Формы организации труда в природе. (инд. поручения, коллективный труд и дежурства)




Оформление лаборатории.

Кроме шкафчиков с оборудованием и материалами, столиками для проведения опытов, лабораторию можно дополнить календарём природы.

На двери лаборатории вывешивается табличка с названием лаборатории и эмблемой. Эмблему и название дети придумывают вместе с воспитателем и родителями. В качестве сюрпризного момента в лаборатории можно поселить постоянных жителей, персонажи приходят со своими вопросами, проблемами, присылают письма, загадки. С определённой периодичностью вопросы возникают и у детей. В таком случае сказочный персонаж присылает или приносит книгу или энциклопедию. В комнате можно поставить столики со стульчиками, разместить полки для оборудования и материалов. На подоконник поставить ящики с растениями для наблюдений, мини – теплицу, мини – огород.

Нужны стеклянные ёмкости разного цвета – приборы, колбы, с подкрашенной водой разного цвета, и т. д. Разместить разнообразные макеты, в том числе и макеты ландшафтов, небольшой аквариум.

В лаборатории хранятся энциклопедии и книги с описанием опытов, наборы карточек для самостоятельного экспериментирования по разным темам, схемы – задания собраны в альбом «Сделай сам». При проведении опытов и экспериментов используются опорные схемы и таблицы.

Оборудование лаборатории:

1 Приборы – помощники: микроскопы, лупы, компасы, термометры, часы, безмены, магниты.

2.Прозрачные ёмкости разной конфигурации и объёма, стаканчики, пластиковые бутылочки.

3. Флюгера, вертушки, палочки для коктейля, воздушные шарики, приспособления для пускания мыльных пузырей.

4. Небольшие подносы, салфетки, лопаточки, совочки, ложечки

5.Бумажные и тканевые фильтры,губки, воронки, тарелки, миски,

6. Магнитофон, аудиозаписи звуков природы, музыки.

7. Центр «воды и песка».

8. Ящик ощущений и др.

Материалы: 1.Камни, морская и речная галька;2. Разнообразные морские и речные раковины; 3. Образцы песка, глины, почвы; 4. Цветные прозрачные кусочки пластика;5. Семена разных растений;6. Кусочки коры разных деревьев;7. Деревянные дощечки, бруски, кубики;8. Магниты разного размера;9. Разные виды картона и бумаги;10. Разные виды тканей, различающиеся цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки.

Специфика организации исследований в лаборатории.

Совместная деятельность воспитателя в детской лаборатории организуется один раз в неделю с детьми младшего дошкольного возраста по 15 – 2о мин, с детьми старшего дошкольного возраста по 25 – 30 мин. Работа проводится с небольшими подгруппами (по 6 – 8 детей), с учётом уровня развития познавательных интересов детей. Во время игр – экспериментов проводятся 1 – 2 опыта с детьми младшего дошкольного возраста и 2 – 3 опыта с детьми старшего дошкольного возраста в зависимости от сложности.

Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только ребёнок должен делать всё сам, а не быть в роли наблюдателя.

 

Вопрос 24. Значение труда в природе как формы экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Формы организации труда детей в природе: индивидуальные поручения, коллективный труд, дежурство

Забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания, методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения. Труд в природе приближает детей к пониманию сложных взаимосвязей человека с природой.

Должны соблюдаться требования: 1. Разнообразие по содержанию, условиям и способам организации. 2. Направленность на формирование практических умений и навыков, знаний. (Например, при пересадке растений осенью в вазоны дети учатся различать растения; знакомятся с корнем и его функциями; устанавливают связь между похолоданием и состоянием растений; осваивают навыки пересадки). 3. Осознанность: раскрытие цели, результатов труда и способов достижения. 4. Регулярность, систематичность, усложнение по содержанию. 5. Посильность, регламентированность по длительности (мл. возраст - 5-7 мин, ср. - 10-15 мин, старший - 15-25 мин). Необходимо чередовать виды работ, чтобы не переутомлять детей. Орудия труда должны быть безопасны и соответствовать росту и силам ребенка.

Формы организации труда в природе. (инд. поручения, коллективный труд и дежурства)

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах, но особое значение имеют в младшем возрасте. У детей формируются трудовые умения и навыки, воспитываются привычка к трудовому усилию, настойчивость, аккуратность, т.к. весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность педагогу научить малыша трудовым действиям, оказать помощь, проконтролировать и оценить выполнение трудовых операций. Возможна организация труда по подгруппам: две подгруппы работают одновременно, выполняя одну и ту же трудовую операцию(«труд рядом») т.к. малыши любят подражать. Применяется дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Педагог сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением.

Коллективный труд формирует трудовые умения сразу у всех детей группы. Коллективная работа объединяет детей, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, планировать и согласовывать действия, помогать, оценивать общий результат. По своей структуре коллективный труд бывает: труд общий (каждый ребенок получает отдельное задание и результаты труда детей объединяются в общий результат) и труд совместный (процесс труда разделен на несколько операций, каждый выполняет свою операцию и передает объект дальше). Со средней группы дети могут трудится коллективно: одновременно работать по 2-3 подгруппы. Дети привлекаются для взаимооценки. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой. По типу «совместного» организуется труд в огороде, цветнике.

Дежурства используются в старшем дошкольном возрасте. У детей совершенствуются трудовые навыки, воспитывается самостоятельность, формируются общественные мотивы труда. Педагог лишь контролирует их действия, оказывая помощь при затруднении. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми определенного и постоянного круга обязанностей (уход за растениями и животными уголка природы). Постоянные дежурства в составе 2-3 человек вводятся со старшей группы. Группы дежурных подбираются таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими трудовые навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Воспитатель знакомит детей с обязанностями дежурных, затем напоминает их. Длительность дежурства – 2-6 дней. Порядок и последовательность назначения детей на дежурство фиксируется на доске дежурных. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях. При передаче дежурства дети рассказывают всей группе, как и что они делали, что нового и интересного заметили в поведении животных и развитии растений. О ценку дежурным ставят все дети: высказываются суждения о состоянии растений и животных, качестве работы, отношении к обязанностям и друг другу в процессе работы.

Технология организации труда: 1. Теоретическое осмысление работы: содержание задания, его необходимость, результат, задачи, указания о ходе выполнения трудового задания. 2. Инструктаж по приему работы: значение приема, состав приема, основные действия. Воспитатель дает все необходимые указания по организации труда. Показывается образец выполнения. 3. Проба. Два-три ребенка выполняют прием, а остальные дети наблюдают и под руководством педагога корректируют деятельность товарищей. Воспитатель контролирует правильность выполнения приема, дает задания на воспроизведение последовательности действий. (Что надо сделать, чтобы посадить семена? с чего надо начать? и т.д.). 4. Выполнение работы. 5. Контроль и оценка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: