Большое внимание на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют:
ü из кого осуществляется отбор;
ü порядок и критерии этого отбора;
ü круг селектората (лиц, осуществляющих отбор).
Существуют две основные системы рекрутирования элит: антрепренерская и система гильдий. Каждая из этих систем имеет свои специфические черты.
Антрепренерская (предпринимательская) система рекрутирования элит предполагает:
- открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп, претендующих на лидирующие позиции;
- небольшой объем формальных требований, институциональных фильтров для занятия должностей;
- широкий круг селектората, т.е. лиц, участвующих в отборе;
- высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;
- изменчивость состава элиты;
- первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку избирателей.
В антрепренерской системе не имеет особого значения ни профессиональная компетентность кандидата, ни качество его образования.
Наиболее существенными недостатками этой системы являются
- относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике;
- слабая предсказуемость политического поведения;
- вероятность частой смены курса;
- высокая внутренняя конфликтность внутри элиты;
- вероятность выдвижения людей, склонных к популизму и внешнему эффекту.
Антрепренерская система преобладает в демократических государствах.
Для системы гильдий характерны:
|
- закрытость, отбор претендентов из низших слоев самой элиты, медленное, постепенное продвижение по служебной иерархии;
- высокие формальные требования для занятия должностей (пол, возраст, партийность и др.);
- небольшой, относительно закрытый круг селектората;
- отсутствие открытой конкуренции;
- тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.
Система гильдий имеет свои положительные и отрицательные моменты. К числу преимуществ относятся:
- уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии;
- высокая предсказуемость политических изменений;
- преемственность политических курсов, малая вероятность внутренних конфликтов.
Среди недостатков системы этой системы выделяют:
- склонность к бюрократизму, организационной рутине, консерватизму;
- произвол селектората, подмена формальных критериев отбора неформальными;
- постепенный отрыв от общества и превращение в привилегированную касту.
Элементы системы гильдий наблюдаются и в демократических странах, где существуют партии с сильной структурой: строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т.д.
Особую разновидность системы гильдий представляет номенклатурная система рекрутирования. Она была распространена в странах социализма. Ее особенность заключается в том, что замещение ключевых должностей во всех сферах общественной жизни осуществлялось только партийными организациями определенного уровня. При такой системе исключаются серьезные конфликты внутри элиты, обеспечивается преемственность политического курса, культивируется личная преданность руководству, угодничество, показная активность. Со временем способные, талантливые и самостоятельные люди все реже допускаются к власти. [5 c 171]
|
Выделение систем рекрутирования достаточно условно, поскольку на практике используются их различные сочетания. Однако преобладание элементов иной или иной системы рекрутирования позволяет судить и действующем механизме отбора.
С понятием рекрутирования элит в какой-то мере связаны и такие понятия как репродукция элит и циркуляция элит. Воссоздание элиты в ее собственных границах, то есть в границах определенной социальной группы, называют ее репродукцией. Циркуляция предполагает такой способ замены старой элиты, когда ее позиции занимают люди из других социальных слоев. Если в обществе властные позиции остаются в руках представителей старой элиты, то происходит репродукция элиты; если же эти позиции завоевывают представители новой элиты, которая еще формируется, то речь идет о циркуляции элит. [5 c 172]
В стабильном демократическом обществе элиты циркулируют постоянно. В целом этот процесс можно считать демократическим механизмом, который препятствует монополизации власти, ухудшению качества элиты, застойным явлениям в движении людей и идей. При этом циркуляция элиты не сводится лишь к замене одной элиты на другую. Она также является путем продвижения способных, подготовленных к управлению людей из не-элиты в элиту.
Заключение
Итак, «политическая элита» - это определенная группа, слой общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития.
|
Функциями политической элиты является стратегическая (разработка стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий); коммуникативная (эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализация их в практических действиях); организаторская (организация масс, осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь); интегративная (укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, недопущение конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур.; сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного политического взаимодействия всех сил в обществе).
Решение вопроса, может ли общество функционировать без политической элиты, возможно как на уровне политической философии, так и политической социологии. В рамках политической философии, являющейся преимущественно нормативной теорией, можно говорить об обществе без элиты как идеале общества, в котором высокая политическая культура населения позволяет добиться максимальной вовлеченности членов общества в управлении всеми общественными делами (т.е. поднять уровень масс до уровня элиты. В условиях информационного общества, его компьютеризации возможна эффективная система прямой и, главное, обратной связи между органами управления и всеми членами общества, позволяющая непосредственно и немедленно выявлять и учитывать мнение всех членов общества по всем вопросам социального управления. Не случайно ряд современных политологов и социологов признает, что широкое внедрение ЭВМ (особенно будущих поколений) может способствовать децентрализации политических решений, возрождению прямой демократии. Информационное общество создает условия для реализации тенденции расширения участия масс в управлении политической жизнью общества, для формирования компетентного информированного гражданина.
Литература:
1. Политология: Курс лекций / Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В. Старовойтова и др., 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1997. – с. 122-133.
2. Сартори Дж. Вертикальная демократия // Политические исследования. – 1993. - № 3. – с. 83.
3. Федотова Л.Н. Элита и масса в общественном мнении: проблема социальной элиты. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1994, 6, с. 7-18.
4. Ашин, Г.К. Формы рекрутирования политических элит / Г.К.Ашин. // Общественные науки и современность. 1998. № 3.
5. Крыштановска, О.В. Анатомия российской элиты / О.Крыштановская. – М.: Захаров, 2005. – 384 с.
6. Крыштановская О.В. Современные концепции политической элиты и российская практика / Крыштановская О.В.. // Мир России. 2004. № 4
7. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для студентов вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. / Р.Т.Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.