Живопись первой половины XIX века




Если русская архитектура к концу этого периода, по мере угасания классицизма, угасала и сама, то живопись, напротив, переживала расцвет. Классицистские традиции у лучших мастеров сочетались с элементами романтизма, а к середине века – и реализма. Главным жанром по-прежнему оставался портрет, что подчёркивало растущий интерес к человеку.

Одним из важнейших портретистов этого времени является Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Золотой медалист Академии художеств, он не смог поехать в Италию на стажировку из-за наполеоновских войн. В его портретах запечатлены люди, прославившие себя впоследствии в сражениях Отечественной войны, например, гусарский полковник Евграф Давыдов (пример парадного портрета).

В нём, как и в раннем автопортрете, Кипренский перекликается с французскими романтиками Жерико и Делакруа.

Автопортрет 1809 г.

Наряду с классицистской выучкой во многих работах Кипренского присутствуют и романтические черты. Среди камерных портретов художника наиболее интересен портрет Ростопчиной (1809) – героини с непростым характером и сложной судьбой, тайной католички. На портрете она выглядит ушедшей в себя. Здесь Кипренский поднимается до уровня лучших портретов Гойи.

Самым же известным, бесспорно, является портрет Пушкина (1827), заказанный Кипренскому одноклассником поэта Дельвигом. Этот портрет удивил современников, поскольку они видели в то время Пушкина иным – весёлым, беззаботным, дерзким. Художник увидел в своём герое значительность, величавость и одиночество – удел гениев.

Сам же Пушкин написал об этом портрете: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».

Другой известный портретист этого времени – Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) – предпочитал жанр камерного портрета, особую его разновидность, которую стали называть «халатным», т.к. его герои были написаны в домашней одежде, как, например, сын художника, или московский чиновник Равич.

 

 

Портрет сына Арсения (1818)

Портрет К.Г. Равича (1823)

Такое изображение персонажей делало их близкими зрителю. В подобном духе он написал и Пушкина (1827), и портрет Тропинина тогда нравился друзьям поэта больше, чем портрет Кипренского.

Среди женских образов Тропинина наиболее любима зрителями «Кружевница» (1823), за которую он получил звание академика.

Наиболее заметной фигурой русской живописи 1830-50-х г. является Карл Павлович Брюллов (1799-1852). Необычайно рано проявив свой талант, он пользовался при жизни огромной славой и даже был прозван «великий Карл». Приехав на стажировку в Италию, он прислал оттуда прелестную жанровую сцену «Итальянский полдень» (1827), покорившую публику своей полнокровностью, любовью к жизни и красоте.

Главным итогом пребывания в Италии стала монументальная картина «Последний день Помпеи» (размеры 4,5 на 6,5 метров). В ней классицизм сочетается с романтизмом. Изображается катастрофа, выявляющая в людях их главные свойства. Кто-то проявляет достоинство и величие, а кто-то – трусость и жадность. Художник изобразил в ней среди толпы себя и свою возлюбленную графиню Самойлову. Картина обращена не только к конкретной трагедии древней истории, она заставляет вспомнить и недавнее прошлое. Она посвящена не какому-то одному герою, а судьбе всего человечества. Повторить свой успех в историческом жанре Брюллову более не удалось; в основном и в Италии, и, вернувшись в Россию, он работал в жанре портрета. Благодаря своему независимому характеру, он быстро впал в немилость у Николая I, его травило светское общество. Брюллов мечтал вырваться в Европу, но император отпустил его туда только умирать. Брюллов был знаком с Глинкой, в их судьбах есть нечто общее – оба задыхались и не могли работать в Петербурге.

Последний день Помпеи

Примерами эффектных парадных портретов являются «Всадница», написанная в Италии (1832), и портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала (1840). Глядя на эти работы, становится понятно, почему многие аристократы стремились получить портрет кисти Брюллова. Но не во всех своих портретах художник достигал гармонии внешнего и внутреннего. У него много внешне блестящих картин, герои которых нам совершенно неинтересны. Заканчивается его творчество трагическим автопортретом (1848), написанным за несколько часов. Он изображает себя больным и сломленным.

 

Всадница, 1832

Портрет графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала, 1840

Автопортрет, 1848

Полной противоположностью эффектным картинам Брюллова было творчество Алексея Гавриловича Венецианова (1789-1847). Будучи учеником Боровиковского, он не продолжил его сентименталистскую линию. Его интересовала жизнь крестьян и, удалившись в своё поместье, он сосредоточился на крестьянской теме и жанровых сценах. Самые повседневные сцены выглядели у него поэтично, а фоном служил простой русский пейзаж.

Спящий пастушок, 1824

Как не забавно это утверждение, но данная картина является русской вариацией на тему «спящей Венеры». Очень поэтична картина «Жнецы» (1825), где тот же мальчик изображён со своей матерью, которую также часто писал Венецианов. Здесь показано, что и простые люди тонко чувствуют красоту: мальчик замер, любуясь бабочками. Цвета их крылышек гармонируют с цветами женского сарафана.

Обратился художник и к теме времён года. В двух картинах «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето» он соединяет бытовые сцены с мифологическим подтекстом. Русские крестьянки сливаются с образом мадонны, а первой картине – ещё и с античной богиней Флорой.

Жнецы, 1825

На пашне. Весна. 1820-е г.

На жатве. Лето



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: