План
Введение
1. Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия в Российской Федерации
2. Правовое регулирование организации и деятельности политических партий
3.Заключение
Введение
В настоящее время в России имеется большое количество различных партий, политических объединений и движений. Многие из них постоянно на слуху, о многих просто что-то слышали, а о некоторых вообще ничего не известно. Известность и популярность одних частенько объясняется огромным количеством скандалов, связанных с самой партией или известность - это целиком заслуга лидера партии, который благодаря своим особенностям характера и поведения частенько мелькает на экранах телевизоров и в газетных публикациях. Во многих случаях популярности партии добавляют известные журналисты, причем в основном не какими-то хвалебными или воспевающими репортажами, а банальными разоблачениями, критикой и выявлением всяческих черных и позорных пятен в имидже партии или их лидеров.
Политические партии являются организационно-коллективными субъектами российского избирательного процесса. Роль и место многопартийных выборов в становлении конституционного строя России состоит в том, что они являются: во-первых, гарантией от узурпации политической власти кем бы то ни было путем периодического обновления; во-вторых, ведущим элементом механизма народовластия, с помощью которого достигается адекватное воплощение в органах власти наиболее важных общественно-политических интересов; в-третьих, стимулирующим средством формирования самостоятельного самоуправляемого гражданского общества; в-четвертых, - способом достижения компромисса в обществе и государстве, введения острых социально-политических конфликтов в конституционно-правовые рамки.
|
Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия в Российской Федерации
политический партия многопартийность
Партии являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, они принимают активное участие в функционировании политической власти. Сейчас наблюдается стремление партий интегрировать интересы различных социальных групп. Вне всякого сомнения, главным стремлением партии является достижение власти, прежде всего, власти государственной. Главная цель - овладеть государственным аппаратом для реализации своих интересов. Всякая партия стремится достичь господства в государстве, участия в разработках политического курса страны и его осуществлении. Партии оказывают влияние на выдвижение лидеров государства, на формирование состава правительства (являются главными поставщиками кадров для всех сфер власти).
Практика показывает, что политическая система демократического общества не может функционировать без такого элемента, как политические партии.
Являясь связующим звеном между гражданским обществом и властью, партии занимают в политике свое особое место. Именно партии выполняют функции механизма саморегуляции общественной жизни, направляя стихийную энергию социальных протестов в русло легитимной борьбы за лучшее будущее.
Многопартийность - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). В Российской Федерации принцип многопартийности впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 г. и в настоящее время закреплен в п. 3 ст. 13 Конституции РФ. Юридически принцип многопартийности означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в политические партии, равенство всех партий перед законом, свобода их деятельности
|
Многопартийность - это так же наличие в обществе нескольких политических партий, конкурирующих между собой в борьбе за влияние на массы, за вхождение в высшие государственные органы. Многопартийность может существовать только в демократическом обществе, гарантирующем всем гражданам равные политические права, в т.ч. и право на создание политических организаций.
Несмотря на то, что с осени 1988 г, социологи фиксировали резкое падение авторитета КПСС, реальные и потенциальные позиции компартии представлялись все еще очень прочными, вплоть до августовского путча 1991 г. Решающую роль в утверждении реальной многопартийности и преодолении всевластия коммунистической партии сыграло то обстоятельство, что для российского депутатского корпуса, для Председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина, для широкого спектра российских политических объединений борьба с КПСС слилась с борьбой против диктата союзного центра. Не случайно, что именно в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой первым Съездом народных депутатов РСФСР, впервые были провозглашены гарантии равных правовых возможностей участия в управлении государственными и общественными делами для всех граждан, политических партий, массовых движений, общественных и религиозных организаций Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №2. Ст. 22.. Кроме того, на первом Съезде был принят и ряд иных решений, важных для последующего развития многопартийности. В постановлении первого Съезда народных депутатов РСФСР "О механизме народовластия в РСФСР" вводился запрет на "совмещение должности руководителя государственного органа власти и управления с любой другой должностью, в том числе в политических и общественно-политических организациях" Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №4. Ст. 52., а в принятом за основу на Съезде Декрете о власти, кроме того, устанавливалось, что "всякое противоправное вмешательство политических партий, партийно-политических органов и иных общественных организаций в деятельность государственных предприятий, учреждений и организаций должно пресекаться незамедлительно и со всей решительностью" Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №11. Ст. 400..
|
12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации, а уже 20 июля 1991 г., опираясь на решения первого Съезда народных депутатов РСФСР, он издал Указ "О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР" Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №31. Ст. 1035..
Деятельность Коммунистической партии РСФСР, поддержавшей прямо или косвенно действия ГКЧП была приостановлена Указом Президента РСФСР от 23 августа 1991 г. до "окончательного разрешения в судебном порядке вопроса о неконституционности действий Компартии РСФСР", Далее события шли по нарастающей. Практически одновременно выходят Указ Президента СССР "Об имуществе Коммунистической партии Советского Союза", предписывающий советам народных депутатов взять под охрану имущество КПСС Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. №35. Ст. 1024..