Техника составления ментальных карт




При составленииментальных карт автор методики предлагает действовать следующим образом:

1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

2. Записывать не все подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими.

Начало работы с картами (первый этап) представляет собой режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Необходимо взять лист бумаги и начать обдумывать свою идею или проект. Автор советует записывать абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критиковать и не огранивать себя.

Второй этап — это непосредственно составление карты:

1. На листе бумаги следует нарисовать в центре главную тему карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ изучаемой или рассматриваемой темы.

2. От главной темы проводятся несколько ветвей. На каждой из них нужно написать одну идею (мысль, образ, понятие), связанную с главной темой из тех, которые сгенерировали во время мозгового штурма.

3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.

Третий этап. Отложить карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в сознании.

Четвертый этап. «Оживление» карты. Рекомендуется задействовать как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительности с использованием различных цветов: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) можно выделить красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — чтобы созданный собственный язык образов четко передавал информацию с карты. Яркие образы карты дадут возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

Пятый этап. Отложить карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа карта готова. С течением времени возможно совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями.

Рекомендации Тони Бьюзена по составлению карт

1. Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми», гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых, монотонных объектов.

2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

3. Длина линии должна быть равна длине слова. Это экономнее и «чище».

4. Пишите печатными буквами как можно яснее и четче.

5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

6. Обязательно используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе, ментальная карта может вообще целиком состоять из рисунков.

7. Старайтесь организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

9. Располагайте лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). Такую карту удобнее читать и нет необходимости крутить.

Виды интеллект-карт

В зависимости от объема или применения Тони Бьюзен различает следующие виды интеллект-карт:

- стандартные карты (standard maps) ― это множество классических интеллект-карт, служащих для усвоения знаний, записи идей и раскрытия собственной индивидуальности;

- скоростные карты, или карты-молнии (speed maps) ― данный вид интеллект-карты стимулирует умственные процессы (что я знаю по этой теме; что я скажу в процессе выступления);картой может стать краткий одноцветный конспект, сделанный перед выступлением или ответом;

- мастер-карты (master maps) ― это весьма объемные карты к целой области знаний, например, по материалам одного раздела или темы; они часто составляются непрерывно и предназначены для общего обзоратемы;

- мегакарты (mega maps) ― связанные друг с другом карты, где центральная карта с относительно малым количеством уровней связана с последующими картами, в которых представлены детали или дополнительные аспекты.

Автор советует на первых порах особо пристальное внимание уделять:

· переформулированию ветвей с большим количеством слов в одно слово или переделке их в основные и второстепенные ветви;

· анализу результатов от разбивки сложных слов;

· контролю за повторениями;

· периодическим проверкам возможности отображения проблемы при помощи символов и цвета;

· использованию символов, которые можно добавлять позднее к уже имеющемуся ключевому понятию;

· высвобождению своих идей и ассоциаций из «клетки» рационального мышления;

· предупреждению загруженности слишком сложными темами;

· получению удовольствия от составления карт.

 

Области применения интеллект-карт очень разнообразны:

· запоминание материала;

· упорядочивание и систематизация информации, в том числе конспектирование лекций, конспектирование книг;

· планирование деятельности, подготовка к выступлениям, подготовка материала по определенной теме;

· решение творческих задач;

· мозговой штурм;

· презентации;

· планирование и разработка проектов разной сложности;

· составление списков дел;

· общение;

· проведение тренингов;

· развитие интеллектуальных способностей;

· поиск решений в сложной ситуации;

· рассмотрение различных вариантов решения задач;

· решение личных проблем.

 

Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание. Диаграммы связей – один из эффективных способов работы с информацией и технология принятия решений, которые позволяют:

· быстро и эффективно работать с любым объемом информации;

· развивать логическое, ассоциативное, творческое мышление, фантазию;

· использовать графические презентации для объяснения собеседникам личной позиции;

· принимать решения, планировать, разрабатывать проекты.

 

Интеллект-карта – пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, профессиональной сфере или в решении повседневных задач, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: