История создания социометрического метода




Социометрия

Понятие «социометрия» ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено (1892 – 1974). Социометрия для Морено – это теория, которая позволяет изменять мир. Морено принадлежал к той плеяде людей, которым мало изучать и понимать мир, они ставят перед собой и другими задачи его преобразования. Подобно К. Марксу с его высказыванием о том, что философы только объясняли мир, а задача состоит в том, чтобы его изменить, Морено утверждает, что невозможно обнаружить подлинную структуру общества, не попытавшись его модифицировать, он надеется улучшить статус индивидов в группе через улучшение взаимоотношений в группе, в свою очередь изменение взаимодействия в группе может повлечь за собой улучшение жизни во всем обществе.

Для Морено социометрия не только некая процедура, позволяющая ввести квантификацию в изучение взаимодействия, что само по себе имеет положительное значение. Социометрия для него – это целая система работы с группой, которая включает два метода. Первый метод – объективный, он заключается в систематической технике наблюдения за групповым взаимодействием. Речь идет о наблюдении интеракций в группе: кто говорит? кому? кто улыбается? чему? и так далее Второй метод – собственно социометрический, призванный согласно Морено, соединять объективный и субъективный подходы.

Со времени своего создания социометрический метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Социометрия применяется как в научных, так и в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для определения эффективности групповой тренинговой работы, для изучения психологического климата коллектива, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее.

Социометрия – это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

История применения этого метода в нашей стране насчитывает более сорока лет. Однако, приемы, напоминающие современную социометрическую процедуру, использовал А.С. Макаренко, когда формировал отряды по принципу кто с кем хочет. Выбор товарищей для определенной деятельности входил и в разработанный А.С. Залужным «тест организованности» коллектива, где предлагалась такая инструкция: «Если бы вам пришлось принять участие в празднике древонасаждения, то вам пришлось бы распределиться по тройкам, чтобы выкопать ямы и посадить деревья. Если бы вы разбились, кто с кем работал бы? Разбейтесь на такие тройки, выделите секретаря, а он пусть напишет фамилии всех, кто входит в его тройку, и подчеркнет свою».

Основные события, которые определили проникновение в нашу науку метода Морено были выделены Я.Л. Коломинским. Первый этап начинается в 1958 году и связан с публикацией на русском языке книги Д.Л. Морено «Социометрия». Выход книги сопровождался острой критикой «буржуазных социометристов», разоблачением антинаучных утопий, что с одной стороны соответствовало духу того времени, а с другой, было вызвано некоторой футуристичностью теории Морено. Наряду с этим встречались и указания на рациональное зерно мореновского метода.

Второй этап обозначен границами двух съездов психологического общества нашей страны. На II съезде общества психологов СССР, который проходил в Ленинграде в 1963 г., прозвучали первые доклады об использовании метода. За пять межсъездовских лет психологи предприняли значительное количество попыток с целью опробовать метод Морено на практике, и уже на III съезде (Киев, 1968) общества психологов стало ясно, что вакуум, связанный с отсутствием какого-либо метода изучения внутригрупповых отношений был заполнен. На съезде было представлено значительное число экспериментальных исследований, посвященным малым группам и коллективам. Внедрение социометрии в процесс научного исследования связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова.

Третий этап стал этапом теоретического осмысления результатов социометрических измерений. Большой вклад в этот процесс, кроме вышеперечисленных авторов, внесли Л.И. Уманский, В.В. Шпалинский, Т.А. Репина, ТО ЕСТЬ Конникова и многие другие. Сошлемся на Л.И. Уманского, который в 1976 году писал: «можно сейчас уже сказать, что социометрия стала рабочим методом социальной психологии в нашей стране». Вместе с тем он отмечал, что «в отдельных случаях имеются некоторое преувеличение возможностей этого метода». Смысл столь существенного замечания станет нам более доступен, если мы обратимся к тем методологическим основаниям, без которых невозможно понять назначение социометрического метода.

Диапазон социометрических задач

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.
Перед началом опроса - инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Примерный текст инструкции. «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
1) Количество выборов ограничивается 3 - 5;
2) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор. Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: