Дисциплина: ОГСЭ. 06 Русский язык профессиональной направленности




Дисциплина: ОДП.01 Русский язык

Группы: ОПУТ19, ТЭО 19

Дата: 21.05.05.2020 г.

Тема.. Научный стиль. Публицистический стиль.

ЦЕЛЬ: закрепить и расширить знания о функциональных стилях; повторить признаки научного и публицистического стилей речи; показать объективность их существования и функционирования; совершенствовать навыки анализа текста.

ПЛАН

1. Признаки и разновидности научного стиля. Нормы научного стиля.

2. особенности языковых средств публицистического стиля.

3. Жанры публицистического стиля.

Опорный конспект

Практическая работа по теме занятия

I. Научный стиль функционирует как в письменной, так и в устной речи.

Основная функция научного стиля – осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.

Основные подстили:

1) Собственно-научный. Его используют в сфере науки, между специалистами в той или иной области.

2) Учебно-научный. Научные сведения адаптируются для восприятия их школьниками, студентами.

3) Научно - популярный. Призван популяризировать научные сведения, делать их достоянием общества, развивать интерес к науке и научной деятельности.

Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, диссертация, лекция, учебное пособие, научно-популярное произведение, дискуссия и т. д.

Языковые средства:

1) Лексические: слово конкретно, употребляется в одном конкретном значении; характерны термины, абстрактная лексика; отсутствует эмоциональная лексика.

2) Морфологические: часто употребляются глаголы несовершенного вида, глаголы в форме настоящего времени; преобладают отвлечённые существительные.

3) Синтаксические: преобладают сложные предложения; часто употребляются вводные слова, безличные предложения; характерен прямой порядок слов.

4) Текстовые: основной тип речи – рассуждение (строится по принципу: тезис – доказательство – вывод).

Задание – инструкция

Проанализируйте текст научного стиля.

Стилистические пометы в Словаре служат для характеристики той части словарного состава современного литературного языка, которая, по тем или иным причинам, ограничена в своём употреблении. Эти ограничения имеют различный характер и разные основания: а) ограничения, обусловленные принадлежностью слова к тем пластам лексики, которые находятся за пределами литературного языка или стоят на его границе (областные, просторечные, грубо-просторечные слова); б) ограничения, обусловленные узкоспециальным характером терминов науки, техники, ремесла, искусства и т. п.; в) ограничения, которые обусловлены тем, что то или иное слово может быть употреблено лишь в определённом стиле литературной речи.

(Из словаря русского языка под ред. А. П. Евгеньевой)

Анализ текста. Текст научного стиля. Использован в статье научного издания – словаря. Характерны логичность, точность, последовательность изложения, подчёркнутая повтором существительных в пунктах статьи (ограничения), указательными словами; синтаксический параллелизм (одинаковое строение частей предложения: эти ограничения); сложная структура предложений (предложения осложнены причастными оборотами, придаточными, рядами однородных членов, вводными словами); употребление специальной лексики, терминов. Текст эмоционально нейтрален.

II. Публицистический стиль функционирует как в письменной, так и в устной речи.

Основные черты: общедоступность, общественно-политическая значимость, информативность, актуальность, оперативность, эмоциональность, чёткость и логичность, конкретность, оценочность, образность.

Жанры: статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи.

Сфера функционирования – общество, политика, экономика, культура, СМИ, выступления, доклады, дискуссии.

Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики, стереотипных устойчивых оборотов и выражений, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические приёмы (вопросы, восклицания, обращения), побудительные предложения.

Домашнее задание. 1. Переписать опорный конспект и осмыслить материал. 2. Найти дома статью в газете, переписать в рабочую тетрадь и письменно проанализировать по следующему плану:

Какова тема текста?

Какую задачу ставит перед собой автор текста?

Какие лексические средства использует автор для воздействия на читателей?(Выписать)

Какие стандартные фразы вы заметили? (Выписать)

Приметы каких других стилей попались вам в тексте? (Выписать и аргументировать)

ВОПРСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1). Где используется научный стиль?

2). Проанализируйте основные черты научного и публицистического стилей речи.

3). Перечислите основные жанры научного и публицистического стилей.

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная:

1. Русский язык и культура речи. / Под ред. А. И. Власенкова, - М.: Просвещение, 2016. - 82 с.

2. Черкасова М. Н., Черкасова Л. Н. Русский язык и культура речи. М.: Академ-Центр, 2015. - 352 с.

Дополнительная:

1. Греков В. Ф., Крючков С, Е. Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку. М.: Просвещение, 1983. -254с.

Дисциплина: ОГСЭ. 06 Русский язык профессиональной направленности

Группы: ТЭО 18

Дата: 21.05.2020 г.

Тема. Занятие-практикум: синтаксический разбор сложноподчинённого предложения (СПП). Практическая работа №7.

Цели: закрепить синтаксические единицу - предложение, уметь находить сложноподчинённые предложения в профессиональных текстах; совершенствовать пунктуационные навыки в сложносочинённых предложениях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: