Движение народонаселения Вятской губернии за 1874 год




Переселение крестьян.

 

Всю историю России можно описать как череду переселений. Начнем сначала, но очень кратко, для общего ознакомления - если ваша семья когда-то была переселенческой, первое, что вам нужно будет сделать - серьезно изучить краеведческую литературу, почитать о потоках переселенцев в интересные вам районы, о перемещении туда вольных поселенцев или помещиков, перевозящих крестьян из других мест.

По реформе 1861 года крестьяне были наделены землей, но надельной землей распоряжалась община. Крестьянские семьи росли, земли в общине становилось всё меньше. Начался голод, люди переселялись в города и на свободные земли. Активно заселялось Заволжье, Юг, Предкавказье, Сибирь, Дальний Восток.В середине XIX векапосле реформы 1861 годапереселенческое движение не уменьшилось.

Поисчислению П.И.Стучки, когда он был ссыльным в Вятке, впериод с 1858 по 1901 годы с территории Вятской губерниипереселилось в пределах Вятской же губернии и в другиеместа более 220 тысяч крестьян. По данным исследователя

Н.Романова, только за период с 1858 по 1879 годы натерриторию Удмуртии переселилось из западных уездовгубернии около 10 тысяч русских крестьян. Еще в ХVШ векедвижение русских в местности с коренным населением былоеще незначительным, но в последующие годы русские сталив массовом порядке селиться в удмуртские села.

Приростнаселения в первой половине XIX века в таких уездах, какМалмыжский, Сарапульский, Глазовский нарастал из года вгод, а 1834-1858 годы были периодом наибольшегопереселения русских на удмуртские территории. Внекоторыхместахбассейна р. Чепцы стали преобладать уже

русские. И во второй половине Х1Х века за 20 лет русскоенаселение среди удмуртов почти удвоилось.

В 70-е годы XIX века миграционное движение в России усиливается. Особенно сильно возрастают переселения крестьянства на окраины империи, хотя они в основном по-прежнему считались незаконными. Усиливается отток населения в Южное Приуралье. В 1869, 1871 и 1876 годах были утверждены положения «Комитета по устройству сельского состояния», которые разрешили миграцию в Оренбургскую, Уфимскую и Самарскую губернии безземельных крестьян и лиц, имеющих, так называемые, дарственные наделы (четверть узаконенной нормы). В 1871-1896 годы механический прирост достиг в Уфимской губернии 102 тыс. чел., в Самарской — 17,1 тыс. чел. И одновременно из Вятской убыло 31,7 тыс., из Казанской — 52,9 тыс. чел.

В 80-е годы правительство было вынуждено облегчить условия переселения из центральных малоземельных губерний на окраины, хотя право на миграцию сохраняли зажиточные крестьяне, располагающие средствами на переезд и обзаведение необходимым на новых местах. 10 июля 1881 года после завершения работы «Особого совещания для разработки вопроса о крестьянских переселениях» были утверждены «Временные правила о переселении крестьян на свободные казенные земли». Таким образом, в 80-х годах XIX века миграции экономически состоятельного крестьянства на окраины вновь (после периода с 1867 по начало 80-х годов) были признаны законными и полезными для государства. С 1893 года переселенцам уже выдаются путевые пособия, оказывается врачебно-продовольственная помощь и устанавливается пониженный переселенческий тариф, равный трети проезда в вагонах четвертого класса.

В 1880-е главным районом переселения была Сибирь - там не было помещичьих хозяйств, и существовали огромные массивы свободных земель. Проведение дорог до Челябинска, а после строительства с 1891 года Великой Сибирской дороги дали толчок росту переселения в Сибирь и ее освоению. За 20 лет сюда переселились 1 млн. человек.

У Вятских крестьян всегда была страсть к переселениям на новые места. Тогда как во внутренних Губерниях одна власть помещика может заставить крестьянина расстаться с местом его жительства, и он оставляет его со слезами, не смотря на выгоды переселения; Вятский крестьянин поступает совсем иначе: истощение земли, малейшее неудобство – и он готов идти со своим семейством в глубину леса, расчистить там поле, поставить избу и жить без соседей. Может быть, эта привычка вкоренилась с самых древних перемен, когда без надзора они селились, где хотели, а, может быть, это прямое следствие колонизации. Колония, однажды решившая оторваться от родины, едва ли имеет привязанность земле.

Почему переселялись крестьяне, оставляя в своих старых деревнях родственников, дома, сложившийся уклад? Видимо, было это переселение выгодным для всех.

Во-первых, для государства: осваивались новые земли, росло население, увеличивалось количество налогоплательщиков, поэтому государство стимулировало переселенческую политику, устанавливало различные льготы;

Во-вторых, это было выгодно крестьянской общине — излишек населения приводил к малоземелью, а это вело к обнищанию крестьянской общины, поэтому крестьянский мир решал этот вопрос довольно просто: если не было желающих переселиться, то решали проблему путём жребия или даже насильно, выбирая, конечно, семьи, способ­ные к этому. Семью, состоящую из одних малолетних детей, не отправишь корчевать лес и строить дома, нужны сила и взаимопомощь, поэтому переселялись обычно взрослый мужик с подросшими сыновьями или сразу несколько семей;

В-третьих, это было выгодно самому переселенцу, так как на новом месте ему не нужно было делить землю на паи, потому что землю нужно было сначала достать из-под леса, вырубить лес, затем его сжечь, затем распахать сохой поле, выкорчевать кустарник вдоль речек и ручьёв для сенокосов, а это зависело только от самого переселенца.В начале XIX века, точнее, между 1810-1817 годами, по средней по­лосе России, в том числе и по Вятской губернии, прошла полоса страшных лесных пожаров, говорят, что этот природный катаклизм связан с пролетающими вблизи земли кометами. Многие тысячи гектаров лесов выгорали, но в то же время это помогало крестьянам осваивать новые земли — не надо было вырубать лес, оставалось только раскорчевать остатки леса и распахать землю;

В-четвертых, это было выгодно самому переселенцу, так как на 10 лет первоначального проживания на новом месте землю крестьянам давали в безвозмездное пользование (возможно, не все знают, что у нас, за исключением нескольких южных районов, не было крепостного права, а были государственные крестьяне). Когда проходило 10 лет, к крестьянину приходили налогооблагатели, чтобы взять налог в виде зерна, продуктов и т.д. Чтобы не платить, крестьяне убеждали налогооблагателей в том, что земля не родит, и потому они уходят на другую территорию. И таким образом вновь перемещались на новые места проживания на 10 лет. Чтобы не привлекать к себе внимание, сделать вид, что всё плохо, крестьяне можно сказать, сами себя обзывали – Чурак, Шабала и т.д. Так появились Чураковы, Шабалины, Шаклеины, Вшивцевы, Мошонкины, Некрасовы, Нелюбины и множество других фамилий. Но всё же больше всех фамилий таких, за которыми наши предки как бы старались скрыться.Кстати, четвёртой по распространённости в Вятской губернии была неблагозвучная фамилия Бздюлёв. Судя по тому, что сейчас она не встречается, все потомки Бздюлёвых постарались от неё избавиться.

Кстати, что касается частых перемещений крестьян с места на место. Благодаря такой миграции населения, 30 лет (с 1860 по 1890 годы) Вятская губерния была самой густонаселённой на территории России! У нас было 25 тысяч населённых пунктов. Сейчас, по данным переписи 2010 года, Кировская область по плотности населения занимает последнее место в Приволжском федеральном округе.

В-пятых, немалую толику новых вятчан образовали и ревнители старой веры после церковного раскола. В XVII - XVIII веках вятские священники отличались бесшабашной свободой в отправлении церковных служб. Вслед за лесным Заволжьем на пути к просторам Сибири вятская земля стала для многих не только перевалочной базой, но и новой старообрядческой Родиной.

На 1891 год в Вятской губернии насчитывалось примерно 22 тысячи сел, селец, деревень, починков, займищ, заимок и хуторов. Основу составляли деревни и починки. Тысячами возникали они в «черных, диких лесах – раменьях». Что такое починок? Починок – начало или закладка новой пашни в лесу и заселения. Когда мы вспоминаем о сталинских репрессиях, то ужасаемся тому, как десятки тысяч чеченцев, ингушей, крымских татар, прибалтов и других народов переселялись в Сибирь в чисто поле. С одним топором, с малыми детьми, эшелонами. А вятский народ делал это добровольно. Тоже с одним топором, часто без лошади, с малыми детьми. Приходили Овдейко да Настасьица, строили землянку, расчищали лес, сеяли рожь. Такова история 12 тысяч вятских починков, многие из них не сохранились, многие осваивались вновь. И все они носили, как правило, название по своему первопроходцу, отцу-основателю. В XVII веке всего в двух починках Орловского уезда жили семьи Агалаковых: Федки, Клементия да Мишки. А в 1891 году 15 деревень и починков назывались по имени Александра, Афонасия, Карпа, Никиты, Фёдора и Юрия Агалаковых. В это же время в Афанасьевской волости Глазовского уезда 29 починков носило имя рода Бузмаковых.

Если в начале освоения починок носил полное имя основателя: Зорин Микитка, Соковнин Сенка, Шабалин Якушко и т.д., то со временем в названии поселения оставалась только принадлежность к фамилии и часто во множественном числе: Онофриевская и Шлепникова, Дмитриевы и Лебедевы. В Яранском уезде было много названий в единственном числе: Деньгин, Журавлёв, Кислицын. Роды множились и, чтобы не запутаться, в 29 починках Бузмакова к названию добавлялась географическая примета. Название реки (Быстрая), ручья (Греметок), ключа (Кипун) и т.п. Часто название поселению давали: лес (Чёрный), бор (Красный), веретея (Высокая), гора (Сокольская), лог (Длинный). В свою очередь от названий деревень и починков возникали новые фамилии: Боровиков, Красных, Высоков и много других.

 

 

Фото 22. Починок в лесу.

На новоселье переселенцы либо водворялись в старых селениях, либо образовывали новые поселки.

Невольно обращала внимание на интересные названия деревень и починков, которые встречались мне в духовных росписях и метрических книгах в архивах

г.Кирова и г.Ижевска. Попыталась некоторых их них систематизировать по названию:

привязка к ключу: п.Песчаного Ключа,п.Сверх речки Черного Ключа, п.Над Талыми Ключами, п.Кипучего Ключа, п.Над Вязовым Ключом, п.Каменный Ключ, п.Над Ключом Бобровским,п.Над Березовым Ключом, п.Вверх по Косе над Текучим Ключом, п.Над Ключом Чумового логу, п.На Ржаном Поломе над Ключом, д.Малоключевская;

привязка к лесу: д.Дубравская, д.Шишкинская, п.Березовый, п.Липовской, д.Березниковская, д.Кленовская, д.Еловская, п.Березовых Вершин, п.Березовой Гривы, п.Елкинский, д.Пижтиница,п.Малый Кленовый, п.Дубравы Большой, п.Черного Леса, п.Сосновый лог, п.Подлесный, п.Березовский, п.Осиновский, п.Сосновский, п.Сосновский у Речки Лебедки, д.Вязовская, д.Елинская;

привязка к мысу: п.Пихтового Мыса, п.Елового Мыса, п.Березового Мыса, п.Орехового Мыса, п.Соснового Мыса, п.Рябинового Мыса, п.Пихтового Мыса; п.Липового Мыса, п.Вострого Мыса, п.Осинового Мыса;

привязка к болоту: п.Над Гладким Болотом, п.Заболотинский, д.Заболотская;

привязка к степи: п.Высокой Степи, п.Пьяной Степи;

привязка к горе: п.Убиенной Горы, п.Сосновой Горы, п.Каменной Горки, д.Подгоринская, п.На Комовых Горах;

привязка к реке: п.По Речке Сосновке, п.По Речке Кишке, п.Над Оленихою рекою, п.Над речкою Дындой, п. Над Речкой Плоской, п.Над Рекой Березовской, п. Над Речкой Долгой, д.Над Речкой Луговой, п.У Речки Красной, п. на Усть-Переборихи речки, п. При речке Коза;

привязка к животным: д.Коровкинская, д.Овечкинская, д.Козловская, д.Зайцовая, п.Соболевской, п.Быковский; д.Кабаново малое, п.Медведевский,д.Мериновская, д.Рысевская, п.Свиньвинский;

привязка к насекомым: д.Комаровская,п.Большок Комаровское, п.Над Волчьим Озером;

привязка к птице: д.Журавлевская, д.Петуховская, п.Клестовский, д.Селезни, п.Воробьевский, п.Селезневский, д.Лебедская, д.Лебедевская, п.Глухоревский;

привязка к церкви: д.Рождества Богородицы, д.Церковная, д.Монастырская;

просто красивые названия: д.Цветовская, д.Пуговицинская, д.Звонаревская, п.Тумановский, п.Клубничного Поля, п.Высокого Поля, п.Большой Лукошечный, п.Прозвоновский, п.Ботанического, п.Смородовский, п.Питерский, д.Большое Лукошечное; д.Солнечное Раменье, д.Ромашевская, д.Вновь поселившихся;

и некрасивые названия: д.Большое Сморкалово, п.Дураковский, д.Дурковская, д.Малое Сморкалово, д.Убытьдура, д.Пердуновская.

 

Когда я писала работу о своей родословной, столкнулась с переселением крестьян непосредственно. Оказалось, что все мои прародители (Казаковы, Мясниковы, Бяковы, Соболевы, Волковы, Суворовы) – переселенцы из нынешней Кировской области. И что интересно: практически все они жили недалеко друг от друга там, в Кировской области, и переехали в Глазовский район и Красногорский район – и поселились жить тоже рядом (5-10 км.). Знали ли они друг друга там, в Кировской области? А здесь в Удмуртии? Это еще мне предстоит выяснить. Только знаю точно, что при бракосочетании в церкви с.Архангельского одновременно были и Казаковы, и Мясниковы, и Бяковы…

«Что касается переселения крестьян из бывшей Кировской области в Удмуртию, то это было достаточное массовое явление, много случаев таких встретил. Там населения было больше, земли меньше, а тут в Удмуртии наоборот. Один случай рассказывали - вятские сюда года два ездили, чистили участки от леса, только затем переехали сюда», - так ответил на мой вопрос А.Н.Гончаров, зам.редактора газеты с.Красногорье.

С 1859 по 1879 годы из числа государственных и удельных крестьян переселилось в другие губернии 19 тысяч ревизских, т.е. мужского пола, душ, в другие волости своего уезда – почти 18 тысяч, в другие уезды – 16 тысяч, в другие сословия перешли 6832 ревизских души; всего – 60 тысяч, или 7% душ, числящихся по X ревизии.

Рассмотрим на примере моих прародителей, переселившихся в конце XIXвека из деревень Глазовского уезда (сейчас это Кировская область) в современный Глазовский район:

Фамилии Нас.пункт, церковь и приход  
БЯКОВЫ с. Верхосвятицкое Свято-Духовская ц.
  д.Чепчаны с.Верхосвятицкое Ильинская ц.
  с. Усть-Чепецкое Богородицкая ц.
  п.Коршиневского с.Верхосвятицкое Ильинская ц.
  с. Бельско-Троицкое, Троицкая ц.
КАЗАКОВЫ с. Верхосунское Троицкая ц.
  с. Верхосвятицкое Ильинская ц.
  с.Бельское Богородицкая ц.
  д.Большие Глабаны с.Верхосвятицкое Ильинская ц.
  д.Малые Глабаны с.Верхосвятицкое Ильинская ц.
  д.Кленовская с.Верхосвятиц. Ильинская.ц.
СОБОЛЕВЫ д.Большие Соболи с.Верхосвятицкое Ильинская ц.
  д.Малые Соболи с.Верхосвятицкое Ильинская ц.
МЯСНИКОВЫ д.Лекомская села Березинского Сулаевской волости,
  д.Мясниковская с. Медяны Свято-Троицкая ц.
  д.Мясниковы с. Медяны Свято-Троицкая ц.
  д.Мясниковы (П. Мясникова) с. Загарье Вознесенская ц.
   

 

Таблица 6.

 

Движение народонаселения Вятской губернии за 1874 год

( Издание Вятского Губерснкого статистического комитета под редакцией Члена секретаря Спасского. Вятка 1876 год.)

 

Выселилось из Вятской губернии:

Год Мужского пола Женского пола Всего
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Итого:      

Таблица 7.

 

Из общего числа выселялись крестьяне:

Год Общее число пересел. В том числе крест. % крест.
       
       
       
       
       

Основные причины переселения: отсутствие леса (40,2%), неурожаи (11,1%), малоземелье (10,3%) и плохая почва (10,2%).

Карта переселения крестьян Вятской губернии на примере моих родственников.



Казаковы: Вятская губерния Глазовский уезд Глабановская волость переселение в Глазовский уезд с.Верх-Парзи, д.Ново-Беляево, д.Мушкашурская.

Соболевы: Вятская губерния д.Большие Соболи – д.Новый Караул.

Бяковы: Вятская губерния д.Большие Бяки – с.Архангельское.

Мясниковы: Вятская губерния д.Березинская – д.Тарасово.

И что удивительно – не зная друг друга, переселились на территорию от 5 до 10 км, Святогорье-Верх-Парзи-Архангельское.

В конце XIX столетия стала ощущаться перенаселенность деревень в Вятской губернии, когда крестьянские промыслы нечерноземной России уже активно вытеснялись индустриальной промышленностью. Это может являться одной из версий.

Для таких местностей, как Вятская, Пермская, Тобольская губернии с наделами в 8, 10, 11, 15 и более десятин на душу причина, вызывающая переселение, усматривалась в кризисе крестьянского землевладения и земледелия — в необходимости перейти от захватных форм пользования землей и от первобытных подсечной и переложной недостатком покосов, выгонов, леса). А также плохим качеством почвы или влиянием песков, оврагов и т. п., неудобной конфигурацией или чересполосностью наделов (особенно у бывших помещичьих крестьян), дальностью пашен, не позволяющей их унавоживать и т. д. На фоне, образуемом этими причинами, действует целый ряд второстепенных обстоятельств, иногда дающих только последний толчок уже назревшему выселению.

Такое значение имеют в особенности неурожаи (каждый неурожайный год сопровождается резким увеличением числа переселенцев), затем пожары, наводнения и т. п.; разные обстоятельства, затрудняющие арендование земли или сокращающие заработки; передел, лишивший часть домохозяев состоявшей ранее в их пользовании земли, или распри из-за передела, от которых дома «житья не стало». Есть, далее, известные группы переселенцев, вовсе не страдавших от недостатка в земле в указанном выше смысле, а оставляющих родину для того, чтобы где-нибудь полнее на просторе развернуть рабочие силы семьи или найти выгодное применение для своего капитала.

Поуездные итоги первой подворной переписи 1884-1893 годов послужили основой для сводного историко-статистического обследования крестьянского хозяйства, подготовленного земскими статистами Ф.И. Берсеневым и В. Громаном. Целью своей работы они ставили проследить «процесс перехода простого обеднения в создание нового строя хозяйства и охарактеризовать общественно-экономические отношения, существующие между крестьянскими хозяйствами в Вятской губернии». По их заключению, в Вятской губернии «падает значение земледельческого хозяйства, растет число дворов, забрасывающих землю, растет число лиц, занятых наемным трудом в чужих предприятиях, вместе с тем, падает задолженность, уменьшается нищенство».

Иногда переселение из известной местности принимает стихийный, стадный характер — и тогда снимаются с места вместе с действительно нуждающимися в переселении сотни и тысячи таких крестьян, для которых последнее не вызывается разумной необходимостью. Большое влияние имеют выдаваемые переселенцам ссуды и другие виды правительственной помощи, слухи о которых проникают в крестьянскую среду в крайне преувеличенном виде: так, преувеличенными слухами о помощи, оказываемой переселенцам на средства комитета Сибирской железной дороги, в значительной мере объясняются огромные размеры, которых достигло сибирское переселение в 1896 году.

Статистика учитывала причины переселений: непосредственно связанные с земледелием (безземелье или малоземелье, плохие почвы, недостаток сенокосов и т.п.), опосредованные (бедность, отсутствие или малодоходность промыслов), а также семейные обстоятельства, желание приписаться в купцы или мещане и «непривычка к земледельческому труду». Проще всего предположить, что последняя означает недостаток физических сил. Труд земледельца был, конечно, очень тяжёлым. «Нет изможенья, так не берись за хрисьянство», – говорили вятские крестьяне. Но вот И. Я. Шаляпин рассказывал сыну, что до 18 лет работал в деревне, пахал землю, а потом ушёл в город. В городе работал водовозом, дворником, рабочим на свечном заводе. Для всего этого тоже нужно было «изможенье». Вероятно, непривычными к земледельческому труду оказывались люди, чьи природные данные превосходили уровень способностей, необходимый для существования в деревне, и чья самооценка «выталкивала» их в большой мир.

Неурожай 1891 года и последовавший за ним голод ускорили внедрение новшеств. Способствовала этому деятельность земства: закончилось оформление в губернии агрономической службы, создавались «доказательные» участки и поля, школьные хозяйства и фермы, призванные знакомить крестьян на практике с улучшенными семенами, новыми приёмами обработки земли, улучшенными сельскохозяйственными машинами и орудиями. Крестьяне богатые в одиночку, а середняки, объединяясь, стали покупать сельскохозяйственные машины – веялки и молотилки. Тогда выяснилось, между прочим, что заграничные машины по качеству много лучше отечественных – работают легко и производительно, редко ломаются, но дороги (высокие таможенные пошлины удваивали цену машины) и потому недоступны для середняков. Покупали крестьяне в 90-е годах и улучшенные орудия – сохи, которыми пахать было легче как для работника, так и для лошади, при работе ими хорошо уничтожались сорняки и запахивался навоз.

Кроме усовершенствования агрокультуры, что доступно было далеко не всем крестьянам, существовали и другие способы хотя бы поправить положение. Один из них – кустарные промыслы. Заметили, что в деревнях, «в которых хлеба добывается много, крестьяне живут относительно беднее тех крестьян, которые занимаются предпочтительно не обработкой земли, а каким-либо промыслом. Это происходит оттого, что у последних работа «никогда не перемежается». Первые же «зиму, как говорится, лежат на печи», не занимаясь «никакой прибыльной работой».

Кустарные промыслы в губернии, в том числе и у крестьян, были весьма разнообразны.

Ещё одну возможность заработка предоставляла работа по найму либо в своей местности, либо на стороне. Здесь многое зависело от времени найма: при найме осенью работнику приходилось соглашаться на низкую плату – лишь бы какие-то деньги получить, как в случае с продажей хлеба осенью. Иногда нанимались сами, так сказать, добровольно. Но практиковалось и «направление» на работу, когда наниматель договаривался в волостном правлении и работник лишался права выбора; условия в таком случае оказывались самыми невыгодными.

Заработок зависел и от сложности работы, и от квалификации работника. Бурлак на барках получал 7 руб. при заключении условия («задаточные деньги»), 3 руб. – в Вятке («проходные деньги»), I руб. 50 коп. – при сплаве («столовые деньги»), по окончании сплава получал ещё I руб., итого, значит, 12 руб. 50 коп. Лоцманы на пароходах получали от 250 до 1000 руб., капитаны – от 500 до 1500. Распилка леса могла дать от 7 до 150 руб., вырубка и вывозка леса – от 6 до 80 руб., извоз – от 10 до 130 руб.

В отход уходили преимущественно молодые и одинокие мужчины, порой отправляясь очень далеко. Существовало понятие «сибирячество», добирались вятские и до Дальнего Востока. Уходили и в города – в кучера, лакеи, подмастерья, разносчики, подсобные рабочие на заводах. Отход имел двоякие последствия. С одной стороны, давал хозяйству дополнительные средства. С другой, у бедноты оставшиеся дома члены семьи порой вынуждены были просить милостыню. Кроме того, возвращавшиеся с отхожих промыслов приносили с собой эпидемии и венерические болезни. Отход считался и одной из причин высокой смертности мужчин.

Помимо прочего не было гарантии, что удастся заработать хоть что-то. В 189I году взяли виды на отлучку 210 тысяч крестьян, на 50 тысяч больше, чем в 1890 году. Но многим из них пришлось вернуться домой – они не только не получили никакой выручки, но «потерпели изъян на расходы в дороге».

Одним из вариантов отхода являлось нищенство. Подаяние считалось богоугодным делом, и хотя, например, в Вятской городской думе – а в Вятку шли нищие из уездов – высказывалась мысль, что деньги подающих лучше бы направить на организацию приютов для нищих, подавать деньги горожане не прекращали.

Отход порой предшествовал переселениям: крестьяне, уходя на чужую сторону на заработки «сживаются там, а иногда заводятся семьей, остаются навсегда там, где их труд оказался прибыльнее, чем на родине», – писали в «Вятские Губернские Ведомости».

Статистика учитывала причины переселений: непосредственно связанные с земледелием (безземелье или малоземелье, плохие почвы, недостаток сенокосов и т.п.), опосредованные (бедность, отсутствие или малодоходность промыслов), а также семейные обстоятельства, желание приписаться в купцы или мещане и «непривычка к земледельческому труду». Проще всего предположить, что последняя означает недостаток физических сил. Труд земледельца был, конечно, очень тяжёлым. «Нет изможенья, так не берись за хрисьянство», – говорили вятские крестьяне. Для всего этого тоже нужно было «изможенье». Вероятно, непривычными к земледельческому труду оказывались люди, чьи природные данные превосходили уровень способностей, необходимый для существования в деревне, и чья самооценка «выталкивала» их в большой мир.

В Слободском уезде из почти 800 ответов о причинах переселения только один раз названа непривычка к земледельческому труду, в Нолинском – 21 раз, из более чем 1500. В купцы или мещане в Нолинском уезде хотели переселиться трое, в Слободском – четверо.

«Имеющие достаточно средств переселенцы делали ставку на деньги – они могли купить недвижимость, открыть своё дело. Есть данные о размерах средств переселенцев по нескольким уездам за конец 50-х – 70-е годы. Средний размер средств, приходящихся на одну семью, колебался от 70 (Орловский уезд) до 150 (Яранский уезд) рублей. Были семьи, отправлявшиеся в путь вообще без денег – очевидно, при переселении в пределах своей волости, нo были и такие, кто имел по 1000 руб. и более.

Суть Столыпинской реформы состояла в том, чтобы принудить крестьян к выходу из общины с наделом, к развитию фермерских хозяйств, владеющих землей самостоятельно, а также переселение крестьян в Сибирь и Казахстан. Неосвоенные территории, пригодные для крестьянского хозяйствования, находились за Уралом. Это была полоса Степного края от Урала до Алтая и далее до Тихого океана. Её ширина: от реки Урал до Оби – около 750 км., в пойме Енисея - около 250 км, а в пойме Амура - около 200 км.

В 1906 царь издал указ, который разрешал крестьянам выход из общины, с наделом земли и было предоставлено крестьянам право переселения, всем желающим без ограничений.

Было создано специальное Переселенческое управление, которое занималось проблемами переселения. Для переселенцев были установлены многочисленные льготы: прощение всех недоимок, низкие цены на железнодорожные билеты, освобождение от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды от 100 до 400 руб. на крестьянский двор. В пути переселенцам должны были оказывать продовольственную и медицинскую помощь.

Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, "выселение из которых признавалось 9 особо желательным". Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: правительство "открыло" переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким.
В 1906-1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек, а за 10 лет в Сибирь переселилось около 3 млн. чел. За это время посевные площади в Сибири увеличились в 2 раза. Сибирь стала поставлять на внутренний и внешний рынок зерно, сливочное масло. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог.

И всего за три года реформы Столыпина, в 1907-1909 годы в Сибирь переселилось 2 млн. русских крестьян из европейских губерний.

Но не все смогли прижиться на новом месте, с 1907 по 1914 официально зарегистрировано свыше 1 млн. семей "обратников". Например, с Дона в Сибирь переселились 45889 крестьян, на Дон возвратились 10 069 крестьян, остальные не померли, в Сибири остались.

Как крестьян коснулось переселение в Глазовском уезде?

В ЦГА УР имеется дело «По переселенческому делу» за 1914 год (ф.94, оп.1, д.199 на 135 л.).

 

 

Фото 23. Дело «По переселенческому делу» за 1914 год.

 

 

Фото 24. Письмо Вятского губернатора (лист 1).

 

 

Фото 25. Письмо Вятского губернатора (лист 2).

 

 

 

Фото 26. Письмо от Переселенческого Управления.

 

Таблица 8.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: