Противоречия глобализации и российские рыночные реформы




Процесс глобализации имеет два аспекта - политический и экономический. Если глобализация выходит за рамки конвергентного единства экономики и политики, она становится политизированной, т.е. преобразующейся в политические межгосударственные союзы.

Наш анализ проблемы соотношения экономики и политики применительно к мировому капиталу резко продвинула вперед военная акция НАТО в Югославии. Почему США (совместно с НАТО) сочли себя вправе применить военную силу для подавления коммунизма и насаждения демократического общественного строя? Это стало возможным, по нашему мнению, вследствие того, что процесс глобализации на современном этапе тождествен утверждению в мировой экономике монопольного положения финансового капитала развитых стран во главе с США, причем мировой финансовый капитал представлен бюджетно-денежными структурами и не включает сколько-нибудь целостной интеграции национальных инвестиционных денежных систем. Такая интеграция переживает лишь начало своего становления.

Политизированная глобализация характеризуется потенциальной неустойчивостью. Можно выделить слагаемые такой неустойчивости. Во-первых, это интеграция национальных бюджетно-денежных систем при высокой степени зависимости национальных бюджетов от мирового ссудного капитала. Во-вторых, это монополизация мировой экономики капиталами США и других развитых западных стран. В-третьих. это обособление государственных структур от общества и экономики и стремление к совмещению экономического и политического лидерства как на национальном, так и на мировом уровне. В-четвертых, это сочетание процессов углубления целостности мирового рынка как валютно-денежного оборота с упрощением и фрагментарностью его финансовой составляющей, причем на национальном уровне происходит квазирыночная трансформация финансовой системы.

За примерами далеко ходить не надо. В России за годы реформ de facto сложилась трехуровневая финансово-денежная система: Министерство финансов - Центральный банк - коммерческие банки. Такая структура внутренних финансов являет собой как бы проекцию мирового финансового капитала во главе с международными финансовыми институтами (Международным валютным фондом. Всемирным банком). Но и таком случае она ставит государство в оппозицию к национальному финансовому капиталу, особенно крупному. Государство явно стремится к огосударствлению инвестиционной деятельности, как минимум к сохранению своих лидирующих позиций по отношению к финансовому капиталу.

Деполитизировать процессы глобализации вполне возможно, но для этого мировоп рынок необходимо усложнить, введя в него национальные рынки на правах относительно автономных компонентов. Мировую экономику и ее национальные компоненты должно связывать соподчинение, в то время как обе формулы глобализации, о которых говорилось выше (Вашингтонский и пост-Вашингтонский консенсусы), выражают подчинение национальных финансовых капиталов мировому финансовому капиталу, национальных экономик - мировому рынку. Действует упрощенная схема: мировой финансовый капитал ограничен в своем развитии доминантной функциеи денежного капитала (это просто мировые деньги), национальный финансовый капитал поставлен в тиски бюджетно-денежной системы. Первая задача такой схемы - подчинить внутренние финансы мировым, вторая - преодолеть автономию внутреннего рынка. Неизбежным итогом действия изложенной схемы оказывается политизация.

Что значит усложнить схему мирового рынка? Речь идет о развитии дополнительного по отношению к мировому валютно-денежному обороту (денежному контуру по X. Минскому) мирового инвестиционного оборота (финансового контура в формулировке Минского), включающего оборот долговременных финансовых активов и вза имную метаморфозу финансов и денег. Развитие мирового инвестиционного оборота конечно, связано с интернационализацией инновационных процессов и обострением конкуренции технологий, но здесь есть самостоятельный ракурс глобализации, а имен-но, развитие базисной роли финансового капитала, которая нуждается п сосдине-нии относительно автономных валютно-денежного и инвестиционно-денежного оборотов.

Тем самым на повестку дня встала проблема внутреннего рынка как компонента развития мирового капитала, ибо инвестиционно-денежный оборот может быть от-делен от валютно-денежного исключительно вследствие укорененности национального фнансового капитала в реальном секторе экономики. Сказанное означает, что полнота проявления всех функций мирового финансового капитала (денежной и инве-тиционной) парадоксальным образом связана с развитием национальных рынков, в известном смысле - как контртезы мировой экономики, но одновременно и как очень важного ее компонента. При этом в силу погружения финансового капитала в коп-текст исторических особенностей различных государственных образований открываются возможности самых разных вариантов взаимодействия денежных и финансовых отношений, экономики и политики. Развитие мирового рынка обогащается всеми факторами, которые только может повлечь в процессы глобализации конвергенция на мировом и национальном уровнях.

Противоречие между государством и рынком не разрешается, если мировой финансовый капитал ограничен валютно-денежными оборотами или, что то же, денежным контуром. Во-первых, финансовый капитал монстизируется: резко усилиливаются его собственно денежные функции (денежный контур), для которых просто необходимы конвертируемость национальных валют и поддержание устойчивых валютных курсов. При этом соединяются вместе приоритет мирового рынка по отношению к национальной экономике в силу бюджетной зависимости государства от международных финансовых институтов, а также денационализация рынка, который зависает над государством именно потому, что имеет опору в своей зависимости от мирового рынка. Этот момент нужно иметь в виду, когда мы пытаемся осмыслить довольно большие сроки, на которые международные финансовые организации выдают валютные кредиты. Например, половину валютных кредитов Россия полу-чила на срок от года до трех, а вторую половину - на более длительные сроки [3, с.б]. Мировой капитал кредитует российское правительство в рамках интеграции бюджетно-денежных систем, сам по себе этот процесс не ведет к углублению ин-теграции инвестиционных денежных систем. Во-пторых, противоречие между эко-номикой и государством даже усиливается, несмотря на попытки его снятия (эффект болота). Политические союзы формируются вокруг основных стран-кредиторов, что ведет к монополизации мирового рынка, а значит, и к обострению экономических и политических конфликтов.

Что касается России, то вполне очевидно подчинение ее национальной бюджетной политики требованиям МВФ к ВБ, а экономики в целом - бюджетной политике. Надо поддчеркнуть, что отрицательным фактором внутреннего развития нашей страны явяется не столько содержание требований к бюджетной политике, сколько за-мещение последней экономической политики в целом. Именно это обстоятельство стимулирует изменение общественно-политических приоритетов российских реформ в сторону замедления рыночной трансформации и увеличения масштабов государственного регулирования на принципах бюджетного финансирования. Такая ситуация очень опасна для перспектив системной эволюции социализма, ибо российский рынок пока не создал рыночного аналога социалистической бюджетно-денежной системы. Недостаток последней состоял в том, что свойственный ей примат кредитных денег (а в них - долговременных инвестиционных кредитов) обеспечивался исключительно бюджетом, т.е. доходом, а не капиталом. В условиях же развитого рынка кредитные обороты должны быть укоренены в формировании единой денежной иныестиционной системы страны на базе структур и институтов финансового капитала во главе с ним.

Бюджет - не только финансовый фокус современной российской экономики, как это было и социалистическую эпоху, когда действовала связка "Госплан-Минфин". Это -общеэкономический фокус. В результате чего затрудняются рыночная трансформация и становление ее рыночного базиса - финансового капитала. Как следствие наметилось возвратное движение к социализму не только п качестве опасной перспективы, но практически в виде накопления прежних, присущих социализму структурных и институциональных особенностей общественного производства: "рост производства товаров промежуточного назначения, насыщение отдельных секторов экономики дешевыми кредитными ресурсами, как следствие этого оживление инвестиционной активности и дальнейшее сокращение производства потребительских товаров (хотя девальвация создала идеальные условия для наращивания их производства) при прогрессирующем снижении уровня потребления населением товаров и услуг" ¦3. с. 6, 7].

Нормальная рыночная среда предполагает полную реализацию всех аспектов финансового капитала. А это означает, что разрешение противоречия между рынком и государством опирается на процесс обрастания как экономики, так и государства своими системами - своими институтами, своими структурами, своими воспроизводственными механизмами. Именно системность трансформирует связь рынка и государства в конвергентные отношения финансового капитала и государства. Причем конвергептность этого рода, о чем мы говорили выше и подчеркнем еще раз, должна быть присуща как мировому, так и национальному уровню, т.е. должна иметь и внешнюю, и внутреннюю сторону. Ибо в рамках общего приоритета мировой экономики по отношению к национальной в части финансового контура национальная экономика имеет приоритет по отношению к мировой.

Что касается России, то МВФ просто не замечает этой ситуации, хотя его финансовые ресурсы близки к исчерпанию, а это требует качественно новых решений п направлении развития воспроизводственной базы мирового финансового капитала. И здесь главное слово за внутренним рынком. Вместе с тем в политике российского правительства отсутствует установка на базисную функцию финансового капитала. который должен был бы формировать инвестиционную денежную систему страны. Не проработана также конвергентная функция финансового капитала'. В развитой рыночной макроэкономике именно он обязан создать систему рыночных субъектов. противостоящих государству. В частности, вместо чисто политических интриг российские олигархи, продолжая поддерживать те или иные политические партии, могли бы направить свои усилия и финансовые ресурсы на непосредственное решение стратегических проблем рынка. Одновременно государственный аппарат мог бы исходить из стратегических социально-политических приоритетов регулирования рынка. Это означало бы использование конвергентных механизмов, объединяющих экономику и государство в ходе рыночных реформ.

Итак, глобализация включает не абсолютную открытость национальных экономик. а относительную. Речь идет не о полноте открытости, а об ее отношении к внутреннему рынку - это открытость пространства внутреннего рынка как целосч нести. Подчеркнем: главное состоит в том, что режим открытости устанавливается в алгоритме общей рыночной трансформации национальной экономики. Алгоритм внутренней рыночной трансформации - существенное качество глобализации как процесса формирования мировой экономики с помощью механизмов конвергенции между экономическим и политическим полюсами мирохозяйственных связей. Исходя ш сказанного. можно предположить, что рыночная трансформация существует не только как проблема цостсоциализма. а представляет собой оборотную сторону глобализации. Это значит, что глобализация есть форма развития рынка на синергетических принципах самоорганизации, вовлекающей в этот процесс все сферы и все институты как национального, так и мирового сообщества.

Поскольку финансовый капитал пока не стал новым рыночным базисом российской экономики, нет оснований ожидать качественного скачка в рыночную макроэкономику. России грозит повторение пройденного - новая волна экстенсивного экономического роста n ближайшее десятилетие. Таково мнение многих аналитиков, с которыми можно согласиться. Выбывает возражение заново провозглашаемая и столь же необоснованная стирая модальность: «Такой длинный период "экстенсивного" роста должен завершиться изменением соотношения между темпами роста инвестиций и потребления». Как известно, первая волна индустриализации и на ее основе экстенсивное развитие социалистического общественного производства закончились экономическим спадом и началом рыночных реформ. Что же дает основание считать, что возрождение аналогичных принципов экономического роста получит иной финал?

Авторы доклада, на который мы ссылаемся, во главу угла ставят два момента, определяющих перспективу экстенсивного экономического роста: длительный экономический спад, вызванное им ускоренное старение основного капитала и, кроме того, неизбежное в силу неравномерного распределения собственности преобладание крупных инвесторов. На наш взгляд, такого рода рассуждения объединяют традиции социалистической плановой экономики, в которой тоже преобладали крупные инвесторы, и логику рыночной микроэкономики, экономики фирмы, как ее называл Кейнс. Российская экономика, между тем, имеет такую степень зрелости, когда переход к рыночной макроэкономике предопределен.

Рыночная макроэкономика обладает гораздо большим, чем микроэкономика, потенциалом ускорения инвестиций, так как ей присущи противовесы инфляционному инвестиционному буму. Мы имеем в виду систему кругооборотов финансового и производительного капиталов и дохода, лежащих в основе макроэкономического рыночного равновесия. Очень важно, что в него включен доход в качестве одного из постоянных направлений инвестирования. Рост доходов обусловливает рост сбережений нследстние того, что все компоненты дохода включены в банковские обороты. С точки зрения финансовых источников повышения уровня жизни это имеет не меньшее, если не большее, значение, чем развитие мелкого и среднего бизнеса. Что касается роли крупного капитала, то его сила в том, что он служит конструктивной основой экономических структур - уровней экономики и соответствующих институтов.

Сказанное заставляет рассматривать рыночные реформы и РОССИИ с позиций глобализации как внутреннего для России явления. Это предполагает ее анализ в аспекте взаимодействия распределений капитала-собственности и капитала-функции. Так, мы уже говорили, что конструктивной основой макроэкономики является система кругооборотов финансового капитала, производительного капитала и дохода. Последнее означает, что достигли зрелости, а значит, и автономности статистические распределения капитала-собственности и капитала-функции.

Советская экономика обнаружила полную зрелость статистического распределения проилюдительного капитала (в его социалистической форме основных производственных фондов) уже в 60-х годах: была сформирована парабола (заданная на положительных значениях координат парабола второй степени) отраслевого распределения реального капитала, сложенного из трех комплексов Отраслей - сырьевого, топливно-энергетического; инвестиционного; потребительского [4-6]. Это обеспечивало целостность и самодостаточность внутреннего рынка, которая в условиях социализма проявлялась нс в оптимизации предложения и спроса на основе цен равновесия, а в плановом регулировании производства на основе оптимизации межотраслевого баланса ВВП. Вместе с тем был заблокирован переход в режим рыночной макроэкономики, так как отсутствовала частная собственность и не могла сложиться основа кругооборота финансового капитала в виде. целостного и автономного распределения капитала и дохода, которое в рыночной макроэкономике имеет вид гиперболы. На решение этой задачи была объективно сориентирована массовая приватизация.

Системная эволюция социализма в рыночную макроэкономику была подготовлена частичными внутрисистемными преобразованиями, которые призваны были удержать распад социализма, но они же обусловили патологические трансформации параболы распределения реального капитала, которые сделали невозможным экономический рост в рамках социализма. Так, перед реформой распределение реального капитала стало устойчиво инфляционным, поскольку ось симметрии нопой параболы (образо ванной старой параболой, и которую оказалась вписанной дополнительная парабола распределения-индустриальных отраслей) проходила не между капиталоемкими и трудоемкими отраслями, что важно для оптимизации межотраслевого баланса ВВП между индустриальными комплексами отраслей.

Пример России подводит к мысли о том, что соотношение национальной экономики и мирового рынка имеет внутренние структурные основания в развитии институтов капитала-собственности и капитала-функции, и эти основания можно определить xoтя бы приблизительно. Если для мировых лидеров это очевидно, так как глобализация вытекает из условий функционирования рыночной макроэкономики, то для других стран, где идет развитие в том же направлении, встает вопрос о внутренней мере и. продвинутости на этом пути как условии выбора формулы глобализации.

• Воспроизводственный взгляд на формулы глобализации

Если провести сравнение формул глобализации как разных систем общественного производства, исходящих из последовательно или, наоборот, непоследовательно вы держанного приоритета распределения капитала-собственности, то формула Ватшинг-тонского консенсуса представляет систему формирования внутреннего рынка, целико вырастающего из распределения капитала-собственности. В практическом плане речь идет о массовой приватизации. Отраслевая структура реального капитала подстраи-вается к соотношению экспорта и импорта. Она испытывает сильное влияние внеш-них инвестиций в части их воздействия как на динамику и структуру капитальных ресурсов производства, так и на пропорции между капиталом и доходом. Логично, что интенсивность насыщения экономики реальными капиталами будет тем выше, чем мельче сеть, переплетающая элементы капитала-собственности и капитала-функци, ради тесноты связей этого рода государство должно поощрять спонтанный рынок ограничивать свои функции обеспечением финансово-денежной стабильности.

В рамках формулы пост-Вашингтонского консенсуса предполагается, что государство формирует распределение реального капитала как систему целостного внутрсн него рынка параллельно с развитием открытой экономики на базе относительно авто-номного распределения капитала и дохода. Тем самым оно ограничивает масштаб действия мировых критериев эффективности и скорость вытеснения внутренних цен мировыми. Как долго может продлиться такое ограничение, зависит от многих причин.

Согласно Вашингтонской и пост-Вашингтонской формулам, возникает проблема балансовой увязки эффективности финансового капитала и производительного капи тала. Проблема получает разрешение либо в форме взаимодействия мирового и внут-реннего рынка в нервом случае, либо в форме взаимодействия секторов (государс венного и рыночного) национальной экономики по втором случае. Соответственно соотношение стратегического и текущего ракурсов экономики переносится в npoст-. ранство центров мировой экономики. При этом интеграция экономики как систем центров мирохозяйственных связей обусловливает необходимость отражения и экоио мических мировых стратегиях тенденции к выравниванию эффективности разных функциональных капиталов.

Для самого центра это жизненно важная проблема, как и для всякой большой самодостаточной экономики с выраженными структурами макроуровня. Дело в том что оборот финансового капитала в развитой макроэкономике тем более стабиен (обладает динамикой со сглаженными циклами), чем устойчивее соотношение капитала и дохода, а значит, чем ближе оно к своему пределу. (Необходимость соответствующей тенденции Кейнс сформулировал в виде равенства мультипликаторов инвес-тиций и дохода.) Стабильность данного рода в свою очередь требует направленности общественного производства на формирование устойчивого нейтрального (но уровню) капиталоемкости) типа экономического роста. Его воспроизводственным фундаментом. и является нормальная (второй степени, заданная на положительных значениях координат) парабола распределения производительного капитала, которая служит воспроизводственным механизмом, преобразующим систему национального капитала в общественную кооперацию живого труда и соединяющим действие критериев эффективности капитала с действием критериев производительности труда, а значит, с уровнем дохода. С учетом этой предпосылки предельная эффективность производительного капитала складывается относительно автономно под влиянием естественной для рынка ориентации инвестиционного спроса на максимизацию ожидаемой прибыли. Но этот спрос ограничен сверху финансовым капиталом и конъюнктурой денежных и фондовых рынков, а снизу-инфляционными параметрами, испытывающими определяющее воздействие со стороны дохода. Таков смысл кейнсианского равновесия трех критериев - банковского процента, предельной эффективности производительного капитала и нормы сбережения к доходу.

Кейнс не увязывал строго макроэкономическое равновесие с кругооборотами и оборотами разных функциональных капиталов - финансового, производительного и дохода - и распределениями, лежащими в их основании, хотя внимательное чтение открывает такого рода методологическую перспективу. Нам представляется, что кейнсканская теория в принципе раскрывает закономерности и современного мирового рынка. взятого в разрезе интеграционных центров, и, соответственно, закономерности национальной экономики высокого индустриального уровня (на переходе от индустриальной экономики к постиндустриальной), обладающей как самодостаточностью в смысле сложившейся системы кругооборотов и оборотов финансового и производительного капиталов и дохода, так и лидирующей позицией внутри региональной нтеграции. Не случайно страны, входящие в региональную интеграцию, всегда привязаны к валюте своего лидера - и не столько потому, что она устойчива, сколько в силу ее роли стоимостного эквивалента и носителя мирового уровня эффективности.

Открытость экономики с точки зрения вхождения в режим глобализации для стран -нe лидеров начинается с открытости по отношению к региональной валюте, чго одновременно означает опережение развития финансового капитала по сравнению с производительным. Это может повести к утрате политической самостоятельности, о фатальной неизбежности нет здесь. Во-первых, участие в финансовой интеграции положнтельно воздействует на внутренний рынок, создавая новые стимулы и обеспечивая его дополнительными финансовыми ресурсами. Во-вторых, подключается участие национальной экономики на еще одном уровне глобализации - в рамках международиых кластеров. Формирование финансово-производственных международ-ныx ассоциаций разного типа. с одной стороны, снимает национальные экономические границы, но с другой - находит меру этого процесса в максимизации эффективности эиономики и в ее конкурентоспособности на мировых рынках.

Для России не подходит пост-Вашингтонская альтернатива глобализации, так как у нас нет возможности создать параллельные сектора открытой и внутренней экономики. например но китайскому образцу, ибо в этом случае вхождение в режим глобализацнн сочетается с первичным формированием внутреннего рынка как цело-шетн. Но точно так же не годится и Вашингтонская альтернатива, поскольку возможно осуществить на принципах полной, не скорректированной алгоритмом ры-ночной трансформации, открытости экономики рыночную трансформацию произ-водительного потенциала, обладающего целостной, глубоко индустриальной и при том инфляционной структурой. Оба подхода "выводят из игры" на деле существую-ий внутренний рынок как целостность. Нам могут возразить, что внутренний рынок России представлен институтами квазирынка. Да, это так, но квазирыночные ин-ституты можно рассматривать как специфическую форму рыночных институтов перходной экономики. А главное состоит в том, что существует целостность внут-ренисй экономики, пусть даже это квазицелостность.

Дело в том, что вновь создаваемая парабола распределения производительного капигала должна быть как-то соотнесена с уже существующей. Опыт реформ покавает, что традиционные отрасли обладают мощной инерцией, реализуемой в формах теневой экономики. Кроме того, создаваемый посредством приватизации финансовый капитал не свободен от параболы производительного капитала. Это приватизация доходов, формируемых в недрах производства в виде стоимости реализованной продукции, или приватизация производственных финансовых активов, или присвоении бюджетных ресурсов, в свою очередь тесно связанных с производством. Непосредственно деньги в качестве особой формы финансового капитала составляют его часть наряду с банковско-промышленными акционерными капиталами и доходом. инвестированным в малый и средний бизнес, который также недостаточно локализован от исходной параболы,.унаследованной от социализма. Сформированный в процессе приватизации и либерализации экономики России капитал-собственность сразу же был образован как целостность на базе гиперболического распределения, вписанного, однако, и исходную параболу капитала-функции, причем тоже как целостности, хотя и представленной формами квазирынка (теневая экономика, сильные позиции бюджетного инвестирования).

Таким образом, если главным акцентом своей экономической политики российское государство выбирает финансово"денежную стабильность (что равнозначно формуле Вашингтонского консенсуса), оно приходит к разрушению целостности внутреннего рынка и к деградации отраслей инвестиционного комплекса. Неизбежность негативного эффекта вытекает и из формулы пост-Вашингтонского консенсуса. Если государство пытается совместить регулирование инфляции с непосредственным управлением общественным производством на базе мер бюджетного финансирования и специального регламентирования банковских кредитов в реальный сектор при одновременной поддержке традиционных производств таможенной политикой, происходит резкое замедление глобализации. Это чревато потерей механизмов формирования рыночной макроэкономики, а значит, невозможно будет сохранить относительную автономию распределений капитала-собственности и капитала-функции, так же как невозможно будет удержать примат финансового капитала. Перспективы такого развития негативны.

Российские реформы слишком надолго задержались на стартовой Вашингтонской формуле глобализации. Свойственный ей отрыв финансовой глобализации от внутреннего рынка (эти процессы разнесены во времени) привел к противоречию между финансово-денежными структурами макроуровня и общественным производством, не вовлеченным в макроэкономическое рыночное равновесие. Данное противоречие (микро- и макро-) блокирует рыночную трансформацию и понижает возможности выхода из экономического спада.

Очень кратко вывод из всего сказанного можно сформулировать следующим образом. Если идет становление рынка макроэкономического типа (по Кейнсу). как это имеет место в России, необходимо соединение внутренней рыночной трансформации с глобализацией, вовлекаемой в алгоритм рыночной трансформации. Формула такой глобализации - конвергенция финансового капитала и государства как на мировом, так и на национальном уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евстигнеева Л.П.. Евстигнеев Р.И. Экономическая глобализация и постмодерн // Общественные науки и современность. 2000. № I.

2. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Трансформационный потенциал российской экономики // Общественные науки и современность. 1998. № 2. С. 10, 16.

3. Фонд "Бюро экономического анализа". Информационно-аналитический бюллетень. 1999.М» 15.

4. Промышленность СССР. М., 1964.

5. Промышленность СССР. М., 1976.

6. Промышленность СССР. М., 1983.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: