В БЛАГОРОДНЫХ ЦЕЛЯХ
:)
1. Предмет, система и значение учебной дисциплины «судоустройство».
Предмет: теория и история судебной системы; правовые нормы, определяющие задачи, полномочия и организацию суда, а также других правоохранительных органов.
Система: 1) общая часть – общие вопросы теории курса; 2) особенная часть – организация судебной системы, органов юстиции, прокуратуры, органов дознания, адвокатуры, нотариата и т.д. В РБ; 3) специальная часть – организация юстиции в зарубежных странах.
Значение: предмет «судоустройство» является специальным юридическим курсом, служит звеном в подготовке юриста, знакомит с устройством и функционированием юстиции в РБ, учит владеть юридической терминологией, развивает правовое мышление и правовую культуру.
2. Соотношение дисциплины «судоустройство» с другими юридическими дисциплинами.
Предмет «Судоустройство» теоретически и терминологически основывается на курсе «Общей теории права», являющимся методологической дисциплиной для отраслевых курсов;
В историческом аспекте изучение судоустройства опирается и тесно связано с курсами «История государства и права зарубежных стран» и «История государства и права Беларуси», а также:
- с курсом конституционного права, развивая и конкретизируя конституционные положения, касающиеся организации, задач и полномочий судов и других правоохранительных органов.
- с курсом административного права, рассматривая вопросы организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов и других правоохранительных органов, что входит в предмет курса административного права.
- с курсами «гражданский процесс» и «уголовный процесс», «прокурорский надзор», являясь вступительным к изучению этих курсов, подробно рассматривающих отдельные вопросы деятельности судов и других правоохранительных органов.
Есть мнение о целесообразности выделения отдельной отрасли права – судебного права, нормы которого регулируют организацию и деятельность суда и др. органов.
3. Правоохранительная деятельность, её признаки и задачи.
Определение П.Д. в законодательстве отсутствует.
П.Д. – вид государственной деятельности, вытекающий из правоохранительной функции государства. П.Д. – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению мер принуждения в необходимых случаях.
Признаки (черты) – П.Д. строго основывается на законе, являет собой правоприменение, осуществляется в строго регламентированной законом форме, связана с применением государственного принуждения (юридических санкций), осуществляется специальными гос. Органами и должностными лицами, хотя в некоторой мере правоохранительная функция присуща всем гос. Органам.
Задачи – 1) охрана прав и законных интересов участников правоотношений; 2) восстановление нарушенных прав и справедливости; 3) выявление, пресечение и раскрытие преступлений; 4) обеспечение правопорядка и законности.
4. Понятие о правоохранительных органах, суде и органах юстиции;
5. Задачи суда и правоохранительных органов.
Правоохранительные органы – особые государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность в предусмотренном законом порядке (в целях укрепления законности, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону). Каждый орган выполняет соответствующую правоохранительную функцию.
Суд (окончательное разрешение споров), прокуратура (прокурорский надзор), органы дознания и следствия (выявление и расследование преступлений), органы юстиции (организационно-техническое обеспечение судов и управление в сфере юстиции), нотариат, правовая служба, адвокатура (оказание юр. помощи и защиты по уголовным делам; адвокатура – не государственный орган).
Суд занимает ведущее место и особое положение в системе правоохранительных органов.
Суд – государственный орган, призванный разрешать споры (конфликты), возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия.
Органы юстиции – понятие традиционно употреблялось для обозначения всех органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. В настоящее время – включают только министерство юстиции и его органы на местах (управления юстиции облисполкомов и мингорисполкома).
6. Правовые источники дисциплины.
Правовые источники дисциплины «судоустройство» – система законодательных и других нормативно-право-вых актов, регулирующих задачи, компетенцию и организацию суда и др. правоохранительных органов, определяющих их систему, состав, структуру и порядок образования, а также исходные начала деятельности.
На сайте Верховного суда приведены основные правовые акты, являющиеся основной судоустройства:
1. Конституция РБ 1994 года (с изм. и доп.) – Глава 6 «Суд» [ глава 7 «Прокуратура» ]
2. Декрет Президента РБ от 29.11.2013 г. №6 «О совершенствовании судебной системы РБ»
3. Указ Президента РБ от 29.11.2013 г. №529 «О некоторых вопросах деятельности судов РБ»
4. Указ Президента РБ от 29.11.2013 г. №530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов»
5. Кодекс РБ от 29.06.2006 г. №139-3 «О судоустройстве и статусе судей»
6. Закон РБ от 14.06.2003 г. №204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»
В РБ действуют также:
- Закон РБ от 08.05.2007 «О прокуратуре РБ»
- Закон РБ от 15.06.1993 «Об адвокатуре»
- Закон РБ от 09.07.1999 «Об оперативно-розыскной деятельности»
- Закон РБ от 17.07.2007 «Об органах внутренних дел РБ»
- Закон РБ от 03.12.1997 «Об органах государственной безопасности РБ»
- Закон РБ от 18.07.2004 «О нотариате и нотариальной деятельности» и др.
Возможна классификация по иерархическому признаку:
1. Конституция РБ (глава 6, 7)
2. Международные документы
3. Законы
3.1. Кодексы («О судоустройстве…», Процессуальные кодексы)
3.2. Некодифицированные законы («О прокуратуре», «Об адвокатуре», «Об ОВД РБ»…)
4. Декреты и указы Президента
5. Иные НПА
5.1. Постановление Совмина №1605
5.2. Постановления пленума Верховного суда
5.3. Постановления Минюста
7. Международные стандарты организации и деятельности суда и правоохранительных органов.
Согласно ст. 8 Конституции Республики Беларусь Республика Беларусь признает приоритет международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, противоречащих Конституции. Это позволяет считать международно-правовые акты, ратифицированные республикой, составной частью её правовой системы.
В систему документов, создающих международные стандарты в области прав человека, в т.ч. и в сфере правосудия, входят:
• Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
• Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
• Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);
• Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.);
• Европейская хартия о статусе судей (1998 г.);
• Основные положения о роли адвокатов (1990 г.);
• Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);
• Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.);
• Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990 г.) и другие.
Перечисленные документы отражают и закрепляют общечеловеческие, универсальные правовые ценности мирового сообщества об организации судебной власти, осуществлении правосудия и иной правоохранительной деятельности.
8. Судебно-правовая реформа в РБ. Её концепция, цели и основные направления.
По поручению Верховного Совета РБ была разработана Концепция судебно-правовой реформы как система научно-обоснованных идей и положений о путях реформирования юстиции и правовой системы в целом. Одобрена Парламентом 23 апреля 1992 г.
Осуществить судебную реформу изолированно невозможно. Это можно сделать лишь в контексте реформы всей правоохранительной системы. К тому же изолированно, только на основе правовых норм, невозможно осуществить преобразования судебной власти. Нужны соответствующие экономические и политические условия, а также определённая переориентация социального регулирования правосудия в целом.
Концепция СПР – отправной документ проведения реформы. Состоит из 10 разделов:
I. Необходимость судебно-правовой реформы
II. Судебная власть и судебная организация
2.1. Понятие и назначение судебной власти в правовом государстве
2.2. Конституционные основы судебной власти
2.3. Судебная система
2.3.1. Мировой суд
2.3.2. Межрайонные (окружные) суды
2.3.3. Областные, Минский городской суды
2.3.4. Верховный Суд
2.3.5. Областные и приравненные к ним хозяйственные суды
2.3.6. Высший Хозяйственный Суд
2.3.7. Конституционный Суд
2.3.8. Специализированные суды
2.3.9. Правовой статус судей и судейское самоуправление
III. Предварительное расследование
IV. Прокурорский надзор
V. Органы юстиции
VI. Адвокатура и гарантии оказания юридической помощи
VII. Органы внутренних дел и государственной безопасности
VIII. Общественные формирования юристов
IX. Реформа законодательства
X. Этапы реализации Концепции судебно-правовой реформы
10.1. Подготовительный этап
10.1.1. Внесение изменений в действующее законодательство
10.1.2. Разработка и принятие законов Республики Беларусь
10.1.3. Организационные меры
10.2. Переходный этап
10.3. Завершающий этап
Главные цели судебно-правовой реформы:
• создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства;
• утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов;
• воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям.
Большая часть предусмотренных Концепцией мер реализована. Обновлена правовая база юстиции, приняты кодексы и законы, регламентирующие её организацию и деятельность: о Конституционном суде, о прокуратуре, об адвокатуре, Закон о судоустройстве и статусе судей, о хозяйственных судах и др. Утверждена независимая и самостоятельная судебная власть. Расширены судебная юрисдикция и право на судебную защиту, усилены гарантии судейской независимости и прав личности в уголовном процессе, ответственность за неуважение к суду и неявку в судебное заседание, введено единоличное рассмотрение гражданских и некоторых категорий уголовных дел, и др.
9. Значение решений съездов судей для совершенствования организации и деятельности судебной системы.
I съезд судей Республики Беларусь, 5 декабря 1997 г. оказал активное влияние на формирование судейского сообщества и его органов. Принял Кодекс чести судьи, Положение о республиканском Совете судей и избрал его первый состав. В своей резолюции первый съезд судей поручил Республиканскому совету судей совместно с Конституционным, Верховным и Высшим хозяйственным судами разработать предложения по совершенствованию судебной системы, пересмотру соответствующих положений Концепции судебно-правовой реформы и Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», других актов законодательства, касающихся судебной деятельности, и приведению их в соответствие с Конституцией Республики Беларусь. В результате:
- разработана программа по кодификации и систематизации законодательства,
- приняты новые Гражданский, Гражданско-процессуальный, Хозяйственный, Хозяйственно-процессуаль-ный, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Жилищный, Трудовой и др. кодексы.
- с 1998 г. введено единоличное рассмотрение гражданских дел, изменены сроки их рассмотрения.
- упорядочены ставки государственной пошлины,
- приняты нормативы нагрузки судей.
- специальным Указом Президента создан Институт переподготовки и повышения квалификации судей
II съезд судей Республики Беларусь, 21 февраля 2002 г. констатировал, что судебная власть, как самостоятельная ветвь государственной власти в республике, состоялась. Был принят курс на дальнейшее укрепление судебной системы, способной обеспечивать эффективную защиту прав и свобод граждан, конструктивное взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти. В качестве стратегических направлений деятельности обозначены улучшение досудебной подготовки дел, повышение качества их рассмотрения в судах, достижение высокой культуры проведения судебных процессов. Особое внимание было обращено на недопустимость формально-бюрократического подхода к рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц, необходимость значительно сократить сроки рассмотрения дел в судах, обеспечить безусловное исполнение судебных решений, развивать специализацию судей по рассмотрению наиболее сложных и значимых категорий дел, как в общих, так и в хоз. судах.
В своей резолюции второй съезд судей перечисляет достижения проводимой реформы за пройденный период, а также определяет моменты и направления, требующие дальнейшего реформирования и усовершенствования, а в частности, среди прочего, указывает на то, что:
- необходимо принятие нового комплексного законодательного акта о судоустройстве;
- следует выработать более действенный правовой механизм пересмотра принятых по первой инстанции решений путём введения апелляционного производства;
- следует ускорить принятие новых Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушения
- необходимо совершенствовать в целом систему исполнения постановлений судов и других органов путём принятия Закона РБ «Об исполнительном производстве» и расширения полномочий судебных исполнителей;
- целесообразно принять концепцию кадровой политики в области подготовки, расстановки и использования юридических кадров на основе Концепции государственной кадровой политики.
В результате:
- в 2004 году принят новый Хозяйственный процессуальный кодекс
- расширен круг полномочий судов кассационных инстанций по гражданским делам
- приняты и с 1 марта 2007 года вступили в действие новые КоАП и ПИКоАП
- с 13 января 2007 г. вступил в действие Кодекс о судоустройстве и статусе судей
- 25 марта 2008 г. состоялось расширенное совещание судей и руководителей судов с участием Президента
10. Новый этап судебно-правовой реформы в РБ (2011-2014 гг.)
3 июня 2011 г. состоялось совещание у Президента страны по вопросам совершенствования деятельности общих судов. По его итогам Глава государства Указом от 10 октября 2011 года № 454 утвердил Послание о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь, открывшее очередной этап судебно-правовой реформы и развития институтов судебной власти.
«Послание» предусмотрело ряд серьёзных шагов по дальнейшему совершенствованию и развитию законодательства, а также повышению эффективности судопроизводства. Была определена необходимость обеспечить высокий уровень доступности правосудия; принять исчерпывающие меры к искоренению волокиты при судебном производстве; обеспечить строгое соблюдение презумпции невиновности по уголовным и административным делам; повысить качество процессуальных документов; неуклонно соблюдать принцип индивидуализации уголовной ответственности и наказания.
Пленумом Верховного Суда 20 декабря 2013 года было принято постановление «Об обеспечении гласности при осуществлении правосудия и о распространении информации о деятельности судов».
Создание единой системы судов общей юрисдикции. Реформирование самой структуры судебной системы и принципов управления ею.
29 ноября 2013 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь». В соответствии с его положениями в Республике Беларусь с 1 января 2014 года общие и хозяйственные суды были объединены в единую систему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Республики Беларусь. Одновременно из организационной структуры судов были выведены судебные исполнители с образованием централизованной службы принудительного исполнения судебных решений в системе Министерства юстиции. Наличие в нашей стране, относительно небольшой по территории и численности населения, фактически двух самостоятельных судебных систем также не в полной мере соответствовало конституционному принципу единства судебной системы. Фактически и общие, и хозяйственные суды применяли одни и те же нормы гражданского и административного права, административного процесса, что неизбежно порождало проблему различного толкования одних и тех же правовых норм в судебной практике, споров о подведомственности дел и т.п.
В Верховном Суде Республики Беларусь была образована судебная коллегия по экономическим делам, основу которой составили руководство и судьи бывшего Высшего Хозяйственного Суда. В качестве специализированных судов были сохранены хозяйственные суды областей (г. Минска). Они были переименованы в экономические суды. Это более точно соответствовало характеру осуществляемых ими полномочий, к которым относится разрешение не только сугубо хозяйственных, но и целого ряда других споров в сфере экономических отношений.
С 1 июля 2014 года ликвидированы Белорусский военный суд и межгарнизонные военные суды, упразднена Военная коллегия Верховного Суда. Полномочиями по рассмотрению и разрешению дел и споров, ранее подсудных военным судам, наделены соответственно областные (Минский городской) и районные (городские) суды.
Подверглась реформированию и система органов судейского сообщества. В соответствии с положениями Декрета № 6 были созданы Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда и квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (г. Минска).
До состоявшегося объединения разрешение вопросов кадрового и материально-технического обеспечения общих судов (за исключением Верховного Суда) длительное время возлагалось на Министерство юстиции и его органы на местах. В то же время в системе хозяйственных судов эти функции долгие годы выполнялись самими судами. Объединение двух систем поставило на повестку дня и вопрос обеспечения централизованного выполнения и этих функций.
Наиболее рациональным было признано создание соответствующих структурных подразделений непосредственно в аппарате Верховного Суда и в судах областного звена. Это позволяет обеспечивать необходимую координацию с деятельностью судебных коллегий, ответственных за формирование правильной и единообразной судебной практики, а в совокупности – обеспечивать необходимое качество и оперативность правосудия, проводить эффективную кадровую политику, рационально использовать бюджетные средства, выделяемые на финансирование судебной системы.
11. Понятие судебной власти и её назначение в правовом государстве.
В определении понятия судебной власти возможны два подхода:
w государственно-правовой: «С.В. – это присущие судам возможности влиять на поведение людей и социальные процессы»
w организационно-функциональный: «С.В. – это совокупность судов, судебная система».
Свойства судебной власти:
- самостоятельность (в организационном отграничении от других ветвей власти)
- полнота и исключительность (полнота полномочий суда в своих решениях и исключительная принадлежность права осуществления правосудия только судам).
- объективность и беспристрастность (при личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела судья подлежит отводу или должен заявить самоотвод).
- верховенство в системе юстиции (суды осуществляют принадлежащую им власть «именем Республики Беларусь», независимо от чьей-либо воли; именно суду принадлежит окончательное слово)
- политическая нейтральность (один из аспектов беспристрастности; судьи не могут быть членами партий, участвовать в митингах, финансировать политическую деятельность)
- легитимность (судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержки и признании авторитета выносимых ею решений).
Назначение судебной власти (= задачи судов, ст.6 Кодекса о судоустройстве)
«Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать конституционный строй Республики Беларусь, гарантированные Конституцией Республики Беларусь права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и её непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
Общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны з ащищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений. »
12. Взаимоотношения С.В. с Президентом, законодательной и исполнительной ветвями власти.
ü Президент. Судьи районных (городских), областных (Минского городского) судов, председатели районных (городских), областных (Минского городского) судов, заместители председателя областных (Минского городского) судов, назначаются Президентом по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.
Судьи Верховного Суда, председатель Верховного суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Первый заместитель Председателя, заместители Председателя Верховного Суда назначаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда из числа судей Верховного Суда.
Шесть судей Конституционного суда назначаются Президентом; шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь назначается Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Конституционного Суда. К присяге судьи Конституционного Суда приводятся Президентом в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания, Председателя Верховного Суда.
В заседаниях Пленума Верховного Судавправе принимать участие:
- Президент Республики Беларусь и его представители;
- председатели палат Национального собрания Республики Беларусь и их заместители,
- Премьер-министр Республики Беларусь и его заместители;
Присвоение квалификационных классов, понижение в к.к. и лишение к.к. судей общих судов (кроме председателей, зам. председателей и судей Верховного Суда) производятся Президентом по совместному представлению Председателя Верховного Суда и Министра юстиции. Присвоение к.к. Председателю, зам. Председателя и судьям Конституционного Суда, председателю Верховного Суда производится Президентом при назначении (избрании) их на должность. Присвоение к.к., понижение в к.к. и лишение к.к. зам. председателей и судей Верховного Суда производятся Президентом по представлению Председателя Верховного Суда.
ü Законодательная власть в лице Национального собрания РБ принимает законы, определяющие организацию и деятельность судебной власти. Однако вмешательство в рассмотрение конкретных дел со стороны Парламента недопустимо. Законодательный орган не вправе пересматривать судебные решения, отменять и изменять акты правосудия.
Будучи подзаконной, судебная власть участвует в законотворческой деятельности в присущих ей формах: путём обращения к субъектам права законодательной инициативы о принятии нового закона либо внесении изменений или дополнений в тот или другой нормативно-правовой акт или его отмене, участия в обсуждении законопроектов, их разработке и т.д.
Конституционный Суд активно участвует в правотворческом процессе, выполняя свою основную функцию: дачи заключений о соответствии Конституции нормативно-правовых актов.
ü Исполнительная власть в лице Министерства юстиции и его главных управлений на местах осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов, т.е. их кадровое, ресурсное, организационное и информационное обеспечение.
Судебная власть, в свою очередь, осуществляет проверку законности решений местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов, которые ограничивают или нарушают права, свободы и законные интересы граждан, а также законности действий и решений органов и должностных лиц исполнительной власти.
13. Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными организациями, преследующими политические цели.
1). В связи с демократическими преобразованиями в стране вопрос о деполитизации и департизации правоохранительных органов встал очень остро в 1989-1990 гг.
Первый шаг в этом направлении – Указ Президента СССР от 24 августа 1991 г. «О прекращении деятельности политических партий и политических движений в Вооружённых Силах, правоохранительных органах и государственном аппарате». 25 августа того же года аналогичный акт был принят Верховным Советом БССР.
Позже этот вопрос был решён в Беларуси на конституционном уровне, а затем и в «Законе о судоустройстве и статусе судей» (ст. 61) и в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст. 88). На судью распространяются ограничения, связанные с государственной службой. Судьи не могут быть членами Совета Республики, Национального собрания, депутатами палаты представителей, местных Советов депутатов, а также членами политических партий и иных общественных объединений.
2). В РБ к компетенции судов отнесено рассмотрение жалоб общественных объединений на отказ органов юстиции в регистрации, а также исков и представлений о прекращении деятельности партий и общественных объединений в связи с нарушением требований ст. 5 Конституции Республики Беларусь, запрещающей им заниматься деятельностью, имеющей целью насильственное изменение конституционного строя, либо пропагандой войны, возбуждением национальной, религиозной и расовой вражды.
Представления о ликвидации указанных общественных объединений вносятся в Верховный Суд Республики Беларусь министерством юстиции или Прокуратурой республики. При положительном решении этого вопроса Верховным Судом министерство юстиции исключает ликвидированные партии из Государственного реестра политических партий, а местные органы юстиции снимают их организационные структуры с учёта (Закон Республики Беларусь «О политических партиях», ст. 20).
14. Понятие и отличительные признаки правосудия.
Правосудие – регулируемая законом деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях в установленном порядке юридических дел с применением в необходимых случаях от имени государства мер государственного воздействия (юридических санкций) к правонарушителям в целях охраны от посягательств прав и свобод граждан, защиты нарушенного либо оспариваемого права либо охраняемых законом интересов, а также нравственно-правового воспитания населения и предупреждения правонарушений.
Правосудие – это правоприменительная, правоустанавливающая, правоохранительная и правовоспитательная деятельность органов судебной власти (судов), осуществляемая в установленном законом порядке в целях восстановления права и справедливости. Не является правосудием юрисдикционная деятельность других государственных органов и общественных организаций.
Правосудие – главная и основная функция судебной власти, так как судебная власть реализуется посредством правосудия. Судебная власть – более широкое понятие, поскольку, кроме правосудия, она включает и выполнение других функций (внутриорганизационную деятельность суда, связанную с созданием условий для осуществления правосудия, аналитическую работу, приём граждан и рассмотрение их жалоб и заявлений, осуществление контроля за досудебным производством по уголовным делам, участие в формировании судейского корпуса и т.п.).
Правосудию присущ ряд отличительных признаков:
– правосудие может осуществляться только особым органом – судом (судьёй);
– правосудие осуществляется судом не произвольно, а посредством конкретных, установленных законом способов. В зависимости от способа осуществления правосудия и специфики разрешаемых судом дел различают следующие виды правосудия: по гражданским делам, по хозяйственным делам, по административным делам, по уголовным делам;
– правосудие осуществляется в процессуальной форме, под которой понимается установленный процессуальным законом порядок производства судом по делу в целом, а также условия, последовательность проведения судом отдельных действий. В соответствии со ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей – правосудие осуществляется посредством гражданского, уголовного, административного и хозяйственного судопроизводства;(кроме того, выделяется конституционное судопроизводство, осуществляемое Конституционным судом при выполнении функции конституционного контроля, определении конституционности нормативных актов).
– как правило, правосудие осуществляется с применением судом мер государственного принуждения.
15. Понятие, значение и система конституционных основ судебной власти
Конституционные принципы судебной власти – это закреплённые в Конституции Республики Беларусь основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.
Верно говорить о конституционных принципах судебной власти, а не о принципах правосудия, т.к. конституционные предписания относятся не только к осуществляемой судом функции правосудия, но и к судебной власти в целом.
Свою детальную регламентацию конституционные принципы судебной власти получили в правовых источниках дисциплины «Судоустройство» и процессуальном законодательстве.
Основные конституционные положения:
• судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам;
• независимость судей и подчинение их только закону;
• недопустимость совместительства для судей, кроме преподавательской и научно-исследовательской работы;
• осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соотв. с ними иных НПА;
• коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;
• открытое рассмотрение дел во всех судах;
• осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон;
• право сторон на обжалование судебных постановлений (актов);
• право граждан на судебную защиту;
• право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь;
• презумпция невиновности;
• выборность и назначение судей.
Значение. Конституционные основы судебной власти – являют собой отражение воли народа, отражение международных стандартов в национальном законодательстве, отражение определённых правовых теорий, взглядов учёных; подлежат непосредственному применению на практике; являются фундаментом для развития законодательства; способствуют стабильности законодательства.
16. Принадлежность судебной власти судам
Смысл данного принципа состоит в том, что функция осуществления судебной власти предоставлена только судам. Это закреплено в ст.ст. 6, 26, 109 Конституции, ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, иных правовых источниках. Ни один другой орган (должностное лицо) не обладает такими полномочиями. Перечень действующих на территории республики судов перечислен в статье 5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Образование чрезвычайных судов запрещено (т.е. запрещено осуществление судебной процедуры, отличающейся от обычной, даже в условиях чрезвычайного положения).
17. Независимость судей при осуществлении правосудия и подчинение их только закону. Гарантии судейской независимости.
Статья 110 Конституции гласит: «Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечёт ответственность по закону».
Судьи независимы от незаконного вмешательства в их деятельность по осуществлению правосудия (законным вмешательством является предоставление доказательств, заявление ходатайств, отвод и др.) Независимость внешняя – от любых внешних источников (прокуратуры, парламента, участников процесса…), внутренняя (внутри системы) – от других судей, руководителей судов, вышестоящих судов.
Независимость является как правом, так и обязанностью судьи.
Гарантии независимости:
- особый порядок назначения и снятия с должности судей (президентом)
- неприкосновенность судей (особый порядок их привлечения к ответственности)
- создание надлежащих организационно-технических условий и материальное обеспечение судьи.
- тайна совещания
- ответственность за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность и др.
18. Недопустимость совместительства для судей.
Данный принцип является одним из конституционных положений о судебной власти, а также одной из гарантий независимости судей. Статьёй 111 Конституции предписывается недопустимость осуществления судьями предпринимательской деятельности и выполнения иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской и научно-исследовательской.
19. Осуществление правосудия на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных НПА.
Подзаконность – одно из свойств судебной власти. Статья 112 Конституции устанавливает, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.
Подзаконность судебной деятельности означает, что суд проводит судебное разбирательство в установленном законом порядке и разрешает дела на основе действующих нормативных актов, а не создаёт своим решением новые нормы права, не порождает субъективные права и обязанности конкретных лиц.
Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь», уголовно-процессуальное, гражданско-процессуаль-ное, хозяйственно-процес