Основы пластической анатомии




Полезно кое-что знать об анатомии человеческого тела для того, чтобы лучше улавливать суть позы. Устройство тела трудно понять, если просто рассматривать его. Большинство моделей не обладает такой фигурой, на которой просматривались бы все мышцы и кости. Нужны подсказки, которыми являются книги по анатомии. В основе рисования человеческого тела лежит упрощение в геометрические фигуры. Так – голова может быть шаром, шея - цилиндром, грудная клетка и таз – кубом и т.д. Большую роль играют места сгибов (локти, колени, запястья), где очень мало мышечной такни. Именно они создают ключевые точки опоры при рисовании. Ключом к любой позе является положение позвоночника как основного стержня, на котором держится все тело. В верхней части позвоночника находится плечевой пояс, от которого зависит расположение верхних конечностей, а нижней – тазовый пояс (бедра), определяющий положение и движение ног. Выступающие точки по линии тазового пояса определяют изгиб бедер, в то время как выступающие точки в области ключицы показывают, как расположена грудная клетка. Столб позвоночника соединен с этими точками и держит голову, обеспечивая ее подвижность.

Мышцы, которые закреплены на скелете, достаточно массивные и придают округлость формам торса и конечностей. Мышцы торса покрывают грудную клетку и брюшную полость, образуя собою своеобразный щит.

 

О чем «говорит» поза человека

В мире существует такое понятие как «язык» тела. Это определенный, часто ограниченный уникальный набор поз каждого человека. Определенное положение тела может говорить об очень многом, например: в каком настроении сейчас человек, какие эмоции испытывает, какой у него характер. А также можно выявлять определенные особенности здоровья, такие как сколиоз, или смещение таза. Как правило, эти проблемы видно, когда модель в прямостоячем положении не вписывается в классическую схему рисования с опорой на одну ногу. Для того, чтобы лучше изучить строение человека, необходимо наблюдать как люди занимаются повседневными делами, подмечать мельчайшие особенности, такие как поворот головы, наклон корпуса, движение рук. Эти наблюдения помогут с большей точностью передавать естественность поз и поднимут навык рисования. Модель, которая первый раз позирует для вас, может стесняться и сидеть в закрытой, слишком зажатой позе; или поза может быть чрезмерно расслабленной или свободной. Поэтому рекомендуется сначала зарисовать в уме первую позу и подождать, когда человек расслабится и примет более свободное и естественное положение, которое он обычно принимает, когда спокоен и отдыхает.

 

Быстрые наброски

 

Делать наброски людей в обычной жизни, когда модели не только не позируют, но даже и не знают, что вы их рисуете, может показаться непростым делом. Но такой вид рисования очень важен для повышения мастерства. Наброски дают возможность работать раскованно, но вместе с тем, сосредотачивать внимание на самом существенном. А также они помогают быстрее уяснить непонятные в натуре моменты. Наброски бывают линейными и тональными. Линия в набросках выходит на передний план, т.к. с помощью ее толщины, изгибов, плавности можно оживить фигуру, показать границу света и тени и даже передать эмоции. При рисовании графическими материалами (уголь, сангина), основное внимание уделяется объему и массе фигуры. Главное в создании набросков это постоянная практика. Очень важны систематические задания, так как со временем они помогают при построении избавиться от вспомогательных линий в длительных постановках. В художественных заведениях выделяются определенные часы, когда учащиеся делают наброски своих товарищей, а затем меняются местами. Делать наброски также полезно в оживленных городских местах. Но важно понимать, что время играет большую роль, т.к. люди постоянно меняют свои позы. Если набросок остался незаконченным, а модель ушла, следует сменить натуру. Наброски на время очень дисциплинируют и помогают художнику развить зрительную память.

 

Фигура в положении сидя

 

Очень многие художники изображают в портретах сидящих людей. Сидящая поза может быть очень элегантной, утонченной, а также передавать характер и настроение модели. В сидящей позе важен правильный ракурс ног и обязательная прорисовка таза, т.к. от него начинаются сами ноги и проще нарисовать плоскость стула.

Для позирования модель желательно усаживать в комфортную и расслабленную позу, чтобы рисунок получился естественным. Если идет долговременная постановка, то на полу под стулом и ногами модели нужно оставлять отметки. Они помогут вернуть постановку в первоначальное положение. Желательно пропустить от начала постановки некоторое время, т.к. модель в начале позирования может быть слишком зажатой, но со временем мышцы расслабляются и можно приступить к работе.

 

Фигура в положении стоя

 

После того как освоено изображение сидящей фигуры, можно перейти к стоящей. Основным правилом в рисовании стоящего человека является то, что его положение должно быть устойчивым. Только если динамика фигуры определена правильно, изображение будет выглядеть убедительно.

Необходимо найти такую позу, чтобы модель могла максимально расслабиться, таким образом можно понять, как модель предпочитает стоять обычно.

Очень часто естественной позой для стоящего человека является поза с опорой на одну ногу. Вторая расслаблена и полусогнута в колене. Таким образом меняются положение таза и плечевого пояса у человека. Они обретают наклоны разной степени. Именно благодаря их правильному положению поза получается естественной. При длительном рисунке для определения устойчивости позы художники используют инструмент «отвес». Это небольшой груз, прикрепленный к концу длинной нитки. Его прикладывают к изобразительной плоскости, чтобы определить положение точек «яремная яма – стопа опорной ноги». Они должны быть на одной линии. Чтобы легче было справляться с долговременным рисунком, нужно делать как можно больше зарисовок и набросков, т.к. они развивают глазомер и способствуют изучению естественных поз человека.

 

 

 

Заключение.

 

Мы рассмотрели с вами основы очень объемной и сложной темы, как изображение человека. Наброски – очень важная часть работы, позволяющая художнику в полной мере развить свои способности, скорость работы и твердость руки. А так же способствует развитию мышления и воображения, т.к. изучение естественных форм становится хорошей базой под создание настоящих художественных произведений. Для детей эта часть работы также очень важна, т.к. именно она помогает ребенку выйти из шаблонного и абстрактного рисования человека в рисование с натуры. Уроки с набросками делают детей дисциплинированными, полностью вовлеченными в процесс и внимательными, потому что каждому юному художнику (и не только) хочется сделать свой рисунок похожим на позирующего товарища (модель).

Эта методическая рекомендация может использоваться на уроках при выполнении упражнений и практических заданий. Используя ее, преподаватель развивает творческие способности учащихся от самых первых навыков до более сложных, используя пошаговые рекомендации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: