ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Определение геометрических параметров
Зубчатого колеса
Ознакомиться с конструкцией зубчатого колеса, назначением его отдельных частей. Путем замеров и вычислений определить основные параметры и размеры колеса, результаты занести в таблицу.
Выполнить эскиз зубчатого колеса
Отчет о работе
– Тема
– Цель
– Таблица основных параметров (таблица)
– Эскиз зубчатого колеса в масштабе
– Ответы на контрольные вопросы
– Выводы о проделанной работе.
Цель: Научиться определять размеры прямозубого цилиндрического колеса замером и вычислением, выполнять эскиз колеса.
Оборудование и инструмент: Прямозубое цилиндрическое колесо,
штангенциркуль.
Теоретическое обоснование
В прямозубой передаче зубья входят в зацепление по всей длине. Вследствие погрешностей изготовления передачи и ее износа при работе процесс выхода одной пары зубьев из зацепления и начало зацепления другой пары сопровождаются ударами и шумом, величина которых возрастает с увеличением окружной скорости колес. Прямозубые передачи поэтому применяют при невысоких окружных скоростях.
Элементы эвольвентных зубчатых колес стандартизованы.
Рисунок 1.1
1 Шаг зубьев по делительной окружности p = πd/z,
где z – число зубьев
2 Основной параметр - модуль зубьев m = , мм
т1=т2 = т, так как в зацеплении могут быть зубчатые колеса только одного модуля.
Модуль стандартизован - 1 ряд: 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3, 4; 5; 6; 8 … 80
3 Диаметр делительной окружности: d = mz
4 Делительная окружность делит зуб по высоте на 2 части: головку и ножку
- Высота головки hа = m
- Высота ножки hf =1,25m.
- Высота зуба h =2,25m
5 Диаметр окружности выступов dа = m (z + 2)
|
6 Диаметр окружности впадин df = m(z – 2,5)
7 Расстояние между центрами двух зубчатых колес, находящихся в зацеплении:
Размеры зубчатой передачи могут быть уменьшены при заданном передаточном отношении путем уменьшения числа зубьев меньшего колеса. При изготовлении колеса с малым числом зубьев может происходить подрезание зубьев, т. е. врезание головки зуба стандартного инструмента — рейки, червячной фрезы или долбяка — в ножку зуба колеса (рисунок 1.2). При этом значительно снижается прочность зуба. При проектировании зубчатых передач не следует принимать число зубьев колеса меньше zmin, значение которого для приводных передач рекомендуется zmin ≥17.
Рисунок 1.2
Корригированием называется улучшение профиля зуба. Корригирование применяется для устранения подрезания зубьев шестерни при z<zmin.
В зависимости от назначения, размеров и технологии получения заготовки зубчатые колеса имеют различную конструкцию. Цилиндрические и конические шестерни выполняют как одно целое с валом (вал-шестерня). Это объясняется тем, что раздельное изготовление увеличивает стоимость производства вследствие увеличения числа посадочных поверхностей, требующих точной обработки, а также вследствие необходимости применения того или иного соединения (например, шпоночного).
Насадочные шестерни применяют в случаях, когда они должны перемещаться вдоль вала или в зависимости от условий сборки.
Рисунок 1.3 - Монолитные зубчатые колеса:
S1=2,5m+2мм; dст=0,5d+10мм
При диаметре окружности вершин da£150 мм колеса изготовляют в форме сплошных дисков из проката или из поковок (рисунок 1.3). Зубчатые колеса диаметром da£500 мм получают ковкой (рисунок 1.4), отливкой или сваркой. Колеса диаметром da>500 мм выполняют отливкой или сваркой. Бандажированные или свертные колеса применяют в целях экономии легированных сталей.
|
Рисунок 1.4 - Конструкция кованного колеса при da£500 мм:
S1=2,5 m+2 мм; S2 = 2,5 me(mte)+2 мм; dcт=l,5d+10 мм;
l cт =(0,8...1,5)d; С1 =0,4...0,5b; С2= (2...2,5)S2
Основные конструктивные элементы колеса - обод, ступица и диск (рисунок 1.5).
Обод с зубчатым венцом шириной b воспринимает нагрузку от зубьев и должен быть достаточно прочным и в то же время податливым, чтобы способствовать равномерному распределению нагрузки по длине зуба. Жесткость обода обеспечивает его толщина S.
Ступица - выступающая часть колеса с размерами: dcт, lcт и посадочным отверстием d. Ступица служит для соединения колеса с валом и может быть расположена симметрично, несимметрично относительно обода или равна ширине обода. Это определяется технологическими или конструктивными условиями. Длина ступицы lст должна быть оптимальной, чтобы обеспечить, с одной стороны, устойчивость колеса на валу в плоскости, перпендикулярной оси вала, а с другой — получение заготовок ковкой и нарезание шпоночных пазов методом протягивания.
Диск соединяет обод и ступицу. Его толщина С определяется в зависимости от способа изготовления колеса. Иногда в дисках колес выполняют отверстия, которые используют при транспортировке и обработке колес, а при больших размерах и для уменьшения массы. Диски больших литых колес усиливают ребрами или заменяют спицами. Острые кромки на торцах ступицы и углах обода притупляют фасками f.
|
Рисунок 1.5 - Основные конструктивные элементы колеса
Контрольные вопросы
1. В чем заключаются достоинства и недостатки прямозубых зубчатых колес?
2. Какими способами получают заготовки зубчатых колес?
3. Из каких основных частей состоит зубчатое колесо?
4. Почему шестерни часто выполняют заодно с валом? Как они называются?
5. В каких случаях применяют насадные шестерни?
6. Какое минимальное число зубьев допускается для шестерни?
Таблица 1.1
№ | Величина и её размерность | Обозначение | Способ определения | |
Вычисления | Замер | |||
Число зубьев | Z | - | ||
Диаметр вершин, (мм) | da | - | ||
Модуль зубьев, (мм) (округляем до стандартного значения) | m | m = da /(z+2) | ||
Делительный диаметр, (мм) | d | d = mz | ||
Диаметр впадин, (мм) | df | df = m(z-2,5) | ||
Ширина венца, (мм) | b | - | ||
Диаметр посадочного отверстия, (мм) | d0 | - | ||
Диаметр ступицы, (мм) | dст | - | ||
Длина ступицы, (мм) | lcт | - | ||
Толщина обода, (мм) | S1 | - | ||
Толщина диска, (мм) | C1 | - |