ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Определение геометрических параметров




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Определение геометрических параметров

Зубчатого колеса

Ознакомиться с конструкцией зубчатого колеса, назначением его отдельных частей. Путем замеров и вычислений определить основные параметры и раз­меры колеса, результаты занести в таблицу.

Выполнить эскиз зубчатого колеса

Отчет о работе

Тема

Цель

Таблица основных параметров (таблица)

Эскиз зубчатого колеса в масштабе

Ответы на контрольные вопросы

Выводы о проделанной работе.

Цель: Научиться определять размеры прямозубого цилиндрического колеса замером и вычислением, выполнять эскиз колеса.

Оборудование и инструмент: Прямозубое цилиндрическое колесо,

штангенциркуль.

Теоретическое обоснование

В прямозубой передаче зубья входят в зацепление по всей длине. Вследствие погрешностей изготовления передачи и ее износа при работе процесс выхода одной пары зубьев из зацепления и начало зацепления другой пары сопровождаются ударами и шумом, величина которых возрастает с увеличением окружной скорости колес. Прямозубые передачи поэтому применяют при невысоких окружных скоростях.

Элементы эвольвентных зуб­чатых колес стандартизованы.

 

Рисунок 1.1

1 Шаг зубьев по делительной окружности p = πd/z,

где z – число зубьев

2 Основной параметр - модуль зубьев m = , мм

т12 = т, так как в зацеп­лении могут быть зубчатые колеса только одного модуля.

Модуль стандартизован - 1 ряд: 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3, 4; 5; 6; 8 … 80

3 Диаметр делительной окружно­сти: d = mz

4 Делительная окружность делит зуб по высоте на 2 части: головку и ножку

- Высота головки hа = m

- Высота ножки hf =1,25m.

- Высота зуба h =2,25m

5 Диаметр окружности вы­ступов dа = m (z + 2)

6 Диаметр окружности впадин df = m(z – 2,5)

7 Расстояние между центрами двух зубчатых колес, находящихся в зацеплении:

Размеры зубчатой передачи могут быть уменьшены при заданном передаточном отношении путем уменьшения числа зубьев меньшего колеса. При изготовлении колеса с малым числом зубьев может происходить подрезание зубьев, т. е. врезание головки зуба стандартного инструмента — рейки, червячной фрезы или долбяка — в ножку зуба колеса (рисунок 1.2). При этом значительно снижается прочность зуба. При проектировании зубчатых передач не следует принимать число зубьев колеса меньше zmin, значение которого для приводных передач рекомендуется zmin ≥17.

 

Рисунок 1.2

 

Корригированием называется улучшение профиля зуба. Корригирование применяется для устранения подрезания зубьев шестерни при z<zmin.

В зависимости от назначения, размеров и технологии получения заготовки зубчатые колеса имеют различную конструкцию. Цилиндрические и конические шестерни выполняют как одно целое с валом (вал-шестерня). Это объясняется тем, что раздельное изготовление увеличивает стоимость производства вследствие увеличения числа посадочных поверхностей, требующих точной обработки, а также вследствие необходимости применения того или иного соединения (например, шпоночного).

Насадочные шестерни применяют в случаях, когда они должны перемещаться вдоль вала или в зависимости от условий сборки.

Рисунок 1.3 - Монолитные зубчатые колеса:

S1=2,5m+2мм; dст=0,5d+10мм

При диаметре окружности вершин da£150 мм колеса изготовляют в форме сплошных дисков из проката или из поковок (рисунок 1.3). Зубчатые колеса диаметром da£500 мм получают ковкой (рисунок 1.4), отливкой или сваркой. Колеса диаметром da>500 мм выполняют отливкой или сваркой. Бандажированные или свертные колеса применяют в целях экономии легированных сталей.

Рисунок 1.4 - Конструкция кованного колеса при da£500 мм:

S1=2,5 m+2 мм; S2 = 2,5 me(mte)+2 мм; dcт=l,5d+10 мм;

l cт =(0,8...1,5)d; С1 =0,4...0,5b; С2= (2...2,5)S2

Основные конструктивные элементы колеса - обод, ступица и диск (рисунок 1.5).

Обод с зубчатым венцом шириной b воспринимает нагрузку от зубьев и должен быть достаточно прочным и в то же время податливым, чтобы способствовать равномерному распределению нагрузки по длине зуба. Жесткость обода обеспечивает его толщина S.

Ступица - выступающая часть колеса с размерами: d, l и посадочным отверстием d. Ступица служит для соединения колеса с валом и может быть расположена симметрично, несимметрично относительно обода или равна ширине обода. Это определяется технологическими или конструктивными условиями. Длина ступицы lст должна быть оптимальной, чтобы обеспечить, с одной стороны, устойчивость колеса на валу в плоскости, перпендикулярной оси вала, а с другой — получение заготовок ковкой и нарезание шпоночных пазов методом протягивания.

Диск соединяет обод и ступицу. Его толщина С определяется в зависимости от способа изготовления колеса. Иногда в дисках колес выполняют отверстия, которые используют при транспортировке и обработке колес, а при больших размерах и для уменьшения массы. Диски больших литых колес усиливают ребрами или заменяют спицами. Острые кромки на торцах ступицы и углах обода притупляют фасками f.

Рисунок 1.5 - Основные конструктивные элементы колеса

 

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются достоинства и недостатки прямозубых зубчатых колес?

2. Какими способами получают заготовки зубчатых колес?

3. Из каких основных частей состоит зубчатое колесо?

4. Почему шестерни часто выполняют заодно с валом? Как они называются?

5. В каких случаях применяют насадные шестерни?

6. Какое минимальное число зубьев допускается для шестерни?

 

Таблица 1.1

Величина и её размерность Обозначение Способ определения
Вычисления Замер
  Число зубьев Z -  
  Диаметр вершин, (мм) da -  
  Модуль зубьев, (мм) (округляем до стандартного значения) m m = da /(z+2)  
  Делительный диаметр, (мм) d d = mz  
  Диаметр впадин, (мм) df df = m(z-2,5)  
  Ширина венца, (мм) b -  
  Диаметр посадочного отверстия, (мм) d0 -  
  Диаметр ступицы, (мм) dст -  
  Длина ступицы, (мм) lcт -  
  Толщина обода, (мм) S1 -  
  Толщина диска, (мм) C1 -  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: