Виды деятельности | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу |
Воспроизведение знаний | |||
Применение знаний в знакомой ситуации | |||
Применение знаний в изменённой ситуации | |||
Итого | 100% |
5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
В работе использовались задания базового, повышенного и высокого уровней сложности (таблица 4). Задания базового уровня составляют около половины проверочной работы. Они соответствуют минимуму содержания биологического образования за основную и старшую школу, требованиям к подготовке выпускников. Все задания этой части предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх.
Задания повышенного уровня требуют более сложных видов учебной деятельности и направлены на проверку овладения знаниями сущности биологических процессов, явлений, закономерностей, умениями сравнивать, применять знания в знакомой и измененной ситуациях, обосновывать процессы и явления, сопоставлять и определять их последовательность, формулировать свободный развернутый ответ.
Задания высокого уровня предусматривают освоение учащимися наиболее существенных вопросов биологии: строения и функционирования клетки, организма, многообразия организмов, надорганизменных систем. Они рассчитаны на более сложный вид учебной деятельности, написания свободного развёрнутого ответа, чёткого изложения по существу вопроса.
Таблица 4
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу |
Базовый | |||
Повышенный | |||
Высокий | |||
Итого | 100% |
|
6. Время выполнения работы. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
План экзаменационной работы.
Экзаменационная работа будет проводиться по единому плану.
План экзаменационной работы 2004 г. дается в Приложении.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Проверка ответов учащихся к заданиям типа А и В выполняется с помощью компьютера. Ответы к заданиям типа С проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты и опытные учителя биологии, преподаватели вузов.
Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровней предлагается оценивать одним баллом, высокого уровня – тремя баллами. Оценка заданий частей В и С проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.
Подходы к оцениванию определяются совместно предметной комиссией по биологии и разработчиками системы шкалирования результатов выполнения ЕГЭ.
Аттестационная отметка выпускника за выполнение всей работы определяется по пятибалльной шкале.
Оценка, которая фиксируется в сертификате для поступления в вузы, подсчитывается по 100-балльной шкале также на основе результатов выполнения всех заданий работы.
9. Дополнительные материалы и оборудование. Не используются.
|
Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам).
На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по биологии. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по биологии.
Проверку экзаменационных заданий с открытыми развернутыми ответами осуществляют специалисты по биологии.
Рекомендации по подготовке к экзамену.
К экзамену следует готовиться по учебникам за основную и среднюю школу, указанным в перечне учебных изданий для учреждений общего среднего образования на 2003-2004 учебный год и в Перечне-каталоге учебно-методических изданий на 2003-2004 учебный год.
12. Изменения в КИМ 2004 г. по сравнению с 2003 г.
1) Увеличено число заданий на применение знаний в знакомой и измененной ситуациях, в том числе предусматривающих решение биологических задач.
2) Уменьшено число заданий на определение последовательности объектов, процессов, явлений с двух до одного; увеличено число заданий с кратким свободным ответом с двух до трех.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обобщенный план экзаменационной работы по биологии для выпускников средней (полной) общеобразовательной школы 2004 г.
Порядковый номер задания | Обозначение задания в работе1 | Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Коды проверяемых элементов (содержания, видов деятельности) | Уровень сложности задания2 | Тип задания3 | Макс. балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) | Примерный % выполнения заданий | |||||||||
Часть 1 | |||||||||||||||||
А1 | Биология – наука о живой природе | 1.1-1.3 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А2 | Цитология. Клеточная теория. Многообразие клеток | 2.1-2.2 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А3 | Строение и функции клетки | 2.4 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А4 | Химическая организация клетки | 2.3 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А5 | Метаболизм | 2.5-2.6 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А6 | Деление клеток | 2.7 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А7 | Многообразие организмов. Вирусы | 3.1 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А8 | Воспроизведение организмов. Онтогенез | 3.2-3.3 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А9 | Генетика, ее задачи, методы | 3.4 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А10 | Закономерности наследственности | 3.5 | Б | ВО | 40-60 | ||||||||||||
А11 | Закономерности изменчивости | 3.6-3.7 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А12 | Селекция. Биотехнология | 3.8-3.9 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А13 | Систематика. Бактерии, грибы, лишайники | 4.1-4.3 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А14 | Растения. Строение и жизнедеятельность | 4.4 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А15 | Многообразие растений | 4.5 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А16 | Строение и жизнедеятельность животных | 4.6 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А17 | Многообразие животных | 4.7 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А18 | Строение и жизнедеятельность организма человека | 5.3 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А19 | Обмен веществ, иммунитет | 5.4-5.5 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А20 | Нейро-гуморальная регуляция | 5.6-5.7 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А21 | Гигиена | 5.8 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А22 | Надорганизменные системы: популяция, вид | 6.1 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А23 | Теория эволюции. | 6.2-6.3 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А24 | Эволюция органического мира | 6.4 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А25 | Происхождение человека | 5.1-5.2 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А26 | Экосистемы и агроэкосистемы, их основные звенья | 7.1-7.4, 7.8 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А27 | Саморегуляция в экосистемах | 7.5, 7.7 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А28 | Круговорот веществ | 7.6 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А29 | Биосфера, функции живого вещества | 7.9 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А30 | Глобальные изменения в биосфере, меры сохранения равновесия в ней | 7.10 | Б | ВО | 60-90 | ||||||||||||
А31 | Строение и функции клетки | 2.4 | П | ВО | 1,5 | 30-60 | |||||||||||
А32 | Химическая организация клетки | 2.3 | П | ВО | 1,5 | 20-40 | |||||||||||
А33 | Метаболизм. Деление клетки | 2.5-2.7 | П | ВО | 1,5 | 20-40 | |||||||||||
А34 | Воспроизведение. Онтогенез | 3.3 | П | ВО | 1,5 | 30-60 | |||||||||||
А35 | Законы наследственности и изменчивости | 3.5-3.6 | П | ВО | 1,5 | 20-40 | |||||||||||
А36 | Бактерии. Грибы | 4.2-4.3 | П | ВО | 1,5 | 30-60 | |||||||||||
А37 | Усложнение растений и животных в процессе эволюции, происхождение культурных растений и домашних животных и основы их выращивания | 4.8-4.9 | П | ВО | 1,5 | 30-60 | |||||||||||
А38 | Человек, его строение и жизнедеятельность, иммунитет | 5.3-5.5 | П | ВО | 1,5 | 30-60 | |||||||||||
А39 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности в организме человека. Анализаторы. В.Н.Д. | 5.6-5.7 | П | ВО | 1,5 | 30-60 | |||||||||||
А40 | Эволюция, движущие силы, ее результаты | 6.2-6.3 | П | ВО | 1,5 | 30-60 | |||||||||||
А41 | Эволюция, ее направления | 6.4 | П | ВО | 1,5 | 30-60 | |||||||||||
А42 | Экология, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах, биосфере | 7.6-7.10 | П | ВО | 1,5 | 30-60 | |||||||||||
Часть 2 | |||||||||||||||||
В1 | Применение знаний (анализ, сравнение и др.) о многообразии организмов | 4.1-4.8 | П | КО | 30-60 | ||||||||||||
В2 | Анализ биологических знаний об организме человека | 5.3-5.7 | П | КО | 30-60 | ||||||||||||
В3 | Применение знаний о строении и функционировании клетки, организма | 2.1-2.7, 3.1-3.9 | П | КО | 30-60 | ||||||||||||
В4 | Применение знаний о надорганизменных системах | 6.1-6.4, 7.1-7.10 | П | КО | 30-60 | ||||||||||||
В5 | Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов растений, животных, человека | 4.5-4.8, 5.3-5.8 | П | КО | 30-60 | ||||||||||||
В6 | Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений | 2.1-2.7, 3.1-3.9, 6.1-6.4, 7.1-7.10 | П | КО | 30-60 | ||||||||||||
В7 | Последовательность объектов, процессов, явлений в жизни растений, животных, человека | 4.5-4.6, 5.3-5.8, 6.1-6.4, 7.1-7.10 | П | КО | 30-60 | ||||||||||||
Часть 3 | |||||||||||||||||
С1 | Обобщение знаний за основную школу | 4.1-4.8 5.3-5.8 | П | РО | 30-60 | ||||||||||||
С2 | Обобщение знаний за старшую школу | 2.1-2.7, 3.1-3.9, 6.1-6.4, 7.1-7.10 | П | РО | 30-60 | ||||||||||||
С3 | Решение биологических задач | 4.1-4.8, 5.3-5.8, 6.1-6.4, 7.1-7.10 | П | РО | 20-30 | ||||||||||||
С4 | Применение знаний в измененной ситуации (основная школа) | 4.5-4.8, 5.3-5.8 | В | РО | 15-30 | ||||||||||||
С5 | Применение знаний в измененной ситуации (старшая школа) | 2.1-2.7,3.1-3.9 6.1-6.4, 7.1-7.10 | В | РО | 15-30 | ||||||||||||
С6 | Решение задач по генетике, цитологии, эволюции, экологии | 2.1-2.7, 3.1-3.9, 6.1-6.4, 7.1-7.10 | В | РО | 10-20 | ||||||||||||
ИТОГО | |||||||||||||||||
А – 42 В – 7 С – 6 | Б – 30 П – 22 В – 3 | ВО – 42 КО – 7 РО – 6 | Общее время выполнения работы – 180 минут | ||||||||||||||
|
1 - Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом.
2 - Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.
3 - Тип задания (обозначение в банке заданий ЕГЭ): ВО – задание с выбором ответа; КО – задание с кратким открытым ответом; РО – задание с развернутым открытым ответом.