Цель и задачи практики
Учебная практика студентов специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог» является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ВО) для данной специализации определены следующие цели учебной практики:
1.1 практическая подготовка студента к осознанному и углубленному изучению общеобразовательных дисциплин;
1.2 получение студентом первичных профессиональных умений и навыков по выбранной специальности, возможности освоения студентом рабочей профессии, соответствующей профилю избранной специальности, а именно:
- ознакомление с работой транспортных предприятий и подразделений, органов контроля;
- знакомство со структурой и основными подразделениями ОАО «РЖД»;
Допускается учитывать время работы студента в студенческом отряде по направлению подготовки (специальности) в качестве учебной практики, при этом студент по окончанию работы в студенческом отряде должен предъявить руководителю учебной практики от выпускающей кафедры документ подтверждающий освоение им рабочей профессии с присвоением ему в установленном порядке квалификационного разряда.
Задачами учебной практики являются:
- углубление, систематизация и закрепление приобретенных теоретических знаний (акцентируя внимание на тех дисциплинах, которые являются базовыми по выбранной специализации);
- накопление и систематизация входной информации для освоения специальных дисциплин и дисциплин специализации;
- ознакомление с содержанием деятельности предприятия или организации, нормативной документации организации транспортного процесса – объекта практики по теме индивидуального задания;
|
- ознакомление с нормативной документацией по вопросам организации движения на железнодорожном транспорте;
Устройства и технические средства железных дорог
Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят:
- железные дороги и многочисленные предприятия технического, коммерческого и социального назначения;
- административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения;
- научные и учебные институты, академии и университеты, техникумы, лицеи, школы и дошкольные учреждения.
Для осуществления перевозочного процесса железные дороги в своем распоряжении имеют технические средства, такие как:
-подвижной состав;
- железнодорожные сооружения и устройства.
К подвижному составу относятся: вагоны, выполняющие основное назначение железнодорожного транспорта и занимающие одно из ключевых мест в работе железных дорог. Это нетяговый подвижной состав, состоящий из многочисленных типов и моделей грузовых и пассажирских вагонов различного назначения; - локомотивы, осуществляющие тягу поездов и маневровую работу.
Локомотивы включают в себя такой тяговый подвижной состав, как электровозы, тепловозы, паровозы, газотурбовозы, мотовозы, автомотрисы, электропоезда и дизель-поезда.
К железнодорожным сооружениям и устройствам относятся:
- железнодорожный путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования, отправления поездов и выполнения других операций;
сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров; - устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
устройства автоматики, телемеханики, связи и вычислительной техники для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
- сооружения для экипировки, ремонта вагонов и локомотивов и другой транспортной техники;
|
- устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и контактную сеть на электрифицированных линиях;
-устройства водоснабжения;
-устройства материально-технического снабжения и др.
Организация погрузочно-разгрузочных работ
Под организацией погрузочно-разгрузочных работ понимается комплекс мероприятий, которыми определяются место, состав, последовательность и продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций, род перерабатываемых грузов, способы их складирования и строповки, типы применяемых грузоподъемных и транспортных средств и способы их установки относительно друг друга и перемещаемого груза, а также состав звена рабочих, принимающих участие на погрузочно-разгрузочных работах.
Доставка получателям грузов своевременно и в сохранности в большой мере зависит от правильного выполнения грузовых и коммерческих операций на станциях отправления и назначения и в пути следования.
Планирование и организация грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте
|
Основные положения по организации грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте определены Уставом железных дорог. К грузовым относятся операции по погрузке и выгрузке вагонов, механизации погрузочно-разгрузочных работ и холодильному делу. К коммерческим относятся операции по подготовке грузов к перевозке, приему их железной дорогой, оформлению перевозочных документов, взиманию провозной платы, пломбированию вагонов, хранению грузов на станциях назначения до выдачи их получателям. Погрузку и выгрузку измеряют и учитывают в вагонах и в тоннах.
Для того чтобы полнее загружать вагоны и чтобы было удобно производить погрузку и выгрузку, отправитель подготавливает груз к перевозке: пакетирует, увязывает или затаривает, уплотняет легкие грузы (вату, хлопок, металлическую стружку) или частично разбирает машины, чтобы они занимали меньше места.
Для рационального использования грузоподъемности вагонов установлены технические нормы загрузки их разными родами грузов, обязательные для всех грузоотправителей. Отправитель завозит груз на станцию в установленный для него день. Тара должна быть стандартной и исправной. Приемосдатчик принимает груз, проверяет правильность его отправительской маркировки (надписи с указанием станций и дорог отправления и назначения, получателя) и краской наносит железнодорожную цифровую маркировку (порядковый номер в книге приема, число мест, номера дороги и станции отправления). После приема груза накладную пересылают в товарную контору, где производят расчет, получают с отправителя плату и выдают ему грузовую квитанцию.
Под погрузку подают технически исправные вагоны такого типа, в которых лучше всего перевозить данный груз. Приемосдатчик осматривает вагоны перед погрузкой, чтобы убедиться, что сохранность груза будет обеспечена. По окончании погрузки на двери крытых вагонов накладывают проволочные закрутки и в необходимых случаях пломбируют. На вагоны, погруженные на станции, накладывают пломбы дороги, а на погруженные отправителем — пломбы отправителя. Приемосдатчик составляет вагонный лист и пересылает его в товарную контору, откуда все грузовые документы на погруженные вагоны пересылают в техническую контору.
В технической конторе на каждый поезд, сформированный на станции, составляют натурный лист, который сопровождает состав до станции его расформирования. В натурном листе указывают номера всех вагонов состава, массу груза, коды станций назначения и другие данные. По натурному листу в технической конторе подбирают документы на все вагоны сформированного состава, запечатывают их в пакет, и в этом пакете они находятся в поезде до станции его расформирования.
Чтобы станция назначения своевременно подготовилась к приему груза, ей сообщают о подходе вагонов (грузов). По прибытии поезда осматривают вагоны, пломбы, люки. Перевозочные документы машинист передает в техническую контору. После их обработки документы на вагоны, прибывшие для выгрузки, передают в товарную контору, где их регистрируют в книге прибытия. Получателей уведомляют о прибытии грузов. Вагонные листы передают приемосдатчикам мест выгрузки. Приемосдатчики тщательно осматривают вагоны, поданные для выгрузки, проверяют пломбы и документы. В процессе выгрузки проверяют соответствие груза указанному в вагонном листе. После выгрузки приемосдатчики пересылают вагонные листы в товарную контору для окончательных расчетов с получателями, Выгруженные вагоны тщательно очищают.
Перевозку считают законченной, когда груз выдан получателю. Если грузы получают или отправляют через грузовые дворы железнодорожных станций, то при этом выполняют операции по оформлению документов, подготовке грузов к перевозке, приему или сдаче на станции, завозу-вывозу автотранспортом, расчетам за перевозки и др. Такие операции называют транспортно-экспедиционными.
Основная масса грузов в вагонах подается на подъездные пути предприятий и организаций. Погрузка вагонов производится главным образом также на путях предприятий, где разгрузка ведется силами и средствами грузовладельцев. На местах общего пользования (на грузовых дворах) загружают и разгружают вагоны и автомобили, как правило, железные дороги своими средствами.
На местах общего пользования станций основная масса грузов перегружается механизированными дистанциями погрузочно-разгрузочных работ, находящимися в подчинении отделений дорог. Эти дистанции имеют парк подъемно-транспортных машин, инвентарь, тележки, домкраты, мастерские и гаражи. Основными подъемно-транспортными машинами являются электрокозловые краны грузоподъемностью от 5 до 30 т и более, мостовые краны, автопогрузчики грузоподъемностью 5—10 т, электропогрузчики (грузоподъемностью 0,75—1,5 т, ковшовые экскаваторы, одноковшовые погрузчики, пневматические разгрузчики. Механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ подразделены на производственные участки, каждый из которых выполняет работы на одной или нескольких станциях.