Усадьба Демидовых в Большом Толмачевском переулке




Зорин СС

Архитектор М. Казаков

Первым историческим письменным документом, позволяющим определить владельца усадьбы, в настоящее время является прошение титулярной советницы Анны Демидовой, найденное в фондах Исторического Архива МВД Московской области. Оно было подано 13 июня 1797 года по поводу нового строительства на её дворе, из которого следует, что дом и земельный участок были приобретены Демидовыми у Петра Гаврилова Камещева в 1772 году. По утверждению историков «владение это с каменным домом известно с 1777 года, когда оно принадлежало сыну Прокофия Демидова Аммосу Прокофьевичу Демидову, oт которого перешло к его вдове Анне Никифоровне рождённой кн. Вяземской ». Аммос Демидов был офицером гвардии: в 1776 году он — прапорщик, в 1780 году — титулярный советник. Его жена, княжна Анна Никифоровна Вяземская, происходила из древнейшего русского дворянского рода (её отец Никифор Кондратьевич был учителем царевича Алексея Петровича и пострадал за участие в его деле).

Главное здание в стиле классицизма было построено Демидовыми, предположительно по проекту архитектора М. Казакова. Был ли этот дом построен самим Казаковым, точно не известно, так как не найдено письменных документальных источников, подтверждающих данное предположение. Можно утверждать, что архитектор — автор проекта задния относился к кругу М. Ф. Казакова и его школе. Первоначальное здание отличалось простотой и компактностью объёмов, имело невысокий аттик, рустованный цоколь, нарядные наличники парадного этажа и балкон-козырёк по центру над входом.

Аммос Прокофьевич Демидов посвятил свою жизнь армии, дослужившись до полковника гвардии и получив чин титулярного советника.

К подъему металлургической мощи страны, что закладывалась на чугунолитейных, железо- и медеплавильных демидовских заводах на Урале, руку не приложил. Впрочем, и отец Аммоса, Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786), не унаследовал деловых качеств оборотистых предков, хотя и получил свою долю огромного семейного капитала. Ни об одном представителе демидовского рода не сложено столько легенд, сколько о Прокофии Акинфиевиче.

Прокофий Акинфиевич Демидов. Художник Д. Г. Левицкий

Чудачества никудышного заводчика (увлечение ботаникой, певчими птицами и пчелами) и мотовство, хотя в большинстве случаев — щедрая благотворительность, привели к личному вмешательству государыни Екатерины II, вынужденной позаботиться о состоянии его семерых отпрысков. Значительные капиталы детям Демидова все ж достались, в том числе и Аммосу, сыну Прокофия от первого брака с Матреной Антиповной Пастуховой.

В 1772 году Аммос Прокофьевич с женой Анной Никифоровной, княгиней, аристократкой, представительницей древнего рода Вяземских, обзавелись участком в Замоскворечье. Землю купили у майора Петра Камищева.

Пробивка Лаврушинского переулка, прежде тупика, к Большому Толмачевскому и замкнувшая его усадьба Демидовых композиционно связала Кадашевскую слободу с кварталами Толмачей.

Вид из усадьбы. 1913–1917 гг.

Главный дом усадьбы (Большой Толмачевский пер., 3), выполненный в формах раннего классицизма, без каких бы то ни было пока доказательств по сей день приписывается Матфею Казакову и его школе. Типичный, в принципе, Казаков: компактный прямоугольный объем, рустованный цоколь, парадный этаж и изысканное сочетание гладкой плоскости с нарядной пестротой гипсовых рельефов. Парочка каменных двухэтажных флигелей, обрамляющих дом, формировала парадный двор. Территория усадьбы располагала садом с фруктовыми деревьями, липами и прудом. Внутреннее пространство представляло собой анфилады роскошно убранных комнат с золочеными карнизами и угловыми печами, центр был отмечен великолепным бальным залом. Демидовы любили пустить пыль в глаза, задавая грандиозные рауты.

В 1805 году у ансамбля в Толмачах уже новая владелица, Елизавета Ивановна Загряжская (урожденная Мосолова), в первом браке жена директора Императорских конских заводов, генерал-майора Петра Загряжского. Их сын, генерал-лейтенант Петр Петрович Загряжский, был бравым военным, отличившимся в баталии при Бородино, и его портрет кисти Джорджа Доу украшает знаменитую Военную галерею Зимнего дворца в Петербурге.

Петр Петрович Загряжский. Художник Дж. Доу

Елизавета Ивановна придала еще большей роскоши дворцу, пристроив к нему четырехколонный портик. Овдовев, Загряжская вновь вышла замуж. Избранником стал сосед, вице-адмирал, командир Рижского порта и сенатор Николай Иванович Шешуков. Он жил тут же, в Якиманской части.

В 1812 году дом горел, но поспешно восстановился. Теперь внушительности фасаду добавляет уже крупный шестиколонный коринфский портик, боковые оконные проемы обрамлены медальонами и лепными фризами аллегорических сцен.

 

По всей вероятности, именно в 1820-е годы усадьба обзавелась образцом легендарного демидовского литья, великолепной чугунной оградой, изготовленной в 1760-х годах на нижнетагильском заводе крепостным литейщиком Сизовым (клеймо мастера сохранилось) по чертежам Федора Аргунова. Створки ворот отлиты единым куском, и в этом особая уникальность этого кружева, кажущегося невесомым. Ограда ранее находилась в другом московском владении Демидовых, так называемом Слободском доме на нынешней улице Радио. К слову, в нашем городе три демидовских имения. Кроме двух названных дворец в Гороховском переулке, построенный в 1789–1791 годах по проекту М. Ф. Казакова, где находятся знаменитые «Золотые комнаты».

Однако в 1849 году усадьба вновь благополучно меняет хозяина, отойдя почетному московскому купцу Илье Михайловичу Козлинину, которому, разумеется, захотелось внести что-то свое в облик величественных дворянских чертогов. Дворца купеческая рука не коснулась, но флигели он перестроил: возвел над ними подобие куполов, причем деревянных. Они стали напоминать чем-то даже садовые павильоны.

Через десять лет Козлинина сменила Мария Федоровна Соллогуб (1821–1888), урожденная Самарина — жена советника русского посольства в Вене, графа Льва Соллогуба, невестка писателя Владимира Соллогуба и сестра славянофила и публициста Юрия Самарина. «И ум, и сердце, и характер, все в ней было превосходно. Она имела самаринский тип, волосы рыжеватые, лицо умное и приятное. Образование она получила отличное и, когда хотела, умела вести блестящий светский разговор, приправленный свойственным семье юмором и иронией, однако без всякой едкости и язвительности», — отзывался о Марии Федоровне историк Борис Чечерин. Яркой красотой графиня не блистала, но была прекрасна душой. Дама светская, уже будучи вдовой, Соллогуб устраивает в доме в Большом Толмачевском переулке нечто вроде популярного литературного салона, посещать который имели обыкновение братья Киреевские, Алексей Хомяков, братья Аксаковы, Иван Тургенев. Здесь уютно чувствовали себя и славянофилы, и западники.

В 1882 году Мария Соллогуб за 100 тыс. 500 рублей серебром продает имение Московскому учебному округу, поместившему во дворце 6-ю мужскую гимназию.

Учебное заведение располагается в здании вплоть до 1917 года, лишь во время Первой мировой войны отдав свои помещения госпиталю для душевнобольных воинов. Классы временно переделываются в палаты, в окна вставляются деревянные решетки.

С 1918 года в демидовской усадьбе вновь школа, на этот раз №1 Замоскворецкого района. От гимназии ей достаются архив и громадная библиотека, но на месте большого розария в саду разбивается гимнастическая площадка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: