Тематика и проблематика.




А.А. Блок «Двенадцать». Рабочие материалы для сочинений.

Композиция

Поэма состоит из двенадцати глав и построена по принципу кольца (кольцевая композиция). В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. В первой главе можно услышать многоголосие. В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати». Сходство первой и последней глав ещё и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой: «Чёрный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади – голодный пёс… Впереди – Исус Христос».

Кроме того, композиция поэмы построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка.

Конфликт

Традиционно конфликт поэмы «Двенадцать» трактуется как столкновение старого и нового мира, старой и новой России. При этом старую Россию символизирует буржуй, поп, голодный пёс, а новую – двенадцать. Однако сам Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме. Она имеет более широкий, философский смысл, в ней изображён разгул и столкновение стихий (народной, при родной, космической), а действие произведения происходит не столько в Петрограде 1918 года, сколько, как пишет поэт, «на всём Божьем свете». Конфликт поэмы – столкновение добра и зла, хаоса и гармонии, света и тьмы будущего и прошлого в самих людях, в каждом человеке.

Тематика и проблематика.

Центральная тема поэмы «Двенадцать» - судьба России. С каждым годом окружающая действительность всё очевиднее представлялась Блоку «страшным миром», который должен быть разрушен. Поэтому поэт принял революцию 1917 года как проявление живой стихии, разрушающей «страшный мир», современную мёртвую цивилизацию, которая, начавшись в России, преобразует всё мироздание. Но при этом проблема революции, революционного стихийного начала решена в поэме далеко не однозначно.

Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон. Никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придётся отвечать. Не удерживает от убийства и нравственное чувство, поскольку нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь всё дозволено. Не в состоянии удержать от тёмных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога, она тоже потеряна. Двенадцать, которые пошли «в красной гвардии служить», прекрасно это понимают:

Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

… Али руки не в крови

Из-за Катькиной любви?

Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом тёмных страстей, разгулом вседозволенности – такой предстаёт Россия в поэме «Двенадцать». Каким же, в таком случае, поэт видит будущее России (а шире – и всего мира) и как объяснить появление фигуры Христа в финале?

Возможно, в жестоком и кровавом разгуле народной, социальной стихии Блок увидел не только возмездие за «страшный мир», но и погружение в ад, в преисподнюю. Россия должна погрузиться на самое дно, пережить самое страшное, чтобы затем, через хаос и тьму, прийти к свету. И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме – образ Христа.

О нём написано очень много, существует множество трактовок финала произведения. Например, некоторые исследователи объясняли появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием Блока того, кто должен быть впереди красноармейцев. Другие говорили, что появление Христа в финале свидетельствует о восприятии поэтом революции как святой и спасительной (Христос благословляет происходящее). Третьи полагали, что эпизод, в котором двенадцать стреляют в Христа, доказывает осознание Блоком антигуманной сущности происходящего.

Сегодня уже нет необходимости доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала. Более того, образ Христа в произведении предугадывается с самого начала – с названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы, - это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идёт путём «надвьюжным»:

Так идут державным шагом –

Позади голодный пёс,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А. Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении – это прежде всего внутренняя борьба, преодоление человеком в себе тёмного и страшного.

Существует ещё одна достаточно убедительная и не противоречащая предыдущей трактовка финала. Анализируя это произведение, литературоведы Гаспаров и Петровский независимо друг от друга провели параллели между финальной частью блоковской поэмы и стихотворением Пушкина «Бесы»: совпадение стихотворного размера, текстовые переклички, образы метели, вьюги, ветра. Это наводит на мысль о значимости мотива бесовства в поэме.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

 

«Эй, пошёл, ямщик!..» - «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

 

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вот – теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой».

 

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали… «Что там в поле?» -

«Кто их знает? пень иль волк?»

 

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вон уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин-дин-дин…

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

 

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! Куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

 

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

А.С. Пушкин «Бесы»

Мотив бесовства в поэме действительно очень значим: действие поэмы происходит на перекрёстке («нечистое» место), снеговые столбы, которые появляются после убийства, в русской фольклорной символике – это разгул нечистой силы, образ пса также традиционно связан с нечистой силой. В таком контексте можно объяснить и появление Христа. В «Бесах» Пушкина изображается мир, свернувший с колеи; к финалу пространство стихотворения беспредельно расширяется и оканчивается безысходным зрелищем неисчерпаемого зла. В финале поэмы «Двенадцать» происходит такое же беспредельное расширение пространства. Но бесовскому разгулу у Блока противопоставлена «надвьюжная» фигура Христа. При таком прочтении Христос не благословляет происходящее, а изгоняет бесов. Это залог будущего нравственного возрождения героев поэмы (не случайно Петруха раскаивается в совершённом убийстве). Таким образом, разгул стихии способны преодолеть христианские ценности: сострадание, любовь и признание ценности каждой личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: