Возможно ли, сформировать этот комплекс навыков?




Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий

Зачем нужны домашние задания?

1. Время урока не позволяет в достаточной мере отработать и закрепить все учебные навыки.

2. Разным детям требуются разные задания и разное время для формирования необходимых навыков.

3. Творческие работы позволяют расширить кругозор ребёнка, повысить его самооценку, проявить личностные качества.

Ваш ребёнок умеет самостоятельно выполнять домашние задания?

Значит, он умеет:

1. сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;

2. спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т. д.;

3. распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

4. понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

5. применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

6. представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения. (Например, если не знаю, какая буква пропущена в слове, то я: 1) думаю, какое правило подходит, может помочь; 2) нахожу это правило, применяю к слову; 3) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.)

 

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы.

 

Возможно ли, сформировать этот комплекс навыков?

 

Конечно, навыки самостоятельной деятельности ребенка могут сформироваться только при осуществлении ребенком самостоятельных шагов и действий. Но мы, взрослые должны понимать, что увеличение доли самостоятельных действий ребенка при приготовлении домашних заданий должно происходить постепенно. На первых порах особенно важна роль взрослого в управлении самостоятельной деятельностью младшего школьника, и на протяжении всего обучения в школе управляющая роль постепенно переходит к ребенку.

 

Вы хотите сформировать навык самостоятельности у своего ребёнка?

 

Ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее.

2 класс 3 класс
Можно начать работу с вопроса: Ты хочешь много успевать и ничего не забывать? Тогда я открою тебе один секрет. Чтобы много успевать и ничего не забывать, надо составить план своей работы. Сегодня я покажу тебе как это надо делать, а завтра ты попробуешь это сделать сам. План работы, это список дел. Давай посмотрим, какие уроки у тебя в школе завтра? 1. Открываю расписание уроков. Надо вспомнить, что надо приготовить к школе по каждому предмету и записать. Это и будет наш план. Конечно, детям писать трудно, поэтому можно использовать рисунки-символы или поставить знаки + и – 2. Составляю план работы. Например: В школе уроки: русский язык, чтение, физкультура, математика, труд. Ребёнок оформляет план работы так: Р- (ничего не задали) Ч+(надо прочитать стр.6) Ф+(надо приготовить форму) М+(надо решить 5 примеров) Т- (ничего не задали) То, что записано в скобочках, ребёнок не пишет, а поясняет устно. Это первый этап. Как вы думаете, вашему ребёнку он по силам? Тогда каждый раз мы начинаем с плана занятий. Это будет наш первый шаг на пути к самостоятельности. Есть и другой секрет. Надо правильно распределить время. Давай с помощью цветных карандашей отметим задания, на которые потребуется разное количество времени. Например: Сделаю быстро   Нужно время
 
 


Нужна помощь

 

3. Распределяю время.

Это будет выглядеть примерно так:

Р- (ничего не задали)

Ч+(надо прочитать стр.6)

Ф+(надо приготовить форму)

М+(надо решить 5 примеров)

Т-(ничего не задали)

Дальше мы должны определить, в каком порядке будем работать. Поставим цифры.

4. Определяю порядок работы.

Это может выглядеть так:

Р- (ничего не задали)

2. Ч+(надо прочитать стр.6)

3. Ф+(надо приготовить форму)

1. М+(надо решить 5 примеров)

Т-(ничего не задали)

Теперь ты знаешь важные секреты успеха. Расскажи по нашему плану, как ты будешь сейчас работать.

5. Приготовлю всё необходимое для выполнения первого пункта плана и приступаю к работе. После выполнения задания, зачеркну цифру 1 на плане и перехожу к подготовке и выполнению следующего задания по плану.

 

1.Составляю план работы на завтра. В 3 классе ребёнок может использовать развёрнутые записи или сокращённые, но план составляется с учётом расписания уроков. Можно включать и внеурочную деятельность, которая требует подготовки и планирования. 2. Распределяю время. Цвет помогает ребёнку расставить нужные акценты, поэтому советую сохранить методику, которую отрабатывали во 2 классе. Но поскольку объём заданий увеличивается, надо научить ребёнка ориентироваться во времени. Например, если ребёнок решил, что справиться с заданием быстро, то попросите определить по часам, сколько времени потребуется на это задание? Время фиксируем на листе. Далее возможны разные варианты: 1.Заводим таймер. 2.Отмечаем время на циферблате часов шариком пластилина или наклейкой. Не страшно, если сначала ребёнок не будет укладываться в свои временные рамки. Надо объяснить, что иногда работа занимает больше времени, чем мы планировали, самое важное, что мы не теряли времени зря. Очень важно, чтобы всё необходимое для работы было под руками. Также важно определить в каком порядке будут выполняться действия 3.Определяю порядок работы. 4.Приготовлю всё необходимое для выполнения первого пункта плана и приступаю к работе. После выполнения задания, зачеркну цифру 1 на плане и перехожу к подготовке и выполнению следующего задания по плану.  

Совет: для записи плана работы лучше использовать не отдельные листочки, а блокнот или ежедневник. Купите ребёнку в подарок это блокнотик и скажите, что здесь мы будем отмечать то, как ты взрослеешь и становишься самостоятельным. Очень хорошо будет, если вы будете писать комментарии после работы ребёнка. Например:

«Сделали уроки за 1 час»

«Молодец! Сам составил план работы!»

«Как я рада! Мой сын научился самостоятельно распределять время!»

«Молодчина! На столе всегда порядок!» и т.д.

 

Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам.

Возможно, вы уже оказались в ситуации, когда ребенок не выполняет работу самостоятельно и вам приходится сидеть рядом с ним.

Во-первых, это вовсе не значит, что ребенок не умеет действовать сам. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, ребенок сознательно решает ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит.

В таком случае, надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: