Занятия физическими упражнениями с оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов




 

Здоровый образ жизни студентов подразумевает систематическое использование средств физической культуры и спорта в учебном году. Успешному выполнению учебно-трудовых обязанностей при сохранении здоровья и высокой работоспособности помогает активный отдых. Среди различных форм отдыха в каникулярный период широкое развитие в вузах получили студенческие оздоровительно-спортивные лагеря (зимние и летние).

20-дневный отдых в лагере, организованный через неделю после завершения летней сессии, позволил восстановить все показатели умственной и физической работоспособности, в то время как у отдыхавших в городе восстановительные процессы протекали вяло.

Структура организации учебного процесса в вузе оказывает воздействие на организм студента, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому воспитанию, которые также оказывают влияние на изменение работоспособности студентов.

По результатам исследований установлено, что для успешного воспитания основных физических качеств студентов необходимо опираться на закономерную периодику работоспособности в учебном году. Согласно этому в первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных занятиях целесообразно применять физические упражнения с преимущественной (до 70--75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости с интенсивностью по ЧСС 120--180 удар/мин; во второй половине каждого семестра с преимущественной (до 70--75%) направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с интенсивностью по ЧСС 120--150 удар/мин. Первая часть в семестре совпадает с более высоким функциональным состоянием организма, вторая -- с его относительным снижением. Занятия, построенные на основе такого планирования средств физической подготовки, оказывают стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов, улучшают их самочувствие, обеспечивают прогрессивное повышение уровня физической подготовленности в учебном году.

При двух занятиях в неделю сочетание физических нагрузок с умственной работоспособностью имеет следующие особенности. Наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается при сочетании двух занятий при ЧСС 130--160 удар/мин с интервалами в 1--3 дня. Положительный, но вдвое меньший эффект достигается при чередовании занятия с ЧСС 130--160 удар/мин и 110-130 удар/мин. Использование двух занятий в неделю при ЧСС свыше 160 удар/мин ведет к значительному снижению умственной работоспособности в недельном цикле, особенно для недостаточно тренированных. Сочетание занятий с таким режимом в начале недели и занятий с ЧСС 110-130, 130-160 удар/мин во второй половине недели оказывает стимулирующее воздействие на работоспособность студентов лишь в конце недели.

В практике физического воспитания определенной части студентов постоянно возникает проблема: как сочетать успешное выполнение обязанностей по учебе и повышение спортивного мастерства. Вторая задача требует 5--6 учебно-тренировочных занятий в неделю, а иногда и двух в день.

При систематических занятиях различными видами спорта воспитываются определенные психические качества, отражающие объективные условия спортивной деятельности. Обобщенные характеристики успешного использования средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающие состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, следующие: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам; средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы; успешное выполнение учебных требований и хорошая успеваемость, высокие организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе; рациональное использование бюджета свободного времени для личностного и профессионального развития.

 


 

Заключение

 

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.

Общая тенденция динамики смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем среди женщин. В 2000 г. рост числа умерших отмечался в 78 субъектах Российской Федерации.

Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков. Их численность в общей массе населения уменьшилась на 4,2 млн и составляет к сегодняшнему дню 35 млн.

Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юношей-подростков. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии.

Для изучения влияния физической культуры на жизнь человека и его профессиональную деятельность необходимо учитывать как постоянно существующие факторы, которые не менялись на протяжении многих лет, так и веяния новых времен, которые ставят перед человеком задачу все больше и больше совершенствоваться и развиваться, в том числе и физически совершенствовать свое физическое состояние и здоровье.

Кроме того, значение и роль физической культуры должны рассматриваться с позиций не только различных возрастных категорий людей, но и с позиций их социальной и профессиональной ориентации. Именно поэтому критерию и оценивается значение физической культуры в профессиональной деятельности бакалавров и специалистов экономики. Хотя немаловажна и оценка физической культуры на протяжении всей жизни человека поэтапно. Тем более, что на выбор профессиональной деятельности бакалавра и специалиста экономики прямо или косвенно может оказать влияние и физическая подготовка человека на протяжении всей его жизни.

Чтобы понять и оценить значение и роль физической культуры в жизни человека вообще, и в профессиональной деятельности бакалавров и специалистов экономики, в частности, не надо ждать, когда наступит время и вы реально почувствуете нехватку физической подготовленности, когда вы осознаете что упустили момент, когда надо было более тщательно физически совершенствоваться, тренироваться, заниматься физическими упражнениями. Начните сегодня заниматься своим здоровьем, пока еще не поздно. Начните уже сегодня делать первые шаги на пути своей профессиональной карьеры и здорового образа жизни. Это очень поможет Вам в жизни. И даже если Вы сразу и не увидите результат от занятий физической культурой, в будущем он обязательно появиться, и Вы сможете по достоинству оценить его значение в своей жизни.

Прогрессивный ритм нашей жизни требует от нас все большей физической активности и подготовленности. Все увеличивающиеся нагрузки, которые ложатся на наши плечи на протяжении всей жизни требуют более высокого физического совершенства, которое должно достигаться с помощью занятий физической культурой.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Добровольский В.К. и др. Лечебная физкультура в реабилитации постинсультных больных. - Л.: Медицина, 1986. - 144 с.

2. Лечебная физическая культура. Под общей ред. проф. В.Е.Васильевой. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 378 с.

3. Лечебная физическая культура Справочник. Под ред. проф. В.А.Епифанова. - М.: Медицина, 1987. - 528 с.

4. Лечебная физкультура и врачебный контроль. Под ред. проф. Г.Л.Апанасенко. - М.: Медицина, 1990. - 368 с.

5. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. Под ред. проф. А.Ф.Каптелина и к.м.н. И.П.Лебедевой. - М.: Медицина, 1995. - 400 с.

6. Руководство по кинезотерапии Под ред. Л.Бонева, П.Слынчева и Ст.Банко. - София: Медицина и физкультура, 1978. - 357 с.

7. Справочник по детской лечебной физкультуре Под ред. М.И.Фонарева. - Л.: Медицина, 1983. - 360 с.

8. Физиотерапия. Под ред. М.Вейса и А.Зембатого. Пер. с польск. - М.: Медицина, 1986, - 496 с.

9. Учебник инструктора по лечебной физической культуре Под общей ред. проф. В.П.Правосудова. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 415 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: