1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок привлечения эксперта, экспертной организации при осуществлении приемки товаров, работ, услуг (далее - Порядок) разработан в целях оказания методической помощи в определении порядка проведения экспертизы, случаев привлечения к осуществлению закупки для нужд заказчиков города Москвы эксперта и/или экспертной организации в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
1.2. Порядок предназначен для применения заказчиками города Москвы при привлечении к осуществлению закупки эксперта и/или экспертной организации, а также при планировании и обосновании бюджетных затрат на привлечение эксперта и/или экспертной организации и составлении проекта контракта на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
1.3. Порядок разъясняет возможные случаи привлечения экспертов и/или экспертных организаций в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
1.4. При оказании услуг эксперты и экспертные организации руководствуются следующими принципами:
- полноты, всесторонности, компетентности, достоверности, обоснованности и законности экспертизы и ее результатов;
- объективности и беспристрастности;
- ответственности сторон;
- разумности сроков проведения экспертиз;
- независимости от кого-либо заинтересованного в результатах экспертизы;
- ответственности за организацию, проведение и качество экспертизы;
- обязательности выполнения требований, установленных контрактом и предусмотренной им нормативной и технической документацией;
|
- соблюдения государственной и коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении экспертизы.
2. Основания и случаи привлечения к осуществлению закупки
эксперта, экспертной организации
2.1. В соответствии с частью 3 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу результатов, полученных по контрактам. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов.
Цель такой экспертизы - проверка соответствия условиям контракта предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом.
2.2. Экспертиза проводится как по итогам исполнения всего контракта, так и по каждому этапу контракта в отдельности.
2.3. Заказчик обязан привлекать на договорной основе экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:
1) предусмотренных пунктами 1-9, 14, 15, 17-23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40, 41, 42 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ;
2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
|
При этом Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций для экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (часть 4.1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ).
В остальных случаях заказчик вправе вместо экспертизы, проводимой своими силами (или в дополнение к ней), привлечь экспертов, экспертные организации на договорной основе.
2.4. Независимых экспертов (независимую экспертную организацию) рекомендуется привлекать в случаях:
а) для проведения инспектирования от лица заказчика хода исполнения контрактов и приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг при реализации крупномасштабных или городских проектов, целевых и ведомственных программ, при осуществлении которых имеющиеся у заказчика специалисты в силу нехватки времени, навыков или большой отдаленности места осуществления приемки не в состоянии без задержек и с надлежащим качеством и внимательностью выполнить приемку товаров, работ, услуг;
б) для проведения приемки товаров, работ, услуг, относящихся к объектам интеллектуальной собственности, при отсутствии у заказчика в штате собственных компетентных в сфере предмета приемки специалистов;
в) отсутствия у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) собственной аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации испытательной лаборатории и специалистов, обладающих специальными знаниями, навыками для установления предусмотренных контрактом физико-механических, физико-химических, микробиологических и других показателей качества поставляемых товаров, определяемых в лабораторных условиях по отобранным образцам (пробам), а также для установления объема, качества выполненных работ путем проведения в соответствии с договором (контрактом) лабораторных исследований по отобранным образцам (пробам) товаров, являющихся результатом выполненных работ, и (или) материалов, используемых при выполнении работ;
|
г) необходимости определения органолептическим методом, требующим профессиональных знаний и опыта, показателей качества товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполненных работ (услуг), и (или) материалов, используемых при выполнении работ (услуг), предусмотренных контрактом: соответствие органолептических показателей, контролируемых технических характеристик, упаковки, маркировки.
2.5. Дополнительно заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом N 44-ФЗ (часть 1 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ). К ним относятся (статья 58 Федерального закона N 44-ФЗ):
1) оценка конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;
2) оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;
3) оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.
Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика. Необходимость ее проведения обусловлена установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки.
К таким требованиям относятся условия о наличии у них финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации. Установление указанных требований обусловлено технической и (или) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным или специализированным характером объекта закупки (часть 2 статьи 56 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям.
2.6. В случаях, указанных в пунктах 2.3-2.5 настоящего Порядка, решение о привлечении эксперта, экспертной организации принимает руководитель контрактной службы (контрактный управляющий) на основании предложений членов соответствующей комиссии (в случае ее создания) и (или) сотрудников структурного подразделения, ответственного за закупку.
2.7. Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт.
Заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта.
3. Требования к экспертам, экспертным организациям
3.1. Эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении предмета экспертизы (статья 3 Федерального закона N 44-ФЗ). Однако не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.
3.2. Часть 2 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ определяет перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно могут оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:
1) лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
3) близкие родственники (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры), усыновители или усыновленные руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
4) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставной или складочный капитал юридических лиц.
3.3. Эксперт, экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (часть 3 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ).
В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы, заказчик должен незамедлительно принять меры, направленные на привлечение иного эксперта, иной экспертной организации (часть 4 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ).
3.4. Требования к независимости экспертов сформулированы в частях 2-4 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ. Эксперты, экспертные организации должны быть независимыми как от заказчика, так и от поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого проводится проверка.
3.5. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом и/или экспертной организацией требования части 3 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ эксперт и/или экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Отбор независимого эксперта, экспертной организации
4.1. Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (статья 3 Федерального закона N 44-ФЗ). Федеральный закон N 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора.
Следовательно, при выборе он должен руководствоваться общим порядком, установленным Федеральным законом N 44-ФЗ.
4.2. Для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо:
1) определить предмет экспертизы;
2) выбрать способ определения исполнителя - эксперта, экспертной организации.
При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Федеральным законом N 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и т.д.);
3) провести процедуру определения исполнителя - эксперта, экспертной организации.
Если для проведения экспертизы необходимо осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций осуществляется из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (часть 8 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ);
4) заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.
5. Контракт с экспертом, экспертной организацией
5.1. В контракте рекомендуется указать:
1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;
2) предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;
3) срок проведения экспертизы (не превышающий общий срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по контракту);
4) требования к эксперту, экспертной организации исходя из предмета закупки (если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследования, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования, такие как обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях);
5) условия допуска к проведению экспертизы;
6) сроки и порядок замены экспертов в случае выявления эксперта, допуск которого для осуществления экспертизы невозможен;
7) условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (часть 6 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ);
8) вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (часть 7 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ).
5.2. В зависимости от вида экспертных услуг в контракт рекомендуется включать, в частности, следующие положения о функциях эксперта, экспертной организации:
а) при приемке товаров, работ, услуг:
- соблюдение установленных контрактом и (или) предусмотренной им нормативной и технической документацией правил, порядка, сроков и методов проведения приемки товаров, работ, услуг, отбора образцов (проб) товаров;
- определение конкретных характеристик (количества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров, работ, услуг;
- определение показателей (физико-механических, физико-химических, микробиологических и др.) товаров, материалов, оборудования;
- проведение полного исследования конкретных характеристик (количества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров, работ, услуг на соответствие их требованиям контракта и положениям предусмотренной им нормативной и технической документации, образцу-эталону товаров;
- маркировку объекта экспертизы путем нанесения оттиска личного штампа эксперта или иным способом, подтверждающим проведение исследования с объектом экспертизы, за исключением случаев, если это невозможно осуществить на определенных видах товаров, результатов работ (услуг) или это может привести к потере товарного вида продукции либо ограничить в последующем использование объектов экспертизы;
- соблюдение правил по охране труда и противопожарной безопасности при проведении экспертизы;
- право собирать или запрет на самостоятельный сбор сведений, связанных с приемкой товаров, работ, услуг, отбором образцов (проб) товаров;
б) при инспектировании производства товаров, выполнения работ и оказания услуг (контроль качества сырья, соблюдения технологий производства) в процессе исполнения контракта:
- определение методов и программы инспектирования производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, обеспечивающей соответствие их характеристик качества и безопасности требованиям нормативных правовых актов, договора (контракта), положениям нормативной и технической документации;
- проверку наличия и достаточности технологического оборудования для обеспечения обязательных требований к безопасности продукции;
- проверку соответствия инфраструктуры, производственной среды и технологического режима производства, включая критерии безопасности и качества, заявленным характеристикам и технологическому описанию соответствующего производства и требованиям нормативной и технической документации;
- оценку соответствия производства отраслевым документам, регламентирующим качество продукции;
- оценку стабильности качества продукции и основных технологических процессов;
- проверку соответствия критериев безопасности производства сырья и материалов требованиям, установленным договором (контрактом), нормативной и технической документацией для безопасности товаров, работ, услуг;
- осуществление контроля качества изготовления продукции, включая осуществление контроля за технологией изготовления продукции и проведение всех видов испытаний в соответствии с требованиями договора (контракта) и технологической документации;
- проверку системы или отдельных ее элементов менеджмента качества производителя продукции.
5.3. В зависимости от вида оказания экспертных услуг в контракт рекомендуется включение следующих полномочий заказчика:
- присутствие либо отсутствие при проведении экспертизы представителей заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) или изготовителя, если это вытекает из условий контракта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- присутствие представителей таможенных органов, карантинной службы, органов государственного контроля (надзора) или других органов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации товары подлежат досмотру этими службами, органами;
- предъявление необходимой для проведения экспертизы коммерческой, товаросопроводительной, нормативной, технической и иной документации;
- предоставление при необходимости поверенных органами государственной метрологической службы или другими уполномоченными органами средств измерений (в том числе переносные средства измерений - щупы, измерительные линейки, рулетки и другие средства), подлежащих государственному метрологическому контролю, а также калиброванных любой метрологической службой или уполномоченным физическим лицом средств измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю;
- обеспечение свободного доступа экспертов к товарам, результатам работ (услуг), подлежащим экспертизе;
- предоставление отдельного помещения для обеспечения сохранности товаров, результатов работ (услуг), подлежащих экспертизе, за исключением случаев проведения лабораторных исследований в аккредитованных испытательных лабораториях независимой экспертной организации;
- соблюдение правил по охране труда и технике противопожарной безопасности при проведении экспертизы.
6. Акт экспертизы
6.1. По результатам произведенного экспертом, экспертной организацией исследования составляется акт экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, предоставленных поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - акт экспертизы), согласно приложению к Порядку, в котором содержится описание только тех фактов, которые были установлены в ходе проведения экспертизы.
6.2. Акт экспертизы составляется только в случае привлечения заказчиком независимого эксперта, экспертной организации (часть 10 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ).
6.3. Акт экспертизы прилагается к отчету, размещаемому в единой информационной системе, и включает вводную часть, исследовательскую часть и выводы.
6.3.1. В вводной части акта экспертизы указываются:
- сведения об эксперте, экспертной организации, о заказчике экспертизы (его представителях);
- дата и место проведения экспертизы, дата и номер контракта;
- фамилия, инициалы, должность эксперта, проводившего экспертные исследования, а также номер и срок действия аттестата эксперта (в случае наличия аттестата);
- наименование и функциональное назначение объекта экспертизы;
- сведения о предъявленной документации, поставщике, грузоотправителе, изготовителе объекта экспертизы;
- условия хранения объекта экспертизы, состояние упаковки, маркировочные данные.
6.3.2. В исследовательской части акта экспертизы указываются:
- описание объекта экспертизы;
- ход изучения предъявленных заказчиком экспертизы документов, имеющих значение для формирования выводов;
- этапы проведения экспертизы с указанием методов исследования;
- сведения об использованных технических средствах измерений (поверенных, калиброванных), условиях их применения;
- краткая характеристика использованных устройств, материалов, режимов съемки и печати;
- сведения о нормативной и технической документации, протоколах испытаний и других документах, которыми руководствовался эксперт при разрешении задачи экспертизы;
- фактически установленные результаты проведения экспертизы в соответствии с поставленной задачей;
- оценка отдельных этапов экспертизы, анализ полученных результатов в целом;
- даты начала и окончания экспертизы, а для пищевой продукции, пило-, лесоматериалов и других материалов, имеющих определенные условия хранения и сроки перевозки, - дополнительно часы;
- причины невозможности решения отдельных вопросов в полном объеме, требуемом задачей экспертизы.
6.3.3. В выводах акта экспертизы указываются:
- однозначные и исключающие возможность двоякого толкования ответы на поставленные вопросы, соответствующие задачам экспертизы и не требующие дополнительных объяснений эксперта;
- причины, по которым невозможно было решить поставленный вопрос и дать на него ответ;
- установленные в процессе исследования выводы по не поставленным заказчиком экспертизы вопросам.
6.4. При проведении экспертизы экспертной организацией акт экспертизы регистрируется в этой организации, удостоверяется подписью ее руководителя и скрепляется печатью экспертной организации.
6.5. Не допускаются подчистки, помарки и незаверенные исправления.
7. Стоимость и оплата экспертных услуг
7.1. Стоимость услуг экспертов, экспертных организаций определяется в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 "Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" и распоряжением Правительства Москвы от 16 мая 2014 г. N 242-РП "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд города Москвы".
7.2. При определении стоимости услуг экспертов заказчикам следует руководствоваться принципом соразмерности стоимости услуг с ценой закупки, которую необходимо экспертно оценить.
8. Ответственность эксперта
8.1. Эксперт несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством, условиями заключенного с ним контракта, а также:
- за непредставление заказчику информации о допустимости своего участия в проведении экспертизы, в том числе отсутствии оснований для недопущения к проведению экспертизы;
- за предоставление некачественного/необъективного экспертного заключения;
- за указание в экспертном заключении недостоверных сведений;
- за нарушение порядка проведения экспертизы, сроков начала и завершения работ, включая сроки подготовки экспертного заключения;
- за несоблюдение режима конфиденциальности или предоставление заведомо ложного экспертного заключения.
Приложение
к Порядку привлечения эксперта,
экспертной организации
при осуществлении закупки
Акт
экспертизы результатов, предусмотренных контрактом
N _____ от "___" __________ 20__ г.,
предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
"___" _________ 20__ г. г. Москва
I. Сведения о контракте
Номер реестровой записи из реестра контрактов в отношении заключенного контракта | Наименование предмета контракта | Обеспечение исполнения контракта* |
II. Сведения о заказчике, эксперте (экспертной организации),
объекте экспертизы
Заказчик | Эксперт | Наименование, описание и функциональное назначение объекта экспертизы | Сведения о предъявленной документации | Условия хранения объекта экспертизы, состояние упаковки, маркировочные данные |
III. Информация о ходе проведения экспертизы
N | Дата начала и окончания экспертизы (этапов экспертизы) | Этапы проведения экспертизы с указанием методов исследования | Оценка отдельных этапов экспертизы, анализ полученных результатов в целом | Фактически установленные результаты проведения экспертизы | Сведения об использованных технических средствах измерений, условиях их применения, их краткая характеристика | Сведения о нормативной и технической документации, протоколах испытаний и других документах, которыми руководствовался эксперт |
Мною, _____________________________________________________________________
(ФИО эксперта, должность, номер и срок действия аттестата
(при наличии)
по адресу _________________________________________________________________
проведена экспертиза результатов, предоставленных поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) ____________________________________________________________.
(наименование поставщика, должность, ФИО лица)
Представленные документы для принятия и оплаты товара (работы, услуги)
проверены, соответствуют/не соответствуют условиям контракта.
При проведении экспертизы выявлены/не выявлены факты ненадлежащего
исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Выявленные факты ненадлежащего исполнения контракта поставщиком
(подрядчиком, исполнителем):
Наименование выявленного факта нарушения | Пункт (раздел) контракта (технического задания), требования которого нарушены | Предложения по принятию мер по фактам нарушения |
Выявленные факты ненадлежащего исполнения контракта поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) позволяют/не позволяют принять результаты,
предусмотренные контрактом.
ВЫВОДЫпо заключению:
Принять/не принять результаты, предусмотренные контрактом.
Причины, по которым невозможно решить поставленный вопрос (отдельные
вопросы) и дать на него ответ:
1. ____________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________
В процессе исследования были сделаны выводы по не поставленным заказчиком
экспертизы вопросам:
1. ____________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________
_______________/_____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Примечания:
*в столбце указывается вид представленного обеспечения - банковская
гарантия или внесение денежных средств с указанием реквизитов таких
документов
**в столбце указываются документы - накладная, акт приемки, акт выполненных
работ и т.п.