку Юрия Лужкова. В коалицию, помимо «Союза народовластия итруда», вошли Социалистическая народная партия России (лидер — канди-дат в Президенты 1996 г. Мартин Шаккум), «Кедр», Партия самоуправле-ния трудящихся, Социалистическая партия трудящихся и Российский союзмолодежи. От участия в коалиции в последний момент отказались Конгресс русских общин, Союз реалистов и Союз труда.Вскоре Юрий Лужков решил самостоятельно заняться партийным строи-тельством, и в конце 1998 г. была создана возглавленная им Общероссий-скаяполитическая общественная организация (ОПОО) «Отечество». Учре-дительный съезд организации прошел 19 декабря 1998 г., и в тот же деньМинистерство юстиции РФ зарегистрировало ее устав (случай беспреце-дентный, связанный с тем, что зарегистрированные позже 19 декабря 1998г.политические объединения не могли участвовать в парламентских выбо- рах, которые по закону должны были быть назначены на 19 декабря 1999 г.).В качестве коллективных членов в ОПОО «Отечество» сразу или в тече-ние 1999 г. вошли многие политические объединения левоцентристской исоциалпатриотической ориентации (в том числе ранее самостоятельно участвовавшие в выборах): «Женщины России», Конгресс русских общин, «Держава», Союз труда, Российская объединенная промышленная партия, Социалистическая народная партия России, Российский союз молодежи и др.В регионах в ОПОО «Отечество» зачастую чуть ли не полностью переходил членский состав потерявшего власть движения «Наш дом — Россия»и ряда других объединений. Примкнули к организации и некоторые руководители субъектов РФ.В то же время в первой половине 1999 г. возникли еще два губернаторских объединения — общественно-политические блоки «Голос России» и«Вся Россия». Первый блок вскоре приобрел правоцентристский характери в конечном итоге влился в Союз правых сил. Блок «Вся Россия», одним изглавныхучредителей которого было движение «Регионы России» (тесносвязанное с одноименной группой депутатов Государственной Думы), объ-единил значительную часть руководителей субъектов РФ. «Вся Россия» бы-стро сблизилась с ОПОО «Отечество», что привело к образованию избира-тельного блока «Отечество — Вся Россия».Следует также отметить создание в описываемые годы политическихобъединений, ориентированных на поддержку Александра Лебедя, которыйтакже рассматривался как перспективный кандидат на должность Прези-дента РФ. Еще в конце 1995 г. Лебедь создал движение «Честь и Родина», ав конце 1996 г. — начале 1997 г. им была организована Российская народно- республиканская партия. Эти организации добились определенного успеха на региональных выборах. Кульминацией стало избрание Лебедя в мае 1998 г.губернатором Красноярского края. Однако затем в ходе губернаторской де-ятельности у Лебедя возникли сложности, и он отказался от активного уча-стия в парламентской, а затем и президентской избирательной кампании.

 

 

БИЛЕТ 21. Социально-демографическая политика современной России.

В настоящее время Россия переживает демографический кризис, обусловленный падением уровня рождаемости и высокой смертностью населения. Для предотвращения депопуляции населения Правительство РФ в 2006 перешло на активную демографическую политику. Президентом страны была предложена программа стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка.

В условиях рыночной экономики применение нормативно-целевых методов планирования приобретает особое место. Оно позволяет обеспечить прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики, основным из которых является усиление социальной ориентации российской экономики.

Современные проблемы старения населения в России.

Процесс старения населения может происходить как в результате снижения рождаемости (старение снизу), так и в результате снижения смертности в старших возрастах (старение сверху). Следует особенно выделить ситуацию в России, так как в нашей стране процесс старения населения протекает в условиях высокой смертности и низкой рождаемости. То есть, по большому счету он проходит в основном снизу.

Сокращение рождаемости зачастую выступает основным фактором старения населения. В России рождаемость начинает существенно снижаться.

Продолжительность жизни в России с 1960-х годов плавно снижалась за исключением короткого периода конца 1980-х годов. Более того, с начала 1990-х снижение стало заметным, показатель продолжительности жизни мужчин опускался неоднократно ниже 60 лет.

В результате перечисленных процессов снижения рождаемости и роста смертности в России наблюдаются существенные изменения в структуре демографической пирамиды. Тем не менее, по сравнению с многими промышленно развитыми странами доля пожилых людей в России не столь велика.

В целом по России процесс старения населения идёт быстрыми темпами и в ближайшее время должен ускориться.

 

 

БИЛЕТ 58. Политика российского государства по отношению к религиозным организациям.

Говорить о взаимоотношении политики и религии - это значит, по существу, обсуждать особую, притом важную область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое - правовое и практическое - насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое использование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу. Уже сказанное позволяет понять, что тут речь идёт о важнейшем показателе демократичности и гуманности общества.

Упомянутые вопросы тем более требуют внимательного рассмотрения, что каждое общество, государство (точнее, правящие круги) по-своему понимают, по-разному толкуют и, главное, осуществляют практические действия в сфере взаимоотношения религии и политики. Именно поэтому лишь тщательное и объективное изучение позволяет понять, чем вызваны эти различные трактовки и действия, насколько они на деле демократичны и гуманны, наконец, в чьих интересах они осуществляются. Например, без учёта религиозного фактора трудно понять подоплёку ряда политических действий, наблюдаемых сегодня в тех или иных странах, регионах и, даже в мировой политике. Известно, например, что в разных районах планеты периодически возникают острые социально-политические катаклизмы (например, в Латинской Америке, Северной Ирландии, Индии), вплоть до военных действий (Иран-Ирак), где в качестве ведущей причины (по крайней мере на поверхности событий) фигурируют религиозные мотивы. Цель реферата: показать степень взаимодействия религии и права в формирующемся гражданском обществе и проанализировать сложившуюся религиозно-правовую ситуацию в России.

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, закладываются основы демократических общественных отношений. В связи с этим большое значение для будущего России приобретает характер складывающихся взаимоотношений между людьми, придерживающийся различных мировоззренческих ориентаций, в том числе между верующими и неверующими, между различными религиозными вероисповеданиями друг с другом и их отношений с государством в лице законодательной и исполнительной власти, между государством и неверующими. Нельзя сказать, что в наше время эти проблемы обострены до предела. Однако в общественной жизни страны в постсоветский период отчётливо проявляются тенденции к конфронтации, претензии одних на исключительное положение в государстве на правах “религии большинства”, “господствующей в данном регионе религии”, попытка создания политических объединений по вероисповедальному признаку для отстаивания интересов тех или иных религиозных организаций. Имеет место также стремление использовать властные структуры государства для борьбы с ведущими активную миссионерскую деятельность нетрадиционными для России религиозными организациями: католицизмом, кришнаизмом, мунизмом и т.д.

Определённые проблемы возникают между религиозными организациями и неверующими. Можно даже сказать, что на место “воинствующего атеизма” приходят элементы “воинствующего клерикализма”, которые проявляются в стремлении некоторых кругов религиозных организаций насильственно навязать неверующим религиозные взгляды и нормы поведения. Подобные рецидивы встречаются в деятельности Русской православной церкви, но особенно широкое распространение получили в регионах традиционного распространения ислама, ламаизма. Так в частности, предпринимаются попытки поставить под вопрос светский характер школьного образования через введение цикла учебных дисциплин, таких как “Закон Божий”, “Основы религии”, изучение которых предполагает функции катехизации, то есть привлечение к религии на основе разъяснения основ вероучения. При этом игнорируется тот факт, что в данной школе, в данном классе обучаются дети, родители которых придерживаются различных мировоззренческих ориентаций неверующие, представители различных вероисповеданий - ислам, иудаизма, православия и т.д.

 

БИЛЕТ 59. Российское законодательство о свободе совести и религиозных организациях.

Правовой основой разрешения всех этих проблем в современном Российском обществе может служить соблюдение принципа свободы совести. Совесть - это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Постановка вопроса о свободе совести означает постановку вопроса о духовной свободе человека, о возможности существования для индивида такой области духовной жизни, куда не в праве вторгаться никакая власть, никакие общественные или иные организации.

25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон “О свободе вероисповеданий”, который гарантировал осуществление свободы совести в нашей республике. 26 сентября 1997 года принят федеральный закон РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Данный закон состоит из трёх разделов: 1) Общие положения; 2) Религиозные объединения; 3) Права и условия деятельности религиозных организаций.

Статья 3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единственном условии - соблюдении законов государства. В последующих статьях закона уточняется, что равноправие граждан не допускает ограничения каких-либо прав или установления преимуществ в зависимости от отношения к религии, возбуждение в связи с этим вражды и ненависти, либо оскорбления граждан. Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений.

В законе чётко сформулирован светский характер государственного образования. На основе этого закона доступ к образованию предоставляется всем одинаково: верующим и неверующим. Обучение религиозному вероучению и получение религиозного образования возможно только на вне государственной основе.

Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ограничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.

Второй раздел закона регулирует право на религиозные убеждения и религиозную деятельность. Право выбирать, иметь и менять религиозные убеждения, высказывать и распространять их в устной, печатной и любой другой форме, исповедовать любую религию, беспристрастно совершать религиозные обряды, добровольно вступить в религиозные объединения и выходить из них. Религиозные объединения наделяются правами юридического лица с момента регистрации их устава (положения) в Министерстве Юстиции или его органах на местах.

Религиозные объединения могут осуществлять миссионерскую деятельность, милосердие и благотворительность, религиозное обучение и воспитание, подвижничество в монастырях, скитах и т.д.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общественным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей конституцией. Статья 14 (1) провозглашает Российское государство светским государством, причём никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную направленность и вражду.

Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: