Есть ли будущее у Корчака?
Прошло уже более 60 лет с тех пор, как умер польский врач, писатель и педагог Януш Корчак (1878-1942), но в разных уголках земли есть еще люди, остающиеся преданными его принципам и идеям. Именем Януша Корчака названы школы, детские сады и дома; вскоре выйдет в свет полное собрание его сочинений на польском, немецком и еврейском языках. Труды Корчака и работы, написанные о нем, переведены на 20 языков. Подобный успех можно частично объяснить тем фактом, что некоторые люди посвятили Корчаку и его идеям всю свою жизнь или, по крайней мере, значительную часть своей жизни. К этой группе принадлежат исследователи, издатели его работ, члены обществ друзей Корчака и их финансирующие организации, а также практикующие учителя, которые считают своим долгом уважать детей, вверенных им.
На первый взгляд может показаться, что вопрос о том, будут ли идеи Корчака влиять на будущие поколения, неактуален. Однако, присмотревшись повнимательней, мы видим, что, несмотря на многочисленные достижения прошлых лет, в этом направлении наметились значительные перемены.
«Питомцы» Корчака и его современники покидают нас. Леон и Гойла Харари (Leon and Geula Harari), Александр Левин и Мария Фальковская, лишь только немногие из тех, кого больше нет с нами. В 80-90-ые годы они были, если можно так выразиться, ключевыми фигурами «корчаковского» движения. Как и многие другие, эти люди приложили немало усилий для того, чтобы дело Корчака жило. А как обстоит ситуация на сегодняшний день? За исключением, пожалуй, только восточной Европы, средний возраст членов общества друзей Корчака (насколько известно автору этой статьи) сравнительно высокий, а найти новых последователей оказывается нелегко. Почему же так происходит? Как обществам друзей Корчака преодолеть смену поколений? Что можно сделать в будущем, помимо того, что уже достигнуто? Нуждаемся ли мы на самом деле в обществах друзей Корчака в наше время? И какова должна быть их роль? Именно на эти вопросы постарается ответить автор статьи.
|
Корчак и современный мир
На сегодняшний день не представляется возможным дать полное описание всех направлений деятельности, связанных с именем Корчака из-за их разносторонности. Можно только постараться описать их в общих чертах.
Многие педагоги разделяют принципы Корчака, но при этом не каждый из них придерживается следующих идей в своей профессиональной деятельности: серьезное отношение к детям, уважение их желаний и сопровождение детей на их жизненном пути, даже если сами педагоги предпочли бы другое направление. Дети принимают непосредственное участие в формировании и обсуждении деятельности тех или иных образовательных учреждений, выпускают стенгазеты или продают собственные «сокровища» на школьных переменах. В некоторых странах существуют проекты для «детей улицы», а также организовываются развлекательные мероприятия для детей и молодёжи. В Курске, например, каждый ребенок в больнице получает фрукты на неделе. Но некоторые учреждения меняют своё отношение к идеям Корчака: за исключением бюста известного педагога в вестибюле или нескольких досок объявлений и полок с книгами, ничто не напоминает о его идеалах как таковых. Да и конкурсы на лучший портрет Корчака вряд ли можно поставить на одну ступень с его учением.
|
На международном уровне проводятся конференции, где могут встретиться люди, проявляющие интерес к творчеству Корчака; здесь завязываются новые знакомства, что в свою очередь ведёт к обмену визитами, циклам лекций, организации лагерей отдыха, как для здоровых детей, так и для детей-инвалидов. Все эти мероприятия организовывается людьми из разных стран и разных национальностей. Значительная доля работы в этой области приходится на голландское общество друзей Корчака, которое возглавляет Тео Каппон (Theo Cappon), адрес в интернете: www.newsletter.korczak.nl
Публикации и переводы многих работ Корчака – здесь нужно отдать должное Marta Ciesielska, Friedhelm Beiner и Erich Dauzenroth - являются важными ключевыми элементами в процессе распространения учения Корчака в таких, ранее недоступных регионах как Босния, Хорватия, Вьетнам. В музыкальных произведениях, кино, театре и изобразительных видах искусства Корчака нередко изображают героем и мучеником, который боролся за детей до последнего конца. Такое отношение оправдано, но почитание не должно быть единственной целью, если его идеи призваны жить и дальше. В связи с этим, встает вопрос о том, к чему ведут эти разнообразные проекты и мероприятия или какие цели они должны преследовать.