Глава 2. Василий Павлович Соловьёв-Седой




Советский русский композитор. Один из самых значительных композиторов-песенников в России XX века. Герой Социалистического Труда (1975). Василий Соловьев родился 25 апреля 1907 года в городе Санкт-Петербург. Отец, Павел Павлович, служил главным дворником Невского проспекта. Мать, Анна Федоровна, работала горничной у знаменитой певицы Анастасии Вяльцевой, которая подарила ей граммофон и грампластинки со своими песнями. Псевдоним «Седой» произошел от детского прозвища из-за очень светлых волос.

2.2 Детство и юность. Первыми музыкальными инструментами, на которых в мальчишестве научился играть Василий, были балалайка (драгоценный подарок отца) и гитара. Летом у Васи волосы совсем выгорали от солнца, и отец ласково называл его седеньким или седым. Дворовым мальчишкам кличка «Седой» понравилась, и с тех пор Василия только так и стали называть. Первыми «классическими» музыкальными впечатлениями Соловьёва-Седого стали походы в Мариинский театр, куда его водил виолончелист оркестра театра Н.Сазонов., живший в их доме. Там мальчик слышал «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова, выступления Ф. И. Шаляпина в операх «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и «Севильский цирюльник» Дж. Россини. В 1923 году Соловьёв-Седой окончил единую трудовую школу.К фортепиано Василия приобщило немое кино. В соседнем доме открылся маленький кинотеатр «Слон», где крутили фильмы. Заметив у экрана диковинку - пианино, Василий упросил киномеханика разрешить ему попробовать клавиши и быстро подобрал по слуху «Светит месяц».

Восхищенный механик позволил ему ежедневно по утрам присаживаться к инструменту, а Василий за это помогал таскать киноленты, «прокручивать» их, помогал убирать зал. Такие занятия очень помогли Василию Павловичу, когда после революции и смерти матери он с 1925 года занялся музыкальной импровизацией в кинотеатрах, затем в художественной студии сопровождал уроки гимнастики, а позднее и на радио - также сопровождал передачи радио-гимнастики.

2.3 Творчество. Впервые Василия Павловича заметили, как композитора-песенника на ленинградском конкурсе массовых песен, организованном ленинградским отделением Союза советских композиторов в 1936 году. Первой премии были удостоены его песни «Парад» на слова А.Гитовича и «Песня о Ленинграде» на слова Е. Рывиной. Окрыленный успехом, он стал активно работать в песенном жанре. Песни Соловьева-Седого запели известные певцы. (всего написал свыше 400 песен). Но молодой композитор писал в разных жанрах, В 1938 году начал писать музыку для кино (в общей сложности озвучил более 40 фильмов). В 1940 году в Ленинграде и в 1941 году в Москве состоялись премьеры балета Соловьёва-Седого «Тарас Бульба».

Отгремела военная гроза. Соловьев-Седой вернулся в свой родной Ленинград. Послевоенное время (до начала 1960-х гг.) - годы творческого расцвета Соловьёва-Седого. Немало превосходных песен написал Соловьев-Седой для кинофильмов. Сойдя с экрана, они сразу же были подхвачены народом. Таковыми стали песни «Пора в путь-дорогу», «Потому что мы пилоты» из к/ф «Небесный тихоход» (1945год), В 1945 году композитор был награждён орденом "Красная Звезда". Сочинив песню "Где же вы теперь, друзья-однополчане?", Соловьев-Седой повел от неё цикл, назвав его поначалу "Возвращение солдата", потом уже найдя более общее, эпическое наименование - "Сказ о солдате". Цикл впервые исполнила К. Шульженко в ноябре 1947 года. В 1955 году на экраны вышел фильм «Максим Перепелица». Песни из этого фильма, созданные Соловьевым-Седым на слова М.Дудина, стали не просто известными. Одна из песен «В путь» стала самой популярной строевой в Советской Армии. В 1956 году им была написана песня «Подмосковные вечера». Она была одной из пяти песен, которые создали музыкальный фон хронико-документального фильма «В дни спартакиады» о первой спартакиаде народов СССР. Соловьев-Седой оценивал её как очередную хорошую песню - не более. Он искренне удивился, когда песня «Подмосковные вечера» удостоилась первой премии и Большой золотой медали на международном конкурсе песен, который проводился в дни Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве летом 1957 года. «Подмосковные вечера» стали песней-символом России для всего мира. В фортепианном исполнении они звучали на концертах знаменитого американского пианиста Вэна Клайберна.

Известный деятель английского джаза Кенни Болл сделал джазовую аранжировку песни Соловьёва-Седого и выпустил пластинку с записью под названием «Полночь в Москве». Когда в 1966 году молодой советский вокалист Эдуард Хиль на Международном конкурсе эстрады в Рио-де-Жанейро пел «Подмосковные вечера», зрительный зал подхватил песню со второго куплета. В 1959 году Соловьеву-Седому была присуждена Ленинская премия за песни «В путь», «Вёрсты», «Если бы парни всей земли», «Марш нахимовцев» и «Подмосковные вечера». Но, как и в годы войны, композитор не мог долго оставаться в тиши своего кабинета. Его тянуло к новым местам, к новым людям. Василий Павлович много ездил по стране и за рубеж. Эти поездки давали богатый материал для его творческой фантазии. Так, будучи в 1961 г. в ГДР, он написал вместе с поэтом Е. Долматовским волнующую «Балладу об отце и сыне». В основе «Баллады» лежит действительный случай, происшедший у могилы солдат и офицеров на территории Западного Берлина.

Поездка в Италию дала материал сразу для двух крупных произведений: оперетты «Олимпийские звезды» (1962) и балета «В порт вошла «Россия» (1963). Ярким песенным мелодизмом проникнуты также оперетты композитора. Лучшие из них — «Самое заветное» (1951), «Восемнадцать лет» (1967), «У родного причала» (1970) — были с успехом поставлены во многих городах нашей страны и за рубежом.

В драматическом и кукольном театре композитор написал музыку к двадцати четырем пьесам. В кино Соловьев-Седой был автором музыки более чем в пятидесяти фильмах. Композитором создано несколько песенных циклов: «Сказ о солдате», «Северная поэма» в 1967 году, «Светлая песня» в 1972 году, «Мои современники» (1973-1975). В шестидесятые годы 20-го века Соловьёва-Седого тревожило проникновение в советский духовный мир массовой западной культуры. Он писал в те годы: «За рубежом сейчас много пишут и говорят о массовой культуре, о том, что народу чужда и недоступна подлинная культура: Рафаэль и Бетховен, Шекспир и Петрарка, что народу нужны битлы, комиксы, дайджесты, вестерны, то есть весь тот суррогат искусства, который легко усваивается, легко одурманивает и легко оболванивает... Я не против гитары, не против самодеятельности, не против менестрелей и бардов. Но я решительно против того, чтобы нашей молодёжи навязывали косноязычность, блатной лексикон, хриплый шепоток, музыкальный примитив» - говори Соловьев-Седой.

Приветствуя Василия Павловича в день его 70-летия, композитор

Последние годы жизни композитор работал не столь интенсивно, как раньше так как тяжело болел, но болезнь не помешала ему отметить 70-летие в 1977 году.

2.4 Вечер на рейде. Летом 1941 года фронт стремительно продвигался к Ленинграду. Вокруг города строили оборонительные сооружения, промышленные предприятия эвакуировали за Урал. Было принято решение отправить подальше от войны крупных деятелей культуры, которые не были призваны в армию.Композитор Соловьев – Седой тянул до последнего, очень не хотел уезжать из любимого города. Вместе с другими ленинградцами он каждый день выходил на субботники. Работы проходили в порту, который носил название «Лесной».

Шел конец августа 1941 года. Стоял чудесный тихий вечер. После окончания работ по погрузке бревен, уставшие люди собирались отправляться на отдых, как вдруг вдалеке услышали тихие звуки гармони. Грустная мелодия звучала с одного из военных кораблей, стоявших на рейде. Один из моряков наигрывал, а мелодия неслась по зеркальной воде залива. Было так чудесно на душе от того, что не слышно грохота налетов вражеской авиации. Хотя тишина эта была очень тревожной.

Композитор, услышав печальную мелодию, обратился к своему товарищу, поэту Александру Чуркину:

- А вот бы написать песню про этот чудесный вечер, про эти корабли!

Видимо, в голове композитора уже начинала складываться мелодия. Чуркин под впечатлением от чудного августовского балтийского вечера всего за одну ночь сочинил стихи. На следующее утро товарищи вновь приехали в порт, но корабля, с которого накануне раздавалась прощальная мелодия, уже не было видно. Ночью он ушел в море. Композитор и поэт впервые на берегу залива исполнили песню «Вечер на рейде». Тоской и печалью были пронизаны ее звуки, потому что назавтра товарищам необходимо было покинуть город. Было это 22 августа, а 23-го сомкнулось блокадное кольцо. Не суждено было песне, созданной в героическом городе, прозвучать в нем со сцены для широкого слушателя.

В. П. Соловьев – Седой был эвакуирован в Оренбургскую область, в город Чкалов. Именно там впервые была исполнена песня «Вечер на рейде». Хотя сначала она очень не понравилась товарищам по перу. По мнению коллег — композиторов, стране нужны были героические произведения, зовущие на бой. А «Вечер на рейде» был уж слишком лиричен. В Оренбург композитор прибыл вместе с артистами оперного театра. Весь коллектив очень печалился о любимом городе, и с энтузиазмом принял новую песню.

Театр создал фронтовую концертную бригаду для выступлений в действующих частях. Ансамбль получил название «Ястребок». Вместе с профессиональными артистами свою песню на концертах исполнял и автор. Впервые на фронте «Вечер на рейде» исполнялся под Ржевом. Лирическая напевная мелодия так полюбилась бойцам, что они записали слова, и песня полетела по полкам и батальонам. Удивительно, что, не имея возможностей современной связи, солдатская почта разносила новые, полюбившиеся песни, моментально по всем фронтам. Горечь расставания с родными местами, выраженная в песне, была понятна всем. А огромная внутренняя сила, переданная в музыке, звала людей на защиту любимой Родины.

Дошел «Вечер на рейде» и до родного города. Песня, ставшая добрым товарищем для ленинградцев в трудные голодные дни, помогала людям выжить. Почти ежедневно она звучала по ленинградскому радио в исполнении Центрального ансамбля Военно – Морского Флота СССР.

Большой успех «Вечер на рейде» имел во время гастролей Ансамбля в Москве. Песня неоднократно была записана на грампластинки, исполнялась лучшими артистами нашей страны. Партизаны Крыма также узнали и полюбили новую песню. Но исполняли ее по – своему: «Прощай, любимый город! Уходим завтра в горы!». Понеслась песня не только породной стране.

О ней узнали итальянские борцы сопротивления и сочинили свои слова о черноглазой красавице — партизанке, героически боровшейся за свободу Италии. За создание песен, в числе которых был и «Вечер на рейде», композитор Соловьев – Седой в 1943 году был отмечен Сталинской премией. Придет день Великой Победы, и только кто-нибудь произнесет «Споемте, друзья! », как польется задушевная и лиричная песня о любви к родному городу и о вере в Победу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: