Чтение Апостола и Евангелия




Проскомидия

Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров против обычного. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной – одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни. Соединения в потир должно быть влито достаточное количество в зависимости от числа сослужащих и причастников-мирян. По обычаю, архиерею уготавливаются ещё две отдельные просфоры.

 

 

Встреча

Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить всё необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, пред местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, пред амвоном и у входных дверей из притвора в храм.

При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверями из алтаря на встречу и становятся у входных дверей. При этом каждая пара соблюдает свое равнение. Иереи (в рясах и головных уборах – скуфьях, камилавках, клобуках) по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посредине (между последними иереями), имея в руках напрестольный крест, рукоятию к левой руке, на блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый диакон (в полном облачении) с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иереев на шаг.

Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый – справа, с мантией, второй и жезлоносец (посошник) – слева.

Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, отдает жезлоносцу посох, и все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет. Протодиакон возглашает: «Премудрость» и читает «Честнейшую херувим…», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Преосвященнейший Владыко, благослови», «Аминь», – сообразуясь с возгласами архиерея: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Слава Тебе, Христе Боже…», «Христос, Истинный Бог наш…». [2] Певчие в это время поют: «От восток солнца до запад хвально Имя Господне. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века». Затем – «Достойно есть» протяжно, со сладкопением до конца чтения входных молитв. В это же время иподиаконы надевают мантию на архиерея, который, сделав одно поклонение, принимает от священника крест и целует его, а священник целует руку архиерея и отходит на свое место. Иереи по старшинству целуют крест и руку архиерея; после них – священник, совершавший проскомидию. Архиерей вновь целует крест и полагает на блюдо. Священник, приняв крест и поцеловав руку архиерея, становится на свое место и затем, поклонившись со всеми прочими на благословение архиерея, идёт со святым крестом к царским вратам и северною дверью проходит в алтарь, где полагает святой крест на престол. За священником с крестом идет свещеносец, за ним – протодиакон и диакон, оборачиваясь для каждения идущего архиерея. За архиереем идут иереи попарно (младшие впереди). Свещеносец становится у амвона у иконы Божией Матери, архиерей – на орлеце у амвона, сзади него – по два в ряд иереи, протодиакон – с правой стороны возле архиерея, предварительно отдав иподиакону трикирий с кадилом. Иподиаконы и диакон уходят в алтарь.

Протодиакон: «Благослови, Владыко».

Архиерей: «Благословен Бог наш…».

Протодиакон, по обычаю, читает входные молитвы. Когда протодиакон начинает «Милосердия двери…», архиерей отдает жезлоносцу посох и восходит на амвон. Он поклоняется и целует иконы при чтении протодиаконом тропарей: «Пречистому Твоему образу…», «Милосердия сущи…» и храма. Молитву «Господи, низпосли руку Твою…» архиерей с непокрытой главою читает сам пред царскими вратами. Протодиакон же, по обычаю, читает: «Боже, ослаби, остави…». Надев клобук и после троекратного поклонения приняв посох, архиерей с амвона благословляет всех предстоящих на три стороны при пении «Тон деспотин кэ архиереа имон, Кирие, филате (единожды), ис полла эти, Дэспота» (трижды) («Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета») и идет на средину храма, на кафедру. Туда же переходят иереи. Став в два ряда и совершив однократное поклонение к алтарю, они принимают благословение от архиерея и уходят северными и южными дверями в алтарь облачаться.

Облачение архиерея

Когда архиерей идет с амвона к месту облачения, из алтаря выходят иподиаконы и другие прислуживающие, в стихарях, с блюдом, покрытым воздухом, и с блюдом с архиерейскими одеждами, а также первый и второй диаконы с кадильницами. Оба диакона становятся ниже амвона, против архиерея. Книгодержец принимает от архиерея на блюдо клобук, панагию, крест, четки, мантию, рясу и уносит в алтарь. Перед архиереем становится иподиакон с архиерейским облачением.

Протодиакон с первым диаконом, сотворив поклон перед царскими вратами, возглашает: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило». По благословении первый диакон говорит: «Господу помолимся», протодиакон же читает: «Да возрадуется душа твоя о Господе…».

Иподиаконы, по благословении архиереем каждой одежды, надевают на него сначала стихарь (подризник), а затем и другие, по порядку; причем диакон каждый раз произносит «Господу помолимся», а протодиакон – соответствующий стих. Певчие поют: «Да возрадуется…» или другие положенные песнопения. Когда надевают на архиерея омофор, из алтаря выносят на блюде крест, панагию, митру.

Дикирий и трикирий также выносят из алтаря и передают иподиаконам. Иподиаконы передают дикирий и трикирий архиерею, и протодиакон после возглашения диаконом «Господу помолимся» говорит велегласно евангельские слова: «Тако да просветится…». Певчие поют: «Тон дэспотин…» Архиерей осеняет на четыре стороны (на восток, запад, юг и север) народ и отдает трикирий и дикирий иподиаконам. Певчие на клиросе поют три раза: «Ис полла…». Иподиаконы становятся в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят архиерея трижды по трижды, после чего все они поклоняются пред царскими вратами, а затем, поклонившись архиерею, иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают от него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь.

Часы

Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью – священник, совершавший проскомидию, северной – чтец и становятся: первый – около архиерейской кафедры по правую сторону, а второй – против него, по левую, и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе «Ис полла…» священик говорит: «Благословен Бог наш…», чтец: «Аминь» – начинается чтение часов. После каждого возгласа священник и чтец кланяются архиерею. Вместо возгласа «Молитвами святых отец наших…» священник говорит: «Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Чтец же: «Именем Господним, Владыко, благослови» вместо «Именем Господним благослови, отче».

На первом Трисвятом из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются пред царскими вратами, а затем по возгласе священника «Яко Твое есть Царство…» одновременно с ним и чтецом кланяются архиерею и, получив от него благословение, уходят и кадят престол, алтарь, иконостас, праздничную икону, а затем, сойдя с амвона, архиерея трижды по трижды, священника, чтеца, снова взойдя на амвон – оба клироса, народ и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея трижды, молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь. При каждении соблюдается, чтобы первый диакон кадил правую сторону, второй – левую. Вместе кадят престол только спереди и сзади, царские врата и архиерея.

«Егда же глаголются Часы, архиерей сидит, восстает же токмо на Аллилуия и на Трисвятое, и на Честнейшую» (Чиновник).

При окончании каждения иподиаконы и пономарь выносят сосуд для омовения рук с лаханью и полотенце (пономарь с полотенцем на плечах находится между иподиаконами), совершают молитвенное поклонение к царским вратам (вместе с окончившими каждение диаконами), затем, обращаясь лицом к архиерею и поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются пред архиереем. Первый иподиакон возливает на руки архиерея воду, затем он вместе со вторым иподиаконом снимает с плеч пономаря полотенце, подает его архиерею и снова затем возлагает полотенце на плечи пономаря. Протодиакон во время умовения рук архиереем вполголоса читает «Умыю в неповинных руце мои…» (Пс. 25, 6-12), а по умовении целует благословляющую руку архиерея, иподиаконы тоже целуют руку архиерея и уходят в алтарь.

При окончании часов, на молитве «Иже на всякое время…», иереи становятся в порядке старшинства у престола, совершают пред ним троекратное молитвенное поклонение, прикладываются к нему и, поклонившись друг другу, исходят из алтаря (северною и южною дверьми) и становятся около кафедры в два ряда; среди них занимает соответствующее место по чину священник, произносивший возгласы на часах. Свещеносец и посошник становятся на свои места у царских врат: первый – с правой стороны, второй – с левой. Книгодержец становится около архиерея с левой стороны (по другой практике книгодержец выходит из алтаря при начале литургии, после возгласа «Благословенно Царство…»). Протодиакон и диакон становятся в ряд лицом к архиерею. Все кланяются к алтарю, потом – к архиерею.

Архиерей с воздеянием рук читает молитвы пред началом литургии – «Царю Небесный», «Слава в вышних Богу», «Господи, устне мои отверзеши». Священники и диаконы молятся с ним тайно. По молитвенном поклонении все делают поклон архиерею. После этого протодиакон говорит: «Время сотворити Господеви, Владыко Преосвященнейший, благослови». Архиерей благословляет всех обеими руками и, произнося «Благословен Бог…», дает десницу первенствующему священнику, который, поцеловав ее, входит в алтарь чрез южную дверь, целует престол и становится спереди его. После первенствующего священника подходят к архиерею протодиакон с диаконами, говоря (говорит протодиакон): «Аминь. Помолися о нас, Владыко святый». Архиерей, благословляя, глаголет: «Да исправит Господь стопы ваша». Протодиакон: «Помяни нас, Владыко святый». Архиерей, благословляя обеими руками, произносит: «Да помянет вас Господь Бог…». Диаконы же отвечают: «Аминь», целуют руку архиерея, кланяются и отходят; протодиакон идет на солею и становится пред иконой Спасителя, а остальные диаконы становятся позади архиерея на кафедре.

По окончании часов иподиаконы отверзают царские врата; первенствующий священник, стоя пред престолом, и протодиакон на солее одновременно совершают молитвенное поклонение к востоку и (священник целует престол), обратившись к архиерею, кланяются ему, он же благословляет их обеими руками.

Начало литургии

После этого протодиакон возглашает: «Благослови, Владыко». Первенствующий иерей возглашает: «благословенно Царство…», подняв над антиминсом евангелие и делая им крест, затем целует евангелие, престол, кланяется архиерею вместе с протодиаконом, сослужащими иереями, иподиаконами и чтецом и отходит на свое место – на правую сторону престола. Протодиакон произносит великую ектенью. При возношении имени архиерея не следует делать поклон ему. В начале и в конце великой ектеньи и на двух малых ектеньях книгодержец раскрывает пред архиереем чиновник для чтения молитв.

На прошении великой ектеньи «О избавитися нам…» диаконы выходят из-за кафедры и идут посередине, между рядами священников, на солею; первый становится против образа Божией Матери, а второй – возле протодиакона с правой стороны. Первенствующий иерей говорит возглас «Яко подобает Тебе…» и кланяется в царских вратах архиерею. Одновременно с ним кланяются архиерею протодиакон с диаконами и второй иерей.

Протодиакон с солеи уходит на кафедру, становится позади архиерея; второй иерей северной дверью входит в алтарь, целует престол, кланяется архиерею через царские врата и становится на свое место – против первенствующего иерея. После малой ектеньи, которую произносит первый диакон, второй иерей говорит возглас «Яко Твоя держава…» и кланяется архиерею. Одновременно с ним кланяются диакон и два иерея, стоящие у кафедры; последние после этого уходят боковыми дверьми в алтарь, целуют престол и кланяются чрез царские врата архиерею.

Вторую малую ектенью говорит второй диакон. Возглас «Яко благ и Человеколюбец…» произносит третий иерей и кланяется чрез царские врата архиерею. Одновременно с ним кланяются оставшиеся у кафедры иереи, протодиакон, ставший на солее в конце пения «Единородный Сыне…», оба диакона, жезлоносец, свещеносец и книгодержец, и все уходят в алтарь. Иереи, протодиакон и диаконы целуют престол, поклоняются архиерею и становятся на свои места.

После великой ектеньи на клиросе поются положенные антифоны или изобразительные псалмы «Благослови, душе моя, Господа» и Блаженны. Во время пения третьего антифона или Блаженных совершается малый вход.

Малый вход

Иподиаконы берут дикирий и трикирий, пономари – рипиды, диаконы – кадильницы; первенствующий священник, сотворив пред престолом поклон и поклонившись вместе с протодиаконом архиерею, берет евангелие и отдает его протодиакону, который становится с ним за престолом, лицом на запад. В это время первенствующий и прочие иереи, совершив положенные поклоны, целуют престол, кланяются архиерею и за протодиаконом, по одному, выходят из алтаря северной дверью в таком порядке: свещеносец. Посошник, два диакона с кадильницами, иподиаконы с трикирием и дикирием, рипидчики, протодиакон с евангелием и иереи по старшинству. Обходить кругом архиерейскую кафедру на малом входе не следует. В древнее время литургия начиналась непосредственно с встречи и входа священнослужителей в алтарь, пения песнопений дня и чтения Писаний. Разумеется, при этом не могло быть обхождения кафедры. Позднее к этому древнему началу присоединены были изобразительные или антифоны. Воспоминанием этого древнего первого входа в алтарь и является теперешний малый вход. Придя к кафедре, иереи становятся по обе стороны кафедры в направлении к алтарю. Свещеносец и посошник становятся на своих местах у царских врат. Протодиакон с евангелием – ниже амвона, посредине, против архиерея; по сторонам евангелия – рипидчики, лицом друг к другу. Возле них, ближе к кафедре – диаконы и иподиаконы. Помолившись (один поклон), все кланяются архиерею. Протодиакон вполголоса говорит: «Господу помолимся». Архиерей и иереи читают тайно молитву «Владыко Господи, Боже наш…»

По прочтении архиереем молитвы (и по совершении, если есть, награждения и производства в высший чин) протодиакон, перекладывая евангелие на левое плечо, возвышает правую руку с орарем вверх и говорит вполголоса: «благослови, Преосвященнейший Владыко, святый вход». Архиерей, благословляя, глаголет: «Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков». Протодиакон произносит: «Аминь» и вместе с иподиаконами подходит к архиерею, который целует евангелие; протодиакон целует правую руку архиерея, придерживающую евангелие, и отходит с евангелием к рипидчикам – становится лицом к алтарю. Иподиаконы передают архиерею трикирий и дикирий. Протодиакон, поднимая немного вверх евангелие (в практике – творя им крест), возглашает: «Премудрость, прости» и, обратившись лицом на запад, поет со всеми медленно «Приидите, поклонимся…» Диаконы кадят на евангелие, затем на архиерея, когда он совершает поклонение перед евангелием и осеняет затем трикирием и дикирием кланяющихся ему священнослужителей. Архиерей осеняет трикирием и дикирием народ на запад, юг и север.

В это время протодиакон в предшествии диаконов вносит евангелие в алтарь чрез царские врата и полагает его на престоле; все остальные церковнослужители входят в алтарь через северную и южную двери, а священники остаются внизу солеи. Архиерей сходит с кафедры и восходит на амвон, где осеняет – при пении певчими «Спаси ны, Сыне Божий…» – трикирием и дикирием народ на две стороны и идет в алтарь. У царских врат его встречает протодиакон, принимает от него трикирий. Архиерей же, поцеловав иконы на столпах царских врат, престол и приняв кадило от диакона, начинает кадить. Вслед за архиереем входят в алтарь иереи, целуя каждый икону в царских вратах на своей стороне.

Архиерей при медленном пении священнослужителями «Спаси ны, сыне Божий…», в предшествии протодиакона с трикирием, кадит престол, жертвенник, горнее место, иереев на правой и левой стороне, священно-церковнослужителей и исходит на солею. Свещеносец и посошник сходят с солеи и становятся ниже амвона против царских врат; исполатчики тихо и сладкозвучно поют «Ис полла эти, деспота». Иереи целуют престол. Архиерей кадит царские врата, иконостас, клиросы, народ, местные иконы, входит в алтарь, кадит престол, иереев и протодиакона. Свещеносец и посошник возвращаются на свои места. На клиросе поют «Ис полла…» протяжное, один раз, и затем тропари по Уставу.

Второй иподиакон принимает от архиерея дикирий, протодиакон – кадило (трикирий передается первому иподиакону). Все трое становятся за престолом и одновременно кланяются при каждении протодиаконом архиерея трижды по трижды; затем обращаются лицом к востоку, протодиакон передает кадило пономарю, все четверо делают поклон, кланяются архиерею и идут на свои места. Иподиаконы, имеющие хиротесию, ставят трикирий и дикирий на престол, не имеющие хиротесии – на подставки за престолом.

Книгодержец подходит к архиерею с Чиновником для чтения молитвы «Боже Святый, иже во святых почиваяй…»

По современной практике Русской Церкви так называемая похвала на Трисвятом бывает только при патриаршем служении.

После пения тропарей и кондаков протодиакон целует престол и, держа орарь тремя перстами, вполголоса говорит: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, время Трисвятаго»; поцеловав благословляющую руку архиерея, он выходит на солею и против образа Спасителя произносит: «Господу помолимся». Певцы: «Господи помилуй». Архиерей произносит свой первый литургийный возглас: «Яко свят еси Боже наш… ныне и присно». Протодиакон, став в царских вратах, обратившись лицом к народу, доканчивает возглас: «И во веки веков», наводя орарем на народ – от левой руки к правой, на уровне своего чела. Певчие поют: «Аминь» и затем «Святый Боже…»

Протодиакон, войдя в алтарь, берет дикирий и подает его архиерею; в алтаре все поют «Святый Боже…» Архиерей творит дикирием крест над евангелием. Второй иерей, взяв обеими руками напрестольный крест за верхний и нижний концы и, обратив его передней стороной, на которой находятся священные изображения, к престолу, подает его архиерею, целуя руку архиерея. Пред амвоном, против царских врат, становятся свещеносец и посошник.

Архиерей, имея в левой руке крест, в правой – дикирий, при пении певчими речитативом «Святый Боже…», выходит на амвон и произносит: «Призри с небесе, Боже, и виждь…» По произнесении этой молитвы, когда архиерей благословляет на запад, исполатчики поют «Святый Боже», на юг – «Святый Крепкий», на север – «Святый Безсмертный, помилуй нас». Архиерей входит в алтарь. Певчие на клиросе поют «Святый Боже…» Свещеносец и посошник становятся на свои места.

Архиерей, отдав крест (крест принимает второй иерей и полагает его на престоле) и поцеловав престол, идет на горнее место. По прохождении архиерея к горнему месту все сослужащие прикладываются к престолу и, отходя затем к горнему месту, становятся за престолом по чину. Архиерей, обходя престол с правой стороны и благословив дикирием горнее место, отдает дикирий иподиакону, который поставляет его на место. Протодиакон, стоя у горнего места слева от престола, читает тропарь: «Троицы явление во Иордане бысть…» и подает трикирий архиерею, который осеняет трикирием с горнего места прямо, направо и налево (от себя – налево и направо) при пении всех сослужащих «Святый Боже…» Певчие заканчивают Трисвятое, начиная со «Слава, и ныне».

Чтение Апостола и Евангелия

Протодиакон, приняв от архиерея трикирий, передает его иподиакону, и тот ставит его на место. Первый диакон подходит к архиерею с Апостолом, положив на верх его орарь, получает благословение, целует руку архиерея и идет по левой стороне от престола чрез царские врата на амвон для чтения Апостола. В это время протодиакон подносит архиерею открытую кадильницу с горящими углями, а один из иподиаконов (с правой стороны архиерея) – сосуд с ладаном. Протодиакон: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило»; архиерей, влагая ложечкой ладан в кадило, произносит молитву «Кадило Тебе приносим…» Протодиакон: «Вонмем!» Архиерей: «Мир всем». Первый диакон (чтец Апостола): «И духови твоему». Протодиакон: «Премудрость». Чтец Апостола произносит прокимен и прочее, по Уставу.

По возгласе архиерея «Мир всем» иподиаконы снимают омофор с архиерея и полагают его на руки второму диакону (или иподиакону), который, поцеловав благословляющую руку архиерея, отходит и становится с правой стороны престола. Первый диакон читает Апостол. Протодиакон кадит по обычаю (некоторые соблюдают обычай кадить на аллилуарии). При начале чтения Апостола архиерей садится на седалище горнего места, и по знаку его священники садятся на приготовленные для них сидения. Когда протодиакон кадит архиерея первый раз, архиерей и священники встают и отвечают на каждение: архиерей – благословением, священники – поклоном. Во время второго каждения ни архиерей, ни священники не встают.

По окончании чтения Апостола все встают. Пономари, взяв рипиды, иподиаконы – дикирий и трикирий, исходят на амвон, где становятся по правую и левую сторону приготовленного для чтения Евангелия аналоя. Аллилуарии поются по Уставу непременно. Архиерей и все священники читают тайно молитву «Возсияй в сердцах наших…» Первенствующий иерей и протодиакон кланяются архиерею и, получив благословение, отходят к престолу. Первенствующий берет Евангелие и отдаёт протодиакону. Протодиакон, поцеловав престол и приняв Евангелие, подносит его архиерею, который целует Евангелие, а он – руку архиерея, и идет чрез царские врата к аналою, предшествуемый диаконом с омофором. Когда диакон с омофором (идя кругом аналоя) доходит до чтеца Апостола, тот идет в алтарь (если диакон – через царские врата) и становится по левую сторону престола, а диакон с омофором – на прежнее место. По обе стороны протодиакона становятся иподиаконы с трикирием и дикирием и рипидчики, подняв рипиды над Евангелием.

Протодиакон, поставив Евангелие на аналой и покрыв его орарем, преклоняет над Евангелием главу и возглашает: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, благовестителя…» Архиерей: «Бог, молитвами…» Протодиакон глаголет: «Аминь» и, подложив орарь на аналой под книгу, раскрывает Евангелие. Второй диакон: «Премудрость, прости…» Архиерей: «Мир всем». Певчие: «И духови твоему». Протодиакон: «От (имярек) Святаго Евангелия чтение». Певчие: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Первый диакон: «Вонмем». Протодиакон внятно читает Евангелие.

Когда начнется чтение Евангелия, оба диакона целуют престол, идут под благословение к архиерею, целуют его руку и полагают Апостол и омофор на их места. Иереи слушают чтение Евангелия с непокрытыми главами, архиерей – в митре. По прочтении Евангелия хор поёт: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Аналой убирают, рипиды уносят в алтарь. Архиерей сходит с горнего места, проходит чрез царские врата на амвон, целует Евангелие, держимое протодиаконом, и осеняет дикирием и трикирием народ при пении на клиросе «Ис полла…» Протодиакон отдает Евангелие первому иерею, и тот поставляет его на горнее место престола. Иподиаконы ставят дикирий и трикирий на их места, молятся к востоку (один поклон) и кланяются архиерею. Иереи становятся на свои места.

Ектении

Сугубую ектенью произносит протодиакон или первый диакон. При прошении «Помилуй нас, Боже…» все присутствующие в алтаре (диаконы, иподиаконы, пономари) становятся за престолом, молятся к востоку и кланяются архиерею. После прошения «…и о Господине нашем Преосвященнейшем…» стоящие за престолом поют (вместе с иереями) трижды «Господи помилуй», молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят на свои места. В это время два старших иерея помогают архиерею раскрыть антиминс на три стороны. Диакон продолжает ектению. Архиерей произносит возглас «Яко милостив…» (обычно архиерей сам распределяет возгласы служащим иереям).

Если бывает приношение о усопших, то протодиакон берёт кадило и, испросив благословение архиерея, исходит через царские врата и произносит заупокойную ектению, возглас после которой говорит архиерей.

Если заупокойной ектеньи не бывает, то диакон, поклонившись архиерею, исходит чрез северные двери на солею и произносит ектенью об оглашенных. При прошении «Открыет им Евангелие правды» третий и четвертый священники открывают верхнюю часть антиминса, молятся к востоку (один поклон) и кланяются архиерею. Во время возгласа первого иерея «Да и тии с нами славят…» архиерей творит крест губкою над антиминсом, целует её и полагает вверху, на правой стороне антиминса.

Протодиакон и первый диакон становятся в царских вратах; протодиакон говорит: «Елицы оглашеннии изыдите»; второй диакон: «Оглашеннии изыдите»; первый диакон: «Елицы оглашеннии изыдите». Второй диакон продолжает ектенью: «Да никто от оглашенных, елицы вернии…», и прочее. Архиерей и священники читают тайно положенные молитвы.

Первый диакон берёт кадило и, испросив благословение у архиерея, кадит престол, жертвенник, горнее место, алтарь, архиерея трижды по трижды, всех сослужащих, престол – спереди, архиерея – трижды, отдаёт пономарю кадило, оба молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят. В это время второй диакон говорит ектенью: «Паки и паки…» Возглас «Яко да под державою Твоею…» произносит архиерей.

Великий вход

Окончив ектенью, диакон идет в алтарь, молится к востоку и кланяется архиерею. Один из младших священников левого ряда отходит к жертвеннику, снимает воздух с сосудов и полагает его на правом углу жертвенника; снимает с дискоса покров и звездицу и отлагает в сторону; пред дискосом полагает просфоры на блюде и малое копие. Иподиаконы с сосудом с водою с лаханью и пономарь с полотенцем на плечах выходят к царским вратам для умовения рук архиерея.

Архиерей, прочитав молитву «Никтоже достоин…» (во время этой молитвы иереи снимают свои митры, камилавки, скуфьи; архиерей же в митре), идет к царским вратам, произносит молитву на освящение воды, благословляет воду и умывает руки, касаясь затем ими чела, уст, и ноздрей, и ушес. Иподиаконы и пономарь целуют руку архиерея и вместе со свещеносцем и посошником идут в алтарь. [3] Архиерей становится пред престолом, протодиакон и диакон возлагают на него малый омофор (не делая им «врата», как это бывает в практике). [4] Архиерей молится (три поклона) и с воздеянием рук читает трижды «Иже херувимы…» Протодиакон снимает с архиерея митру и полагает ее на блюдо поверх лежащего на нем большого омофора.

Архиерей, поцеловав антиминс и престол и благословив сослужащих, отходит к жертвеннику; первый диакон подает ему кадило. Архиерей кадит жертвенник, отдает кадило диакону и возлагает на левое его плечо воздух. Диакон отходит от архиерея, кадит царские врата, местные иконы, клиросы и народ.

После архиерея иереи подходят попарно к престолу спереди, делают два поклона, целуют антиминс и престол, делают ещё один поклон, затем кланяются друг другу со словами: «Протоиерейство (или: священство) твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» и отходят к жертвеннику.

Архиерей в это время творит поминовение у жертвенника (в древности проскомидия – приношение и приготовление вещества для Евхаристии – совершалась по выходе оглашенных из храма – в начале литургии верных. Следом древней практики и является современный великий вход и поминовение, совершаемое архиереем у жертвенника). Иереи по старшинству, протодиакон, диаконы, иподиаконы подходят к архиерею с правой стороны, говоря: «Помяни мя, Преосвященнейший Владыко, иерея, диакона, иподиакона (имярек)», и целуют его в правое плечо; то же делает диакон, совершавший каждение. Помянув о здравии, архиерей берет заупокойную просфору и поминает усопших.

По окончании архиерейской проскомидии иподиаконы снимают с архиерея омофор. Один из иереев подает архиерею звездицу, которую, облагоухав фимиамом, архиерей ставит на дискос, затем иерей подает покровец, которым покрывается дискос. Протодиакон, став на правое колено, говорит: «Возьми, Преосвященнейший Владыко». Архиерей берет обеими руками дискос, целует его, даёт целовать дискос и руку свою протодиакону и, поставляя при челе протодиакона дискос (протодиакон приемлет его обеими руками), произносит: «В мире возьмите руки ваша во святая…» Протодиакон отходит.

К архиерею подходит первый иерей и, принимая от архиерея потир, целует его и руку архиерея, говоря: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда…» Второй священник подходит, держа в наклонном положении Крест (верхний конец – вправо: священными изображениями – к архиерею) обеими руками и произнося «Архиерейство твое…», целует руку архиерея, который полагает её на рукоятку Креста, и Крест. Остальные иереи, говоря те же слова и целуя руку архиерея, принимают от него священные предметы жертвенника: лжицу, копие и прочее.

Совершается великий вход. Впереди идут чрез северные двери диакон с митрой и омофором на блюде, свещеносец, посошник, диакон с кадилом, иподиаконы с дикирием и трикирием, пономари с рипидами (обычно один впереди дискоса, другой – позади потира), протодиакон и затем иереи по старшинству. Свещеносец и посошник становятся на обычные места. Диакон с митрой идет через царские врата в алтарь и останавливается у левого переднего угла престола. Рипидчики и иподиаконы становятся по сторонам орлеца, постланного на солее; протодиакон – пред орлецом, став на одно колено, диакон с кадилом – в алтаре у царских врат, с правой руки от архиерея, иереи – в два ряда, обратившись на север и юг, старшие – к царским вратам. Архиерей отходит от жертвенника, подходит к диакону с митрой, целует митру, полагая на митру руку. Диаон говорит: «Архиерейство твое…» и целует руку архиерея, и затем относит митру и омофор на место.

Архиерей исходит в царские врата, взяв кадило у диакона, и кадит Святые Дары. Протодиакон говорит тихо: «Архиерейство твое…», архиерей берёт дискос, совершает поминовение по чину и относит дискос на престол. Первенствующий иерей становится пред орлецом и тихо говорит шествующему из алтаря архиерею: «Архиерейство твое…» Архиерей кадит Чашу, берёт её. Первый диакон, приняв от архиерея кадило, отходит к правой стороне престола; первенствующий иерей, поцеловав руку архиерея, становится на свое место. Архиерей продолжает поминовение.

Принимая Святые Дары, архиерей поминает Святейшего Патриарха, Преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, честное пресвитерство, во Христе диаконство, весь монашеский чин и весь причет церковный и заканчивает поминовение словами: «Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог…» Когда архиерей относит Чашу на престол, за ним в алтарь входят иереи. Читая положенные молитвы, архиерей, сняв покровцы, воздухом покрывает дискос и Чашу, затем надевает митру и после каждения Даров говорит: «Братие и сослужителие, помолитеся обо мне». Ему отвечают: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя». Протодиакон и сослужащие: «Помолися о нас, Владыко святый». Архиерей: «Да исправит Господь стопы ваша». Протодиакон и прочие: «Помяни нас, Владыко святый». Архиерей, благословляя протодиакона и диаконов, говорит: «Да помянет вас Господь Бог…». Протодиакон: «Аминь».

После благословения первый диакон, став у восточного правого угла престола, кадит архиерея трижды по трижды, отдаёт кадило пономарю, оба молятся к востоку, кланяются архиерею, и диакон выходит из алтаря произносить ектению. Архиерей на солее благословляет народ дикирием и трикирием. Певчие поют «Ис полла…»

Царские врата по великом входе при архиерейском служении не затворяются.

Первый диакон произносит ектенью «Исполним молитву нашу Господеви». Во время ектеньи архиерей и иереи тайно читают молитву «Господи Боже, Вседержителю…» Возглас «Щедротами Единороднаго Сына Твоего…» произносит архиерей.

После ектеньи, когда диакон говорит: «Возлюбим друг друга», все делают три поясных поклона, говоря тайно: «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь – Утверждение мое и Прибежище мое». Протодиакон снимает митру с архиерея; архиерей целует дискос, говоря: «Святый Боже», Чашу, говоря: «Святый Крепкий» и престол: «Святый Безсмертный, помилуй нас», становится возле престола с правой стороны на орлеце. Также целуют дискос, потир и престол все священники и подходят к архиерею. На его приветствие «Христос посреде нас» они отвечают: «И есть, и будет» и целуют архиерея в правое плечо, в левое плечо и руку и, облобызавшись таким же образом между собою (иногда, при большом количестве сослужащих, целуют друг у друга только руку), становятся у престола на свои места. (Слова «Христос посреде нас» всегда говорит старший). После того, как диакон возгласит «Двери, двери, премудростию вонмем» (в древних списках – «премудрости вонмем») и начнется пение «Верую…», иереи берут воздух за края и веют им над Дарами и над преклоненною над престолом главою архиерея, вместе с ним про себя читая «Верую…». По прочтении Символа Веры архиерей целует Крест на воздухе, младший иерей левой стороной уносит воздух на жертвенник, протодиакон надевает митру на архиерея. Иподиаконы молятся к востоку (один поклон), кланяются архиерею, берут трикирий и дикирий и подают архиерею, целуя его руку.

Освящение Даров

Диакон возглашает на солее: «Станем добре, станем со страхом…» и входит в алтарь. Певчие поют: «Милость мира…» Архиерей выходит на амвон с трикирием и дикирием и, обратившись лицом к народу, возглашает: «благодать Господа нашего Иисуса Христа…»

Певцы: «И со духом твоим».

Архиерей (осеняя южную сторону): «Горе имеим сердца».

Певчие поют: «Имамы ко Господу».

Архиерей, осеняя северную сторону, произносит: «Благодарим Господа».

Певчие поют: «Достойно и праведно…»

Архиерей возвращается в алтарь, иподиаконы принимают от него трикирий и дикирий и ставят их на место. Архиерей и иереи читают молитву «Достойно и праведно Тя пети…»

Первый диакон, поцеловав престол и поклонившись архиерею, берёт тремя перстами правой руки с орарем звездицу и при возглашении архиереем «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» касается ею дискоса сверху с четырех сторон (крестообразно – с востока, запада, севера и юга), целует звездицу, складывает её, полагает на левой стороне престола выше Креста и затем вместе с протодиаконом, поцеловав престол, кланяется архиерею. На клиросе поют «Свят, свят, свят Господь Саваоф…»

Архиерей и иереи читают молитву «С сими и мы блаженными силами…» По окончании молитвы протодиакон снимает с архиерея митру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: