Практическое задание № 8




Материалы по практическим занятиям МДК.05.04 Практикум по основам экологии.

Организмы и среды их обитания

Практическое задание № 1

Задание I. Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень

 

Экологические факторы
Абиотические Биотические Антропогенные
     

а) давление воды на дне океана, б) солнечный свет, в) оросительные каналы г) численность грызунов, д) направление господствующих ветров, е) концентрация озона в атмосфере, ж) распашка целины, з) размножение дубового шелкопряда, и) китобойный промысел, к) создание искусственного водохранилища л) проявление территориальности у животных, м) опыление пчелами цветковых растений, н) гравитационное поле Земли.

Практическое задание №2

Вам предложены факторы среды. Укажите роль каждого из них для различных живых организмов. Ответы занесите в таблицу.

Факторы среды Экологическая характеристика фактора
Свет  
Температура  
Вода  
Минеральные соли  
Кислород  
Углекислый газ  
Магнитное поле Земли  
Радиация  
Шум  
Кислотные дожди  
Электромагнитные излучения  

 

Практическое задание № 3

Задание I. Найдите соответствия и выпишите правильные ответы.

1) стенобиотность

2) эврибиотность

Организмы: а) колибри б) угорь в) голубь г) воробей д) крыса-пасюк е) хвощ полевой ж) форель радужная з) птица-лира

Задание II. Условия обитания, влияющие на размер и форму тела рыб.

1) толща воды

2) придонные слои

3) водоросли

4) поверхность океана

Рыбы: а) скат б) тунец, акула в) летучая рыба, сарган г) морской конек

Задание III. Организмы, по-разному приспособленные к поддержанию температуры тела:

1) пойкилотермные

2) гомойотермные

3) гетеротермные

Животные: а) канарейка б) лисица в) травяная лягушка г) зеленая жаба д) суслик е) сурок ж) еж з) летучая мышь и) соня к) стриж л) колибри

Задание IV. Используя приведенный ниже перечень, укажите ограничивающие факторы для обитателей:

глубоководных океанических впадин –

нижнего яруса тропических дождевых лесов –

Мертвого моря –

тундры –

пустынь –

орбитальных станций –

охладительных контуров АЭС –

Северного Ледовитого океана –

горных рек –

планеты Марс –

коралловых островов –

Радиация, вода, концентрация солей, свет, температура, давление, толщина льда, скорость течения, кислород, сила ветра, ограниченность жизненного пространства

Задание V. Скорость течения воды определяет форму обитателей водоема:

1) текучие воды – тело округлое в поперечном сечении

2) стоячие воды – тело уплощенное в поперечном сечении

Рыбы: а) плотва; б) форель; в) подкаменщик; г) окунь; д) карп; е) гольян; ж) соломянка.

Практическое задание № 4

Задание I. Дополните таблицу жизненными формами растений, способных жить при разном водном режиме.

Группа Описание Представители
Гидатофиты    
  Водные растения, прикрепленные к грунту и погруженные в воду только нижними частями Тростник обыкновенный, частуха подорожниковая, вахта трехлистная, калужница болотная
Гигрофиты Растения влажных мест обитания  
Мезофиты Растения, обладающие в условиях с более или менее достаточным, но не избыточным количеством воды в почве  
Ксерофиты Растения сухих мест обитания  
Суккуленты Растения-ксерофиты, приспособившиеся запасать воду в стеблях или листьях  

 

Практическое задание № 5

Задание I. На примере одного вида животного покажите соответствие его анатомических, физиологических и этологических особенностей среде обитания и образу жизни

Название вида - _______________________________________________

Место обитания - ______________________________________________

Среда обитания - ______________________________________________

Черты строения Значение адаптаций
   

 

Практическое задание № 6

Задание I. Соотнесите приведенные примеры приспособлений с их характером:

а) окраска шерсти белого медведя; б) окраска жирафа; в) окраска шмеля; г) форма тела палочника; д) окраска божьей коровки; е) черные и оранжевые пятна гусениц; ж) строение цветка орхидеи; з) внешнее сходство некоторых мух с осами; и) слияние камбалы с фоном морского дна

Покровительственная окраска Маскировка Мимикрия Угрожающая окраска
       

Практическое задание № 7

 

Задание I. Заполните таблицу, объяснив причины возникновения приспособлений животных к окружающей среде и их относительности.

Животные и их приспособления Как возникло данное приспособление В чем заключается относительность приспособлений
  Длинные уши зайца    
Устойчивость к ядам у тараканов    

 

Тема 2.1 Надорганизменные уровни организации живых организмов

Практическое задание № 8

Задание I. Заполните таблицу, указав какой тип взаимодействия (конкуренция, хищничество, паразитизм или симбиоз) характерен для приведенных видов организмов

Щука - судак  
Щука – карась  
Рак – отшельник – актиния  
Клубеньковые бактерии - горох  
Пшеница - василек  
Дафния - инфузория  
Водоросль - гриб  
Овес - овсюг  
Ель - рыжик  
Сова - мышь  
Белка - сойка  
Кукушка - мухоловка  
Росянка - муха  
Бактериофаг - бактерия  
Леопард – гиеновая собака  
Акула – рыба-лоцман  
Акула – сельдь  
Овод – корова  
Человек – кишечная палочка  
Повилика - смородина  

 

Задание II. Соотнесите два вида информации: 1) виды организмов и 2) характер их жизнеобеспечивающего взаимодействия между собой. В этом задании объедините между собой цифры и буквы.

Характер взаимоотношений организмов Виды организмов
хищничество А – блохи на теле кошки; Б – лисица поедает мышевидных грызунов; В – бабочка питается нектаром цветковых растений Г – сосна и гриб масленок; Д – лиана и пальма; Ж – акулы и рыбы-прилипалы; 3 – ель и берёза; И – тля и муравьи; К – лев и антилопа; Е – рак-отшельник и актиния; Л – корова и глисты. М – берёза и гриб трутовик; Н – крот и воробей
конкуренция
межвидовая помощь
симбиоз
мутуализм
нейтрализм
паразитизм
аменсализм
комменсализм
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: