ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.




Не менее высокого уровня, чем наука, достигла художественная культура, где особое место занимает литература. Основными памятниками эпической литературы стали «Махабхарата» и «Рамаяна» - созданные в 1 тыс. до н.э.

Индийскую культуру нельзя представить вне музыки, танца, театра, которые органически слиты между собой.

Вокальную музыку индийцы понимают как начало и конец всех искусств. Особенностям музыки, законам и технике танца посвящен древний канон «Натьяшастра ». В нем написано: «Музыка – дерево самой природы, его цветение – танец». Творцом танца считается бог Шива. Традиции индийской классической музыки передаются изустно, непосредственно от учителя к ученику, а не при помощи нотного письма.

На основе народных и культовых обрядов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальником стала танцевальная пантомима сопровождаемая комментариями сказителя; позднее заговорили и актеры. Подлинным классиком древнеиндийской драматургии и лирической поэзии по праву считается Калидаса.

Будучи неотъемлемой частью народного празднества театр «сангит» выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца.

Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество.

Возникнув в глубокой древности, индийская художественная культура стала одной из наиболее значительных и своеобразных культур народов Азии.

 

4. АРХИТЕКТУРА.

Развитие древнеиндийской архитектуры имеет некоторые особенности. Никакие памятники материальной культуры, существовавшие до 3 в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем, что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытание временем. Только в 3 в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, то, основными сооружениями были буддийские ступы, стамбхи (монолитные колонны), чайтьи (пещерные храмы)

В 3 в. до н.э. было создано огромное индийское царство, объединившее всю страну. По приказу царя Ашоки вразных областях страны воздвигались каменные колонны, на которых иногда высекались тексты царских указов. Стамбхи – монолитные столбы-колонны высотой 15 м. Наверху устанавливалась фигура священного животного. Самая знаменитая колонна была поставлена в долине Ганга. Она изготовлена из глыбы песчанника светло-серого цвета; верхняя часть колонны выполнена в виде лепестка лотоса, над которым высечены из камня четыре льва. Звери повернуты спинами друг к другу, они смотрят во все стороны света, будто оберегая границы Индийского царства. В наши дни это изображение стало гербом республики Индии.

Индийцы, подобно другим народам считали, что некоторые предметы обладают чудодейственной силой (например, книга Будды, прядь его волос, его зуб). Для хранения этих предметов строились ступы. Буддийские ступы представляют собой круглые кирпичные сооружения диаметром 36 м. и высотой 16 м. Самая известная ступа в Санчи или «Большая ступа № 1», окруженная оградой с воротами. Ворота выходят на север, юг, восток, запад. Они очень красивы, с большим чувством любви к природе на них высечены изображения людей, растений, птиц, зверей – слонов, тигров, лошадей, буйволов, верблюдов, антилоп.

Пещерные храмы обычно входили в комплекс построек вместе с монастырями. Самым знаменитым храмом является комплекс в Аджанте, объединяющий 29 пещер. Этот храм интересен также тем, что в нем сохранились прекрасные образцы древнеиндийской живописи. Росписи Аджанты изображают сцены из жизни Будды, мифологические сюжеты, а также сцены из светской жизни: танец, царская охота и т.д.

 

5. МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

Индия – полуостров, не уступающий по территории всем странам Переднего Востока вместе взятым. Отличается исключительным природным разнообразием. В мифологии Индии отразились не только контрасты природы, но и сложная этническая история.

Самым древним памятником индийской словесности являются «Веды». Это сборник заклинаний, молитв, гимнов духам и богам, исполнявшихся во время жертвоприношений и других религиозных обрядов. «Веды» раскрывают обширный мир богов самых разных уровней, высших и низших. Многочисленны были боги, олицетворяющие силы природы, от которых всецело зависел человек.

Владыкой вод, небесных, земных, подземных в «Ведах» выступал бог Варуна. Поскольку воды мыслились как первооснова жизни, его называли вседержителем и творцом, создавшим мир. Первоначально Варуна был главным богом индоариев, но затем он был оттеснен богом-воителем и грозовиком Индрой, который принимает на себя многие первоначальные функции Варуны.

Имелась группа богов, представляющих различные проявления солнца. Главный из них – Сурья. Солнце – его глаз, сам он – око богов. Это благостный бог, рассеивающий мрак, дарующий богатство и здоровье. За ним бог Пушан («Расцветающий», «Пухнущий») – солнечный бог, воплощающий плодоносящую силу солнца. Затем бог Савитар. Он пробуждает вселенную ото сна, дает ей свет, благословляет ее. К солнечным божествам относили и Вишну – одного из главных космических богов. Как и другие народы, индийцы почитали зарю в виде юной девы, выезжающей на сверкающей колеснице. Индийская заря носила имя Ушас и находилась в родстве с небом и богом Сурьей.

«Веды» содержат имена более трех десятков богов. Но в одной из «Вед» говорится о 3399 богах. Эти тысячи богов могли быть покровителями отдельных родов и племен или божествами отдельных этапов жизни человека, культовыми предметами.

Легенды и героические сказания, передаваемые из поколения в поколение стали основой индийских героических поэм. Одна из них – «Махабхарата» посвящена борьбе двух родов, Пандавов и Кауравов, за господство в царстве со столицей г. Хастинапуром. Симпатии эпического автора на стороне Пандавов (их пять братьев), законных наследниках царства. Кауравы (их сто братьев) завистливы и коварны, готовы на любое преступление. Несмотря на малочисленность Пандавов, им удается избежать расставленных их противниками ловушек, найти выход из, казалось бы, безвыходного положения. Дело доходит до грандиозного сражения на поле Куру, где Пандавы со своими сторонниками одерживают победу. Однако погибают и все их сторонники и Кауравы. В живых остаются пятеро Пандавов. Они отказываются от царства доставшегося такой ценой и уходят в Гималаи, чтобы стать отшельниками

.

В отличие от «Махабхараты», другая поэма «Рамаяна» производит более целостное впечатление. Содержанием поэмы являются подвиги и приключения царя Рамы в поисках похищенной любимой – Ситы. Здесь уже появляются лирические описания природы и некоторая психологическая мотивация поведения героев.

Наряду с героями и демоническими существами в «Махабхарате» и «Рамаяне» действуют боги. На первое место выдвигаются три бога: Брахма – бог созидатель, Вишну – бог хранитель, Шива – бог разрушитель. Брахма имеет эпитеты – Творец, Установитель, Наставник мира. Его изображали бородатым мужчиной с четырьмя телами, четырьмя лицами и восемью руками. Вишну выполняет функцию охранителя вселенной, которую измеряет тремя своими шагами. Он обладает многочисленными обликами. Шива мыслился обладателем мировой энергии, которая все приводит в движение, уничтожает и возрождает. Он изображался с четырьмя или пятью лицами. Шива – великий воитель, грозный противник демонов.

Древнеиндийская литература в «Ведах», «Махабхарате» и «Рамаяне» содержит не только мифы и религиозные наставления. Она одновременно знакомит с жизнью и духовным развитием народов Индии.

 

ВЫВОД: Культура Древней Индии занимает исключительное место в мировой культуре. Будучи восточной, она оказала огромное влияние и на западную культуру. Многие ее памятники и достижения составляют органическую часть других культур.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: