РАСТЯПА
Формирование диалогической речи
Чего только не терял первоклассник Сережа за свою жизнь: носовые платки, мячики, даже фуфайку. А вот ручку потерял первый раз. И куда она делась? Сейчас урок начнется. Нужно будет буквы писать. А чем? Вот и учительница в класс вошла.
— Выньте тетради и ручки, — сказала она.
Будем учиться писать букву Р.
Красиво написала на доске эту букву.
— А какие слова вы знаете на букву Р? —
спросила учительница и обратилась к Сереже:
— Ну-ка, скажи, чем ты писать будешь?
Сережа растерялся. Он сам не знал, чем ему
писать. А ребята закричали:
— Ручкой он будет писать! Ручкой.
— А вот и не ручкой, а карандашом, — воз
разил им Сережа. — Ручку я потерял.
— Анна Ивановна, — сказал Шурик. Портнов, — можно я дам Сереже ручку? У меня
запасная есть.
— Конечно, дай, — сказала учительница и
опять обратилась к Сереже:
— А ты, Смирнов, все-таки скажи нам слово, которое начинается на букву Р.
Подумал Сережа, а потом ткнул себя в грудь пальцем и сказал: «Растяпа!»
К. Ермолаев
БУКВЫ
Учитель лесной школы Михаил Иванович показал ученикам две новые буквы — Е и Ё.
— Смотрите, — сказал он, — буква Е похожа на гребеночку. С нее начинаются слова: ЕЖЕВИКА, ЕНОТ, ЕДИНИЦА. Если над буквой поставить две точки, она превратится в букву Ё. С буквы Ё начинаются колючие слова: ЁЖИК, ЁРШ, ЁЛКА.;
По А. Строило.
120
Про букву Я
Фонетика
В книгах дружно жили буквы. Буковка к буковке — слово, слово к слову — предложение, предложение к предложению — рассказ, сказка... Так книга получалась, и не одна.
Но понадобилось как-то буквам в АЛФАВИТЕ по порядку расположиться, и начался переполох. Больше всех, во весь голос, кричали гласные.
|
— Я буду первой! — раздувая круглые бока,
заявляет О.
— Нет уж, первой я побыть хочу! — отталкивает её И.
— Лучше всех первой быть мне, я обе руки
вверх поднимать умею и при этом на одной
ножке поскакать могу! — важно заметила У.
— Уж если кто и видный из нас, так это я. Я
из двух элементов состою и как никто другой
первое место украшу! — высказалась, опираясь на палочку, Ы. f
И со всех сторон только и слышится:
— Я! Я! Я!
Только скромница Я помалкивает. Она своё место давно нашла. Подальше от крикливых подруг. На самом краешке АЛФАВИТА. В самом конце.
Т. Щуйская.
СКАЗКА ПРО ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Фонетика
Решили согласные звуки в путешествие отправиться. Да вот беда: одни в шумный город поехать хотят, другие в тихий лес, на природу.
Те звуки, что в город стремятся, сами голосистые, им бы в городе и жить: они звенят, как трамвай — 333!, жужжат, как мотор — ЖЖЖ!, стучат, как молот — ДДД!, рычат, как бульдозер — РРР!
А на природу робкие тихони собираются, их голоса на звуки природы походят:
ШШШ! — шуршат они листвой, ССС! — скользят ручейком, ТТТ! — стучат по дереву дятлом, ФФФ! — веют ветерком, ЦЦЦ! — цокают копытцами по дороге.
С тех пор так и повелось. Звонкие согласные всегда о себе громко заявляют, во весь голос. А глухие согласные... их трудно услышать, напоминать же нам о себе они стесняются. Как же быть?
Ха Ша Ща - |
Просто. Этих скромников легко запомнить, если позвать два гласных на помощь и сложить... стихотворение из букв. Попробуем? Ка Пэ Тэ
|
эС |
Цэ
ОДНА БУКВА
Фонематический состав слова
Все началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала: — ВАРОНА.
Я говорю ей: — Ты неверно написала. После В надо О, а не А.
А Маша отвечает: — Ну, подумаешь, одна буква, ВАРОНА или ВОРОНА, какая тут разница? И так все поймут.
Тогда я сказал: — А ну-ка, зачеркни в слове ВОРОНА букву Н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву Т. Что получилось?
Смеется Маша: — Вот чудеса, получилось ВОРОТА.
— Поняла, — говорю, — что значит ОДНА БУКВА?
А потом сочинили мы с Машей стихи. И в каждом стишке одну букву заменили другой. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, но зато ему потом на крючок попался ДОМ!
А, может, на крючок попался...КОМ, ЛОМ, ТОМ. Ну конечно С...!
А. Шибаев.