Тема: Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника
Характеристика семьи как социального воспитательного института.
Семья- группа людей, объединённых родственными отношениями. Она характеризуется автономностью, закрытостью, функционирует по своим внутренним законам. Вместе с тем, семья не является чем-то статичным, неизменным.
Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу.
Ведущий фактор развития семьи-наличие или отсутствие детей и продолжительность брака.
Типы семей
1. Традиционная
2. Детоцентрическая
3. Демократическая
1.Традиционная семья воспитывает уважение к старшим. Основным требованием к ребенку является подчинение мнению взрослых. Дети в этих семьях легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, могут испытывать трудности в общении. Не умеют учитывать мнение других людей.
2. Детоцентрическая семья существует только для ребенка. У ребенка формируется высокая иногда завышенная самооценка и возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. У таких детей. У таких детей высокий риск социальной дезадоптации в УДО.
3. Демократическая семья своей целью видит взаимное доверие и принятие каждого члена семьи. Чем старше становится ребенок, чем больше учитываются его интересы. Такие дети самостоятельно активны, доброжелательны и уверенны в себе. Однако, у них могут возникнуть трудности при необходимости обязательного подчинения начальства.
|
Исторические типы семьи:
· Патриархальная семья. Считаются наиболее распространенными, главой является мужчина, его главная обязанность - содержать и обеспечивать жену и детей.
· Матриархальная. Всем командует женщина. Нетрадиционная. Женщина работает так же, как и мужчина, да еще и выполняет все обязанности по дому.
· Эгалитарный тип семьи. Все обязанности поделены между супругами поровну, права одинаковые.
· Детоцентрическая семья. Главным командиром является ребенок, все строится вокруг него, и его желания ставятся на первый план.
· Супружеская семья. Основное предназначение такого союза – это эмоциональное удовлетворение каждого супруга. Такие семья пока еще являются редкостью, но, как считают исследователи, за ними будущее.
3.Функции семьи:
- репродуктивная (биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном);
- воспитательная (социализация подрастающего поколения, поддержание преемственности культуры в обществе);
- хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества);
- духовного общения (развитие личностных качеств членов семьи);
-социально-статусная (воспроизводство социальной структуры);
- экономическая (получение материальных средств одними членами семьи от других);
- сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности);
- досуговая (организация совместного отдыха);
- эмоциональная (получение психической защиты и поддержки);
4.Типы неправильного семейного воспитания:
|
1.Отвергающий (гипоопека)
Предполагает чрезмерную требовательность к ребенку, жестко регламентируя свою деятельность либо полное отсутствие контроля за детьми.
2. Гиперсоциализирующий или гиперопеки
Характеризуется чрезмерной озабоченностью и тревожностью родителей за бедующее ребенка.
3.Эгоцентрический.
Чаще наблюдается в семьях с либеральным стилем с.в. Ребенку навязывают статус взрослого.
Гиперопека
Необходимо знать, что чрезмерная опека ребенка может сказаться отрицательно на развитии ребенка как личности. По достижении малышом периода некоторой самостоятельности он пытается все делать сам. Например, ребенок хочет уже есть самостоятельно, но родители, боясь, что он испачкается и испачкает окружающие его предметы и одежду, продолжают его кормить. В этом случае гиперопека, которая проявляется в насильственном кормлении, может привести к появлению невроза. В других случаях опека ребенка без особой надобности в дальнейшей жизни может привести к тому, что ребенок так и не обретет друзей, ведь мама или бабушка всегда будут рядом. Это чревато тем, что у ребенка возникнут проблемы с социализацией, а также к неумению высказывать и защищать свое мнение. Все это может привести к возникновению психологических проблем, которые можно будет устранить только с помощью специалистов.
Излишняя требовательность
Необходимо, чтобы ребенок не просто знал, но и понимал, что можно, а что нельзя. Предъявляя к ребенку излишнюю требовательность, не объясняя причин, зачем необходимо поступать так, как говорят родители, можно добиться того, что ребенок станет упрямым и раздражительным. Важно, чтобы требования старших объяснялись и постепенно перерастали в собственные убеждения ребенка.
|
Бесконечные нотации
Очень часто родители грешат длительными и часто повторяющимися нотациями. Однако необходимости в этом нет, так как этот подход неконструктивен, а постоянно ставящиеся в пример другие дети начинают восприниматься как личные враги ребенка. К тому же нудная нотация чаще всего вызывает негативную реакцию протеста, а слова родителей утрачивают значение и воспитательную ценность.
Чрезмерное баловство ребенка
Чрезмерное баловство родителями своего ребенка также негативно влияет на него, как и недостаток внимания. Разбалованные дети, которым ни в чем не отказывают, избавляют от какой-либо работы и проявления самостоятельности, раньше или позже оказываются неспособными преодолеть даже малейшие жизненные препятствия. А ситуации, когда их желания и возможности не совпадают, приводят к перенапряжению детской нервной системы, провоцируя у них нервные срывы.
Одна из самых распространенных ошибок родителей – выполнение за ребенка домашних заданий. Так твой малыш не только не усвоит знания, но и привыкнет к тому, что его проблемы всегда будет решать кто-то другой. И хорошо, если на его жизненном пути встретятся добрые самаритяне. Однако таких "опекунов" может не быть. В этом случае за светлое будущее твоего чада сложно ручаться.
Не менее опасна и родительская "защита"
Если ребенок боится кому-то что-то сказать, разобраться с кем-либо и т.д. и т.п., вмешиваться в ситуацию взрослым категорически запрещается. Приучай ребенка к самостоятельности, иначе из серой безликой толпы он не выбьется никогда.
Не переступи черту
Превышение родительской власти – один из самых безрассудных поступков, напрямую ведущий к разрушению доверительных отношений между родителем и ребенком. Превышая свои полномочия, родители могут публично отчитывать детей, хвалятся их успехами в школах, привселюдно обсуждают и ругают их друзей. Родители не должны предопределять судьбу ребенка и принимать решения, даже не спросив его мнения. Ребенок со временем просто усомнится в своей значимости и нужности тебе.
Запрет на собственное мнение
Многие родители, разглагольствующие о поддержании собственного мнения ребенка, склонны поддерживать его только в том случае, если оно не сильно отличается от их собственного. Даже если тебе кажется, что ребенок не прав, и ты знаешь, что будет дальше, ты можешь только поделиться с ним догадками, но ни в коем случае не пытайся пристыдить свое чадо за такое решение. Свой собственный опыт ты ему не передашь, а вот чувство неуважения к его мнению точно поселишь.
Бесконечный эгоизм взрослых
Если задуматься, наверняка каждый из нас вспомнит ситуацию, когда кричал на ребенка незаслуженно. Например, когда тебе хотелось отдохнуть, а малыш шумел и не хотел идти спать, или когда испортил дорогую вещь. Самый легкий, на первый взгляд, способ, это прикрикнуть на ребенка и соврать что-то вроде "у меня голова болит!". Но чаще всего такое поведение делает ребенка совсем невыносимым. Значит, такой метод не действует, и нужно проявить терпение и объяснить ему, что твое внимание никуда не делось. А ведь именно из-за недостатка внимания ребенок чаще всего начинает баловаться в присутствии гостей или когда тебе нужно работать.
Наберись терпения и постарайся не проявлять по отношению к ребенку силу, агрессию и власть. Как бы там ни было, большинство конфликтов между детьми и родителями возникает именно из-за недостатка терпения и неготовности уделять ребенку достаточно времени.
Категорический запрет – основная ошибка в воспитании детей
Чтобы избежать ошибок в воспитании ребенка, необходимо относиться с уважением и пониманием к своему малышу. Если родители не научились понимать ребенка, они могут допускать грубые ошибки в его воспитании, которые затем могут привести как к психическим, так и к физическим проблемам.
Если родители не считаются с интересами и потребностями своего малыша и просто ограничиваются категорическими запретами, не пытаясь выяснить, почему ребенок поступает так или иначе, они могут пропустить начало какого-либо заболевания. Например, заметив, что ребенок ест известку, нужно не кричать и запрещать портить стены, а обратиться к врачу, так как в организме ребенка, скорее всего, не хватает солей кальция (извести). Кроме того, такое отношение заставит ребенка делать что-то украдкой и просто проявлять неуважение к требованиям родителей.
Навязывать или запрещать дружбу
Большая ошибка мам, пап, дедушек и бабушек кроется в том, что они позволяют себе выбирать для своего чада друзей. Командовать, с кем общаться, а кого избегать, нельзя ни в коем случае. У ребенка по этому поводу наверняка есть личное мнение. И лучше уж он пару раз обожжется в "нежном" возрасте, чем будет проявлять свое "я" во время подросткового периода.
Перегибать палку и пускать дело на самотек во всех описанных ситуациях так же опасно, как и давить своим авторитетом. Золотая середина – контролировать ситуацию, давая дружеские советы без приказного тона.
Для ребенка, как бы он этого не скрывал, мнение родителей очень важно. А если ты видишь, что малыш действительно сильно нагружен проблемами, помогай ему, однако не увлекайся и не подавляй волю подрастающей личности.
5. Условия успешного семейного воспитания:
- Социальная направленность.
- Семейный климат.
- Личный пример родителей во всем (отношение к обществу, труду, друг к другу, к друзьям, коллегам и т.д.).
- Высокий уровень культуры быта в семье, организации семейной жизни.
- Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Умение выбирать наиболее оптимальные средства, методы и приемы воспитания.
- Наличие у родителей педагогического такта, равенство позиций в общении с детьми, создание положительного эмоционального фона.
- Высокий уровень развития и самореализованности (в том числе профессиональной) родителей.
- Моральное и материальное благополучие семьи.
- Применение единых воспитательных подходов со стороны всех членов семьи.
- Развитие самостоятельности, творческого потенциала ребенка, предоставление ему возможности выбора.
- Развитие стремления к учению.
- Применение эффективных форм поощрения (похвала, восхищение и т.д.).
- Непрерывность воспитательного воздействия.
6.Структура семьи – это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. В понятие «структура семьи» входят:
1. состав семьи;
2. системы разных уровней (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистем, индивидуальные подсистемы);
3. основные параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи);
4. характер структурных проблем (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, тип несбалансированности семейной структуры).
Типы семей по составу:
1. Однопоколенные
2. Многопоколенные
3. С 1-им ребенком
4. Многодетные
5. С детьми от разных браков
6. С родными и усыновленными детьми
7. Стили семейного воспитания
1.Авторитарный
2.Либеральный
3.Демократический
Авторитарный стиль характеризуется тем, что родители в воспитании превозмогают безоговорочное послушание детей, при этом детям не объясняются мотивы принятых решений. В семье приняты наказания и жесткие запреты. В такой семье у ребенка формируется зависимость, неспособность к лидерству, низкая степень самооценки, низкий уровень социальной ответственности.
Либеральный стиль характеризуется тем, что родители намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком. Ребенку представлена полная свобода, никаких правил, запретов, норм поведения нет. Все открытия ребенок делает самостоятельно. Реальная помощь со стороны родителей отсутствует. У ребенка формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной действительности.
Демократический стиль характеризуется тем, что родители мотивируют свои поступки и требования, прислушиваются к мнению ребенка, уважают их позицию, разделяют самостоятельное суждение. Все решения касающие ребенка принимаются после обсуждения с ним, однако, последнее слово остается за родителями. Дети растут послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Часто родители являются образцом для подражания.
Современные исследования по проблеме семейного воспитания детей
Вопросы семейного воспитания изучались многими советскими и зарубежными педагогами, среди которых наиболее пристальное внимание мы уделили трудам А.С. Макаренка, В.А. Сухомлинского, Ю.П. Азарова и Бенджамина Спока.
А.С. Макаренко уделял большое значение структуре семьи и роли родителей в воспитании подрастающего поколения. В. А. Сухомлинский полагал, что главная проблема неправильного воспитания заключается в неподготовленности молодых родителей к семейной жизни. Ю. П. Азаров выделил свой принцип воспитания детей - принцип «счастливого ребёнка», основные положения которого являются логическим продолжением мыслей А.С. Макаренка. Бенджамин Спок утверждал, что в воспитании ребёнка одним из ключевых положений является отказ от мотивирования детей к бесконечному соперничеству, поскольку он считал жесткую конкуренцию одной из главных растлевающих основ современного общества.
Педагоги Зверева О. Л. и Кротова Т. В. считают, что в работе педагога с родителями ДОУ очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. Д
Солодянкина О. В. уверена, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
Арнаутова Е.П. рекомендует использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребёнке. Здесь возможны задания в проигрывании ситуации: «Успокойте плачущего малыша», «Найдите подход к ребёнку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т. д. Очень важно, что в условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать комплекс своих воспитательных методов общения с ребёнком, обнаруживают стереотипы в своём поведении, что может способствовать освобождению от них.
Таким образом, применение выше описанных методов поможет привести родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения. Целесообразно использование многообразных форм и методов работы с родителями. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребёнка и не пренебрегать потребностями детства.