Введение
Цель
Важнейшие признаки в культуре постмодерна
Отношение к вещи в постмодернистской действительности
Проявление постмодернистского видения вещи в рекламе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Цель данной работы не только определить и характеризовать отношение человека к вещи в рамках постмодернизма, но и рассмотреть проявление данной системы отношений в рекламных сообщениях.
«Современный Сократ мог бы сказать: Познай коммуникации, чтобы познать себя» - Дж. Гербнер «Культурные индикаторы: третий голос».
Реклама сегодня - глобальная, всеобъемлющая коммуникация, которая обладает высокой скоростью распространения и большой силой воздействия на сознание потребителя. Американские социологи, в первую очередь - М. Кастельс, ввели новое понятие «информационное общество», связанное с повсеместным распространением новой «культуры реальной виртуальности», характерной для постмодернизма, когда создается вымышленная реальность - «гиперреальность» - сфера обитания различных образов. Созданию этой новой культуры во многом способствует активное постоянное развитие рекламы в современном мире.
Рекламная коммуникация, с одной стороны, оказывает влияние на происходящие в социуме процессы, с другой стороны, отражает их. Таким образом, с одной стороны, реклама отражает и становится проявлением культуры постмодернизма, с другой стороны, сама оказывает влияние на его дальнейшее развитие.
Дизайнеры, создающие визуальные рекламные сообщения, следовательно, являются активными субъектами продвижения и модернизации постмодернизма в рамках рекламы.
|
В данной работе сделана попытка осмыслить реальное проявление в рекламе постмодернистского отношения к вещи.
Важнейшие признаки постмодернизма, являющиеся его основой
Постмодернизм пришел на смену эпохе модерна (от фр. moderne - новейший, современный). Термин многозначен, включает в себя широкий круг культурно-философских понятий. Модерном называют крупное стилевое направление в искусстве, а модернизмом - интеллектуальное осмысление эпохи новейшего времени. Отличительной чертой духа этого времени являлся приоритет настоящего над прошлым.
Нужно различать два понятия: постмодерн, что буквально означает период, наступивший после модерна, и постмодернизм - самосознание культуры в данную историческую эпоху. В предельно широком контексте под постмодернизмом понимается «глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций», связанных с ощущением завершенности целого этапа культурно-исторического развития, изжитости «современности», вступления в полосу эволюционного кризиса.
Характерные признаки постмодернизма: разрушение традиционных форм; цитатность; интертекстуальность; проявления маргинальности в отношении морали и нравственности; отказ от канонов; размытость (неопределенность); понимание мира как постоянно меняющейся, аморфной, многовариантной в своем развитии реальности.
Отношение к вещи в постмодернистской действительности
Исходя из основных характеристик постмодернизма, можно отметить несколько особенностей самих вещей в эпоху постмодерна и процесса их создания.
|
Постмодернистская ментальность воспринимает мир вещей как пространство текста. Слово текст становится культовым для постмодернизма. Весь мир рассматривается как система знаков, как текст. Первой характерной особенностью постмодернистских текстов является цитатность - как постоянный возврат к прошлому, уже когда-то состоявшемуся и имеющемуся в «архиве». В постмодернизме идет поиск нового, которое рождается из диалога со старым. Новое смысловое поле образуется в соприкосновении с коммуникативным полем прошлого. Принципиально новое в рамках постмодернизма не создается, все взаимосвязано с тем, что уже было и существовало раньше.
С цитатностью связано такое понятие постмодернистской эстетики, как интертекстуальность. Конкретные формы интертекстуальности: заимствование, переработка тем и сюжетов, явное и скрытое цитирование, аллюзия, использование эпиграфов и т.д. Раз мы касаемся рекламы, то можно сказать, что источниками интертекстуальности в ней служат произведения литературы, искусства, политические тексты, мода, фольклор, сама реклама, уже существующая в рекламном поле и т.д. Цитатность, например, проявляется в рекламе напитка 7UP, где за основу взят сюжеты о Джеймсе Бонде. Это проявляется через визуальные образы, музыку, заключительный кадр - «007UP». Помимо прямого цитирования, существуют и аллюзии, намеки, как проявление интертекстуальности. Использование в рекламе приема «возврата к прошлому» следует трактовать как одну из характерных черт постмодернистской рекламы. Это может быть обращение к традициям в различных интерпретациях - традиционные символы, образы, старинная обстановка. Помещение рекламируемых вещей в другую эпоху или стилизация их под старину означает смещение пространства и времени, как в любом постмодернистском тексте.
|
Таким образом, все существующие и вновь создаваемые вещи находятся в замкнутом поле уже известных форм и контекстов, которые комбинируются и верифицируются их создателями, образуя новые смыслы.
В эпоху постмодерна происходит абсолютизация вещи. «Вещи становятся субъектами, активно образующими вокруг себя соответствующую предметную сферу». Процесс потребления и использования вещи в эпоху постмодерна превращается в форму самореализации, а реклама обращается не просто к потребителю, а к конкретной личности, индивидуальности. Человек в своем развитии стремится к своему идеальному Я, а вещь, рекламируемая, с использованием Я-концепции, пытается стать атрибутом идеального Я, заполнить некий вакуум между тем, кем является человек и кем бы он хотел быть. Примером является реклама мужского парфюма Opium pour homme, рекламный слоган которого гласит: «Для мужчин, стремящихся к совершенству», проводится мысль, что идеальное Я достигается с помощью рекламируемого продукта. Другими словами, как было отмечено в книге «Вещь. Форма. Стиль: введение в философию дизайна», вещи «становятся способны подтягивать человека в эмоциональном и интеллектуальном отношении, совершенствовать его».