РАЗДЕЛ 1. Смысловая структура текста. Лексикология




Контрольная работа №1 по русскому языку и культуре речи

Для студентов-заочников 2018/2019 уч. год

СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА. ЛЕКСИКОЛОГИЯ.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

1 ВАРИАНТ

Срок сдачи контрольной работы – 22 декабря 2018 г. (23:45)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: контрольную работу необходимо зарегистрировать. Для этого ее нужно выслать на адрес кафедры языков массовых коммуникаций: prlmc@mail.ru.

Либо Вы можете привезти распечатанный вариант работы на кафедру языков массовых коммуникаций ИГУП УрФУ по адресу ул. Чапаева, 16, ауд. 103.

Электронный адрес для справок: e.a.isakova@urfu.ru

РАЗДЕЛ 1. Смысловая структура текста. Лексикология

ЛИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА [1]

Владислав Божедай,

журнал «Наша Психология», 26.05.2014

 

Все мы хотим общепризнанного успеха. Добиться социального успеха невозможно без жесткой самодисциплины: учебники по достижению успеха кишат подобными рецептами на грани самонасилия и самоистязания. Жестокие к самому себе правила делают человека «высокоэффективным», но зачастую одновременно глубоко несчастным и одиноким.

Коварство ситуации в том, что, когда мы ввязываемся в игру под названием «погоня за успехом», мы еще не знаем, во сколько нам обойдется победа в этой игре. Я не против достижения успеха как такового и не утверждаю, что все социально успешные люди глубоко несчастны, я лишь утверждаю, что его придется оплатить – вперед, по цене, на которую ты не рассчитывал, и без гарантий. Социальный успех вторичен. Он только тогда не является разрушительным, когда является следствием самореализации, а не причиной.

 

БЫТЬ УСПЕШНЫМ РАДИ УСПЕХА – СТАТЬ ЛУЗЕРОМ. Успех в виде большой красивой машины, дома на берегу моря, яхты и личного самолета притягателен; он осязаем – об успехе свидетельствует то, что можно пощупать, измерить, сравнить, чем можно похвастаться. Успех блестит, о нем много говорят. Успех и сопутствующая ему власть, как энергетик, дают человеку силу, а с другой стороны – берут власть над ним. Маркетинг «красивой жизни» превращает собственную жизнь человека в чужой проект по достижению навязанного успеха – социальные запросы зачастую противоречат личным устремлениям и установкам. Пытаясь повысить эффективность такого проекта и применяя системные инструменты к своей жизни, надо не забывать о том, что есть чувства и эмоции. Обретение неограниченной власти над собой, над своими чувствами означает их игнорирование. Для тех, кто считает, что все рассуждения о чувствах и отношениях – это разговоры в «пользу бедных лузеров», а главное – это успех и деньги, можно привести исследование того, насколько важны межчеловеческие отношения.

В 1961 году врач Стюарт Вульф и социолог Джон Брун исследовали жителей городка Розето в Пенсильвании. Среди людей старше 65 лет смертность от болезней сердца составляла половину от средних показателей по стране. Смертность от других причин была на 30–35% ниже, чем, по идее, должна была быть. Не было ни одного случая язвы желудка. Местные жители умирали от старости.

Жители городка не питались правильно, многие страдали от ожирения, курили, никто не придерживался правил здорового образа жизни. Были изучены медицинские карты родственников, которые проживали в других районах США, но никто из них не обладал таким здоровьем.

Разгадка крылась в самом городе. В конце XIX века из итальянского Розето жители переехали в Новый Свет. Розетонцы создали стабильную и надежную социальную структуру, защищавшую их от напастей современного мира. Они проживали по три поколения в одном доме, болтали на улицах, ходили друг к другу в гости. Исследователям было довольно сложно убедить медицинскую общественность, что именно в этом кроется секрет крепкого здоровья жителей города, и в том, что здоровье может зависеть от культуры.

 

ДЕНЬГИ, КОТОРЫЕ У НАС ЕСТЬ, – ЭТО ЗДОРОВЬЕ, КОТОРОЕ У НАС БЫЛО. Можно ли говорить, что успех бывает «излишним»? Думаю, да. Мы в неоплатном долгу перед собой за тот успех, которого добились. «Излишним» успех будет тогда, когда за заработанные деньги нельзя купить потерянное здоровье. В таких случаях, как правило, срабатывает автоматическая психологическая защита – приходится оправдывать свои потери приданием своему делу сверхзначимости: «зато я оставлю это своим детям», «это нужно другим». Складывается абсурдная ситуация: все живут ради своих детей, но никто не живет ради самих себя. В обществе подобная позиция даже поощряется. Зачастую приходится изменять себе, чтобы сохранить верность другим. Я не имею в виду здесь пещерный тотальный эгоизм, я имею в виду предательство себя в угоду неосознаваемым «сверхценностям», которые на самом деле не являются для нас аутентичными. Просто мама в детстве сказала, что, будучи художником, денег не заработаешь, а хороший бухгалтер, юрист, менеджер всегда будет иметь свой кусок хлеба. Вот душа такого человека и перебивается с хлеба на воду. Зато тело утопает в роскоши. Роскошь быть собой стоит гораздо дороже, чем внешняя роскошь и преуспевание в глазах других. Надо помнить, что не так с деньгами хорошо, как без них плохо. В погоне за самым лучшим – к чему призывают перфекционисты и книги и по достижению успеха – тратится много энергии, хотя то же удовлетворение можно было получить и от достаточно хорошего. Лозунг «Понты – наш парус» надо продолжить вопросом: «А кто ваш кормчий?» Предавая себя, придется в конце концов предать и других – как Джордан Белфорт (герой Леонардо Ди Каприо в фильме «Волк с Уолл-стрит»). В начале фильма он производит впечатление благополучного человека без ярко выраженных пороков, но постепенно, вовлекаясь в игру «заработай больше и станешь счастливее», он разрушает и свою жизнь, и жизнь окружающих. Предает партнеров, своих близких, едва не убивает маленькую дочь…

ПЛАТА ЗА ВНЕШНИЙ УСПЕХ – ИСТОЩЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ. Оказавшись на вершине успеха, в какой-то момент человек начнет понимать, что в бизнесе друзей нет, что все джентльмены лишь до тех пор, пока дело не коснулось денег. Циничный взгляд на жизнь необходим для выживания и успешного функционирования, а паранойя является лучшей стратегией, которая делает успешным, но они истощают, приводят к одиночеству и лишают жизнь вкуса. Слабых стимуляторов уже не хватает, приходится переходить на сверхсильные и искать утраченный вкус в еще более сильных – рискованных видах спорта, переходить от легкого алкоголя к крепкому, попробовать наркотики. Можно еще раз привести в пример Джордана Белфорта. Когда он появляется перед зрителем, даже вино не пьет, пытаясь сохранить трезвость рассудка, но не богат. Потом он заработал состояние, но при этом испытывал такой огромный внутренний стресс, что глушил его наркотиками.

ЧТО ДЕЛАЮТ УСПЕШНЫЕ И НЕСЧАСТНЫЕ. Рассмотрим распространенные «рецепты успеха» и ту цену, которую придется за них платить и о которой не говорят авторы этих рецептов. Во-первых, успешные НЕ ТРАТЯТ ВРЕМЯ НА ЖАЛОСТЬ К СЕБЕ. И становятся жестокими по отношению к себе и окружающим, начинают относиться к себе как к функции, как к биороботу, который выполняет определенные заданные целью функции. Жалость – человеческое чувство, отсутствие жалости – это сверхчеловеческое чувство. Те люди, которые жаждут стать сверхчеловеком, в глубине души – недочеловеки. Примеров в истории полно: Гитлер, Ницше. Жалость как постоянное самооправдание и поиск причин происходящего исключительно вне себя – это симптом глубинного внутреннего неблагополучия, и с ним надо разбираться, а не подавлять.

Во-вторых, они НЕ ТЕРЯЮТ КОНТРОЛЯ НАД СОБОЙ. Им не приходит в голову, что лучше быть неуверенным в себе, чем уверенным, но не в себе. Себя еще не обрели, но контроль над собой уже взяли – это же абсурд. Они уже задушили все свои душевные порывы в согласии со своими целями и потеряли от этого вкус жизни, остались только вкус денег, власти и маниакально-наркотическое желание добиться цели.

В-третьих. Успешные НЕ ЗАЦИКЛИВАЮТСЯ НА ПРОШЛОМ И НЕ ПОВТОРЯЮТ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ОШИБКИ. Если человек зацикливается на прошлом, значит у него в мозгу существует доминанта, возбуждение. Если оно существует, значит для чего-то нужно. Например, разрешить конфликт, который находится не на когнитивном уровне, а на глубинном, подсознательном. Это все равно что сказать, что они не дышат. Если этим советом будет пользоваться реальный человек и если он себе не врет, то каждый раз, повторяя ошибки, он будет впадать в комплекс неполноценности. На ошибках «мучаются» те, кто не способен понять систему их возникновения.

И, наконец, они НЕ ЗАВИДУЮТ УСПЕХАМ ДРУГИХ. Не завидуют успехам других или святые, или лжецы. Святым не нужно быть сильным и успешным человеком, а лжец может декларировать все что угодно. Живой человек, конечно, завидует другим. Другой вопрос – если он трансформирует ненависть в энергию соревновательного созидания и вдохновения – это здорово, если он съедаем черной завистью, жаждой мести и злобой – это деструктивно.

 

ЗАДАНИЯ

1. Сформулируйте главную мысль текста, констатирующие, развивающие тезисы и аналитическую оценку ситуации (помните, что возможны как эксплицитная, так и имплицитная подача элементов смысловой структуры текста).

2. Укажите, какие иллюстрации и к каким тезисам приводятся в тексте. Выделите фон к цели выступления.

3. Определите, к какому функциональному стилю относится текст, аргументируйте свой ответ.

Работа со словарем

1. Пользуясь толковым словарем, сформулируйте лексическое значение слова машина (Успех в виде большой красивой машины, дома на берегу моря, яхты и личного самолета притягателен), выделите категориальную (КС), лексико-грамматическую (ЛГС), интегральную (ИС) и дифференциальные (ДС) семы.

2. Объясните, какой тип лексического значения реализуется в контексте у слов добитьсядобиться социального успеха »), врачврач Стюарт Вульф ») и производитьв начале фильма он производит впечатление»).

4. Выпишите 3-4 слова, которые употреблены автором в переносном значении. Сформулируйте это значение, проверьте по словарю, есть ли у него помета переносное. Определите тип переноса.

5. Какой стилистический прием использован автором в следующем предложении: Надо помнить, что не так с деньгами хорошо, как без них плохо.

· Объясните, с помощью каких средств создается этот прием?

· Как можно назвать подчеркнутые лексические единицы? Охарактеризуйте эту пару.

· Подберите по 2 синонима к словам «хорошо» и «плохо». Используя словарь, покажите, в чем разница между словами в синонимических парах.

6. Выпишите 2-3 оценочных слова, покажите, как оценка включена в их лексическое значение.

7. Выпишите слова с различной стилистической окраской. Охарактеризуйте их по словарю с учетом стилистических помет в словарном толковании. Учитывайте, что помета должна относиться к тому значению, в котором слово употреблено в тексте.

8. Выпишите из текста любой фразеологизм и охарактеризуйте его по разным классификациям: структурной, семантической, функциональной.

9. Выпишите 8 заимствованных слов, укажите их формальные признаки (используя словарь, укажите, из какого языка заимствованы слова). 4 слова из 8 должны быть старославянизмами. Не забудьте в этом случае привести русские соответствия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: